CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2012 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow К вопросу правового обеспечения информационной безопасности
К вопросу правового обеспечения информационной безопасности

Х.В. Муксимова

кандидат философских наук

 

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Роль информационных технологий в управлении социальными, экономическими и политическими процессами сегодня велика. Информационные технологии могут рассматриваться в качестве фактора, оказывающего глобальное влияние на развитие общества и формирование новой информационной реальности. В данной ситуации актуальной проблемой является изучение современных позитивных и негативных тенденций развития процесса применения информационных технологий, а также прогнозирование будущих направлений безопасного развития этого процесса для общества и окружающей среды.

Информационная безопасность общества направлена на предотвращение негативных последствий использования информационных технологий, многие из которых представляют собой серьёзную угрозу для личности, общества и государства. Процесс информатизации должен содействовать выживанию человечества и переходу на путь устойчивого развития.

Человечество вплотную подошло к рубежу, за которым начинается новый этап его развития, получивший название «информационного общества». Как неоднократно отмечал Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, вопросы информационной безопасности сегодня становятся одними из самых актуальных, особенно с расширением информационных технологий и мировых информационных сетей. Она предопределяет, с одной стороны, дальнейшую интенсификацию развития мировой информационной сферы, обострение конкуренции за мировое лидерство в этом процессе, а с другой – делает информационную сферу всё более привлекательной для оказания экономического, политического, военного или культурного давления на другие страны.

В современных условиях информационная безопасность становится важнейшим базовым элементом всей системы национальной безопасности Республики Узбекистан. Обусловлено это, прежде всего, быстро растущими технологическими возможностями современных информационных систем, которые по своему влиянию на политику, хозяйственно-экономическую жизнь, духовно-идеологическую сферу и умонастроения людей стали в настоящее время решающими и всеохватывающими.

Одним из факторов, способствующих повышению опасности угроз информационной безопасности, является дефицит квалифицированных кадров, обусловленный снижением эффективности системы образования и воспитания в условиях тоталитарной системы бывшего СССР. Подготовка квалифицированных кадров в области информационной безопасности и информационных технологий осуществляется по двум основным направлениям – технологическому и гуманитарному.

Технологическая составляющая информационной безопасности включает в себя проблемы, связанные с развитием индустрии информатизации, обеспечением потребностей внутреннего рынка её продукцией и выходом этой продукции на мировой рынок, а также с обеспечением безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

Гуманитарная составляющая включает в себя большую совокупность проблем, связанных с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, обеспечением духовного обновления Узбекистана. Нельзя не отметить, что технологическая составляющая информационной безопасности разработана более тщательно и глубоко, в то время как гуманитарная составляющая – гораздо слабее.

В структуре правового обеспечения информационной безопасности как вида деятельности выделяются:

  • нормативное правовое обеспечение информационной безопасности;
  • правовое обеспечение информационной безопасности как направление юридической науки;
  • правовое обеспечение информационной безопасности как система учебных курсов, используемых в процессе подготовки кадров для деятельности в области противодействия угрозам информационной безопасности.

В зависимости от объекта обеспечения информационной безопасности в составе нормативного правового обеспечения выделяются четыре составляющих:

  • нормативное правовое обеспечение безопасности информации в форме сведений;
  • нормативное правовое обеспечение безопасности информации в форме сообщений;
  • нормативное правовое обеспечение безопасности информационной инфраструктуры общества;
  • нормативное правовое обеспечение безопасности правового статуса субъектов информационной сферы.

Важной составной частью структуры правового обеспечения информационной безопасности являются научные исследования отношений, составляющих его предмет, изучение правовой характеристики объектов, национальных интересов в информационной сфере, способов проявления угроз этим объектам, правовых средств и механизмов, способных обеспечить противодействие угрозам, способов взаимодействия различных отраслей права в процессе функционирования механизмов правового регулирования отношений в данной предметной области, а также проведение сравнительных исследований методов правового регулирования аналогичных отношений в различных странах мира, вопросов взаимодействия национального права и международного права.

Ещё одной составной частью правового обеспечения информационной безопасности являются результаты обобщения исследований и анализа законодательства по выделенным выше составляющим нормативного правового обеспечения и постановка на этой основе курсов учебных дисциплин.

Эти учебные курсы должны быть ориентированы на подготовку специалистов различного уровня подготовки и профиля специализации. В этом направлении в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека были введены соответствующие учебные курсы, среди которых можно выделить «Основы психологической и информационной безопасности». По уровню подготовки различаются учебные курсы для лиц, получающих базовое образование, и для лиц, повышающих свою квалификацию (получающих дополнительное образование) или меняющих её и уже обладающих тем или иным базовым высшим образованием. По профилю специализации различают учебные курсы для специалистов в области конституционного, информационного, гражданского, административного и уголовного права, которые должны знать механизмы правового противодействия угрозам безопасности объектов национальных интересов в информационной сфере, связанных с регулируемыми ими общественными отношениями.

Исследования правового обеспечения включают следующие основные этапы:

  • анализ правовых характеристик объекта национальных интересов в информационной сфере, в рамках которого выясняются вопросы правового закрепления объекта отношений, основные группы связанных с ним общественных отношений и механизмы их правового регулирования;
  • анализ содержания угрозы безопасности объектов национальных интересов, в рамках которого выясняются основные способы нанесения вреда этим объектам вследствие проявления угроз;
  • анализ правового обеспечения безопасности объектов, в рамках которого выясняется его предмет, а также цели, принципы и методы правового регулирования общественных отношений, составляющих данный предмет, закрепляющие их правовое нормы, их достаточность для эффективного противодействия угрозам безопасности объектов национальных интересов;
  • разработка предложений по совершенствованию правового обеспечения информационной безопасности, в рамках которой подготавливаются предложения по развитию правовых норм и механизмов, регулирующих отношения, возникающие вследствие проявления угроз безопасности объектам национальных интересов в информационной сфере, в целях повышения защищенности этих объектов.

Каждый из этих этапов предполагает использование своих методов исследования. Так, анализ правовых характеристик объекта национальных интересов в информационной сфере осуществляется с использованием метода дедукции, формально-логического метода и методов толкования норм права, анализ содержания угроз безопасности объектов национальных интересов осуществляется с использованием методов системного анализа, сравнительно-правового анализа и логического моделирования, анализ правового обеспечения безопасности объектов национальных интересов в информационной сфере осуществляется с использованием методов системного анализа и структурного моделирования, а разработка предложений по совершенствованию правовых механизмов противодействия угрозам – с использованием диалектического метода, метода системного анализа и формально-логического метода.

Принципы правового обеспечения информационной безопасности как совокупности учебных курсов представляют собой совокупность основных положений, отражающих общий подход к развитию этого сектора системы образования. К числу таких принципов относятся:

  • подготовка специалистов по правовому обеспечению информационной безопасности на базе фундаментального юридического и достаточного технического образования при углубленном изучении основ тех отраслей права, которые являются для него базовыми: конституционного, гражданского, административного, информационного и уголовного права;
  • изучение в рамках учебных курсах основ философии, социологии, психологии, культурологии, политологии и информатики в объеме, достаточном для понимания роли в жизни человека и общества, в реализации государственного управления, форм существования информации и особенностей ее обращения в обществе.

Методы правового обеспечения информационной безопасности как системы учебных курсов образуются совокупностью методов обучения учащихся, привития им навыков и оказания помощи в овладении знаниями, необходимыми для удовлетворения требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующих специальностей.

Таким образом, правовое обеспечение информационной безопасности как вид деятельности направлено на противодействие угрозам безопасности основных объектов национальных интересов в информационной сфере.

Структурно оно включает самостоятельное направление правового регулирования, самостоятельную область юридической науки и систему учебных курсов. Каждая из выделенных составляющих правового обеспечения информационной безопасности базируется на определенной системе принципов и использует для решения стоящих перед ней задач свойственную ей систему методов.

В условиях объективно формирующегося глобального информационного пространства, существо проблемы международной информационной безопасности (МИБ) коренится в лавинообразном процессе развития и внедрения новейших информационных, телекоммуникационных и кибернетических технологий. Обеспечивая беспрецедентные возможности накопления и использования информации, эти технологии и средства одновременно создают фундаментальную зависимость от их нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности общества и государства: экономики, политики, культуры, обеспечения национальной и международной безопасности.

Мировая информационно-технологическая революция наряду с очевидными благами, которые она уже дала человечеству, одновременно создает принципиально новые потенциальные угрозы использования достижений научно-технической мысли в этой области в целях, несовместимых с задачами поддержания международной стабильности и безопасности, соблюдения принципов отказа от применения силы, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав и свобод человека.

Озабоченность возникает, прежде всего, в связи с возможностью применения колоссального потенциала информационно-кибернетических технологий в интересах обеспечения военно-политического превосходства, силового противоборства, шантажа.

Увеличение за счет новейших информационных технологий военного потенциала развитых стран ведет к изменению глобального и региональных балансов сил, напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы, появлению новых сфер конфронтации. Возникает соблазн воспользоваться преимуществами в обладании информационными технологиями для информационной, политической, экономической, культурной и военной экспансии. С другой стороны, страны вовлекаются в процесс создания у себя потенциала для «международного хакерства», «информационного пиратства» и агрессии. К этой деятельности уже подключились радикалистские политические группировки, «новый» оружейный бизнес, а наряду с ними – террористические и криминальные организации и группы.

Не исключено, что уже в обозримом будущем карательные акции на международной арене будут осуществляться против отверженных не при помощи крылатых ракет и воздушных бомбардировок, а с использованием информационного оружия. И тогда любые действия, подпадающие сегодня под статус конфликтов, примут характер информационных войн.

 

Используемая литература:

1.Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. – Ташкент: Узбекистан, 1997. – 315 с.

2. Научные и методологические проблемы информационной безопасности. Сборник статей. Под редакцией В.П.Шерстюка. – Москва: Издательство МЦНМО, 2004. – 208 с.


 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку