CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1999 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Философская культура: мировоззренческий аспект,М.Н. Фомина
Философская культура: мировоззренческий аспект,М.Н. Фомина

М.Н. Фомина,

кандидат философских наук

ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

           В последние годы в философской литературе делается акцент на том, что в “переломные периоды человеческого развития”(1) именно философии принадлежит доминирующая роль. Она должна определить и путь отхода от сложившихся стереотипов восприятия действительности, и роль человека в мире. Период “навязывания” глобальных схем философского мировоззрения, ориентирующий на определенные штампы мысли, предлагающий единственно верный взгляд и способ мышления, отошел в прошлое. Поэтому неслучайно М. Мамардашвили, анализируя практику преподавания философии, писал, что была “выстроена концепция философии, которая с природой философии не считалась”(2). Целью формирования было не мышление, а “единообразной системы представления, которую можно было бы представить как мышление”(3). Не философия была предметом преподавания и изучения, а “избранные места”, аргументированные вначале “Кратким курсом истории ВКП(б)”, а потом следовал диалектический и исторический материализм как противопоставление буржуазной философии, подкрепленный цитатами из партийных документов.
           Философия, как акт творческой мысли, зародилась во времена демократического полиса. Она представляла собой “индивидуализированное присутствие мыслителя”,(4) который дает возможность тебе что-то “духовно пережить”(5).Она исполняла роль самосознания эпохи, так как представляла критико-рефлексивное осмысление мировоззренческих проблем человека, его “вписанность” в мир.
           Философия, как самопознание, позволяет осмыслить накопленный социальный и культурный опыт, найти ответы на вопросы бытия. Будучи самосознанием культуры, философия выступает в качестве механизма “адаптации культуры к происходящим изменениям”(6), в рамках которого мы можем сопоставить все формы освоения человеком окружающего мира. Но философия, как “интегратор культуры”(7) не можетограничить себя каким-то одним способом освоения действительности. Она выступает как “самореализация человека на высшем уровне”(8).Самореализация - это процесс и итог. В этом случае мы имеем возможность говорить о философии как о методе самопознания человека в мире. Осмысливая характер человеческого существования, философское сознание определяет основную проблему, как бытие человека и человечества в будущем. Здесь самопознание является соизмерением “жизненного замысла с наличными способностями и другими качествами”(9) человека.
           Феномен философии представляет собой то особое проявление, которое возможно только в духовно-культурном производстве, в поле духовных сил. Поэтому, когда Цицерон рассматривал философию как культуру духа и ума, то, говоря о возделывании, он имел в виду, прежде всего духовность. “Философия это не только обработка или образование ума, но и его почитание, уважение и поклонение ему. И действительно, философия родилась из предпочтения духовного начала в человеке, из почитания к этому началу”(10).
           А для восточной философии ум - это работа над собой, так как знания, которыми обладает человек, несут в себе, прежде всего очень большую силу. Поэтому когда Будда в своих дхаммах говорил, что человеку недоступны все знания, он исходил из того, что знания могут не только возвеличить его, но и уничтожить. Чистота помыслов, как один из восьмеричных путей освобождения человека от страданий, определяет разумно-духовное начало философствования.
           Когда речь заходит об индивидуализированной доминанте культуры, мы, прежде всего, обращаемся к понятию духовность. В процессе формирования новых подходов к данному понятию необходимо придать философии ее рефлексивную функцию. Это специфическое явление в сфере духовного освоения мира, “не совпадающее с познанием или самопознанием. Предмет рефлексии - отношение внутреннего опыта к внешнему опыту. Рефлектируя, мы воспринимаем действительность не саму по себе, а так, как она выступает относительно нашего сознания”(11). Именно поэтому философия и может быть интегратором культуры эпохи, ее саморефлексией. В ее рамках зафиксировано существование различных способов освоения мира. Поэтому мировоззренческая рефлексия может быть представлена как философское осмысление бытия человека в мире. Рефлектирующее мировоззрение представляет компонент мировоззренческой ориентации человека. Это определяет личностную позицию философа.
           В основе мировоззрения - ценностные ориентации в мире Истины, Добра и Красоты. У Канта они занимают одно из центральных мест в поле философской рефлексии. Это обеспечивает процесс духовного освоения мира человеком. В свою очередь, объективный мир не только порождает потребность в философствовании, но и дает возможность находится в постоянном состоянии сомнения. Платон четко определил философствование как свойство сознательной жизни человека. Ахиезер А.С. заметил, что выход “за рамки сложившейся культуры перерастает в философствование тогда, когда в обществе назревает острая необходимость критики исторического опыта, смены культурных основ”.(12) Поэтому философствование возникает как поиск новых путей осознания многообразия культурных процессов. Поэтому кантовское открытие способности человека обобщать на уровне философствования, было важным достижением в понимании философского мышления, где акт осмысления можно рассматривать как процесс восхождения от “неосмысленного” к “осмысленному” миру. И в этом случае культура как бесконечная “система дуальных позиций”(13) в процессе ее освоения превращается из внешнего во внутреннее содержание сознания и деятельности. А процесс философствования представляет собой акт не только осмысления мира, но и себя в нем.
           Где та граница, с которой начинается отсчет философствования? Или где та мера в познании и осознании мира? Если об этом шла речь, как в восточной философии, так и в Библии (когда Ева нарушает запрет и проникает в область запретного познания), то, следовательно, это неслучайно. Именно здесь рождаются вопросы, связанные с осознанием человеческого в человеке: возможность человека возвыситься над своей собственной природой (о чем, и представлено в размышлениях Будды); возможность осознать силу своего разума и мысли. Гегель эту мысль выразил как-то, что “человек мыслит и ищет в мышлении свою свободу и основания нравственности”(14). Только мыслящий, а, следовательно, свободный, способен осознать границы нравственности, что и предопределяет бытие человека. Здесь и происходит тот невидимый процесс, благодаря которому, приближаясь к образу человека, мы прибегаем к философствованию. И как поэтично это выразил Мамардашвили М. в словах: “Это нечто вроде музыки мироздания”(15).
           Отвечая на вопросы “для чего?”, “в каких целях?”, философское мышление является доминирующим в формировании ценностей, так как для него характерно целеполагание. Но “среди нравственных целей есть одна, которая, отчасти, из-за своего собственного значения, отчасти в качестве универсального средства ко всякой плодотворной деятельности, придает преднамеренному мышлению глубочайшую ценность - это истина. Стремление к ней образует лучшую силу произвольного мышления, и без этого ничто намеренно придуманное не может иметь прочной ценности”(16).
           Каждая историческая эпоха смотрит на мир своими глазами. Она стремится при этом найти и, порой, открыть свое новое понимание и осознание этого мира, пользуясь специфической системой мыслительных координат. А историческое время, в свою очередь, определяет уровень культуры философствования. Поэтому стиль или способ мышления эпохи, как образно определил Ивин А.А., можно назвать “интеллектуальным консенсусом эпохи”. Он представляет собой “совокупность глобальных, по преимуществу имплицитных предпосылок теоретического мышления конкретной эпохи”(17). Ивин А. относит к ним систему образов, принципов, форм и категорий, которые лежат в основе осмысления и объяснения мира. А исследование стилей мышления разных эпох, стоит заметить, дело будущего.
           Мышление всегда символично. Оно связано не только с раздвоением мира на воображаемый и реальный, но и с программированием его. Именно через создаваемые образы, которые являются результатом самосознания, раскрывается понимание человеком своего места в мире. Они являются своеобразным отражением рассуждений, наблюдений, умозаключений мыслителя. Как заметил В. Виндельбандт, всякое “размышление по своему существу полно предпосылок; в нем нет такого простого пункта, который был бы достоверен сам по себе и являлся бы носителем достоверности всего остального. Наоборот, человеческое познание сводится к системе мыслей, которые устремились в нас по самым разным поводам, и убеждение в их истинности основано на их взаимной поддержке и связи; поэтому внешняя достоверность каждой отдельной мысли состоит в возможности согласовывать ее без противоречий со всей остальной системой”.(18) Именно “система мыслей” и способствует тому, чтобы приблизить реальность к человеческому восприятию.
           Философское мышление и философское сознание взаимодействуют на уровне мировоззрения. По-своему они отвечают на одни и те же вопросы, духовные запросы. Поэтому “реальный процесс философской работы - работы думанья - является частью жизни сознания, совершающейся в жизни в широком смысле слова, потому что жизнь в целом и есть жизнь сознания”(19). Исходя из своей природы, философское сознание появилось в тот момент, когда человек начал сомневаться в существующих ценностных ориентирах, стал сознательно оценивать свое отношение к миру. Предметом философского сознания отсюда является не мир человека, а человек и мир. Осознание бытия человека в мире, реакция на него, как результат социальной адаптации дает возможность осмыслить процессы, происходящие на уровне духовного творчества. Отстраненность от мира - это не реакция на негативные факторы, а, если опять обратиться к восточной философии - поиск духовного баланса, как фактора бытия. Поэтому, стоит заметить, что определяющим продуктом философского сознания есть миропонимание, хотя и мироощущение играет немалую роль.
           История развития мировоззрения уже доказала, что в “менталитете заложены факторы, сдерживающие развитие подлинно философского сознания”(20). Эти слова Швырев В.С. адресовал для характеристики советского менталитета. Когда философия становится идеологией, философское сознание утрачивает свои функции. Философия возможна лишь как личностное проявление. Философские “аксиомы” имеют своих “творцов”, порой безымянных. Сократ не записывал свои мысли, но они сохранились в веках. Сенека, задумываясь над письмами к племяннику, не предполагал, что они станут достоянием времени. Символизм философии В.Соловьева нашел свое закономерное продолжение в творчестве русских поэтов. Это определяется тем, что философия - “часть жизни как таковой. Если, конечно, эта жизнь проживается человеком как своя, личностная, единственная и неповторимая”(21).
           Рождаясь в определенной культурной атмосфере как акт индивидуального творчества, философия, как образно заметил М. Мамардашвили, представляет собой “публичное сознание”. Его нельзя высказать или навязать. Но оно существует только “вслух” - как акт размышления мыслителя “с самим собой”. Образ Сократа в данном случае является наиболее яркой фигурой. Он выступал только от своего имени. К кому были обращены его речи? - Только к тем, кто хотел его услышать. Что содержали его слова, воплощавшие мысль? - Условие нравственного и морального бытия человека.
           Таким образом, все предшествующие размышления привели нас к главному - к понятиям “мысль” и “язык”. Смею предположить, что именно они являются доминирующими при определении мировоззренческой сущности понятия философской культуры. Именно они предполагают возможность бытия философской культуры, которая существует во времени и в пространстве не зависимо от воли кого-либо. Правда, в нашей истории уже был жестокий пример, связанный с эпохой гонения русской мысли, но она - т.е. русская мысль, свое существование не прекратила, найдя условия и возможность бытия за пределами Отечества. И дошедшие сегодня до нас мысли Н. Бердяева и Н.Лосского, П.Флоренского и других - яркое подтверждение сказанному. Они остались русскими философами, выразителями русской философской культуры. Но, прежде всего - творцами философской мысли.
           Мировоззренческие установки формируются в процессе всей жизни человека, порой подвергаясь резким изменениям. (Так, например, для Конфуция осознания того, что есть добро и зло наступило в 60 лет.) Поэтому там, где присутствует понимание изменения мировоззренческих доминант, где имеет место осознание мировоззренческих аксиом, где присутствует критико-рефлексивный подход к “я”, можно говорить о том, что здесь начинается философская культура.
           Важнейшим условием развития философской культуры, как отмечает В.С. Швырев, является “разработка философской рациональности, рационального подхода к коренным мировоззренческим проблемам”(22). Это предполагает раскрытие бытийной сущности философской культуры через рефлективность.
           Сложно пока говорить о феномене философской культуры. Сегодня можно только наметить подходы, так как это сложный процесс, закономерности которого изучены слабо. Но это обуславливает необходимость определения следующих моментов:

    • философия всегда была средством не только духовного выживания, но и фактором формирующим мышление;
    • являясь самосознанием культуры, философия выступает фактором раскрывающим суть происходящих процессов, порой “не видимых взглядом”;
    • философское освоение действительности предполагает особое миропонимание;
    • будучи реакцией на окружающую действительность, философия остается методом самопознания человека в мире и средством самосохранения;
    • философия представляет собой не информационное усвоение потока данных фактов в результате передачи знаний, а приобщение к феномену мысли;
    • мысль существует в конкретном акте творения, поэтому предполагает своего носителя, становясь при этом духовным явлением;
    • мысль и философское знание реализуются в особом носителе - философском языке.

           Культура это, прежде всего реальность человеческого мира и бытия человека. А человеческое бытие и бытие культуры - это одна реальность. Поэтому культура сама по себе является основой формирования философской культуры. Она выступает той генетической почвой, которая способна породить специфическое мировосприятие. Благодаря не только освоению и принятию результатов культурной человеческой практики, но и сформировавшемуся чувству исторической ответственности, философская культура приобретает индивидуализированное звучание. Это дает основание говорить о том, что она не просто “есть”, то есть, существует, - она всегда есть “чья-то” культура. Она не мыслится вне своего не только источника мысли, но и своего носителя.
           Культура, так же как и философия историчны. Поэтому говорить о философской культуре необходимо именно с позиций времени. Она аккумулирует, анализирует, осмысливает достигнутое. Поэтому исторические достижения философской мысли предшествующих эпох составляют мировоззренческое ядро философской культуры, что дает основание говорить о историко-философском аспекте философской культуры. Философские концепции, теории, законы и принципы составляют содержание философской культуры. А синкретичность Истины, Добра и Красоты - доминант культуры, предполагает суть философской культуры, без которых она не мыслима. Но как уже говорилось раннее, философская культура может существовать только при одном условии - наличие ее носителя. Это дает основание говорить о том, что философская культура может существовать только как философская культура личности. Возможен вопрос - а если говорить, например, о философской культуре Востока или русской философской культуре? Данные понятия оформляются на основе того, что есть философская мысль в первом случае, например, Лао-дцы и Конфуция, а во втором - Бердяева и других русских философов. Именно философская мысль носителя культуры и является основой данного формирования. Таким образом, философская культура личности представляет:

    • способность усвоения философских знаний и приобщение к миру философских знаний;
    • овладение опытом философского осмысления действительности;
    • приобретение умений и навыков философского выражения, т.е. философского языка.

           Но не только это главное. Философская культура личности - это духовный акт самовыражения.
           Анализ феномена философской культуры не может ограничиться эмпирическим, гносеологическим исследованием, а, поднимаясь до мировоззренческого уровня, не может оставаться на характеристике человеческого бытия. Здесь необходимо учитывать несколько моментов. Во-первых, философская культура - это личностно-индивидуализированный объект. Во-вторых, она не возможна вне взаимосвязи философии и культуры. Понятие философской культуры по объему уже, чем понятия культура и философия. Но при этом мы определили, что теория культуры является методологической основой, а философия - мировоззренческим фактором формирования данного понятия. Следовательно, можно сделать попытку проследить, что из области культуры и философии дает основание говорить о таком феномене как философская культура. Это и было проделано выше.
           Историко-временная и историко-пространственная характеристика, ценностно-ориентирующая и личностно-ориентирующая, объектно-субъективная, логико-закономерная сущность культуры, научно-теоретическое и духовно-практическое начало философии - являются, пожалуй, тем закономерным основанием, которое дает возможность говорить о философской культуре. Но, по мнению автора, необходимо обратить внимание не только на внешние факторы, но и на бытийность философской культуры. Как уже ни раз было замечено, философская культура существует только благодаря своему носителю - это первое. Второе - философская культура - это мысль, изреченная и существующая в пространственно-временном измерении. Это дает основание представить морфологический анализ философской культуры. Благодаря ему философская культура раскрывается через свое воплощение.

           ЛИТЕРАТУРА

           1. Степин В.С. Философия и образы будущего//Вопросы философии. - 1994.- ј :.- С.10
           2. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М.,1990.- С.25
           3. Там же.
           4. Там же. С.15
           5. Там же.
           6. Кочергин А.Н. Теоретические и методологические вопросы формирования философской культуры. - М.,1989. - С.51
           7. Там же.
           8. Какабадзе З.М. Проблемы человеческого бытия. - Тбилиси, 1985. - С. 230-231
           9. Культура жизни личности. - Киев, 1988.- С. 69
           10. Полищук В. Мировая и отечественная культура. - Екатеринбург, 1993.- С. 7-8
           11. Кочергин А.Н. Теоретические и методологические...- С.9
           12. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования (взгляд из России)//Вопросы философии. - 1995.- ј 12.- С.3
           13. Мамардашвили М. ... С.29
           14. Гегель Г. Философия права. - М.,1990.-С.47
           15. Мампардашвили М. ...- С.34
           16. Виндельбандт В. Философия культуры.- М., 1994.- С.224
           17. Ивин А.А. Средневековый стиль мышления и "нормальная наука": внешние ценности научной теории//Исследования по логике научного познания.-М.,1990.- С.20
           18. Л. Виндельбандт. ...- С.201
           19. М. Мамардашвили. М. ...- С.30
           20. Швырев В.С. Образ философии и философская культура//Философское сознание: драматизм обновления. - М., 1991.- С.208
           21. Мамардашвили М. ...- С. 28
           22. Швырев В.С. .. С.220-222

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку