CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2011 arrow теоретический журнал credo new arrow Спектакли по произведениям А. С. Пушкина в Иркутске. А. В.Беркович, Р. О. Курец
Спектакли по произведениям А. С. Пушкина в Иркутске. А. В.Беркович, Р. О. Курец
А. В.Беркович кандидат медицинских наук,
Р. О. Курец

Спектакли по произведениям А. С. Пушкина в Иркутске
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа».
А. С. Пушкин

     Первые упоминания о спектаклях по произведениям А. С. Пушкина в Иркутске появляются в «Летописи города Иркутска за 1881-1901 гг.» Нита Степановича Романова, и датируются 1886 годом. Тогда, 27 ноября 1886 г., в память первой постановки оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», Иркутское музыкальное общество поставило в городском театре спектакль, в который вошли первый акт и финал «Ивана Сусанина» и две сцены из «Руслана и Людмилы». В 1887 г. был «Юбилейный Пушкинский спектакль», и сыграли сцены из оперы «Евгений Онегин», из «Бориса Годунова», «Скупого рыцаря», в конце же была живая картина «Дуэль А. С. Пушкина с бароном Дантесом». Но ещё за 20 лет до этого, в 1861 г., в Иркутске по подписке собирали деньги на памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Царском Селе. ...В 1880-е годы иркутские зрители часто встречались с пушкинскими героями. Вот ещё одна запись из летописей Н. С. Романова: в сезон 1889-1890 года в Иркутске 4 раза ставилась «Пиковая дама» П. И. Чайковского. В том же году оперу «Евгений Онегин» поставили 3 раза [1]. А в самом конце века, в 1899 г., оперы «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» «выдержали» уже по 5 постановок (кроме них так часто ставилась только опера «Кармен»!). Так часто ставились только те спектакли, которые зрители любили больше всего. И в том же 1899 г., в № 238, газета «Восточное обозрение» напечатала «Открытое письмо к режиссёру Иркутского театра Г. С. Галицкому». В этом письме говорилось, что «…иркутская публика любит искусство вообще, и в частности драматическое, и понимает его, она знакома с лучшими произведениями европейских и русских драматургов, видела хороших артистов и способна дать верную оценку и автору и исполнителю. Склонности к мелодрамам, феериям и ходульным пьесам… иркутяне никогда не проявляли» [2,240]. Ведь уже тогда Иркутск называли одним из самых театральных и музыкальных городов Российской империи, говорили даже, что иркутский театр уступает только одесскому театру. Были в Иркутске и свои театроведы. Так, «рецензии по драме» писал в «Восточном обозрении» Дмитрий Петрович Першин, его И. И. Попов называет «большим знатоком театра. А «по опере и оперетке – чиновник губернатора Федоров (Баян)», который «был любитель и не специалист» [3,71-73]. 

     Но в наших краях театр любили не только в Иркутске. В маленьких городках Иркутской губернии, конечно, не было профессиональных трупп, но театралы-любители уже в XIX веке ставили спектакли, которые были весьма популярны у жителей этих городков. Так, в Киренске первые спектакли ставили уже с конца 1880-х годов. А на сцене Общественного собрания (в Киренске) с 1903 г. уже не только ставили спектакли, но и давали и концерты, на которых исполнялись отрывки из опер: «Сельская честь» П. Масканьи, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Рогнеда» А. Н. Серова, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. В Иркутском театре в самом начале двадцатого века работал декоратором И. Я. Гартье. Он оформил спектакли «На дне», «Самсон и Далила» и «Дубровский». А ведь «благородный разбойник Владимир Дубровский» долгие годы был одним из самых любимых героев юношества... Как раз весной 1908 г. воспитанницы Иркутского Девичьего института слушали четыре оперы: «Аида», «Севильский цирюльник», «Гугеноты» и «Дубровский»... Причём, «на некоторые представления институту предоставляли свои ложи в городском театре генерал-губернатор или губернатор, а в общественном собрании – антрепренёр [4,436-437]... Как мы уже говорили, спектакли в Иркутской губернии ставили не только профессионалы, но и актёры-любители. Не стал здесь исключением и сам губернский Иркутск. В 1900-1906 годах в Иркутске работало Общество распространения народного образования и народных развлечений, на смену ему пришло Общество народных развлечений (работало в 1908-1917 годах), в 1912 г. в Обществе народных развлечений была оперная труппа, поставившая «целиком» «Демона», «Русалку» и «Пиковую даму», «почти полностью» «Фауста», а также «сцены из» опер «Евгений Онегин», «Мазепа», «Майская ночь», «Травиата». В июне 1918 г. оперу «Евгений Онегин» ставили 2 раза: «Общедоступный спектакль, опера «Евгений Онегин» в городском театре. Режиссёр С. И. Прокофьев» (см. газету «Власть труда» от 2 и 23 июня 1918 г.). Когда в 1920 г. «подотдел искусств» губернского отдела народного образования создал 3 драматических труппы и одну оперную, эта оперная труппа объединилась с симфоническим оркестром, который до того работал при Народном университете. Так в Иркутске появилась Симфопера. Нужно отметить то, как иркутские зрители принимали оперные спектакли: 10 раз ставился «Евгений Онегин», а «Борис Годунов» «выдержал» 5 постановок. Причём, 4 спектакля Симфопера поставила «специально для детей 12—13 лет». Это были оперы: «Аида» Верди, «Севильский цирюльник»» Россини, «Евгений Онегин» Чайковского и «Борис Годунов» Мусоргского. И было это в 1920 г. А в следующем сезоне ставили и «Демона» Рубинштейна, и «Пиковую даму» и «Черевички» Чайковского, и «Кармен» Бизе, и «Лакме» Делиба, и «Паяцев» Леонкавалло. Как отмечает Ирина Юрьевна Харкеевич, зрительные залы «были переполнены красноармейцами, рабочими, учащейся молодежью». ...В октябре 1936 г. артисты Иркутского радиокомитета поставили спектакль «Евгений Онегин». В этом спектакле пели: М. Тополев – в роли Онегина, Д. Розенберг – в роли Татьяны, М. Новожилова – в роли Ольги, А. Туманов – в роли Ленского, Г. Власов – в роли Гремина, Л. Мясникова – в роли няни и М. Мыльникова – в роли Лариной. А, когда в феврале 1937 г. ставилась «Пиковая дама», были приглашены и артисты «из других городов». Обе постановки имели успех у иркутских зрителей [5, 138,173205]... А в 1940 г. в Иркутске прошла четвёртая олимпиада художественной самодеятельности студентов высших учебных заведений. Студенты исполняли арии из «Пиковой дамы», романсы М. Глинки и народные песни. 

     Во время Великой Отечественной войны в Иркутске работал Академический Киевский театр оперы и балета имени Т. Шевченко. Иркутские зрители снова смогли слушать оперы: «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко, «Иван Сусанин» М. Глинки, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Травиата» Д. Верди... Мы уже говорили о постановке оперы «Дубровский» в Иркутске. Но спектакль по повести А. С. Пушкина ставили и в театре юного зрителя. 20 января 1944 г. в газете «Восточно-Сибирская правда» появилась статья о творческом отчёте артистов иркутского театра юного зрителя перед бойцами Н-ской части. «С большим интересом посмотрели бойцы, командиры и их семьи сцены из «Дубровского», «Бедность не порок» в исполнении Лаврова, Кушниковой, Ячменевой, Юрьевой, пляски и танцы в исполнении Егорова, Молдавской, Ячменевой, Козлитиной, Богач, послушали скрипача Ральмуль. Артист т. П. И. Лавров, кроме того, помог улучшить художественную самодеятельность в части» [6]. 

     После войны спектакли по произведениям А. С. Пушкина ставились много раз. Рамки статьи не позволяют назвать здесь все постановки, поэтому скажем лишь о некоторых из них. В первую очередь, нужно отметить постановку иркутского театра музыкальной комедии, балет «Бахчисарайский фонтан» - в 1959 г., постановщик Т. Е. Куржиямская. Спектакли «Борис Годунов» и «Сумерки богов» (по «Маленьким трагедиям») ставили в драматическом театре... А для самых маленьких зрителей шли спектакли по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде» и «Сказка о рыбаке и рыбке» (театр кукол «Аистёнок») и «У Лукоморья» (театр народной драмы)... Кстати, музыку к спектаклям «Сказка о царе Салтане», постановка театра кукол «Аистёнок», 1988; «Руслан и Людмила», постановка театра юного зрителя, 1999 и «Капитанская дочка», постановка театра драмы им. Н. П. Охлопкова, 1999, написал иркутский композитор Сергей Аркадьевич Маркидонов. Но особо нам хочется выделить спектакли «Руслан и Людмила» и «Граф Нулин», поставленные иркутским театром юного зрителя имени А. Вампилова. Спектакль «Руслан и Людмила» получил третью премию на областном конкурсе, который был посвящён двухсотлетию со дня рождения А. С. Пушкина. А «Граф Нулин» был поставлен в литературном клубе «Элегия» (в афише театра этот спектакль назван музыкально-поэтическим спектаклем-шуткой). Режиссёр спектакля – Ксения Торская – смогла воссоздать дух пушкинского времени, к тому же в спектакле звучат романсы, которые пели в то время... 

     В последние годы сразу несколько режиссёров обратились к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 5 марта 2004 г. спектакль «Евгений Онегин» ставился во время театрального фестиваля в Усть-Илимске. В 2005 г. спектакль поставили студенты третьего курса иркутского театрального училища (художественный руководитель Геннадий Шапошников). Этот спектакль был показан во время двадцать первого традиционного областного фестиваля «Декабристские вечера». (Кстати, одной из «изюминок» этого же фестиваля стал литературный моноспектакль Александра Чернышева по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина). По словам одного из участников спектакля «Евгений Онегин», Василия Конева, «это не Пушкин в буквальном смысле и понимании, с театральным пафосом. Мы как современная молодежь пропускаем Пушкина через себя и показываем так, как мы это чувствуем. То есть мы как бы играем в Пушкина» [7]... В мае 2006 г. состоялась премьера спектакля «Евгений Онегин» на сцене иркутского драматического театра. Поставил спектакль Г. Шапошников (он же и автор сценографии). В спектакле, в основном, играют молодые артисты театра: Алексей Орлов, Анна Дружинина, Егор Ковалев и другие. Они «легко, забавно, азартно, волнующе рассказывают зрителям о первых надеждах и разочарованиях, красоте любви, разумности жизненного опыта и о ситуации выбора между долгом и чувством, которая случается в жизни каждого человека» [8]... В 2010 г. к роману «Евгений Онегин» обратился и иркутский музыкальный театр. Оперу П. И. Чайковского поставили дирижёр-постановщик Н. Сильвестров и московский режиссёр Л. Налётова. Партию Евгения Онегина исполнили Е. Алёшин и дебютант М. Лямин, Ленский – Е. Иганс и заслуженный артист РФ В. Лесовой (кстати, В. Лесовой исполнял партию Ленского во время постановки оперы в концертном исполнении), партию Татьяны исполнили С. Лунюшкина и Е. Переверзева. По словам Евгения Алёшина, «партия Онегина входила в несколько тех, которые» артист «мечтал спеть» [9]... Нужно обязательно сказать, что режиссёр Л. Налетова «проявила... художественную и гражданскую ответственность перед зрительской аудиторией», показав «первозданный замысел гениального творения» А. С. Пушкина и П. И. Чайковского [10]. 

     Мы рассмотрели спектакли, поставленные по произведениям А. С. Пушкина. Но нам хочется сказать ещё и о спектаклях О ЖИЗНИ самого Александра Сергеевича. В качестве примера, приведём здесь спектакль «Но Твоя да будет воля», посвящённый памяти А. С. Пушкина. В роли Идалии Полетики выступила Анастасия Садыкина, а в роли Дантеса - Владимир Коварский. Спектакль поставил любительский театр «Юность», который работает сейчас как «домашний театр» Волконских». Кроме того, нельзя не упомянуть и спектакль театра «Ваганты» школы № 63 Иркутска. «К 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина» театр «Ваганты» поставил спектакль «В литературном салоне Долли Фикельмон». Актёрами были девятиклассники. Спектакль поставлен по пьесе Марины Борисовны Никифоровой (художественного руководителя театра). «Замысел автора собрал всех тех, с кем общался Александр Сергеевич, или о ком он писал, в одном месте и в одно время – Жуковский, Грибоедов, Мария Волконская, Дантес и другие». Этого не было, но ведь могло быть! При этом, текст пьесы «основан на документальных сводках: мемуарах, письмах, воспоминаниях». Юные артисты «передали зрителю чувства любви, нежности, вспыльчивости поэта, коварство заговора и неизбежности трагедии» [11]. 

     Однажды Александр Сергеевич Пушкин сказал, что «смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством». И только те произведения захватят зрителя, которые затронут эти струны. «Есть произведения», где все три струны звучат «аккордом невероятной силы уже в самом тексте и в любом варианте сценического воплощения». К таким произведениям С. Юрский относит трагедию А. С. Пушкина «Борис Годунов», «Ревизора» Н. В. Гоголя, «пьесы А. П. Чехова, лучшие пьесы М. Горького, М. А. Булгакова, А. Н. Островского» [12,8,134,258]. На наш взгляд, к таким произведениям можно отнести всё, написанное Александром Сергеевичем Пушкиным. И, может быть, именно поэтому спектакли по произведениям А. С. Пушкина так любят зрители (и, конечно, не только в Иркутске). 

Список литературы: 
1. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / Нит Степанович Романов; Под ред. С. Ф. Коваля. – Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1993. 
2. Сидорченко В. П. Иркутская антреприза / Виталий Сидорченко. – Иркутск: Иркутская областная типография №1 им. В. М. Посохина, 2003. 
3. Попов И. И. Забытые иркутские страницы : Записки редактора / И. И. Попов. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. 
4. Дулов А. Здание бывшего Девичьего института как памятник истории / Александр Дулов // Иркутск : события, люди, памятники : сб. статей по материалам журн. «Земля Иркутская» / сост. А. Н. Гаращенко. Иркутск: Оттиск, 2006. – 528 с. 
5. Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска / И. Ю. Харкеевич. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. – 280 с. 
6. Федотова, Анна. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.irkutsk.ru/project/war/ 
7. Елена Миненкова «"Евгений Онегин" в современном прочтении». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. dramteatr. ru/ pressa/ statia_ 565.html/ 
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dramteatr.ru 
9. Негода Л. Судьба «Онегина» хранила / Людмила Негода // Восточно-Сибирская правда. – 2010. – 16 ноября. 
10. Беркович А. В. Судьба Онегина хранила / Арнольд Беркович // Восточно-Сибирская правда. – 2010. – 7 декабря. 11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: history.irk.ru/archives/306 
12. Юрский С. Кто держит паузу / Сергей Юрский. М.: Искусство, 1989. – 320 с.
 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку