КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия /Отв. редактор А.Н.Чумаков. - М.: Весь мир, 1998. - 256 с.
Основу рецензируемой книги составляют материалы ведущих российских философов, представленные в ходе работы круглого стола "Открытая философия: новые идеи и интерпретации", организованного по инициативе Российского Философского Общества в сентябре 1997 г. Издание книги осуществлено при финансовой поддержке Института "Открытое общество" при участии Джорджа Сороса.
"Камо грядеши?" - этот вопрос издавна не оставлял в покое человечество, по крайней мере, в лице его отдельных представителей. В определенные периоды исторического развития он становился кардинальным вопросом жизни не только отдельных людей, но и целых человеческих общностей. Сегодня этот вопрос ставится и по отношению к человечеству в целом, и по отношению к различным цивилизациям, и к отдельным странам. Экзистенциальное напряжение этого вопроса исключает единство в ответе на него, но отнюдь не противоречит попытке создания некоторых универсальных (а потому и в большой степени абстрактных) моделей, задающих определенные ориентиры движения. Одной из таких моделей может рассматриваться концепция "открытого общества", разрабатываемая с 40-х годов ХХ столетия английским философом Карлом Поппером и оказавшая заметное влияние на современную социальную философию, политологию, социологию.
В настоящее время, когда Россия переживает смену парадигм развития, теоретический и практический интерес к существующим моделям общественного устройства отнюдь не случаен. Хочется надеяться, что публикацией рецензируемой книги РФО не закончит теоретические дискуссии по этому актуальному вопросу, а будет способствовать публичному освещению проблем, связанных с теоретическим анализом различных моделей общества.
Книга состоит из трех разделов. В начале первого раздела "Философия и социология Поппера" представлен краткий анализ развития отношений советской и российской философской общественности к логико-методологическим и социальным взглядам К.Поппера, которое претерпело изменение от полного замалчивания его работ, через резкую критику его социально-философской позиции ("теоретик-антикоммунист № 1"), до попыток объективного и беспристрастного анализа его концепций. Далее в этом разделе дается краткий анализ концепции "открытого общества", ее связи с идеями демократии и рациональности, обсуждается взаимосвязь эпистемологии и социальной философии Поппера, которая обусловливает глубинное единство в понимании им рациональности в научном познании и в социальной жизни. Затрагиваемые вопросы дискуссий среди сторонников критического рационализма, берущих начало в 60-х годах с известной дискуссии между Поппером и Адорно и продолженных Г.Альбертом (другом Поппера) и Ю.Хабермасом (учеником Адорно) и другими философами этого направления, обосновывают тезис о том, что для Поппера и других сторонников критического рационализма идеал открытого общества является не только центральным понятием социальной политической философии, но и нормативной концепцией, определяющей ход их рассуждений по многим социальным и политическим вопросам. Понимание социально-политической концепции "открытого общества", выдвинутой Поппером, будет неполным вне ее связи с его метафизикой Открытой Вселенной. Читателю предоставляется возможность краткого знакомства с метафизикой Поппера, поскольку ранее в российских публикациях этому вопросу практически не уделялось внимания.
Таким образом, первый раздел посвящен в основном теоретическому анализу центрального понятия социальной философии Карла Поппера - "открытого общества" и его взаимосвязи с различными положениями автора в области философии и методологии науки, эпистемологии, лишь коротко и отдельными штрихами затрагивая ситуацию в России.
Второй раздел "От закрытого общества к открытому", как следует из его названия, посвящен проблемам перехода от закрытого общества к открытому и более соотнесен с ситуацией в России. Можно даже сказать, что проблемы перехода от одного типа общества к другому здесь ставятся и анализируются именно как проблемы перехода России из тоталитарного, "закрытого" общества к демократическому, "открытому". В качестве одной из таких проблем выделяется взаимосвязь традиций и инноваций, которая в российском контексте рассматривается как инерционная сила традиций и привычек, обретенных народом в условиях длительного существования тоталитарного режима, который обладает свойством формирования тоталитарных структур ментальности, сходных во многом (в частности, в устойчивости) со структурами ментальности патриархальной семьи. Кроме этого, поднимается вопрос о специфических чертах и особенностях русского национального менталитета, сформированного всей совокупностью перипетий уникальной истории государства Российского.
Естественно, что не могла остаться без рассмотрения и проблема методов и средств перехода. Весьма проблематичными в этом отношении представляются методы преодоления тоталитарного прошлого в России, включающие в себя "шоковую терапию" в отношении широких масс населения, привыкшего жить в условиях гарантированного минимума социальной защищенности, девальвацию самой идеи демократии, благодаря чудовищной коррумпированности тех людей, которые приняли на себя ответственность за ее внедрение в жизнь, чудовищный разгул преступности, полную беззащитность граждан перед произволом мафии и даже простых уголовников и т.д. Указанные проблемы представляют собой серьезную опасность на пути перехода к открытому обществу, поскольку создают реальную почву для появления у большинства людей, а не только у люмпенизированных элементов, ностальгии по уходящим временам тоталитаризма.
Неоднозначными и в большой степени неопределенными представляются не только отношения России и открытого общества, но и отношения между гуманизмом и Россией и через них - с открытым обществом. Сегодня в России, по мнению авторов, наблюдается грустный парадокс: если открытое общество для нашей страны - для кого-то более, а для кого-то менее вероятная перспектива, то о социальном гуманизме в России говорить почти не приходится. Читатель может найти в представленной книге анализ такого положения и уточнить шансы гуманизма, принципов и реальностей открытого общества быть превалирующими в нашей стране, выяснить, каковы исторические предпосылки "открытого общества" в России.
В связи с переходом от закрытого общества к открытому возникает отнюдь не праздный и не тривиальный вопрос о том, что может служить индикатором открытости общества. По этому поводу делается следующий вывод: если путь к открытому обществу начнется, то обнаружить себя он должен прежде всего в общественном сознании и, в частности, в философии. Этот вывод заставляет обратиться к попыткам истолковать объективные перемены в философской жизни нашей страны именно с указанной точки зрения. Насколько она состоятельна - покажет время.
В весьма огрубленной, но потому и выпуклой, форме мы можем констатировать, что если первый раздел посвящен проблеме "что есть открытое общество", то второй связан с вопросом о том, с какими сложностями столкнулась и столкнется Россия на пути к нему.
Третий раздел "Открытое общество: Российский контекст" начинается с критики идей социализма и коммунизма, продолжается рассмотрением проблем демократии, которая, по мнению авторов, начинает выступать в качестве основной детерминанты в человеческой деятельности, в целостном мировом сообществе и в России, и заканчивается анализом вопроса об открытости языка и открытости мышления и информационной ответственности власти в свете перспективы открытого общества в России.
Таковы, коротко, основные проблемы, затронутые в рецензируемой книге. Я сознательно не представила здесь собственную позицию по обсуждаемым вопросам, и критика здесь отсутствует, хотя с позицией ряда авторов по отдельным вопросам я не совсем, а иногда и совсем, не согласна. Это связано с тем, что, во-первых, сборник статей достаточно сложно критиковать по главным вопросам, не вдаваясь в частности, высказываемые отдельными авторами, из-за неоднородности материала и позиций, представленных в нем. Во-вторых, представленная книга не относится к категории рецептурных, ее необходимо рассматривать как дискуссионную. Каждая статья может сформировать собственное дискуссионное поле у конкретного читателя, и нет необходимости навязывать им определенный ракурс рассмотрения отдельных затронутых проблем. В-третьих, социально-философские проблемы, в отличие от логико-методологических, например, действительно сложно обсуждать беспристрастно, с "холодным сердцем", встав на некоторую универсально-абстрактную точку зрения, поскольку эти вопросы связаны с тем, как мы живем и более того, что еще важнее, как мы представляем, а значит и осуществляем, наше будущее. Российское общество сегодня навряд ли отличается единством по таким вопросам, и было бы, с моей стороны, нецелесообразно в рамках короткой рецензии заниматься представлением собственного проекта жизнеустройства общества.
Надеюсь, что книга найдет своих читателей, небезразличных к собственной судьбе, судьбе своей страны, судьбе отечественного и зарубежного философского наследия, пытающегося осмыслить исторические перспективы общественного развития. Читайте, критикуйте, действуйте!
М.С. Солодкая
|