CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2012 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербур
Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербур

 

Сазонов Игорь Евгеньевич

кандидат педагогических наук, директор СПбГУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР»

Sazonov Igor Eugenievich - Ph.D. in Pedagogy, Director of St.Petersburg State University's Employment Center VECTOR

Никифорова Евгения Евгеньевна

специалист СПбГУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР»

Nikiforova Eugenia Eugenievna - fellow of St.Petersburg State University's Employment Center VECTOR

E-Mail: director@profvector.spb.ru

УДК – 316.023.5

 

Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга

(по материалам социологических исследований)

Formation of the Professional Plans of the Graduate Students of St.Petersburg Universities
(on the basis of sociological resaerch)

Аннотация: В статье приведены материалы социологического исследования сформированности профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

Ключевые слова: молодежь, профессиональная ориентация, занятость

Summary:The article analyses the data of sociological research on formation of professional plans of the graduate students ob St. Petersburg universities

Keywords: youth, professional orientation, employment

 

Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга

(по материалам социологических исследований)

 

В данной статье мы изложим только первую часть исследования, проведенного сотрудниками СПбГУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР». Надеемся, что эта и последующие публикации помогут молодежи Санкт-Петербурга найти нужную информацию о мире профессий и то учреждение, которое реально помогает ей определиться со своими профессиональными планами.

В современном мире насчитывается более сорока тысяч профессий. Найти среди них свою, соответствующую личным потребностям, способностям и физиологическим возможностям с одной стороны, и отвечающую требованиям рынка труда, с другой стороны, достаточно сложно.

Проблема выбора профессии остаётся актуальной в наше время. Многие молодые люди до сих пор делают свой профессиональный выбор неосознанно, под влиянием внешних факторов. Надо отметить, что молодежи непросто сориентироваться на рынке образовательных услуг Санкт – Петербурга: появляются новые учебные заведения и образовательные программы, изменяются условия поступления и обучения в учебных заведениях. В то же время появляются новые профессии и специальности, о которых молодежь недостаточно информирована. Также молодёжь недостаточно информирована и о потребностях рынка труда.

Существующий спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий, образовательных стандартов и программ подготовки специалистов требованиям рынка существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.

Анализ работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профессионального становления молодежи. Одна из них – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией работников с другой стороны. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии должны стать приоритетными в системе общего и профессионального образования.

Центральной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально - квалификационном разрезе.

В структуре спроса наибольший объем имеет сектор профессий квалифицированных рабочих для приоритетных отраслей экономики. При этом в промышленности наблюдается рост потребности в квалифицированных рабочих. По данным Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга в 2009-2010 гг. среди общего количества свободных рабочих мест преобладали вакансии по рабочим профессиям и специальностям – 65,6 %, а вакансии для инженерно-технических работников и служащих составляли 34,4 % от общего числа банка данных. По последним данным, предоставленных Комитетом по труду и занятости населения Санкт – Петербурга, В январе-апреле 2011 года в банк вакансий Службы занятости количество предложений по рабочим профессиям составило уже 70,9 % (13).

Неблагоприятное влияние на формирование рабочей силы будут оказывать демографические факторы. Критическая ситуация на рынке труда прогнозируется и в долгосрочной перспективе. Начиная с 2015 года, ожидается существенное сокращение численности трудовых ресурсов до 2871,3 тыс. человек.

По данным Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга, количество молодёжи 14-29 лет на рынке труда имеет тенденцию к уменьшению. Так, в 2009 году количество молодых людей 14-29 лет, обратившихся в Службу занятости населения, составляло 90607 человек, а в 2010 году сократилось до 77715 человек. (13)

Таким образом, в Санкт – Петербурге наблюдается сокращение численности молодёжи, что приведет к существенному уменьшению контингента учреждений профессионального образования.

Многочисленные социологические исследования показывают, что в последние годы усилился прагматизм учащихся школ и профессиональных учебных заведений. Сегодня они оценивают выбранную профессию с определенных позиций: получат ли они такие знания, которые помогут им найти достойное место в жестких условиях рыночной конкуренции и обеспечить себя материально.

В настоящее время необходимо усилить профориентационную деятельность школ и профессиональных учебных заведений, совершенствовать ее в соответствии с меняющимися условиями. Школа должна связать систему общего образования с экономической системой, потребности учащихся с нуждами общества, настоящее учащихся с их будущим. Поэтому профориентация в школе должна быть направлена на расширение знаний школьников о себе и стимулирование активного процесса самопознания. Необходимо формировать у старшеклассников адекватное представление о ситуации на рынке труда и перспективах профессиональной жизни в условиях рыночной экономики.

Высокая эффективность профориентационной работы зависит от того, насколько скоординировано функционируют все звенья системы профориентации, а также от того, как профориентация включена в систему социальной и психологической поддержки личности.

Поэтому исследование сформированности профессиональных планов учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга продолжает быть актуальным в условиях современной экономики для выстраивания тактики и стратегии дальнейшего экономического роста.

Исследования по данной тематике проводятся ГУ «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодёжи «ВЕКТОР» (ранее - Санкт – Петербургским городским Центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения) в течение многих лет. Данные, полученные в результате опросов, используются в практической работе педагогов – психологов и специалистов по работе с молодёжью, курирующих профориентационную деятельность в районах Санкт – Петербурга, в публикациях, радиовыступлениях, а также могут быть полезными в работе других специалистов, работающих со школьниками и молодёжью.

В основу социологического анализа положены результаты анкетного опроса учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга.

Для решения поставленных задач - сбора фактов, касающихся выявления мотивов выбора профессии учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт - Петербурга; сбора фактов, касающихся сформированности профессиональных намерений у учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга; сбора фактов, касающихся отношения учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга к рынку труда; сбора фактов, касающихся отношения учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга к общественной жизни, были опрошены учащиеся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга, обучавшихся в 7-ми учебных заведениях, находящихся в 7-ми районах города.

В результате социологического опроса было получено 203 годных к обработке анкеты, среди которых 94 юноши и 109 девушек, что составляет 46,3 % и 53,7 % соответственно.

Исследование данной группы учащейся молодежи будет проводиться в соответствии с поставленными выше задачами исследования. В ходе исследования будут проанализированы:

1. Мотивы выбора профессии учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга: причины выбора профессии, факторы, оказавшие влияние на выбор профессии.

2. Сформированность профессиональных намерений учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга: наличие профессионального выбора, наличие трудностей при выборе профессии, источники информации о профессиях, рынке образования и труда, характеристики, важные при выборе учебного заведения, планирование образовательной/профессиональной деятельности после окончания общеобразовательного учебного заведения.

3. Отношение учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга к рынку труда: отрасли экономики, предпочтительные для работы в будущем, профессии, наиболее востребованные на рынке труда Санкт – Петербурга по мнению респондентов.

4. Отношение учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт - Петербурга к общественной жизни: информированность о молодёжных организациях, объединениях, учреждениях, участие в общественной жизни учебного заведения, возможность влияния на процессы, происходящие в обществе (по самооценке), досуговые предпочтения, степень социальной адаптации.

 

  1. Мотивы выбора профессии учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга

 

При изучении сформированности профессиональных планов учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга нас, прежде всего, интересовали мотивы выбора профессии, то есть причины, руководствуясь которыми, респонденты выбирали ту или иную область профессиональной деятельности.

Мотивы выбора профессии являются важной составной частью профессионального плана. Информацией о мотивах выбора профессии нам послужили ответы респондентов на следующие вопросы: «Люди выбирают профессию по разным причинам. Отметьте, пожалуйста, причины, руководствуясь которыми Вы выбирали профессию» и «Кто оказал наибольшее влияние на Ваш профессиональный выбор?».

Начнем с анализа ответов на вопрос «Люди выбирают профессию по разным причинам. Отметьте, пожалуйста, причины, руководствуясь которыми Вы выбирали профессию».

 

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос 3: «Люди выбирают профессию по разным причинам. Отметьте, пожалуйста, причины, важные для Вас при выборе профессии»

(можно отметить несколько вариантов)

 


Количество

человек

В %

возможность получать хороший заработок

175

86,2

возможность заниматься любимым делом

154

75,9

возможность сделать карьеру

110

54,2

возможность работать творчески, реализовывать свои возможности

88

43,3

желание приносить пользу обществу, людям

73

36,0

возможность приобретения новых знаний и умений

71

35,0

престиж профессии в обществе

58

28,6

востребованность профессии на рынке труда

55

27,1

возможность иметь много свободного времени

30

14,8

возможность работать, не прилагая особых усилий

28

13,8

гарантия поступления на обучение этой профессии

21

10,3

желание унаследовать профессию отца/матери/родственника

8

3,9

другое (востребованность за рубежом, командировки)

3

1,5

 

 

Из представленной выше Таблицы 1 видно, что подавляющее большинство выпускников школ (86,2 %) в качестве причин, важных при выборе профессии, отметили возможность получать хороший заработок.

На втором месте находится возможность заниматься любимым делом (75,9 %). Третье место респонденты отдали «возможности сделать карьеру» (54,2 %).

Четвёртое место в распределении ответов на вопрос о мотивах выбора профессии занимает возможность работать творчески, реализовывать свои возможности (43,3 %).

Отметим, что данной группы молодых людей профессиональный интерес выражен в наивысшей форме (данное утверждение также справедливо для респондентов, выбравших в качестве важного для них мотива выбора профессии возможность заниматься любимым делом). Данные факты даёт нам основания предположить, что трудовая деятельность этих респондентов будет успешной, так как общепризнанным является мнение о том, что человек, которому нравится содержание его профессии, работает эффективнее.

Примечательно, что вариант «желание приносить пользу обществу, людям» находится на пятом месте (36,0 %). Эти данные говорят о том, что более трети выпускников школ можно охарактеризовать как полноправных членов общества, для которых в процессе профессиональной деятельности важен социальный фактор. Такие молодые люди будут полезны для общества, работая по выбранной профессии.

35,0 % опрошенных при выборе профессии ориентируются на возможность приобретения новых знаний и умений. Надо отметить, что этот мотив выбора профессии имеет достаточно нейтральную окраску, так как не характеризует респондентов как заинтересованных в получении именно той профессии, которую они выбрали.

Престиж профессии в обществе важен для 28,6 % опрошенных. Стоит отметить, что при сравнительно небольшом количестве молодых людей, для которых важно овладеть престижной профессией, большинство из них хотели бы получать высокую заработную плату. Вероятно, в молодёжной среде высокий доход не ассоциируется напрямую с понятием «престижная профессия».

Такой немаловажный фактор выбора профессии, как востребованность на рынке труда учитывали лишь 27,7 % респондентов.

Далее следует группа мотивов, интерес к которым характеризует выпускников школ как далёких от правильного выбора профессии молодых людей. Так, возможность иметь много свободного времени, интересует в будущей профессиональной деятельности 14,8 %, возможность работать, не прилагая особых усилий – 13,8 %, гарантия поступление на обучение той или иной профессии – 10,3 % выпускников школ. Данная группа молодых людей, вероятно, не добьётся успеха на трудовом поприще, так как совершенно не имеет желания выполнять трудовые обязанности и выбирает профессию, опираясь не на свои способности и возможности, а на возможность поступления в то или иное учебное заведение профессионального образования.

Далее следует группа ответов, набравшая самое небольшое количество голосов:

  • желание унаследовать профессию отца (матери) отметили 3,9 % ответивших;

  • другое - 1,5 % ответивших.

Далее обратимся к ответам на вопрос о том, кто оказывает наибольшее влияние на профессиональный выбор учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений.

Таблица 2

 

Распределение ответов на вопрос 5: «Кто оказывает наибольшее влияние

на Ваш профессиональный выбор?» (можно отметить несколько вариантов)

 


Количество

человек

В %

выбор профессии делаю самостоятельно

162

79,8

родители (семья, родственники)

91

44,8

педагоги дополнительного образования

15

7,4

Друзья

14

6,9

учителя в школе

8

3,9

психолог (профконсультант)

5

2,5

Другое

2

1,0



По данным, представленным в Таблице 2, очевидно следующее: большинство опрошенных учащихся 11-х классов школ (79,8 %) делают выбор профессии самостоятельно.

На втором месте находится вариант ответа «выбор был сделан по совету родителей (44,8 %), из чего можно сделать вывод, что влияние семьи на выбор профессии по - прежнему остаётся значительным.

Далее следуют варианты ответов, набравшие небольшое количество голосов респондентов.

  • педагоги дополнительного образования имеют влияние на 7,4 % выпускников 11-х классов школ;

  • друзья при выборе профессии влияют на 6,9 % опрошенных;

  • к мнению школьных учителей прислушались 3,9 % респондентов;

  • к психологу – профконсультанту, выбирая профессию, обратились всего 2,5 % респондентов.

  • вариант «другое» был отмечен 1,5 % опрошенных.



Стоит отметить, что влияние на выбор профессии специалистов, которые в действительности могут помочь сделать правильный выбор, недостаточно велико. Тогда как именно школьные учителя, педагоги дополнительного образования и профконсультанты могут оказать реальную помощь молодым людям в выборе профессии.

Итак, респонденты выбрали профессию под влиянием тех или иных факторов. Перейдём к следующему разделу, касающегося сформированности профессиональных намерений учащихся учебных заведений начального профессионального образования.

 

  1. Сформированность профессиональных намерений учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга



Сформированность профессиональных намерений является второй важнейшей составляющей сформированности профессионального плана учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт - Петербурга.

Оценку сформированности профессиональных намерений у учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт - Петербурга мы будем проводить, руководствуясь информацией, полученной в результате обработки ответов респондентов на следующие вопросы: «Сделали ли Вы выбор своей будущей профессии?», «Какие трудности Вы испытываете при выборе профессии?», «Что (кто) помогает Вам в знакомстве с профессиями, рынком образования и труда?», «Какие характеристики учебного заведения для Вас наиболее важны?», «Что Вы собираетесь делать после окончания 11-го класса?».

Прежде всего, обратимся к вопросу, касающемуся выбора будущей профессии.



Таблица 3



Распределение ответов на вопрос 4: «Сделали ли Вы выбор своей будущей профессии?» (можно отметить только 1 вариант)

 


Количество

человек

В %

профессия выбрана

85

43,1

есть несколько вариантов

48

24,4

выбор еще не сделан

64

32,5

Итого:

197

100,0



Исходя из результатов Таблицы 3, можно сказать следующее.

Большинство 11-ти классников (43,1 %) выбрали профессию, 33,3 % имеют несколько вариантов выбора профессии.

32,5 % респондентов не знают, какой профессии хотели бы обучаться, и это - довольно тревожный показатель. Ведь более, чем у трети части респондентов велика вероятность допустить ошибку при выборе профессии в результате того, что они сделают свой профессиональный выбор в последний момент. И при этом существует большая вероятность неосознанного выбора.

Заметим, что 3 % респондентов не дали ответ на этот вопрос, которые также могут быть приравнены к группе молодых людей, не определившихся с выбором профессии

Рассмотрим список профессий, которые были озвучены респондентами в качестве выбранных для обучения после окончания школы.

Отметим, что вопрос был открытым, что позволяет нам увидеть количество профессий, названных респондентами самостоятельно.

Таблица 4



4.1. Профессия выбрана. Какая именно? (можно отметить только 1 вариант)

 


 


Количество

человек

В %

1

2

3

4

5

IT - специалист

в том числе программист

в том числе системный администратор

в том числе графический дизайнер

в том числе web-дизайнер

10

5

3

1

1

11,8

5,9

3,5

1,2

1,2

6

7

8

дизайнер

в том числе дизайнер интерьера

в том числе дизайнер одежды

6

2

1

7,1

2,4

1,2

9

менеджер

5

5,9

10

11

инженер

в том числе инженер-строитель

4

1

4,7

1,2

12

экономист

4

4,7

13

14

юрист

в том числе адвокат

4

1

4,7

1,2

15

16

журналист

в том числе журналист-фотограф

3

1

3,5

1,2

17

переводчик

3

3,5

18

бухгалтер

2

2,4

19

20

врач

в том числе ветеринарный врач

2

1

2,4

1,2

21

педагог, преподаватель русского языка

2

2,4

22

психолог

2

2,4

23

эколог

2

2,4

24

актер театра

1

1,2

25

ветеринар

1

1,2

26

взрывотехник

1

1,2

27

военнослужащий

1

1,2

28

геодезист

1

1,2

29

гидрометеоролог

1

1,2

30

кино- телеоператор

1

1,2

31

логист

1

1,2

32

медицинский работник

1

1,2

33

музыкант

1

1,2

34

пиар-менеджер

1

1,2

35

режиссер

1

1,2

36

телеведущий

1

1,2

37

тележурналист

1

1,2

38

фармацевт

1

1,2

39

хореограф

1

1,2

40

предприниматель

1

1,2

Названия отраслей экономики, отмеченные респондентами как профессии

1

гостиничный бизнес

1

1,2

2

организация грузоперевозок

1

1,2



Итак, выпускниками 11-х классов общеобразовательных учебных заведений были озвучены 40 профессий, которым они планируют обучаться по окончании школы.

Первое место занимает IT - специалист (11,8 %), куда также входят программист (5,9 %), системный администратор (3,5 %), графический дизайнер (1,2 %) и web – дизайнер (1,2 %). Нужно отметить, что популярность этой профессии среди выпускников школ обусловлена интенсивным развитием сферы информационных технологий. Стоит отметить, респонденты, выбравшие эту профессию, без работы в ближайшем будущем не останутся, так как многими специалистами прогнозируется устойчивый рост этой отрасли в ближайшие годы.

Второе место опрошенные отдали профессии дизайнер (7,1 %), в том числе дизайнер интерьера (2,4 %) и дизайнер одежды (1,2 %). Следует отметить, что выбор респондентами этой профессии обусловлен веянием времени. В последнее время индустрия моды и дизайна находится в состоянии подъема, вследствие чего в средствах массовой информации стали уделять много внимания освещению событий, связанных с этой отраслью. В связи с этим у выпускников школ сложилось впечатление о престижности профессии дизайнера, эта профессия стала популярной среди молодёжи. Но у любой профессии есть не только внешняя привлекательная сторона, которую можно наблюдать в средствах массовой информации. Для того, чтобы стать квалифицированным дизайнером, как и любым другим специалистом, нужно много и долго учиться.

Третье место респонденты отдали профессии менеджер (5,9 %). Надо отметить, что профессия менеджер – это крайне общее название, связывающее специалистов из самых разных отраслей экономики. Существуют менеджеры по персоналу, менеджеры по продажам, менеджеры по связям с общественностью. Выбирая в качестве будущей профессии нейтральную профессию «менеджер», выпускники школ только обозначают своё предпочтение к офисной работе, с которой у большинства людей обычно ассоциируется название этой профессии.

Четвёртое место поделили между собой три профессии: инженер (4,7 %), в том числе инженер – строитель (1,2 %); экономист (4,7 %) и юрист (4,7 %), в число которых также вошёл адвокат. Стоит отметить рост интереса к инженерным специальностям среди молодёжи в последнее время. Он обусловлен развитием промышленного производства в Санкт – Петербурге и высоким уровнем заработной платы среди этих специалистов.

Что касается экономистов и юристов, эти профессии популярны у выпускников школ около десяти лет. Однако в настоящий момент наблюдается перепроизводство таких специалистов, вследствие которого у юристов и экономистов возникают достаточно серьезные трудности с трудоустройством по специальности (особенно у молодых специалистов). А у школьников, как мы видим из распределения, представленного выше, эти профессии всё ещё пользуются большой популярностью.

Пятое место было отдано профессии журналист (3,5%), число которых также вошёл журналист – фотограф (1,2 %). Рост интереса к этой профессии обусловлен развитием, которое переживают средства массовой информации в настоящий момент.

Отметим, что все профессии, которым отдали предпочтение выпускники школ, относится к профессиям и должностям служащих. Среди профессий, которым планируют обучаться 11-ти классники, нет ни одной рабочий профессии. Вероятно, часть школьников, которым интересны рабочие профессии, ушла из школы после окончания 9 класса.

Обратимся к таблице профессий, которая была сформирована из ответов респондентов, имеющих несколько вариантов предпочтительных для обучения профессий.



Таблица 5

4.2. Профессия выбрана. Есть несколько вариантов.

 


 


Количество

человек

В %

1

экономист

15

31,5

2

менеджер

9

18,8

3

4

5

6

7

8

9

врач

в том числе врач – диетолог

в том числе стоматолог

в том числе патологоанатом

в том числе психиатр

в том числе зубной техник

в том числе нейрохирург

8

1

1

1

1

1

1

16,7

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

10

11

инженер

в том числе горный инженер

6

1

12,5

2,1

12

13

14

IT - специалист

в том числе программист

в том числе графический дизайнер

6

4

2

12,5

8,3

4,2

15

16

историк

в том числе искусствовед

5

1

10,4

2,1

17

писатель

5

10,4

18

психолог

5

10,4

19

юрист

5

10,4

20

журналист

4

8,3

21

22

логист

в том числе организация авиаперевозок

4

1

8,3

2,1

23

переводчик

4

8,3

24

преподаватель, педагог, учитель

4

8,3

25

сценарист

4

8,3

26

27

актер

в том числе актёр - режиссёр

3

1

6,3

2,1

28

пиар-менеджер

3

6,3

29

социолог

3

6,3

30

предприниматель

2

4,2

31

32

дизайнер

в том числе модельер

2

1

4,2

2,1

33

менеджер по персоналу

2

4,2

34

автогонщик

1

2,1

35

архитектор

1

2,1

36

банкир

1

2,1

37

закупщик

1

2,1

38

бухгалтер

1

2,1

39

ветеринар

1

2,1

40

военнослужащий

1

2,1

41

геодезист

1

2,1

42

геолог

1

2,1

43

зооинженер

1

2,1

44

изобретатель

1

2,1

45

картограф

1

2,1

46

конструктор

1

2,1

47

конфликтолог

1

2,1

48

менеджер по продажам

1

2,1

49

механик

1

2,1

50

моряк

1

2,1

51

музыкант

1

2,1

52

политолог

1

2,1

53

продюсер

1

2,1

54

режиссер

1

2,1

55

спасатель

1

2,1

56

спортивный агент

1

2,1

57

таможенник

1

2,1

58

телеведущий

1

2,1

59

техник

1

2,1

60

технический специалист

1

2,1

61

филолог

1

2,1

62

фотограф

1

2,1

63

фоторедактор

1

2,1

64

футболист

1

2,1

65

эколог

1

2,1

Названия должностей, отмеченные респондентами как профессии

1

директор фирмы

1

2,1

Названия отраслей экономики, отмеченные респондентами как профессии

1

строительство

2

4,2

2

туризм

2

4,2

3

муниципальное управление

2

4,2

4

театральное искусство

1

2,1

5

международные отношения

1

2,1

6

регионоведение

1

2,1

7

искусство

1

2,1

Другое

1

работа в управляющей сфере

2

4,2

2

изучение биополимеров

1

2,1

3

жилищные коммуникации

1

2,1

4

научно-технические профессии

1

2,1

5

правоохранительные органы

1

2,1

 

Как видно из таблицы 5, список профессий уже гораздо шире и состоит из 65 профессий. Сразу отметим, что, перечисляя несколько вариантов желаемых для обучения после школы профессий, респонденты в качестве профессий также отмечали и названия отраслей экономики (такие, как строительство, туризм), и названия должностей (директор фирмы).

Итак, первое место выпускники 11-х классов школ отдали профессии экономист (31,5 %). Второе место – профессии менеджер (18,8 %).

Третье место было отдано профессии врач (16,7 %), в число которых также входят такие специалисты, как врач – диетолог, стоматолог, патологоанатом, психиатр, зубной техник, нейрохирург (по 2,1 % соответственно).

Четвёртое место в данном распределении поделили профессия инженер (12,5 %), куда также входит горный инженер (2,1 %), и IT - специалист (12,5 %), куда также входят программист (8,3 %) и графический дизайнер (4,2 %).

Пятое место было делят профессии историк (10,4 %), в число которых входит профессия искусствовед (2,1 %), а также писатель, психолог, юрист (также по 10,4 % соответственно).

Следует отметить, что подавляющее большинство профессий, которым отдали предпочтение выпускники школ, также относится к профессиям и должностям служащих. Но в этом списке появилось несколько профессий, не относящимся к профессиям и должностям служащих. Это автогонщик, механик, спасатель, техник, фотограф, футболист (по 2,1 % соответственно).

Как видно из ответов респондентов на вопрос о профессиях, которым они хотели бы обучаться после окончания школы, подавляющее большинство выбирают для себя высокодоходные профессии. Среди них встречаются профессии, как востребованные на рынке труда (IT – специалист, менеджер, инженер), так и модные профессии, которые молодёжь выбирает в качестве приоритетных около 10 лет (юрист, экономист, дизайнер). Представителей этих модных профессий ждёт ситуация жёсткой конкуренции. Что касается юристов и экономистов, в последние десять лет наблюдается переизбыток этих специалистов на рынке труда. Впрочем, специалисты отмечают, что по – настоящему квалифицированных юристов и экономистов на рынке труда не хватает, так что шансы на трудоустройство при условии наличия профессиональных знаний и навыков у молодых специалистов есть.

(продолжение следует)


 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку