CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2012 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow К проблеме формирования критического мышления студента вуза
К проблеме формирования критического мышления студента вуза

Ю.В.Киселева

 

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА

В последние десятилетия немало работ философов образования посвящено кризису образования в мире, что, несомненно, относится и к российской системе образования. Причина кризиса образования, по мнению ученых, кроется в противоречии, суть которого заключается в разрыве между декларируемыми и желаемыми целями, ценностями и реальными мотивационными установками, общими и профессиональными компетенциями при реализации практической деятельности. В реальной социальной и профессиональной жизни люди слабо мотивированы к рефлексии по поводу ошибок и недостатков, самостоятельности в принятии решений, творчества и инноваций. Как показывает практика, в вузах до сих пор сохраняются вербальные методы общения, переход на гуманитарные, современные технологии затруднен рядом причин как социального, материального, так и педагогического плана.

Проблема формирования критического мышления стала актуальной за рубежом в последние 15-20 лет. Среди исследователей, которые занимаются этой проблемой с философской, психологической и педагогической точек зрения можно отметить таких исследователей как Э. де Боно, Дж. Дьюи, М. Липман, Д. Халперн, Д. Клустер, Р.Х. Джонсон, П. Фрейре, Дж. Стил, Д. Спиро, К. Меридит, Ч. Темпл. Лишь в последние 5 -10 лет она привлекла внимание отечественных ученых (В.А. Болотов, А.В. Коржуев, Г.Б. Сорина, А.В. Бутенко, Д.М. Шакирова, Л.И. Шрагина и др.) с точки зрения необходимости и возможности формирования критического мышления студентов и педагогов, хотя исследования по формированию критического мышления школьников были начаты еще в 70-е годы прошлого столетия (М.

Векслер, В.М. Синельников, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, У.М. Мунчаева, А.С. Байрамов) и возобновлены лишь в конце 90-х годов.

Критическое мышление имеет свои особенности, свою понятийную систему, отличающие его от других видов и типов мышления. Однако мы рассматриваем критическое мышление лишь во взаимосвязи с другими видами мышления, в сочетании и сопоставлении с такими понятиями как продуктивное, проблемное, творческое, логическое, системное мышление, интеллект и другими понятиями активной, целенаправленной умственной и практической деятельности человека.

Как личностное качество, критическое мышление вплетено, интегрировано в каждый из других видов мышления, влияет на их логику, качество, целостность, взаимосвязь: служит связующим звеном между всеми типами и видами мышления, поведения; является одним из элементов менталитета индивида, социума, общества.

Критичность ума, по мнению М. И. Махмутова, крайне необходима во всех звеньях процесса проблемного обучения, поскольку всюду требуется анализ, сравнение, обобщение и отрицание. Без критической оценки ситуации невозможно выдвижение предположений, гипотез. Здесь есть место для сомнений, т.е. критического подхода. Например, при выдвижении гипотезы мы не всегда знаем, верна ли она и поэтому ставим условия: «гипотеза верна, если…». Субъект включает критическое мышление на этапе доказательства гипотезы или ее опровержения (это и есть собственно процесс решения проблемы). Оно возникает на этапе подведения итогов, оценки процесса и результата учебной деятельности, т.е. на этапе диагностики процесса выполнения задания, решения задачи, оценки результатов деятельности или поведения, подтверждения выводов, поиске наиболее рационального способа решения проблемы, задачи. Уже на самом первом этапе проблемного обучения – этапе анализа проблемной ситуации и формулировки проблемы важны критика, самокритика, и самооценка.

Практика работы в вузе показывает, что реализация критического мышления, его формирование в определенной степени возможны на всех этапах, везде, где существует альтернатива – при анализе проблемной ситуации (анализ требует критического отношения), различными могут быть и формулировки проблемы, т.е. может быть выбор. Таким образом наибольшее присутствие критического мышления бывает при выдвижении гипотезы, поскольку она связана с доказательством и опровержением, с утверждением и отрицанием. Здесь, как считает, Л.Б. Соколова, «творческое мышление приобретает критический характер». «Проблемно–постановочное» образование, по мнению Д. Клустер, строится так, чтобы студенты могли полностью и сознательно сосредоточиться на улучшении своих мыслительных способностей и расширить область применения полученных навыков. Полагаем, обучение критическому мышлению должно включать в себя большое количество примеров из различных сфер жизни. Тогда оно возникает, поскольку студенты начинают заниматься конкретной проблемой. «Главным вопросом по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает» [1].

Обычно, анализируя, сопоставляя альтернативные точки зрения и включаясь в эвристический диалог, студенты ищут и находят ответы на интересующие их вопросы. Это уже «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения» [2].

Студенты, обладающие навыками критического мышления, находят собственное решение проблемы и подкрепляют это решение разумными, обоснованными доводами. Они также осознают, что возможны иные решения той же проблемы, и стараются доказать, что выбранное ими решение логичнее и рациональнее других. Поэтому думаем, Р.Х. Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить» [3].

Взаимосвязь всех видов мышления в процессе обучения осуществляется при выполнении студентами следующих действий [4]:

1. изучение таких понятий, как «критичность ума», «самокритичность ума»,

«критика», «самокритика» и применение этих понятий в жизни;

2. критический анализ и оценка политической, экономической, социальной

ситуаций в регионе, стране, за рубежом и различных сферах деятельности;

3. обсуждение ошибок в решении задач и проблем, выбор наиболее

рациональных способов решения путем организации дискуссий, споров;

4. обсуждение прочитанных книг, статей, рассказов, сказок и т.д.; написание

изложения, поиск (своих и чужих) ошибок в них, а затем их обсуждение;

5. решение задач на критику и самокритику;

6. формирование умений и навыков путем тренинга по доказательству,

опровержению гипотез, выдвинутых в прошлом в науке, или в процессе

проблемного обучения разным предметам;

7. организация дискуссии по вопросам спорта, по кинофильмам, телепередачам, «сенсационным» статьям в прессе; проведение критического анализа споров, дискуссий, процесса эксперимента и т.д.

Таким образом, умение студентов работать в команде зависит от формирования у них следующих умений:

- разработка специальных видов проблемных ситуаций, порождающих критическое отношение студентов к проблеме;

- сопоставление классов психолого–педагогических задач, решение которых связано с критическим анализом и оценкой (и ведет к выходу из проблемной ситуации того или иного вида);

- предъявление студентам отдельных классов задач с предположением о возможных ошибках в ходе их решения;

- выявление и обобщение способов решения задач по каждому классу;

- применение обобщенных способов критической оценки, способов новых оригинальных, не типовых психолого–педагогических задач.

Формирование критического мышления есть процесс, в результате которого актуализируются и развиваются такие природные качества личности как любознательность, восприимчивость, уверенность в себе, самостоятельность, коммуникабельность, свобода выражения мысли (раскованность), смелость в высказывании идей. На основе изучения этапов и способов формирования критического мышления студента вуза нами сконструирована теоретико—прикладная модель формирования критического мышления студента в условиях коллективной формы организации обучения. Данная модель предлагается в качестве общего руководства для преподавателя.

 

Цель: Сформировать навыки критического мышления студента

Принципы: системности и целостности, критической значимости, социально-нормативной обусловленности, научности, непрерывности.

Организационно-педагогические условия: использование проектного метода; осуществление мониторинга сформированности критического мышления; подготовка профессорско-преподавательского состава к проведению учебных занятий, направленных на формирование критического

мышления у студентов.

Содержание: научные знания о формальной и диалектической логике;

выполнение задач, развивающих проблемное и критическое мышление;

использование логических способов и приемов критического анализа и оценки высказываний студентов в учебно-познавательной деятельности;

нахождение логических ошибок и самостоятельное исправление.

Этапы: активное познание: обсуждение

информации в контексте решения проблемы, актуализация имеющихся

знаний, побуждение интереса к теме,определение цели изучения материала.

· осмысление: обсуждение, выбор действий; планирование, выбор путей

решения; альтернативные варианты решения.

· размышление: формирование личного отношения к изучаемому

материалу.

· обобщение и оценка: обобщение доводов, доказательств, формирование самооценки и публичной оценки.

Формы: дидактическая игра, деловая игра, «мозговой штурм», дискуссия, научно-практическая конференция, учебно-исследовательская работа, эвристический диалог.

Методы: проблемное изложение, тренинг, проектирование

Уровни сформированности критического мышления

Начальный уровень -

приблизительное представление студентов о критическом мышлении, слабые умения давать оценку, доказывать свою правоту, низкий уровень сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и др.), преобладание слабых навыков сравнительно-сопоставительного анализа.

Средний уровень – пошаговая отработка основных операций мышления, невысокий уровень организованности и целенаправленности, неокрепший опыт доказательства и опровержения, отсутствие

активной позиции.

Высокий уровень– четкое представление о критическом мышлении, устойчивые умения и

навыки основных мыслительных операций, умение логически обосновывать оценку и

самооценку, самостоятельность в выдвижении гипотезы

терпимость к аргументированной критике в свой адрес и др.

Результат:

Сформированность критического мышления

Рис.1. Модель формирования критического мышления студента вуза в условиях коллективной формы организации обучения

 

Умение формировать творческое и критическое мышление и обучать этим видам студентов определяет уровень профессиональной компетентности педагога. От того, как педагог сумеет обучать студентов критически мыслить, обеспечить восприятие, запоминание, понимание, осмысление и другие мыслительные процессы зависит продуктивность деятельности студентов, а, следовательно, и эффективность самого процесса обучения. Таким образом, критическое мышление является необходимой составляющей профессиональной компетентности педагога, который также направляет студентов в русло критического мышления. Поскольку это мышление социальное и наиболее полно проявляется при публичном выступлении, в дискуссии, споре, то решение групповых задач, когда происходит взаимодействие преподавателя со студентами и студентов между собой, предпочтительнее, чем индивидуальные занятия. Студенты являются равноправными участниками происходящего и воспринимают обучение как обмен опытом между ними и преподавателем. Отношения, складывающиеся между педагогом и учениками «освобождают педагога от роли всезнайки, но заставляют принять не менее трудную роль организатора процесса познания» [6]. В ходе проведения диагностики и проверки результатов эксперимента; анализа и выявления уровня сформированности критического мышления студента вуза, будущего специалиста, позволил сделать вывод о том, что сформированность критического мышления студента проявляется в познании и выдвижении предположений, гипотез и поиске наиболее рациональных способов решения проблем, задач, выявлении ошибок и недостатков в ходе учения и общественной жизни с целью их преодоления. Применение технологий формирования критического мышления способствует созданию атмосферы взаимодействия, самостоятельности в выдвижении гипотез, правильному восприятию критики, правильному восприятию критики, и формированию активной жизненной позиции.

 

 

 

Литература:

1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Дж. Дьюи ; пер. с англ. Н. М. Никольской.— М. : Лабиринт, 1999.— 192 с.

2. Клустер Д. Что такое критическое мышление / Дэвид Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности.—М. : ЦГЛ, 2005.—С. 5—13.

3. Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI века//Интернет-журнал «Эйдос», 1998. http://www.eidos.ru/journal/1998/1111-07.htm

4. Мороченкова И. А. Формирование критического мышления студентов в вузе. Дис. … канд. пед. наук. — Оренбург, 2004.

5. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: моногр./ Л.Б. Соколова. – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2001—318с.

6. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов в условиях модернизации образования: отчет по теме НИОКР № 02-2.3-98/2004 Ф(02) / исп.: Д.М. Шакирова, М.И. Махмутов, Н.Ф. Плотникова.-Казань, 2004.-С.58

7. Ennis R. Critical Thinking Dispositions: Their Nature and Assessability//Informal Logic, Vol.18, 1996, №2 – p. 165-182. – Canada, Windsor.

8. Halpern D. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. – New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2003.

9. Mason M. Critical Thinking and Learning. – Singapore: Blackwell Publishing, 2008.

10. Paul R. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. – Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990.


 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку