CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
О применимости характеристики истинности к восприятию значка ,Ю.И. Семенов

Ю.И. Семенов

О ПРИМЕНИМОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИННОСТИ К ВОСПРИЯТИЮ ЗНАЧКА

           В статье "Одно-предметные структуры нерефлексивного типа на основе двойственной природы значка" было показано, что, если объектом чувственного восприятия выступает значок или совокупность значков, то в рамках субъект-объектного познавательного отношения возникает одно-предметная структура. Элементами этой структуры являются объект чувственного восприятия и объективная форма выражения этого чувственного восприятия. Функции этих элементов выполняет при этом один и тот же значок или одна и та же совокупность значков. Это означает, что объект чувственного восприятия и объективная форма выражения этого чувственного восприятия полностью, или даже абсолютно, совпадают.
           Здесь возникает вопрос, является ли этот факт абсолютного совпадения объекта чувственного восприятия и объективной формы выражения этого чувственного восприятия достаточным основанием для рассмотрения указанного совпадения как познавательного отношения и применения характеристики истинности к объективной форме выражения чувственного восприятия?
           Напомним, что объективная форма выражения имеющегося чувственного восприятия значка является одновременно и самим значком. Это обстоятельство обусловлено онтической природой значка, создаваемого субъектом. Какой бы сложности не был значок факт совпадения объективной формы выражения чувственного восприятия значка и самого значка имеет место исходя из самой природы значка. Однако, при увеличении сложности значка выше предела способности чувственного восприятия к достаточно полному и точному восприятию значка может возникать неадекватность чувственного восприятия (образа) значка к самому значку. Эта неадекватность может проявляться в том, что объективная форма выражения чувственного образа значка будет являться фактически созданием другого значка. Например, таблица умножения может быть рассмотрена как достаточно сложная совокупность значков определенным образом упорядоченных, которая для того, чтобы иметь ее адекватный чувственный образ, должна быть запомнена при больших или меньших усилиях заучивания "наизусть".
           Рассмотрим следующую ситуацию. Допустим, имеется объект чувственного восприятия, например, стол на 3 ножках, с круглой столешницей и т.д. Объективной формой выражения чувственного восприятия этого стола может быть некоторый рисунок этого стола. Рисунок при этом можно рассматривать как значок-образ. В зависимости от потребности этот значок-образ стола может быть выполнен с различной степенью точности, начиная с простого схематического рисунка и заканчивая профессиональным чертежом с указанием всех размеров, шероховатостей поверхностей, материала и т.п. Для проводимого здесь анализа вполне достаточно учитывать только одну характеристику, пусть это будет количество ножек стола. Нарисованный значок-образ, даже являясь объективной формой выражения имеющегося чувственного восприятия объекта (стола на 3 ножках), сам по себе не имеет никакого объективно онтически данного и выраженного отношения к этому объекту. Для того чтобы соотнести этот значок-образ с объектом необходимо сформулировать утверждение, например, такого вида: "этот значок-образ является изображением этого стола" и при этом указать какой предмет имеется в виду. Конечно, в утверждении может содержаться достаточно точное указание на предмет, например, при помощи употребления в утверждении собственного имени этого предмета. Тогда, такого рода утверждение устанавливает соотнесение, связь объективной формы выражения имеющегося чувственного восприятия предмета с предметом, который в данном утверждении полагается в качестве объекта этого чувственного восприятия. Эта связь не является онтически заданной. Она задана, либо деятельностно при помощи действия указания, либо задана в рамках самого утверждения, например, при помощи собственного имени предмета, о котором идет речь в высказывании. Может быть, этот второй способ соотнесения имеет смысл характеризовать как идеально заданный и объективно выраженный в утверждении.
           В ситуации, когда объектом чувственного восприятия выступает значок, соотнесение объективной формы выражения имеющегося чувственного восприятия объекта и самого объекта уже задано онтически, благодаря самой онтической природе значка, и это соотнесение существует в виде одно-предметной структуры, в которой один и тот же значок выполняет функции двух элементов: объекта чувственного восприятия и объективной формы выражения имеющегося чувственного восприятия объекта. Иначе говоря, это соотнесение задано посредством совпадения объективной формы выражения имеющегося чувственного восприятия объекта и самого объекта. Поэтому здесь нет необходимости специально устанавливать идеальное или деятельностное соотнесение объективной формы выражения имеющегося чувственного восприятия предмета с предметом, полагаемым в качестве объекта этого чувственного восприятия, и соответственно объективно выражать это соотнесение в утверждении. Напротив, в этой ситуации необходимо увидеть это уже имеющееся онтически данное соотнесение и объективно выразить факт наличия этого соотнесения в высказывании, так как оно (соотнесение) не является очевидным, так сказать, лежащим на поверхности.
           Рассмотренные способы соотнесения объективной формы выражения имеющегося чувственного восприятия предмета с предметом, полагаемым в качестве объекта этого восприятия представляют собой три отличающихся по своей сущности различных вида связи, которые будем называть как идеальный, деятельностный и онтически заданный.
           После того, как установлено соотнесение объективной формы выражения имеющегося чувственного восприятия объекта и самого объекта на основе одного из трех указанных видов связи, становится допустимым рассматривать это соотнесение также как отношение истинности. Это означает, что здесь тогда признается, что значок-образ, изображающий объект чувственного восприятия, высказывание "стол на трех 3 ножках", а также значок, как объективная форма выражения чувственного восприятия объекта, в качестве которого (объекта) выступает тот же самый значок, отличаются только по форме объективной выраженности имеющегося чувственного восприятия. Первые две формы объективной выраженности имеющихся чувственных восприятий можно соотнести с их объектами при помощи деятельностного вида связи. Тогда будут образованы два утверждения, соответственно, "этот значок-образ является образом этого стола" и "этот стол есть стол на 3 ножках". Указанная третья форма объективной выраженности имеющегося чувственного восприятия, а именно, восприятия значка, имеет онтически заданную, точнее, онтически уже предзаданную связь со своим объектом. Поэтому в этом третьем случае не возникает необходимости в образовании утверждения, и в результате этот онтический вид связи оказывается ни как не выделенным. Соответственно, кажется, что здесь нет почвы для познавательной (когнитивной) ситуации и для отношения истинности. Тем не менее, в этом третьем случае также выполнены все условия познавательной ситуации, но нет собственно утверждения. В связи с этим возникает вопрос к чему собственно относится характеристика истинности - к утверждению, или к объективной форме выражения знания (в рассматриваемом нами случае - к объективной форме выражения чувственного восприятия) предмета?
           Примером утверждения является, например, "этот значок-образ является образом этого стола". В этом утверждении не содержится никаких качественных или количественных характеристик об объекте. Эти характеристики содержатся в объективной форме выражения знания о предмете, которая в данном случае оказывается вне состава утверждения. Утверждение здесь только устанавливает соотнесение объективной формы выражения знания о предмете с тем предметом, который полагается в качестве объекта этого знания. Следовательно, само по себе утверждение не может подвергаться оценке на истинность по отношению к предмету, к которому оно устанавливает соотнесение объективной формы выражения знания о предмете. Оценка на истинность относится именно к объективной форме выражения знания о предмете. Утверждение попадает под эту оценку только попутно, если объективная форма выражения знания о предмете оказывается в составе утверждения.
           Утверждение является объективной формой выражения только "принудительных" видов соотнесения объективной формы выражения знания об объекте с тем предметом, который полагается объектом этого знания. Об утверждении тогда было бы правильно говорить, что оно верно или не верно, так как под этим подразумевается верность или не верность выбора того или иного предмета в качестве предполагаемого объекта имеющегося знания, или, иначе говоря, верность или не верность установления соотнесения объективной формы выражения знания об объекте с предметом, который полагается в качестве объекта этого знания. Установление соотнесения объективной формы выражения знания об объекте с предметом будет верным, если этот предмет действительно является объектом этого знания. В этом случае будет верным и соответствующее утверждение, выражающее данное соотнесение. Но из этого еще не следует истинность объективной формы выражения знания.
           В пользу такого понимания говорит так же факт совпадения объективной формы выражения чувственного восприятия объекта с самим объектом, если в качестве объекта выступает значок. Здесь нет необходимости в "принудительном" соотнесении объективной формы выражения чувственного восприятия объекта с самим объектом и поэтому нет тех действий и полаганий, которые объективно выражаются в виде утверждения, но тем не менее имеет место рассматриваемое соотнесение, на основе которого и осуществляется оценка истинности.
           На основе выше изложенного можно выделить следующие элементы структуры познавательной ситуации:
           1. объект, допустим, чувственного восприятия;
           2. чувственное восприятие этого объекта;
           3. объективное выражение этого чувственного восприятия;
           4. отношение между объективной формой выражения чувственного восприятия объекта и самого объекта
           (конечно, существуют также отношение между 1 и 2, 2 и 3 элементами, но поскольку они в этой статье не рассматриваются, постольку они не упоминаются в данном перечислении). Соотнесение объективной формы выражения чувственного восприятия объекта с самим объектом есть существенный компонент познавательной ситуации, объединяющий первые три компонента в замкнутую структуру. Эта замкнутая структура и представляет собой структуру познавательной ситуации. Это означает, что там, где имеется указанная структура, там имеет место познавательная ситуация. Следовательно, утверждение не является необходимым элементом познавательной ситуации. Более того, поскольку утверждение является объективной формой проявления даже не всех видов соотнесения объективной формы выражения чувственного восприятия объекта с самим объектом, то оно не является даже необходимым признаком наличия познавательной ситуации.
           Другой способ установления отношения соотнесения имеет место в познавательной ситуации, когда объектом восприятия является значок. Здесь соотнесение задано онтически уже тем, что значок имеет двойственную природу и поэтому выполняет одновременно функции объекта и объективной формы выражения чувственного восприятия. Такой способ соотнесения объективно выражается не в виде утверждения, а в виде "свернутой" одно-предметной структуры, видимой как простой значок. И поскольку характеристика истинности, как было показано, относится не непосредственно к утверждению, а к объективной форме выражения знания, постольку характеристика истинности применима к значку, выполняющему функцию объективной формы выражения чувственного восприятия фактически себя самого. Это означает, что будет верным утверждать об объективной истинности такого чувственного восприятия значка, а также применять в этой познавательной ситуации предложенный в статье "Одно-предметные структуры нерефлексивного типа на основе двойственной природы значка" измененный вариант корреспондентской теории истины.
           Относительно познавательной ситуации, в которой имеет место совпадение объективной формы выражения знания об объекте и самого объекта этого знания, можно говорить как о верности этой познавательной ситуации, так и об истинности (в рамках предложенного варианта корреспондентской теории истины) знания об объекте в этой познавательной ситуации.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку