CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1999 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Цивилизационное будущее России (проблемы прогнозирования развития российской цивилизации и...
Цивилизационное будущее России (проблемы прогнозирования развития российской цивилизации и...

Т.Е. Бейдина,

кандидат исторических наук

ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ БУДУЩЕЕ РОССИИ (ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ)

           В современный период необходимо осмыслить происходящие цивилизационные перемены и уяснить место и роль России, ее дальнейшую эволюцию в мире, "Мы не знаем времени, в котором живем". Это горькая сентенция Л.Н. Гумилева, и ею он сопровождал свои ответы обычно на самые трудные вопросы [1].
           Современная теория цивилизаций имеет богатый категорийно-понятийный аппарат и разнообразные методы исследования, созданные на протяжении столетий, Цивилизация связана с понятием гражданский (civilis) в его противопоставлении понятию естественный (naturalis). Термин ввел в 1757 г. экономист В. Мирабо, а шотландский ученый А. Фергюсон связал становление цивилизаций с развитием промышленности, торговли, искусства.
           Британский социолог Тойнби предложил концепцию динамизма цивилизаций, основанную на географической среде и эволюции мировых религий.
           Цивилизация, по Хартингтону - это культурная сущность (деревни, регионы, этнические группы, религиозные группы), имеющая особую культуру на различных уровнях культурного разнообразия [2].
           Вывод американского ученого сводится к тому, что цивилизационные идентичности заменят все другие идентичности, что национальные государства исчезнут, что каждая цивилизация превратится в единую политическую сущность.., [3].
           Оценивая российскую цивилизацию как реальное явление, характеризующееся культурно-историческим многообразием, необходимо поднять вопрос о соотношении цивилизации и культуры. Как более статичное явление цивилизация всегда обеспечивала развитие культуры, сама подпитываясь ее духовностью. И в этом плане российская цивилизация относится к типу локальных цивилизаций, воплощающих "комплекс идей национального духа" [4].
           Цивилизационных оценок - великое множество: это и акцентирование на природно-географических факторах, особенностях национального характера, духовных ценностях, культурных системах. И очевидно, что в современный период социокультурные характеристики начинают доминировать в цивилизационном развитии стран. Поэтому правомерно определение Чусовитина: "Российская цивилизация - социокультурная общность, имеющая пространственные и временные параметры, своеобразную материальную и духовную культуру. Ее самобытность обусловлена природно-географическими явлениями евразийского континента, исторической судьбой проживающих на нем многочисленных народов" [5].
           Необходимо отметить, что как глобальная система цивилизация включает не только социокультурные характеристики, но и природную среду, территорию, выступающую фактором единения россиян.
           Очевидно, прав Н.А. Бердяев: "Необъятные просторы России тяжелым гнетом легли на душу российского народа. В психологию его вошли и безграничность русского государства, и безграничность русских полей, Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ, и эта безграничность не освобождает, а порабощает ее. Эти необъятные русские пространства находятся и внутри русской души и имеют над ней огромную власть. Русский человек, человек земли, чувствует себя беспомощным для того, чтобы овладеть этими пространствами и организовать их" [6].
           Неустойчивость пространственного состояния России (между Востоком и Западом), социально-временная нестабильность неоднократно в историческом развитии приводили к расширению, сжатию геополитического пространства, к социально-политическим модернизациям. Цивилизационный дрейф России в территориальном развитии к востоку очевиден. Цивилизационная территориальная замкнутость России становится все более очевидной. Что это гибель цивилизационно-неоднородного государства или же попытка цивилизационного самоутверждения на пути преодоления дихотомии Запад-Восток? Какова роль локальных цивилизаций (горизонтальные связи) в этом процессе? Вопросов больше, чем ответов. Цивилизации Востока (традиционные, исторические цивилизации) характеризуются значительной ролью государства во внутренних преобразованиях [7]. В историческом плане это было доминирование государственной воли правителя, будь-то Иван IV, Петр I, Екатерина II, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев. В структурно-организационном плане - это особое положение репрессивного аппарата, различного рода "тоталитарные модернизации", ничтожная цена человеческой жизни.
           Российская цивилизация, ища пути в будущее, столкнулась с невиданным явлением - слабостью государственной власти. И здесь возникает еще одна проблема, сумеем ли мы, используя высокий потенциал общества, ликвидировать этот обвал и продвинуться по цивилизационной лестнице, преодолевая кризис, Современный кризис в России является особым. Налицо как технико-организационные моменты отставания, так и угроза культурной стагнации. Это свидетельствует о переходном типе российской цивилизации и вселяет надежду на ее развитие со значительными темпами. Исторический опыт проведения индустриализации, коллективизации характеризует российскую цивилизацию как явление крайностей или потолочного типа. И в этом плане цивилизация рассматривается как основной объект безопасности, ориентированный на преодоление изолированности, замкнутости, сохранение традиций.
           Цивилизационный дуализм России привел к расколотости общества, к отсутствию механизма сотрудничества между разными слоями, к оппозиции интеллигенции к правящим кругам. Раздвоенность России в социально-политическом плане ведет к неблагоприятным явлениям и выдвигает проблему безопасности на первый план.
           Евразийское местоположение Российской цивилизации или "кентавричность России" обязывает защитить жизненное пространство и объединить его народы. Российская цивилизационная практика должна быть направлена на сохранение роли России как центра мирового балансирования между Востоком и Западом, Однако мы должна признать, что Российская цивилизация утеряла многие преимущества с точки зрения стабильности. Сейчас мы имеем 74% от территории Советского Союза, в территориальном плане Россия оттеснена на северо-восток. С точки зрения территориальной составляющей Россия приобретает все большие черты азиатской цивилизации. Россия - белое безмолвие, ибо утеряли 50% населения, резко падает рождаемость, идет физическая убыль без войны. Сырье в значительной мере осталось в России, но изменений в качестве жизни у населения нет, Совершенно очевидно, что мы живем в другой стране, где присутствуют другие цивилизационные факторы. Необходимо до конца осознать эти цивилизационные сдвиги и более активно осваивать имеющиеся территории.
           Неблагоприятное для России сужение территории на Западе и ее поворот на Восток диктуют необходимость укрепления геополитического тыла в приграничных территориях на Дальнем Востоке, на линиях водораздела с Китаем, Монголией. Очевидное повышение роли России в обеспечении евразийской стабильности в виду геополитических противоречий совпало с внутренним системным росийским кризисом, что значительно ослабляет геополитическую активность, Интенсивная миграция в евразийском пространстве, ущербное состояние многих субъектов РФ, отсутствие финансовых возможностей у центра "дарить" периферийным территориям все это затрудняет решение проблем обеспечения жизненно-важных интересов личности, общества, государства. Вовлечение периферии в процесс российской стабилизации является необходимостью, ибо цивилизационное развитие начинается с результативного управления внутреннего политического пространства. Но с другой стороны, очевидно, что все же геополитические интересы новой России шире понятия "внутреннего развития". Так, по мнению исследователя В. Серебрянникова: "В принципе геополитическое пространство России следует рассматривать в единстве его внутреннего и внешнего компонентов, через его внутренние и внешние интересы" [8], Поэтому так важна задача защиты этого жизненного пространства, несмотря на дискуссионность вопроса о пропорциях европейского и азиатского в историческом и цивилизационном прошлом и настоящем России. Россия имеет же только восточные и западные истоки, что не позволяет говорить о ее кентавричности [9]. Россия сама есть Восток и Запад, страна, испытывающая потребность самоиндентификации и определения цивилизационного будущего. Многочисленные преобразования последних лет, не успевающие укорениться, свидетельствуют о том, что российская цивилизация является цивилизацией маргинального типа. Оптимистичный взгляд на ее прошлое позволяет выделить значительные темпы цивилизационного пути, который прошла Россия. Это вселяет надежду на будущее российское долголетие в новом качестве. Хочется надеяться, что российская цивилизация не погибнет на глазах современников.

           Выводы по ближайшему будущему России:

           1) Современная Россия имеет жизненно-важные интересы как в Европе, так и в Азии и заинтересована в цивилизационном присутствии на обоих континентах.
           2) Россия может стать цивилизационным мостом между Европой и Азией, если решит успешно внутренние проблемы, в том числе и пространственной связи.
           3) Велика роль России как стабилизирующей силы в европейском и мировом балансах сил.

           “Разумеется выполнить свое геополитическое предназначение Россия в состоянии не в одиночку, а став центром силы, притягивающим к себе союзников из ближнего и дальнего зарубежья и формируя вокруг себя мощный и динамично развивающийся регион мировой экономики” [10]. Безусловно, это сценарий долгосрочной стратегии, но решить его необходимо, найдя выход из кризиса.
           Удручающее положение России требует, чтобы геополитическая перспектива России вписывалась в цивилизационную путем разработки модели постиндустриального общества. Речь же идет о совмещении цивилизационно-геополитического дуализма, это невозможный вариант перехода. Цивилизационный подход учитывает статичные этнические, культурные связки пространства. Доминирующий же сейчас геополитический подход ориентирован на передел пространства и пересмотр границ. Геополитические опасности для России очень велики и ей необходимо искать новые цивилизационные союзы, ориентированные как на традиционный восточный имидж, так и на новые реальные ситуации. Только совмещения цивилизационно-геополитических подходов позволит решить проблему модернизации России.

           ЛИТЕРАТУРА

           1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис Ди-Дик, 1994, С. 22.
           2. Хотинская П.А., Горшенин М.Е. Хартингтон о возможном конфликте цивилизаций // Безопасность. - 1996. N 5-6. - С. 25.
           3. Баранников В.П. Там же, С. 35.
           4. Баранников В.П. Русская цивилизация: космическая эра человечества // Русская цивилизация: исторический феномен или миф? (Тез. докл. рег, конфер.) - М., Изд. МИРЭА, 1998, С.71.
           5. Чусовитин. Российская цивилизация. - Новосибирск, Изд. НГАС, 1997, С. 4.
           6. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: 1980, С. 63.
           7. Ходаровский Е.А. Цивилизационный аспект безопасности России // Безопасность. - 1998. - N 5-6. - С. 37.
           8. Серебрянников В.В. Геополитические интересы новой России и пути их реализации // Россия в геополитическом пространстве. - М.: 1994, С. 48.
           9. По мнению Гумилева Л.Н. мозаичность является свойством русского этноса и факты свидетельствуют по крайней мере о пяти истоках россиян: а) фино-угорском; б) славянском; в) тюркском; г) балтском; д) германском, Поэтому тезис "кентавричности" скорей всего результат обобщения параметров цивилизационного развития России.
           10. Абалкин Л. Россия в меняющемся мире (Материалы к докладу на конференции "Россия в современном мире") // Безопасность, - 1995.- N 11. - С. 61

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку