CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2011 arrow теоретический журнал credo new arrow Н.Н. Кожевников , В.С. Данилова , АСКЕЗА, КОММУНИКАЦИЯ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ
Н.Н. Кожевников , В.С. Данилова , АСКЕЗА, КОММУНИКАЦИЯ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ
Н.Н. Кожевников доктор философских наук 

 В.С. Данилова доктор философских наук 

 АСКЕЗА, КОММУНИКАЦИЯ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ
 Неклассическая философия решительно отказалась от универсальных систем и подходов, сосредоточившись на отдельных репрезентациях, основанных на предварительно выбранных допущениях. Однако, во второй половине ХХ в. стали нарастать тенденции, ориентированные на поиски новых форм универсализма и методов, способных обеспечить его формирование. Наиболее эффективным из этих методов и подходов является, по нашему мнению, развитие представлений о системе координат, возникающей в окружающем нас мире посредством самоорганизации на основе естественных фундаментальных пределов и охватывающей все уровни его иерархии. В природе не может не быть природной системы координат возникшей естественным путем, относительно которой происходит её дальнейшее развитие. Несмотря на всю сложность, окружающего нас мира он удивительно организован, целесообразен, оптимален, устойчив; все его уровни связаны общекосмическим круговоротом вещества, энергии, информации. Исходных элементов, лежащих в основе мира очень мало: сто восемнадцать входят в Периодическую систему Д.И. Менделеева (основными из них являются шесть), нуклеиновых кислот только две, фундаментальных взаимодействий в физике - четыре. Многие философы, ученые (И. Кант, Э. Резерфорд, Р. Фейнман) подчеркивали, что простые, линейные репрезентации мира описывают его вполне достоверно. Система координат природы ощущалась и осознавалась многими мыслителями на протяжении всей истории развития человечества. Инварианты всеединства, универсализма, системности долгое время отождествлялись с Богом, метафизическим Абсолютом, Эйдосами, различными формами Духа. В Новое время акценты переносятся на выявление координатной системы в процессах мышления, которое постепенно начинает рассматриваться как проектное, основанное на знаково-символических конструкциях. В течение двух последних столетий исследовательский интерес к изменению, движению, развитию, где обобщающую роль сыграла система Г. Гегеля, был переориентирован на интерес к организованности и динамическим равновесиям благодаря работам А. Богданова, Л. Берталанфи, И.Р. Пригожина, Г. Хакена. Координаты и системы координат подробно исследованы в математике, астрономии, географии. Координатными системами могут считаться инерциальные системы в механике, квазистатические процессы в термодинамике, природная система на основе фундаментальных физических констант М. Планка. Дальнейшее развитие представлений о координатных системах происходит в теории систем, экологии, синергетике. Представим формулу природной системы координат следующим образом. «Окружающий нас мир состоит из двух неравных частей. С одной стороны, это динамические равновесия, объединенные во взаимосвязанные структуры, закономерности образования которых, на различных уровнях организации мира происходят по одним и тем же алгоритмам. С другой стороны, существуют все остальные неравновесные процессы и явления, для которых отмеченные выше структуры являются аттракторами». Объединения динамических равновесий формируют иерархию, объединяющую различные их типы, к которым следует отнести фундаментальные, относительные, предельные, инерционные, метастабильные. Они обладают устойчивостью благодаря взаимосвязям, а также их общим происхождением, подобием в строении на всех природных уровнях. Каждый процесс начинается и заканчивается в определенных равновесных состояниях, направляющих его развитие и образующихся посредством самоорганизации. Человек «обречен» на участие в процессе формирования природной координатной системы, обеспечении её устойчивости, поскольку только личность способна развивать духовные составляющие этой координатной системы и тем самым обеспечить её целостность. 1. Три фундаментальных предела динамических равновесий Существование всех природных образований и процессов происходит между тремя предельными фундаментальными равновесиями, которые остаются недостижимыми. С одной стороны это внутреннее идентификационное динамическое равновесие, стремящееся к идентификационному пределу, с другой стороны - системно-коммуникационное равновесие, направляемое всеми окружающими исследуемое природное образование средами. Кроме того, фундаментальным пределом является полное время существования природной системы. Эти пределы затрагивают область трансцендентального, могут быть исследованы только с привлечением методов постнеклассической рациональности. Значительным эвристическим потенциалом для развития представлений о координатной системе, основанной на предельных фундаментальных равновесиях обладает ряд фундаментальных философских понятий («эпохе», фундаментальное настроение для занятий философией в меиафизике М. Хайдеггера и т.п.). Существование идентификационного предела обосновывается тем, что любая природная система из мира неживого, живого, духовного стремится к самоидентификации. Элементарные частицы связываются в химические элементы, газовые туманности превращаются в галактики, звезды, планетарные системы. Живое существует в виде отдельных организмов, особей, популяций, обладающих значительным биотическим потенциалом. У индивида есть непреодолимое желание познать себя, стать личностью. Однако подавляющее большинство конкретных идентификационных пределов остаются недостижимыми, вследствие противостоящих им тенденций, обеспечивающих в итоге некий консенсус со средой, выражаемый промежуточным динамическим равновесием. Все в природе получается хуже, чем могло бы получиться на основе идеальных моделей. Любая планета могла бы самоорганизоваться более оптимально, орган тела животного или человека быть совершеннее и т.д. Коммуникационный, системный предел определяет второе предельное равновесие - системно-коммуникационное. Человек не может не коммуницировать, это его естественное состояние. Индивид определяется через потоки информации, которыми все уровни живого обмениваются между собой; личность - через систему социальных взаимоотношений; культуры - через диалоги и взаимоотношения соответствующих уровней. Коммуникационное равновесие рассматриваемой системы делает её способной взаимодействовать со всеми сферами сущего: от мира неживой природы до сферы духовного. Любые опыт или знание, начиная с определенного предела, стремятся замкнуться в полную целостную систему; начиная с определенного этапа, именно потребность системы знаний достроить свою целостность становится определяющей для развития личности. Предел полного времени развития системы является третьим фундаментальным пределом и связан с абсолютным временем существования любой природной системы. Жизнь звезды, особи, человека ограничена во времени, а недостижимость этого предела определяется тем, что всякое существование может быть исследовано как нечто законченное только извне, как правило, только после завершения его существования. Система координат, основанная на фундаментальных равновесиях, создается конкретными природными системами, за счет той части энергии, которая может быть уравновешена в этих системах. В мире неживого, живого, духовного эти энергии имеют различное качество, а начиная с уровня живого определяющее значение имеет информация. В результате возникают ячейки динамического равновесия общие для всех природных процессов и системы координат. То есть любые явление, процесс, вещь, структура могут иметь в себе “ячейки взаимосвязи” с координатной системой природы, которые сами являются элементами этой системы. Система координат по своей онтологической значимости стоит в одном ряду с понятиями Бог, Абсолют, Универсум и взаимодействие её с каждым из них представляет собой важнейшую проблему. В течение Нового времени большинство из этих понятий были кардинально пересмотрены, так что система координат в условиях современного всестороннего и многоярусного знания, вполне может их заменить, вобрав в себя соответствовавшие им универсалистские идеи и обеспечивая необходимую трансформацию мировоззренческих универсалий. Система координат характеризуется пространственным расположением, временем, структурой, однако, никакой локализации или каких-либо пространственных ограничений для неё не существует, она присутствует в каждой части Вселенной, на всех уровнях её структурной организации. Процессы развития начались в одном типе времени, а затем вслед за его трансформацией продолжались в других его формах. Система координат – это чистое бытие, чистое существование, являющееся причиной самой себя, исходя из которых, формируются все другие виды бытия окружающего нас мира. Сознание также является совокупностью определенных динамических равновесий. В исследованиях процессов сознания можно опереться на общие идеи синергетики, рассматривающие соотношения между хаосом и порядком, связанные с неравновесием-равновесием. Два равновесных состояния сознания могут обмениваться друг с другом посредством хаотического и упорядоченного информационно-энергетических обменов. Рациональное мышление - типичный пример организованного познания, художественное или религиозно-мистическое восприятия включают в себя гораздо более значительную долю хаоса. Устойчивость процесса познания обеспечивается сочетанием обоих типов процесса, наличие явного преобладания одной из этих тенденций разрушает весь этот циклический процесс, чему в истории природы и человечества имеется много доказательств. Применительно к индивиду и цивилизации стремление к отмеченным выше фундаментальным пределам, связывающее их с естественной системой координат может быть отождествлено с аскезой и коммуникацией в широком смысле этого слова. Аскеза означает отказ от всего ненужного, что может помешать самоидентификации личности, цивилизации в целом. Коммуникация может быть устойчивой только тогда, когда она ориентирована на оптимальную систему взаимодействий, при которой система начинает сама достраивать себя, освобождаясь от всего лишнего, промежуточного, того, что сыграло роль «строительных лесов». Взаимодействие с координатной системой природы предполагает использование плюралистической методологии, в том числе и отдельных готовых методик взятых из специальных научных дисциплин, эволюционных концепций, теории систем, синергетики, кибернетики, экологии. Кроме того, сам поиск системы координат, поддержание с ней устойчивых взаимосвязей превращаются в «координатный метод» философского исследования, возможности которого неограниченны. С одной стороны, он должен обладать универсальной гибкостью, позволяющей взаимодействовать практически с любым природным явлением и процессом, с другой стороны, для всех этих процессов появляются единая методология и возможности для выработки универсальных критериев. 2. Аскеза и коммуникация на уровне отдельной личности Представления о системе координат хорошо совпадают с теми вариантами понимания бытия, которые развивали М. Хайдеггер, Н. Гартман. «Бытие есть особый способ разговора о нем. Философия (метафизика) – это ностальгия (Новалис), это тяга повсюду быть дома. Стремление повсюду быть дома и есть метафизика. Философия осуществляется в некоем фундаментальном настроении. Для того, чтобы что-то сказать я должен сначала слышать и слушать ту тишину в себе, из которой рождаются слова» [Хайдеггер]. Стремление быть повсюду дома, т.е. экзистировать, есть фундаментальное настроение философствования, которое достигается благодаря связи с природной системой координат. Слушать тишину в себя – это обретение устойчивой взаимосвязи с координатной системой, с которого и начинается процесс познания. Среди состояний сознания особое значение имеет самосознание и коррелирующая с ним рефлексия. Естественная система координат представляет собой границу между бытием и небытием, одна сторона которой обращена к первому, другая - к последнему. Весь тот хаос определенного уровня организации природы (совокупность соответствующих обменных процессов), который участвует в формировании системы координат, остается за пределами её основных репрезентаций. В итоге координатная система предстает как совершенно нейтральная, полностью уравновешенная структура, хотя на самом деле её организация достаточно сложна, как сложна, например, организация физического вакуума, который определяется как состояние, в котором отсутствуют какие-либо реальные частицы. В ряде случаев, например, при спонтанном нарушении симметрии, вакуумное состояние оказывается не единственным (вырожденным), существует непрерывный спектр таких состояний. Другим важным аналогом является пустота - одно из центральных понятий даосизма. «Дао пусто, но благодаря ему существует все и не переполняется» [Дао дэ цзин, с. 13]. «Тридцать спиц в колесе сходятся к втулке, середина которой пуста, благодаря этому и можно пользоваться колесом. Когда формуют глину, изготавливая из неё сосуд, то делают так, чтобы в середине было пусто, благодаря этому и можно пользоваться сосудом. Когда строят жилье, проделывают окна и двери, оставляя середину пустой, благодаря этому и можно пользоваться жильем. И поэтому наполнение – это то, что приносит доход, опустошение – это то, что приносит пользу» [Дао дэ цзин, c. 23]. Опыт аскетов, которому придается огромное значение практически во всех религиях, также подтверждает фундаментальное значение «пустоты». В рамках развиваемых нами представлений пустота есть чистое бытие, другими словами, – сама система координат как идеальная конструкция из всех возможных предельных состояний. Она не может сливаться с природными системами, но оптимальные и устойчивые природные процессы периодически взаимодействуют с ней эпизодически или через определенные промежутки времени, в соответствии с ритмами природной системы координат. Система координат соответствует фундаментальным динамическим равновесиям, которые распадаются на множество частных. Все природные системы, имеющие с ней устойчивые связи, принимают участие в её формировании, а с другой стороны, они могут быть исследованы в этой координатной системе. Система координат взаимодействует с открытыми системами, имеющими тенденцию к самоорганизации, саморазвитию, диалогу и именно эта открытость позволяет им быть взаимосвязанными с системой координат. Система координат порождает свои общенаучные понятия: «связанное вещество», «связанная энергия», «связанная информация». Формально разбиение окружающего нас мира на систему координат и остальную природу напоминает «natura naturans» и «natura naturata» Спинозы, но смысл здесь совершенно противоположный. У Спинозы выделяется наиболее активная часть природы, обеспечивающая её саморазвитие, здесь - пассивная, совокупность некоторых пределов (аттракторов), относительно которых в остальной природе осуществляются процессы самоорганизации. Система координат должна быть простой, доступной каждому человеку, открываться непосредственно. Действительно к системе взаимосвязанных динамических равновесий можно прийти, развивая чувственные представления, используя абстрактные и теоретические модели, а также используя комбинированные варианты этих подходов. Путь к системе координат идет через мировоззренческие универсалии, которые являются синтетическими образованиями и формируют универсальные критерии современной философии. Мировоззренческие универсалии аккумулируют исторически накопленный социальный опыт, и в их системе человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта. Взаимосвязь и сцепление универсалий культуры создают наиболее полную картину жизненного мира и общих представлений о природе, обществе, человеке, сознании, которую можно рассматривать как базисный культурный код. Мировоззренческие универсалии обладают значительным эвристическим потенциалом, формируя инварианты дальнейшего допустимого развития человечества и, кроме того, они доступны людям, не обладающим специальной теоретической подготовкой, по сравнению с философскими категориями и общенаучными понятиями. Благодаря этому каждый человек может найти свой путь к системе координат, причем ему не придется учиться методам обращения к ней. Самое главное узнать, почувствовать, что такая система координат существует, а дальше она обеспечит индивиду существование в «бодрствующем режиме», настроит его на свои ритмы, и будет поддерживать устойчивую связь с этим человеком, все более и более ему раскрываясь. Каждый индивид должен взаимодействовать, по крайней мере, с тремя уровнями координатной системы: личностным, соответствующим культуре своего этноса и планетарным. Человек становится многоярусным, вмещающим в себе ячейки всех этих уровней. Его состояние можно назвать личностно-континуально-планетарным. Устойчивая взаимосвязь человека и человечества с этими уровнями природной координатной системы является необходимым условием их дальнейшего развития, залогом того, что человечество не погубит биосферу, но сможет развиваться гармонично, оптимально и практически неограниченно долго. 3. Аскеза и коммуникация на регионально-культурном и планетарном уровнях В XXI веке культура будет занимать ведущее место среди всех остальных сфер человеческого духа. Предметом исследования в науках о культуре становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, в которых главными являются взаимодействие с окружающей средой (открытость) и самоорганизация. Среди них особое значение приобретают «человекоразмерные комплексы» - природные системы, в которых активно проявляет себя человек. Формирование таких комплексов способствует сближению естественных и гуманитарных наук, предполагая взаимодополнительное влияние поэзии и науки, интуиции и логики, западного и восточного типов мышления, рациональных и иррациональных методов исследований, научных и вненаучных подходов, когнитивных и ценностных параметров знания, обеспечивает взаимосвязь объяснения и понимания. Согласно развиваемой концепции все культуры в современных условиях должны находиться в состоянии устойчивых синхронических и диахронических колебаний между отмеченными выше пределами. В первом случае это происходит между ядрами самоидентификации традиционных культур и формирующимися инвариантами общечеловеческой культуры. Во втором случае – между лучшими образцами культурного общемирового достояния и соответствующими ориентирами информационного общества. В итоге формируется специфическое динамическое равновесие, в рамках которого возможно взаимодействие традиционных культур с экономическими, финансовыми, технологическими, информационными подсистемами современного мира. Описанное выше динамическое равновесие коррелирует с природной системой координат и позволяет использовать в формирующейся культурной суперсистеме все конкретные вклады: от традиционных до планетарных. Культура адекватная потребностям современного человека должна быть многослойной и сетевой, а традиционные культуры должны входить в качестве элементов в формирующиеся на их основе системы. Каждый современный человек должен активно взаимодействовать с несколькими культурами, способствуя их замыканию в единый цикл (вещественный, энергетический, информационный). В природе залогом устойчивости является разнообразие, гуманитарная и общественная сферы исключением не являются, и чем больше на нашей планете будет сохранено культур, тем для человечества лучше. Конечно, все они должны быть толерантными, гуманистически ориентированными и уникальными. Все культуры должны стремиться к идентификации своего собственного аскетизма, который может стать ключевым элементом при установлении диалога между культурами, способствуя установлению общепланетарной коммуникативной реальности, постепенно переходящей в общепланетарное бытие. Аскетизм присущ всем религиям, но в последнее время все большее значение приобретает культурно-светский аскетизм. Он представляет собой связанное состояние духовности в контексте его этнических и индивидуальных проявлений. Аскетизм способен составить фундамент общечеловеческой синтетической культуры, так что все уникальное и специфичное у разных народов будет уже надстройкой над ним. В современном глобальном мире все культуры подвержены двум основным тенденциям. С одной стороны, все они должны самоидентифицироваться, то есть четко выявить свои границы, характерные черты, стать прозрачными для представителей других культур, максимально определиться. С другой стороны, они должны способствовать интеграции человечества. Пока же устранение границ экономических, политических, государственных будет сочетаться со все большим культурным обособлением. На основе аскетических частей традиционных культур будут формироваться их инварианты, которые определят сетку основных мировоззренческих универсалий, способных обеспечить дальнейшее допустимое развитие человечества. Система образования связанная с природной координатной системой должна опираться на два основных положения: самоидентификацию индивида и принцип: «быть рядом». Первое из этих положений нацелено на формирование личности, которое может быть достигнуто только в условиях самоорганизации индивида. Второе положение сводит деятельность наставника, прежде всего, к каталитическим воздействиям, поскольку он должен направлять инициативу обучаемого: поправлять, дополнять, рекомендовать оптимальную для сложившейся ситуации литературу, анализировать полученные результаты и т.п. Образование должно быть непрерывным и состоять из замкнутых блоков (в среднем по 2-4 года в каждом), в пределах, каждого из которых, формируется законченное целостное мировоззрение, опирающееся на системное, структурное знание, а также на критерии позволяющие отличить истинную, оригинальную информацию от информации ложной, неполной, вторичной, разрушающей природную систему координат. Основной задачей преподавателей на каждом из отмеченных выше этапов развития процесса образования является обеспечение взаимодействия между учащимся и мировой координатной системой, которое возможно в любом возрасте и при любом объеме информации. Процесс такого взаимодействия уникален, формируется для каждого индивида своим неповторимым образом и является наиболее эффективным способом воспитания личности. Наличие природной системы координат углубляет представление о связи эволюционных процессов на различных уровнях организации мира. Взаимосвязи между цепочкой динамических равновесий, составляющих ядро координатной системы и остальным миром, являются основой самоорганизации природы на отдельных уровнях её существования и между ними, обеспечивая в целом универсальный эволюционизм Вселенной. Особенно наглядно взаимосвязь с координатной системой проявилась в антропном принципе (сильном), согласно которому Вселенная и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит, должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе допускалось существование наблюдателей. Другими словами, этот принцип утверждает, что человек всегда ощущал в окружающем его мире присутствие фундаментальных оснований, выходящих за пределы повседневного опыта. На самом деле он ощущал общемировую систему предельных динамических равновесий, которая, последовательно изменяясь вслед за изменением фундаментальных параметров Вселенной, обеспечила появление самого человека. Мир эволюционирует, формируя координатную систему для оптимизации своего развития. В жизни современного человека должна существовать непрестанная связь с координатной системой и звучать «мелодия» этой связи. Эволюционные процессы идут гораздо быстрее, чем, если бы они основывались на переборе возможных вариантов дальнейшего развития, как будто бы направляемые природной системой координат. С проблемой выявления естественной системы координат в окружающем нас мире, хорошо коррелирует синергетическая парадигма, поскольку процессы созидания имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются. Большие возможности для развития представлений о природной системе координат заключены в русской философии «серебряного века», основным предметом исследования которой бытии Абсолют и Всеединство. С развиваемой концепцией хорошо коррелируют работы С.Л. Франка, а также Л.П. Карсавина и Н.О. Лосского, где обращается внимание на тесную переплетенность бытия и сознания, а также выявление подлинного бытия за пределами индивидуально-личностной сферы. Так С.Л. Франк различает сознание в узком смысле (сознание как поток переживаний, как совокупность идеальных предметностей и даже как самосознание) и сознание в широком смысле слова, объемлющее все бытие. То, что не охвачено сознанием в каком-либо смысле для него вообще не существует. Франк считает, что сознание в широком смысле слова, совсем не сознание, «ибо Я есть именно поток сознания; и этот поток есть часть того всеобъемлющего единства, которое есть в абсолютной, первичной и самоочевидной форме» [Франк С.Л.]. Аналогично в развиваемой нами концепции сознание интенционально взаимодействует с системой координат, а бытие возвышается над противоположностью субъекта и объекта, сохраняя их в себе. Особое внимание С.Л. Франк уделяет «непостижимому» как синониму бытия, которое мы не замечаем, поскольку оно всегда есть. Однако этот синоним хорошо подходит к природной системе координат, которую мы никогда не сможем познать до конца, которая всегда рядом с нами и в то же время от нас ускользает. Благодаря тому, что она время от времени появляется перед нами, завораживая наши чувства и разум, сознание оказывается возможным. Это нечто вроде чистого «дара», который природа приготовила человеку для выполнения им особой и уникальной функции в окружающем нас мире. Эти идеи, глубоко исследованные в русской философии, обладают огромным эвристическим потенциалом, в них остро нуждается современные культура, образование, гуманитарные и естественные науки. Можно выделить несколько основных направлений развития дальнейших представлений о природной системе координат: феноменологическое, онтологическое, синергетическое, каждое из которых представляет собой целое направление научных исследований. Природная система координат охватывается системой взаимно дополняющих друг друга взаимодействий в пределах частей неживой и живой природы, сфер души и духа, поэтому она и способна обеспечить их синтез, а, следовательно, и консенсус между всеми составными элементами современного человечества, а также социальными, политическими, культурными процессами направляющими его развитие. Каждый народ способен внести свой уникальный вклад в формирование природной системы координат и чем больше будет таких вкладов, тем устойчивей станет эта координатная системы. В настоящее время никакой альтернативы подобному развития для человечества нет. Литература 1. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. – Москва, 1993. С. 331-332. 2. Дао Дэ Цзин – Новосибирск, 1995. - С. 13, 23. 3. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. – Санкт-Петербург, 1995 - С. 156-157.
 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку