CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1999 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Наука в ее рациональном развитии и ценностные аспекты знания,М.Х. Хаджаров
Наука в ее рациональном развитии и ценностные аспекты знания,М.Х. Хаджаров

М.Х. Хаджаров,

кандидат философских наук

НАУКА В ЕЕ РАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ И ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЗНАНИЯ

           Наука является достаточно сложной системой, входящими в нее различными элементами. Любой из этих элементов в свою очередь так же можно представить как систему. Поэтому каждая система субординирована по отношению к другой системе. В совокупности они образуют субординированную иерархическую систему науки. Так, научная картина мира выступает подсистемой по отношению к науке как системе знания; теория является системой понятий1,подсистемой системы научной картины мира и т.п. Поэтому развитие научного знания предстает как смена систем и подсистем. Перестройка в системах знания и их дальнейшая смена, связанная со становлением новых систем и подсистем с соответствующими содержаниями, связана с изменениями представлений о рациональности познавательной деятельности, критериях научности и оценок знания. Смена научных картин мира и теоретических систем является позитивно-прогрессивным процессом, ибо связано с изменением эмпирической области, ее видением в ином ракурсе инновационного подхода познания; развитием и совершенствованием понятий как инструментов концептуализации исследуемой предметной области; внесением новых понятийно-категориальных элементов в систему знания, обусловливающих,в конечном счете, отказ от прежней системы знания.
           Рост научного знания-это развитие всех входящих в него элементов,используемых в научно-исследовательской деятельности. Элементы знания,будучи востребованным познавательным процессом, являются вместе с тем общественно значимыми знаниями, удовлетворяющими требованиям объективности, аксиологичности,праксиологичности конкретно-исторического периода.
           Сама наука в этом плане предстает как историческое образование. Историчность науки-эта одна из черт, характеризующая развитие науки в целом. Именно в историческом контексте совершается перестройка теоретических систем,изменяются и обогащаются знания. Исторический подход к научному знанию связан с необходимостью анализа истории смысловых значений понятий, их роли в концептуализации эмпирических объектов познания, роста их когнитивного и аксиологического значений, трансформации и модификации их смыслов. Генезис науки в аспекте эволюции семантики понятий является процессом становления новой научной терминологии и понятий, и, соответственно, нового языка науки. С развитием языка науки увеличиваются шансы вовлечения в сферу познания новых предметных областей, связанных, опять таки, формированием фундаментальных фактов науки и получением ценной информации о новых сторонах реальной действительности.
           Новая эмпирическая действительность, вовлекаемая в сферу познавательной деятельности, детерминирует, в свою очередь, соответствующие методологические инструменты исследования. Специфика объекта требует адекватного метода его изучения. Следовательно, специфика объекта находит свое выражение в специфике метода познания. Последний является системой регулятивных принципов,правил и норм, в соответствии с которыми осуществляется изучение объекта и формирование знаний о нем. Теоретические знания являются результатом научного исследования, методы познания выступают знаниями об исследовательской деятельности, о нормах, правилах и средствах анализа предмета науки. Поэтому не исключение, что и методологический аппарат науки также подвержен развитию: углубление в процессе познания и, следовательно, раскрытие глубинных механизмов развития, сущностных основ материального мира является одновременно и процессом совершенствования методов и средств воздействия на объект науки. Это, как бы, обоюдный процесс в своем развитии: чем более совершеннее методологический аппарат, тем больше шансов углубиться в познание природы, и чем больше углубляемся, тем совершенный и точный требуется методологический инструментарий.
           Развитие категориального аппарата, языка науки непосредственно связано с развитием логико-методологических средств научного поиска. Прогресс теоретической системы, языка науки и методологического аппарата научного исследования выражает развитие науки, но ими не исчерпывается ее развитие.
           Теоретические и методологические знания-знания определившиеся,сложившиеся, занимающие определенное место в иерархической лестнице научного знания. Помимо определившихся существуют еще и несложившиеся знания, требующие для их окончательного оформления в научные знания определенных познавательных усилий. Это проблемные знания. Проблема является сигналом о наличии пробелов в существующих теоретических знаниях2, Взаимосвязь проблемы и теории-эта проблема формирования истинностных, объективных знаний. Проблема является в какой-то мере детонатором для "взрыва" теории. Иными словами, пересмотр и смена старой теории вызвано, прежде всего, нерешенностью проблемы. Возникновение новой теории всегда обусловлено необходимостью решения проблемы. Существует и другая связь между ними: сама проблема так же вызвана в свет теоретическими предпосылками ее формирования. Поэтому проблема теоретически нагружена. Кроме того, и решается она в рамках той или иной теоретической системы, так как именно теоретическая система определяет когнитивные пути и логико- методологические средства решения проблем.
           Таким образом, развитие проблемы также является составной частью развития научного знания. И в решении проблемы, и в развитии научного знания важную роль играет вопрос. С научной точки зрения правильно сформулированная проблема и правильно сформулированный вопрос образуют одно из важнейших условий решения научной проблемы. Поскольку вопрос лежит в основании проблемы,постольку неправильно поставленный с научной точки зрения вопрос служит тормозом решения проблемы или же может вовсе увести от этого решения. Исследуя когнитивную значимость вопросов в развитии научного знания и познания,П.В. Копнин приходит к выводу о несостоятельности попыток умалить роль вопросов в научном поиске. "В действительности,- пишет он,-вопросы входят в содержание науки … Вопрос-одна из форм познания и раскрытия предмета … Правильная постановка вопросов есть результат сложной мыслительной деятельности. Вопрос логически следует из всего предшествующего анализа предмета"3.
           В решение проблемы задействована еще одна форма научного знания,а именно гипотеза. Представление о гипотезе двоякое: она рассматривается и как предположительное, вероятностное знание, и как проблемное знание. Этих представлениях не содержится серьезного противоречия, и те противоречия,которые существуют (если действительно имеются) разрешаются при следующем подходе к их рассмотрению: гипотеза в действительности есть проблема, но проблема не ставшая предметом научного анализа по разным причинам: в силу ограниченности практики историческими рамками, или отсутствия соответствующих материальных средств для ее решения, или же по незаинтересованности науки ею заниматься. Как только гипотеза актуализирована и востребована познанием,она превращается в проблему. Успешно решенная научная проблема образует новое обоснованное знание: проблемные знания, с их разрешением, переходят в разряд теоретических знаний. Другими словами, становление нового научного знания есть результат развития проблемы.
           Как видим, в развитии научного знания усматривается органичная связь между гипотезой, проблемой и вопросом. В реальном познавательном процессе указанная связь между ними сводится как-бы на нет в связи с формированием устойчивой тенденции их диалектического взаимопереплетения, приводящего к образованию единого комплекса проблемного знания.
           Таким образом, наука есть рационально организованная форма производства и воспроизводства знаний. Последние в своем развитии претерпевают существенные изменения. Развитие одного элемента знания адекватно сказывается на изменении другого. Единый поток их изменения и развития вызван углублением познания в тайн природы и расширением границ миропонимания.
           Понятие "научные знания" образуется из множества разнородных элементов. Несмотря на многообразие, они образуют устойчивую, строго упорядоченную,целостно-организованную систему. Благодаря чему же эта организация достигается?
           В основании научных знаний лежат фундаментальные идеи, в функцию которых входят объединение этих разноуровневых знаний в единую систему,согласующуюся с мировозренческими представлениями, ценностными нормативами и другими структурами культуры конкретной исторической эпохи, в рамках которой возникли эти научные знания. Другими словами, указанные фундаментальные идеи объединяют знания таким образом, чтобы они отвечали требованиям внутринаучной согласованности и соответствовали социокультурным представлениям исторической эпохи.
           Фундаментальные идеи, будучи предельно обобщенными мировозренческо-методологическими образованиями, являются фундаментальными философскими принципами. Они так же, как и другие компоненты научного знания, подвержены к изменению. Но изменение, происходящее в них, различается от тех изменений, которым подвержены другие элементы научного знания. Так, смена одной теории другой связана ограниченностью старой теоретической системы в объяснительных возможностях и большими проблеморазрешающими способностями новой теории. Философские же принципы при смене теоретических систем сохраняются, обеспечивая преемственную связь между теориями и незначительно модифицируясь с учетом куультурно-исторической эмпирической области познания. Они обеспечивают "с одной стороны,свободу теоретического мышления, а с другой стороны, детерминируют его,направляют на постижение объективной реальности в формах, необходимых для человеческой практики" 4.
           Философские идеи, принципы не только объединяют теоретические системы, но и обобщают сложившиеся в них понятийный аппарат и методологические средства. Философская рефлексия выявляет из множества теорий одну или две как наиболее отличающиеся своими большими гносеологическими способностями,развитостью понятийно-категориального аппарата и логико-методологических средств.
           Такие теории, в силу их признанности за большие разрешающие возможности, превращаются в фундаментальные теории, вокруг которых группируются остальные теории.
           Будучи фундаментальной, теория обретает статус эталонной, на которую ориентируются все остальные формы научного знания. Ее познавательные средства принимаются за образец, в соответствии, с которыми осуществляется научный поиск, интерпретацию и организацию знаний.
           В утверждении их в качестве образцов научного поиска, превращении эталонных способов и норм построения теорий и организации знаний активную роль играют философские идеи и принципы, ибо любая "система новых познавательных установок реализуется в исследовании и превращается в парадигматические образцы, проходя испытания в дискуссиях философского характера"5. В силу парадигмального значения категориально-понятийного и методологического аппарата фундаментальной теории, ее содержательная основа как бы раздваивается на две самостоятельные части, но диалектически взаимополагающие в познавательной деятельности.
           Та часть, которая составляет категориально-понятийный аппарат,образует оптологическо-гносеологическую компоненту, т.е. картину природы,представляющую "качественную характеристику фундаментальных свойств и связей предмета. Она задает общую схему концептуализации объекта" 6, выступает основой формирования научных теорий. Другая часть,а именно методы, правила, способы ведения научного поиска и объяснения научного знания, перерастает в структуру методологических ценностей, и образуют идеалы и нормы научного познания и построения теорий. Совокупность идеалов и норм исследования, способов описания, объяснения и обоснования знания, построения теорий образует определенный тип научной рациональности. Научно-исследовательская деятельность делается возможной и обеспечивается ее развитие единством картины природы и типа рациональности.
           Научная картина природы, тип научной рациональности и философские принципы образуют три фундаментальных компонента научного знания. В единстве эти компоненты образуют структуру и содержание стиля научного мышления.
           Стиль научного мышления, являясь культурой мышления научного сообщества, схватывает специфические черты исторической эпохи7 и с учетом этих особенностей организует познавательную деятельность ученых в рамках конкретного исторического периода. Стиль мышления служит предпосылкой и основанием научного знания и в этом качестве обеспечивает преемственность между теориями разных поколений.
           Развитие научного знания происходит двумя путями-экстенсивно и интенсивно. Экстенсивное развитие научного знания осуществляется в рамках одного стиля мышления. При этом начинается процесс поэтапного разворачивания фундаментальных идей и принципов в когнитивном пространстве, осваивания эмпирической области познания, формирования соответствующего специфике данной предметной области методологического инструментария исследования,возникают исследовательские программы, ответственные за производство знаний. Теоретико-дедуктивные схемы плодотворно решают вопросы адекватного объяснения эмпирических фактов. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не выяснится,что существует группа эмпирических фактов, неподдающаяся объяснению существующими концептуальными и методическими средствами. Обнаружения подобных фактов служит сигналом о наличии логических противоречий и парадоксов в структуре теории. Антиполимическая ситуация служит первым поводом осознания о необходимости критического отношения корпусу наличного знания, функционирующему в рамках существующего стиля мышления. В случае неудачи всех попыток разрешить возникшие противоречия между фактами и теоретическими системами возникает ситуация коренного пересмотра и перестройки стиля мышления, смена его основных составляющих компонентов качественно новыми: происходит процесс становления нового понятийного аппарата, категориального каркаса, новой системы методологических регуляторов научного поиска. Эти метаморфозы в науке приводят к становлению нового философского сознания и стиля научного мышления.
           С возникшим кризисом в стиле мышления и началом процесса пересмотра существующего понятийного и методологического аппарата прерывается период экстенсивного развития знания и сменяется интенсивным периодом их прогресса. Он продолжается до тех пор, пока снова не начнется процесс разворачивания новых принципов и методов в рамках нового стиля мышления.
           Этот период определяется новизной проблемного эмпирического поля и поиском нестандартных подходов к его исследованию, формированием новых проблемных ситуаций, требующих инновационных решений и выход за пределы прежних методологических регулятивных средств, возникновением исследовательских программ и становлением стратегических, перспективных направлений научного поиска.
           Снова наступает период наращивания теоретических систем, характеризующийся экстенсивным развитием научного знания.
           Таким образом, развитие науки предстает как сложный процесс развертывания и взаимопереплетения ее элементов, возникновения противоречий между ними, формирования кризисных ситуации и метаморфоз в ценностных ориентациях науки, пересмотр и перестройка старых знаний и становление новых, приоритетных теоретико-методологических систем.
           Развивающиеся знания являются аксиологически нагруженными. "Смысл категории ценности в методологии науки, - отмечает С.Ф. Мартынович, - должен охватить все познавательные предпочтения субъекта" 8. Знание – высшее достоинство9 и гордость 10 человечества,удовлетворяющее большинство потребностей современного общества.
           Знания сами по себе выступают как самодостаточная ценность,так как несут информацию об актуальном объекте.
           Ценностное значение знаний определяется объективностью, полнотой отражения и глубиной раскрываемых ими связей. Проявление научного знания в аксиологическом измерении многомерно. Ценностными являются сами по себе знания как результаты творческой деятельности субъектов познания по созданию теоретических моделей реальной действительности, через которых открываются объективные законы последней. Когнитивно-методологическими ценностями являются принципы и методы, включающие в себя эвристические моменты в научном поиске,способствующие получению новых знаний.
           Ценностными знаниями являются философские идеи и принципы, выступающие предпосылкой и регулятором научного познания, служащие философским основанием интеграции знания.
           Каждый элемент знания изначально включает в себя оценочный момент. К оценкам они могут подвергаться как непосредственно, так, и опосредовано,либо же один элемент знания служит предпосылкой для оценки другого. Например,теоретические положения выступают критериями отбора и оценки фактов науки с точки зрения их гносеологической ценности. Или фактуальная оценка часто служит предпосылкой оценки теории в их объясняющей способности.
           Ценностная оценка является важной составляющей научного знания. Гносеологическая, методологическая, практическая ценность знаний выявляется в ходе их оценки. И сама оценка претерпевает изменение в процессе роста и развития знания. К самой оценке предъявляются другие требования, предполагающие учитывать изменения в научной, социальной и культурной реалиях. Сама по себе ценностная оценка является неявным регулятором научного познания,направляющим знание на гуманистическую ориентацию, практическую значимость Практическая направленность – одна из черт научного знания. В целеполагающей предметно – практической деятельности раскрываются потребности и интересы субъекта. Наиболее выраженные ценностные аспекты научного знания проявляются в ходе реализации субъектом деятельности целевых установок, связанных с внедрением знаний в практику. Эффективность и результативность внедрения в практику служит важным показателем их ценности.
           Следует иметь в виду еще один элемент, обладающий непременной ценностью, явно не включающийся в научное знание, но непременно присутствующий в развитии научного знания. Эта научная дискуссия. Новые эвристические знания всегда являются предметом ожесточенных научных споров и дискуссий. В ходе дискуссии определяется истина, и решаются многие спорные вопросы научного познания.
           Таким образом, развитие науки предстает как развертывание и развитие ее структурных основных элементов. Последние обладают ценностными характеристиками. Сами по себе ценностные аспекты также оказывают влияние на развитие научного знания.

           ПРИМЕЧАНИЯ

           1. См.: Сачков Ю.В. Стиль мышления и методы исследования. //Философские науки, 1981, № 2.
           2. См.: Жариков Е.С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы. //Философские науки, 1973, № 1.
           3. Копнин П.В. Природа суждения и формы его выражения в языке. //Мышление и язык. М., 1957, С.318.
           4. Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М., 1982, С.297.
           5. Степин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного поиска. //Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981, С.27.
           6. Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. Саратов, 1983,С.162.
           7. См.: Маркс К., Фридрих Э. Соч., Т4, С.133.
           8. Мартынович С.Ф. Ценность, креативность, научная рациональность. //Проблемы эффективности, рациональности и человеческой деятельности. Новосибирск,1991, С.27.
           9. Ленин В.И. ПСС. Т.36, С.452.
           10. Ленин В.И. ПСС. Т.35, С.241.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку