CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2011 arrow теоретический журнал credo new arrow Критика и библиография
Критика и библиография

Критика и библиография



ОПЫТ ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА СОВРЕМЕННОГО МОНАШЕСТВА: ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДНУ КНИГУ


Рецензия на книгу: Астэр И.В. Современное русское православное монашество: социально-философский анализ. - СПб: Издательство ООО «Архей», 2010. – 199 с.

Монография И.В. Астэр  посвящена малоизученной проблеме религиоведения: сущности, форме существования и деятельности современных православных монастырей в России. Нет нужды говорить, что автор предлагает грамотный, объективный, комплексный подход к проблеме: философский, социологический, социально-психологический и т.п.
Какие отдельные идеи и факты, изложенные в монографии, привлекли наше внимание?
Во-первых, поражает скачкообразный рост популярности и привлекательности монастырской жизни в современной России: «… в 1988 году в России было всего 18 православных монастырей, то уже в 2008 году действующих монастырей стало 459…» (с.5). При этом мы не должны забывать, что поселения, подвория, скиты организуются не только в лоне Православной Церкви, много подобных поселений учреждают и другие религиозные и духовные конфессии.  Автор видит в этом тенденцию к предпочтению альтернативных форм социального бытия вследствие конфликта личности и общества. В самом деле, массовый «исход в монастырь» падает на трудные перестроечные времена. Ряд авторов перестроечного периода указывали на неспособность (возможно, нежелание) людей принять новую социальную реальность, адаптироваться к ней и как выход – уход в монастырь (см., например, работы Г.И. Абелева,  А.Баркер, А.А.Скородумова и т.д.). Мы полагаем, что массовый исход - это некий симптом серьезного духовного раскола в Российском обществе. Это - несогласие отдельных слоев населения с производимыми переменами, утрата духовного единства нации.
Вторая интересная идея книги – изменение акцентов в формах деятельности современных  монастырей. Они привлекли много образованных, интеллигентных людей, которые и там продолжают духовное, интеллектуальное, культурное служение: развитие православных идей, популяризация духовных книг, исследования истории Православной церкви, возрождение церковной музыки, живописи и пения.   
Третья весьма полезная находка автора – рассмотрение монастыря как социального института. Несомненно, весьма интересно понять, каково место монастырей в обществе, их роль, функции, значение и влияние на жизнь остального социума. Автор умело и тактично подчеркивает выраженную специфику социальной организации монастырей:  централизм, иерархичность, некорыстное служение и т.д. В подобном  социологическом анализе – несомненная новизна работы.
Таким образом, в монографии И.В. Астэр можно найти много полемичных, новых, оригинальных идей, требующих широкого и всестороннего обсуждения.

Волкова Антонина Никитична, д. филос. н., профессор кафедры связей с общественностью и психологии массовых коммуникаций ЛГУ им. А.С.Пушкина, volkova. antonina@inbox.ru

РАЗМЫШЛЕНИЯ НЕСПЕЦИАЛИСТА О ФЕНОМЕНЕ СОВРЕМЕННОГО МОНАШЕСТВА
Монография И.В. Астэр представляет собой оригинальное многоплановое сочинение, необычное для потока богословских, философских и культурологических трудов новейшего времени, осмысляющих или апологизирующих православие, православную церковь, её структуры и деятельность.
Автор стремится к объективности изложения, что позволяет читателю делать собственный анализ представленных фактов и собственные выводы. Перед читателем неторопливо и планомерно развёртывается картина устоев и эволюции русского православного монашества, исторического прошлого монастырей и их современного состояния. Рассматриваются их социальный и социально-экономический статус, культура взаимодействий с миром и внутренних взаимодействий,  их уклад и нравы насельников.
Хотелось бы подчеркнуть два момента, вернее, два вывода, которые напрашиваются после изучения этой крайне полезной монографии. Оба они являются социальными аспектами видения православного монашества, монастырей и монастырского быта.
С одной стороны, монастыри предстают как иерархизированные, бюрократизированные структуры. Тем не менее, и в них люди остаются людьми со свойственными человеческим сообществам неформальными взаимоотношениями, наличием неформальных лидеров и иерархии. Таким образом, уединение от мира, молитва и послушание не предохраняют от групповых взаимодействий, характерных для человека как существа социального.

С другой стороны, уход от мира приводит к двойственным результатам. В конечном итоге, в идеале достижение благодати как цель монашеского подвижничества означает десоциализацию – разрыв непосредственных связей с социальным окружением и обществом. Практика индивидуального подвижничества это доказывает. Замена непосредственных связей связями через предстоятельство, - через молитву и некие незримые духовные нити, - не восполняет эффекта десоциализации. Человек начинает жить по иным законам бытия.

С точки зрения проживания в ином понятийном пространстве, по другим правилам и стандартам и монастыри представляют собой острова субкультуры, имеющей отличные от светского общества нормы и ценности.
С этой же точки зрения и сама православная церковь, как бюрократическая организация, владеющая землёй и практически бесплатными трудовыми ресурсами в виде трудников и в меньшей степени послушников, имеет тенденцию стать государством в государстве. Как организация тоталитарная, т.е. предполагающая единомыслие, единоначалие, жёсткую иерархическую структуру и основанная на этих началах, она может иметь целью и задачей власть как таковую.
Поэтому светское значение монастырей, которые, в свою очередь, тоже являются бюрократиями, имеет двойственный характер. С одной стороны они дают пример нестяжательного служения, трезвой жизни, любви к ближнему. С другой стороны они подчиняются в первую очередь вышестоящим церковным структурам и, соответственно, являются составными частями, ингредиентами общества в обществе, государства в государстве.
В книге И. В. Астэр нет прямых указаний на перспективы развития православных структур и их взаимоотношений с обществом. Читателю понятно, что возврат к ситуации православного Российского государства с идеологией «православие, самодержавие, народность» по многим причинам нереален. Тем не менее, книга ставит много вопросов, которые в этом плане весьма актуальны и требуют серьёзного осмысления. 

Нестерова Галина Федоровна, к. б. н., доцент кафедры теории и технологии социальной работы СПбГИПСР,  ooligadet@gmail.com

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку