CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Критика и библиография

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

           Ю.А. Кимелев. Философия религии. Систематический очерк. М., "NOTA BENE"- 1998г., - 423 с.

           На книжных полках вузовских библиотек появилось новое учебное пособие – " Философия религии" Ю.А. Кимелева, закрывающее очень важную позицию в преподавании философских и гуманитарных дисциплин. Ценность и необходимость такой книги возрастает в силу как недостаточности философских исследований по систематизации философско-религиозного знания с позиций современного состояния философии религии, так и с точки зрения обеспечения учебного процесса, особенно по таким специальностям, как религиоведение и теология.
           Важнейшие теоретические задачи, которые ставит и решает автор являются следующие: определение предметной сферы; определение специфики философско-религиозного знания через определение отношений между философией религии и теологией; установление основных форм философии религии; анализ базисной проблематики философии религии.
           Структура книги отображает поставленные задачи и логику их решения.
           Первые две части книги посвящены двум основным формам философии религии - философскому религиоведению и философской теологии. Эти формы и дают определение предметной сферы философии религии, которую в широком смысле слова можно обозначить, как "совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализаций ее природы и функций, а также философских подтверждений существования Бога, философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку". (с.7).
           Внутренняя диффренциация предметных сфер каждой формы философии религии задает разделение по главам. Первая часть: 1) общие характеристики и задачи философского религиоведения; 2) теологическое и философское осмысление религиозного опыта; 3) теологическое и философское осмысление религиозной веры; 4) философский анализ языка религии и эпистемологии религиозного знания; 5) философская критика религии. Вторая часть: 1) философская теология как автономное философское Богопознание; 2) философские способы доказательства Бога; 3) философские концептуализации "сущности" Бога.
           Важнейшей составной частью философии религии и "разновидностью философской теологии" (с.18) является философско-религиозная антропология. Ей посвящена часть третья книги, где рассматривается её теоретическая программа в связи с теоретическим антропологическим знанием, анализируются современные философско-религиозные антропологические концепции М. Шелера, Г.Э. Хенгстенберга, Э. Корета, В. Паненберга, К. Ранера.
           Окончательное определение отношений между философией религии и теологией происходит в четвертой части книги "Христианская теология и философия", где рассматриваются проблемы теоретического обоснования теологии, в первую очередь в отношении к науке и дается философская характеристика догматической теологии. Раскрывается в первой главе, что очень важно, понятие и специфика христианской теологии как особого вида теоретической деятельности. В других главах этой части, обнаруживается собственная логика и перспектива развития христианской теологии в ее взаимоотношении с философией в религиозно-теоретическом комплексе христианских конфессий.
           Важным достоинством книги является продуманность проблемно-тематического каркаса, который связывает весь материал в единую композицию теоретического знания. Главенствующей, а по сути и объединяющей темой является религиозное знание, в первую очередь знание о Боге. В 1 части религиозное знание предстает во всем многообразии его проявлений в отношении человека к Богу. Религиозное знание предстает как приоритетный объект философского религиоведения в 1 главе, оно оформляет религиозный опыт во 2 главе, находит свой эпистемологический статус в 3 главе. В остальных частях книги анализируются различные способы теоретической разработки религиозного знания: во 2 части, как знание, продуцируемое автономными философскими средствами; в 3 части как религиозно-антропологическое знание, продуцируемое средствами философской теологии; в 4 части, как знание, выявляемое в своей "чистоте и полноте" (с.19), с помощью средств христианской теологии. Важнейшей темой всей европейской философии религии, а стало быть и этой книги является тема "вера и знание". Она является основной в первой части книги, где анализируется во всех аспектах религиозное отношение синонимичное понятию веры (глава 3 "Религиозная вера"). В частях 2 и 3 книги при анализе философской теологии и религиозной антропологии ставится важная проблема: возможно ли продуцирование религиозного знания философскими средствами вне соотнесенности с верой, в том плане как ее понимает христианская теология. Решение ее находим в части 4, где религиозное знание возможно лишь на основе и только в горизонте веры. "Христианская теология должна представить Бога как абсолют, как высшее бытийное начало совокупной действительности (соответственно – представить его как всеобъемлющий онтологический объяснительный принцип). При этом такой принцип должен предстать и как основа интиллегибельности реальности, в том числе исторической и индивидуально-жизненной реальности" (с.400).
           Осмысление религиозного знания вне его связи с научным знанием невозможно в философско-теоретическом исследовании. В 1 части происходит сопоставление этих видов знанияв эпистемологическом ключе. Во 2 части научное знание предстает как "естественное" знание, которое может быть в принципе использовано для решения базисных задач философской теологии как автономного философского богопознания. В 3 части происходит сопоставление религиозного и научного антропологического знания. В 4 части аспект рассмотрения проблемы обнаруживает философско-историческую глубину во взаимоотношении науки и религии, философии и религиозной теологии. Это не все, но наиболее значимые выявляемые тематические комплексы, которые образуют проблемный каркас книги. Обратимся к результатам, полученным автором.
           Философия религии не претендует на постижение "сущности" религии (с.37), а в своей основной форме - философского религиоведения направлена на "исследование и осмысление религиозного отношения в многообразии его проявлений" (с.37). Конечно, такой когнитивный потенциал философии религии важен, но в своей гносеологической и мировоззренческой функции она должна дать ответ о сущности религии во всем многообразии человеческих типов религиозного отношения. Задача философского религиоведения должна быть глубже, чем просто "философское осмысление феномена религии" (с.38) и по сути эту задачу в силу философской рефлексии над сущностью данный автор и решал.
           Во второй части, одной из ключевых проблем автор ставит возможность божественной реальности, Бога быть включенным в сферу предметности философии и приходит к отрицанию безусловности божественной реальности (с.190). "Философское богопознание означает устранение неисчерпаемой по глубине и возвышенности таинственности божественного бытия" (с.190). Но так как Бог является субъективным предметом философии религии, объективно предполагаемым, то нахождение с помощью разума объективных "остатков" в человеческих отношениях влияния и качеств Бога, вовсе не означает исчезновение тайны целостности бытия в Боге, наоборот показывает, что одним из специфических методов философии религии является апофатический, тогда не будет казаться понятийная включенность Бога в человека полностью раскрытой. Другая, интересная тенденция "новаторской философской теологии", которую поддерживает автор, это проблема нахождения таких критериев, которые могли бы подтвердить божественность реальностей, концептуализируемых в качестве таковых, отказываясь от соотнесенности с библейским содержанием, от традиционных критериев божественного (с.190). Такая философская позиция чревата выработкой особого внетрадиционного религиозного опыта, который на языке богословия носит название"философская прелесть". Автономное философское богопознание остается философским, пока использует философские средства и не сливается с религиозной сферой деятельности. В самой этой деятельности и в религиозном опыте оно должно находить критерии в каждой своей форме (философское религиоведение, философская теология, богословие) разведение того, является ли эта деятельность и этот опыт подлинным или иллюзорным, мифологическим, "прелестью".
           Антропологические выводы Ю.А.Кимелева в этом плане особенно важны: философско-религиозная концептуализация приводит к постижению человека как определенной бытийной онтологически целостной сущности, призванной указать условия возможности его религиозной жизни (с.314), ибо человек есть по сути "религиозное существо" (с.316). Такой целостный философско-религиозный "бытийно-сущностный" образ человека (с.314) призван интегрировать различные слои личностного сознания (религиозное, научное), постичь единство их как форм общественного сознания.
           Общей проблемой философии религии и теологии является "очевидный факт их плюралистичности" (с.3, с.323). "Концептуальный плюрализм теснейшим образом связан с идейно-научным и мировоззренческим плюрализмом, присущим современному обществу. Разумеется, теологический плюрализм является также отражением социальных позиций и интересов церквей, отдельных социальных группировок, а также отражением ситуации теологии в университетско-академической среде" (с.324). В условиях кризиса традиционного религиозного опыта возникает в философии религии (в первую очередь, в эзотерической ее линии - А. Блаватская, Р. Штайнер, Ауробиндо Гхош) тенденция к такого рода экуменическому подходу в религиозных отношениях, когда стираются духовные отличия этого религиозного опыта, все религиозные традиции как бы ведут к совершенно новому философски-религиозному сознанию, опирающийся на массово доступный, но вне традиционно проживаемый, мистически-индивидуальный религиозный опыт (типа спиритизм, движение Нью Эйдж). Такого рода экуменизм вовсе не способствует пониманию феномена религиозности человека, а уводит в сторону, как в массовом религиозном сознании, так и в философско-религиозном теоретическом подходе, обедняя и релятивизируя духовный опыт человечества.
           В целом, книга Кимелева Ю.А. является ценным систематическим очерком анализа современной философии религии, выдержанным на высоком теоретическом уровне, и в то же время доступно изложенным в учебных целях. Надеемся, что данная монография будет дополнена автором в обобщающих работах по истории западной философии религии и истории русской религиозной философии, потребность в которых на сегодняшний день является просто острой в системе высшего образования России.

Мишучков А.А.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку