CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2012 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Основные итоги развития экономики Казахстана за годы рыночных реформ
Основные итоги развития экономики Казахстана за годы рыночных реформ

Д. К. Смагулова

Б.Ж.Ушбаева 

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА ЗА ГОДЫ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

 

Оценивая итоги реформ в экономике с момента образования Казахстана как самостоятельного суверенного государства, прежде всего, необходимо отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели экономического развития. Если на первом этапе, который длился с 1991 по 1997 годы, происходил процесс перехода казахстанского общества от административно-командной системы отношений к рыночной, то в последущие годы благодаря принятию и реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» обеспечен процесс достижения долгосрочных целей и приоритетов развития по построению устойчиво развивающейся экономики. В целом периоды формирования экономической модели в Казахстане можно условно разбить на несколько этапов.

Первый этап - 1992-1997 годы. На первом этапе происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции. На этом этапе социально-экономических преобразований экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансового кризиса, что негативно сказалось на всех направлениях развития, и требовало принятия быстрых, а порой и непопулярных в обществе решений.

На этом этапе экономика Казахстана развивалась низкими темпами и была неустойчивой. В 1995 году уровень производства ВВП достиг наиболее низкой отметки – 61,4% к 1990 году.

В 1993 году Казахстан принял Программу неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ, что позволило, прежде всего, сохранить стабильную социально-политическую обстановку в стране; внедрить свою национальную валюту, полностью решить проблему по наполнению казахстанского рынка потребительскими товарами; перейти от административно-командной экономики к рыночной экономике.

В декабре 1995 года была принята Программа действий Правительства по углублению реформ в 1996-1998 годах с целью закрепления достигнутых в 1994-1995 годах результатов в области макроэкономической стабилизации и структурно-институциональных преобразований, прекращение спада производства и затем - обеспечение подъема экономики и роста уровня жизни народа.

Принятые в рамках Программы меры по снижению уровня инфляции, реформа финансового сектора и предприятий, модернизация производственной инфраструктуры, создание стимулов для роста инвестиционной активности и притока прямых инвестиций в высокоэффективные конкурентоспособные производства, усиление государственной политики поддержки предпринимательства, совершенствование механизмов государственного регулирования экономики и децентрализация управления и поэтапная приватизация, а также усиление адресно акцентированной поддержки социально незащищенных слоев населения, позволили стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Было восстановлено производство продукции в промышленности, увеличились объемы оказываемых услуг в транспортной отрасли, стабилизировалась деятельность торговли и сферы обращения. В итоге, в 1996-1997 годы прирост ВВП Казахстана, соответственно составил 0,5% и 1,7%, объемы производства промышленной продукции возросли на 0,3 % и 4,1 %, в транспортной сфере - на 1,8 % и 4 %, в торговле и сфере обращения рост составил 10,7 % и 3 %.

Второй этап - 1998-2006 годы. Значительным событием второго этапа стало принятие Стратегии развития «Казахстан – 2030» и определение в его рамках основных долгосрочных приоритетов и целей развития страны на пути построения новой модели экономического развития. Принятая Стратегия была нацелена на обеспечение экономической безопасности страны через эффективное использование уже имеющейся топливно-энергетической базы, создание новой современной транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, модернизацию и создание новых производств в обрабатывающей промышленности, создание благоприятной инвестиционной среды с целью привлечения иностранных инвесторов в различные сектора экономики, развитие внешнеторговой политики и интеграционных процессов с целью обретения своего места в общемировой торговле и т.д.

На каждом этапе необходимость решения кратко и долгосрочных стратегических задач требовал проведения социально-экономических реформ и принятия более эффективных решений, направленных на совершенствование структуры экономики и улучшения качества жизни населения.

В связи с принятием в 1997 году Стратегии развития "Казахстан - 2030" основные усилия Правительства были направлены на:

- завершение реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

- принятие программ: борьбы с бедностью, расцвет Астаны – расцвет Казахстана, строительства и реконструкции автодорог;

- принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны.

В августе 2000 года с целью обеспечения стабильного социального экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов и снижения зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен был создан Национальный фонд Республики Казахстан (Фонд). В течение 2001 года практически полностью отработан и запущен механизм функционирования Фонда. Благодаря активам фонда в конце 2001 года и в начале 2002 года, в период заметного снижения мировых цен на нефть, удалось избежать секвестирования бюджетных расходов, поскольку необходимая разница между плановыми показателями и фактическим их исполнением была профинансирована из стабилизационной части Фонда. С момента создания и к концу 2010 года активы Фонда значительно возросли, в декабре 2001 года они составили 1,2 млр. долларов США, к концу 2010 года – 30,6 млрд. долларов США. В настоящее время Фонд стал одним из действенных инструментов в стабилизации экономики и финансовой сферы в условиях негативного влияния внешних факторов, в том числе ухудшения конъюнкуры цен и снижения спроса на основные экспортные товары Казахстана на мировом рынке и других факторов.

В 2003 году для дальнейшего укрепления модели устойчивого развития приняты два основополагающих документа, определяющих развитие экономики Казахстана до 2015 года - Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы и Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 года.

В дополнение к ним был принят ряд программ и законодательных актов, направленных на повышение конкурентоспособности казахстанской экономики.

На втором этапе проведение государством политики по совершенствованию структуры экономики, диверсификации и обеспечению ее конкурентоспособности в купе с благоприятным инвестиционным климатом и ростом спроса на сырьевые ресурсы обеспечили высокие темпы роста экономики Казахстана. В среднем ежегодные темпы роста ВВП Казахстана в этот период превысили 10 %.

Третий этап – 2007 год и последующие годы. Начиная со второй половины 2007 года, экономика Казахстана подверглась негативному влиянию мирового экономического кризиса. Первая волна нестабильности на мировом финансовом рынке в августе 2007 года, явившаяся следствием кризисной ситуации на ипотечном рынке США, привела к закрытию внешних рынков заемного капитала. Резкое сокращение внешних заимствований и дефицит ликвидности ограничили объемы кредитования банками секторов экономики, прежде всего, это коснулось строительного рынка и сферы торговли. В свою очередь, относительно высокая зависимость роста экономики от этих секторов способствовало замедлению роста экономики в целом. По итогам 2007 года реальный рост ВВП составил 8,9% против 10,7 % в 2006 году.

В 2008 году для экономики Казахстана, также как и для экономики большинства стран, основной характерной чертой стала усиление проблем, связанных с привлечением внешних займов, ростом цен на товары и сырье, снижением выпуска товаров в результате сокращения спроса, замедление роста доходов населения и сокращением кредитной активности банков. В целом ухудшение внешних условий стало одним из основных причин замедления темпов роста ВВП по итогам года до 3,3%.

В 2009 году экономика Казахстана начала свое развитие в условиях нарастания негативного влияния глобального экономического кризиса, низкого уровня мировых цен на ресурсы, что привело к заметному снижению деловой активности и спаду производства в стране. Благодаря реализации антикризисных мер, которые были утверждены в Плане совместных действий Правительства, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы (План), удалось не допустить рецессии казахстанской экономики, и по оценке в 2009 году в приросте ВВП в 1,2% эффект антикризисных мер обеспечил дополнительный прирост экономики на 3%.

План реализовывался по основным пяти направлениям: 1) стабилизация финансового сектора; 2) решение проблем на рынке недвижимости; 3) развитие малого и среднего бизнеса; 4) развитие агропромышленного комплекса; 5) реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

Наряду с Планом была реализована Стратегия региональной занятости и переподготовки кадров или Дорожная карта.

Для финансового обеспечения Плана и Дорожной карты, по решению Главы государства были использованы средства Национального фонда на общую сумму более одного триллиона тенге.

В 2010 году ВВП страны в реальном выражении возрос на 7%. При этом наибольший вклад в реальный прирост ВВП обеспечен ростом в промышленности (2,8 п.п. из 7,0% или около 40% роста экономики), ростом объемов торговли (1,4 п.п. или 20,4% реального роста экономики) и услуг транспорта (0,6 п.п. или 8,7% реального роста ВВП).

За годы реформ произошли изменения в структуре экономики. Сейчас основную долю в ней занимает сектор производства услуг, где за последние десять лет динамично развивились: транспортно-коммуникационная сфера, финансовый сектор, гостиничный и туристический бизнес, торговля и сферы, обслуживающие рынок недвижимости. В производстве товаров доминирующую роль занимала промышленность, прежде всего, горно-металлургическая. Высокими темпами развивалась строительство, в том числе рынок жилищного стоительства и смежные с ним отрасли.

Структура ВВП, %

 


1998

1999

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ВВП

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Производство товаров

37,9

42,8

45,9

43,4

44,8

43,4

45,6

44,0

44,2

Производство услуг

56,7

52,4

48,4

52,0

51,6

54,2

52,1

54,6

52,8

Источник: Агентство РК по статистике

 

С первых дней проведения рыночных реформ, создание благоприятного инвестиционного климата в стране, стало одним из главных приоритетов экономической политики. Сегодня он играет важную роль в сохранении стабильных притоков иностранных инвестиций в экономику страны. Всего за период с 1993 года и по январь-сентябрь 2010 года общий приток прямых иностранных инвестиций составил более 122 млрд.долл.США.

За годы реформ Казахстан смог значительно увеличить свой внешнеторговый потенциал. Так, если в 1995 году внешнеторговый оборот Казахстана составлял $9 млрд., то в 2010 году он достиг $90 млрд., объем экспорта возрос с $5 млрд. в 1995 году до $60 млрд. в 2010 году, импорт соответственно – с $4 млрд. до $30 млрд. Казахстан сегодня экспортирует нефть, черные и цветные металлы, зерно и отдельные виды готовой продукции обрабатывающей промышленности.

Использование различных инструментов регулирования инфляционных процессов, начиная от либерализации торговли в самом начале реформ, а в последущие годы - совершенствование инструментов таможенно-тарифной политики, меры по развитию конкуренцию и снижению ценового сговора, укреплению производственного потенциала, до принятия ограничительных мер денежно-кредитной политики позволили значительно снизить уровень инфляции в стране. В 1993 году инфляция составила 2165%, в 1994 г.- 1158,3%, 2008 г. – 18,8 %, в 2010 году - 7,8% и сохранилась в заданном интервале 6-8 %.

С начала рыночных реформ регулирование рынка труда и сферы занятости в Республике Казахстан осуществлялось преимущественно в формате специальных программ занятости населения. В частности, реализована Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, Программа по снижению бедности в Республики Казахстан на 2003-2005 годы, Программа занятости населения Республики Казахстан на 2005-2007 годы. В 2008 году с учетом негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса утверждена Стратегия занятости и переподготовке кадров (Дорожная карта), направленная на обеспечение занятости, недопущение существенного роста безработицы, сохранение и создание новых рабочих мест. На ее финансирование было направлено 191,5 млрд. тенге в 2009 году и 150,6 млрд. - в 2010-м. Всего за два года реализовано более восьми 8,8 тысяч проектов, в том числе 2009 году – более 5,2 тысяч, 2010 году . – 3,6 тысяч проектов. Всего создано 390,6 тысяч рабочих мест, в том числе 2009 г. - 258,6 тыс., 2010 г. – 132,0 тыс.

В целом меры, предпринимаемые в рамках Дорожной карты, оказали положительное воздействие на ситуацию на рынке труда и стабилизацию численности безработного населения в стране. Так, если уровень безработицы на начало 2009 года составлял 6,6% от численности экономически активного населения, то в конце 2010 г. он сложился на уровне 5,5 %.

Динамичное развитие экономики Казахстана за годы независимости позволило качественно повысить уровень жизни населения. ВВП на душу населения, в Казахстане начиная с 1993 года, имеет устойчивую тенденцию к росту, если в 1993 году этот показатель составлял 696,2 долларов США, то в 2003 году он достиг 2068,1 доллара США. За период с 2004 по 2009 годы ВВП на душу населения увеличился в более чем в 2 раза и составил в 2009 году 7257,1 долларов США. Хотя, в 2009 году в результате негативного влияния мирового кризиса на экономику страны ВВП на душу населения сложилось ниже, чем в 2008 году, в 2010 году его размер все же превысил его докризисный уровень и составил 8957,2 долларов США.

Следует отметить, что высокие темпы роста экономики в 2010 году удалось обеспечить за счет реализации как системных, так и краткосрочных мер, которые, прежде всего, направлены на расширение внутреннего спроса и восстановление инвестиционной активности в стране, а также на создание прочной базы для решения стратегических задач экономики в период посткризисного развития.

В 2010 году в Казахстане был утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года. Ее основной целью является обеспечение качественного роста экономики через проведение ее модернизации, развитие человеческих ресурсов и укрепления институциональной базы, которые, в свою очередь, должны способствовать форсированному индустриально-инновационному развитию страны и повысить на качественно новый уровень благосостояние граждан страны.

В этом же году стартовала Государственная программа по формированному индустриально-инновационному развитию на 2012-2014 годы. Карта индустриализации Казахстана стала ключевым механизмом реализации Государственной программы. Она позволяет государству совместно с бизнесом вырабатывать правильные инвестиционные решения и обеспечивать взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны.

В перечень проектов Карты индустриализации включены все значимые для экономики Казахстана проекты, имеющие высокую степень проработки и соответствующие критериям Госпрограммы. Проекты Карты индустриализации реализуются в таких приоритетных секторах экономики Казахстана как АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации, машиностроение, туризм, космическая деятельность.

Механизмом реализации Госпрограммы на региональном уровне стала принятая Программа «Дорожная карта бизнеса до 2020 года», направленная на усиление бизнес-активности и создания инфраструктуры поддержки предпринимательства. В рамках данной программы четко определены роль каждого института развития, механизмы их взаимодействия с местными исполнительными органами и бизнесом, а также источники финансирования мер по поддержке предпринимательства.

 

Основные показатели социально-экономического развития Республики Казахстан

 


1993 г.

2000 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

ВВП, млрд. тенге

29,4

2599,9

7560,6

10213,7

12849,8

16052,9

17438,1

21513,3

Реальное изменение ВВП,%

90,8

109,8

109,7

110,7

108,9

103,3

101,2

107

ВВП на душу населения, долл. США

695

1229,0

3771,3

5291,6

6771,6

8513,5

7257,1

8957,2

Инфляция к декабрю предыдущего года

2265,1

109,8

107,5

108,4

118,8

109,5

106,2

107,8

Валовые иностранные прямые инвестиции,

млрд. долл. США

1,3

2,8

6,6

10,6

18,5

19,6

19,5

13,1[1]

 

Уровень безработицы, %

11,02

12,8

8,1

7,8

7,3

6,6

6,6

5,5

Источник: Агентство Республики Казахстан по стативтике, Нациоанльный Банк

Республики Казахстан.

 

Как определено в заявлении Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций об основных направлениях экономической политики, в 2011 году экономическая политика будет направлена на:

1) повышение конкурентоспособности казахстанской экономики;

2) реализацию программ, направленных на диверсификацию экономики, в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию;

3) обеспечение стабильной занятости и роста доходов населения;

4) реализацию государственных программ развития человеческого капитала, включая образование, здравоохранение и развитие языков.

Повышение конкурентоспособности будет достигнуто за счет обеспечения макроэкономической стабильности, улучшения инвестиционного и бизнес-климата, институционального развития, уровня технологического и инновационного развития, качества развития человеческих ресурсов страны, а также уменьшения торговых барьеров и расширения экономической интеграции в рамках ТС и ЕЭП.

В 2011 году будут значительно активизированы внутренние и внешние инвестиционные ресурсы в перерабатывающие сектора экономики и развитие инфраструктуры страны, дополнительно будут запущены новые индустриальные и инновационные проекты в рамках Карты индустриализации.

В поддержку развития предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, продолжится реализация Дорожной карты бизнеса 2020 по четырем направлениям: поддержка бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, снижение валютных рисков предпринимателей и усиление предпринимательского потенциала.

С целью дальнейшей интеграции в глобальную торгово-экономическую систему одной из приоритетных задач во внешнеэкономической политике будет ускорение процесса вступления Казахстана в ВТО в тесной координации со странами-партнерами по ТС. Правительство продолжит принятие мер по повышению благосостояния населения и поддержке социально уязвимых слоев населения.

Одним из основных приоритетов экономической политики в 2011 году станет регулирование ценообразования и обеспечение стабильности цен на внутреннем рынке, в первую очередь, на социально значимые продовольственные товары. Для этого со стороны Правительства и местных исполнительных органов продолжится работа по дальнейшему развитию оптовых (коммунальных) продовольственных рынков и торговой инфраструктуры, насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией, регулированию ценообразования на услуги субъектов естественных монополий. Кроме того, будет усилена работа по защите конкуренции, выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, ценового сговора, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением, спекулятивного роста цен, сокращению посреднических звеньев между производителями продукции и конечными потребителями.

В этом году принята Программа занятости 2020, которая направлена на снижения уровня безработицы, в особенности в сельской местности. В рамках Программы, кроме обучения и переподготовки самозанятого, безработного и малоимущего населения, предусматривается создание банка данных рабочих мест. Также будут предложены меры для обеспечения мобильности трудовых ресурсов.

Общеизвестно, что коррупция это один из главных негативных проявлений социально-экономического развития любого общества. Каждая страна по своему борется с его проявлением, но здесь конечная цель очевидна, это создание формирование положительного имиджа страны на международной арене, расширение возможностей в привлечении новых инвестиций и укреплении конкурентных преимуществ на внешнем рынке, развитие предпринимательства и т.д. И для повышения эффективности противодействия коррупции в Казахстане в марте 2011 года принята отраслевая «Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы». В ней определены несколько основных задач: расширение международного сотрудничества и совершенствование национального законодательства по вопросам противодействия коррупции; повышение эффективности деятельности государственных органов по уменьшению коррупционных рисков; повышение антикоррупционного мивовоззрения и снижения уровня теневой экономики. Итогом ее реализации должна стать снижение индекса восприятия коррупции в рейтинге «Трансперенси Интернэшил» к 2015 году не ниже 90 места среди 180 стран.

 

Список использованной литературы:

1. Программа действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы.

2. Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

 3. Указ Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О национальном фонде Республики Казахстан».

4. Казахстан в цифрах 1991-2008 год. Статистический сборник/Агентство Республики Казахстан/Астана, 2009 год – 76-82 с.

5. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан за январь-декабрь 2010 года/ Статистический сборник/ Агентства Республики Казахстан по статистике/Астана/ 2011 год – 92 с.

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 января 2011 года № 13 «О Заявлении Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций об основных направлениях экономической политики на 2011 год».

6. Программа занятости 2020 в Республике Казахстан.

7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2001 года № 308 «Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы».

 



[1] за 9 месяцев 2010 года данные платежного баланса РК

 


 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку