CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Cоциологическая информация в контексте государственного управления,Е.В. Цариценцева

Е.В. Цариценцева

CОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

           Слово “ информация” стало явным фаворитом в словаре современности. Осмысление информации как важнейшего свойства объективного мира привело к становлению и развитию теории информации, приданию понятию “информация” общенаучного статуса. Цивилизационный сдвиг, характеризуемый выделением информации в ведущий фактор развития социума, не вызывает сомнений сегодня. Множатся приметы новой формы социальной организации общества - информационного общества, явившегося результатом развития информационного типа технологии. Интеллектуализация и информатизация производства и управления формируют новый тип экономики.
           Осознание роли информации в усложнившемся процессе управления обществом в целом и отдельными его подсистемами - важный шаг, сделанный социальными науками в XX веке. Информация является предметом управленческого труда, так было и будет всегда. Оперируя информацией, субъект социального управления реализует сущность управления, которая в наиболее общем виде может быть определена как “направляющее, организующее и регулирующее воздействие на общественные процессы” (1, 8). Управление осуществляется, как известно, посредством системы действий циклического характера. Сбор и обработка информации- этап, который начинает фазу цикла, являясь одновременно завершающим этапом предыдущей фазы цикла. На начальном этапе акцент делается на информацию о состоянии проблемной ситуации, на заключительном этапе - на информацию о результатах реализации управленческого решения.
           Государственное управление является разновидностью социального управления при котором субъектом управления выступает государство, представленное специальными административно –политическими институтами. Рационалистический идеал системы государственного управления предполагает, что получая на своих “входах” социальную информацию об изменениях в обществе, органы управления, используя инструменты государства, подают на “выходы” управленческие решения, адаптирующие социальные отношения к изменениям.
           Социологическая информация, являясь чрезвычайно ценным и оригинальным информационным ресурсом, используется сегодня в практике государственного управления без особой пользы. Впрочем, это относится и к другим сферам жизнедеятельности общества. Несмотря на большое количество проводимых исследований в стране, нельзя не согласиться с Е.П. Тавокиным, когда он говорит о том , что “ есть много оснований утверждать, что социологические исследования пока еще не превратились в органичный необходимый элемент социальной практики, а их материалы в значительной части не покидают сферу самой социологической науки” (2, 3). Е. П. Тавокин связывает это прежде всего с противоречивостью внутри самой социологической науки, несоответствием исторически сложившихся методологических принципов природе познаваемой социальности.
           Однако, на наш взгляд, даже имеющиеся познавательные возможности социологии не используются в деятельности органов управления в полной мере. Можно предположить, что одной из причин этого положения является существование особенностей этого вида информации, затрудняющих его применение в практике государственного управления, снижающих значимость социологической информации в глазах принимающих управленческие решения государственных служащих.
           Для выяснения специфики социологической информации, определяющей возможности и ограничения для использования ее в государственном управлении представляется целесообразным уточнить содержание понятия “социологическая информация”, соотнеся его с содержанием более широких понятий “ информация”, “социальная информация” и “научная информация”.
           Наиболее объемным, родовым понятием по отношению к другим указанным в анализируемой предметной сфере является понятие “ информация”.
           В ходе дискуссии о природе и сущности информации, развернувшейся в 60-70 гг. нашего века, оформились два основных подхода к пониманию этого феномена. Атрибутивная концепция рассматривает информацию как фундаментальное свойство материи, которое существует объективно, вне зависимости от познания ее и использования. В этой логике информация рассматривается как атрибутивная характеристика систем любого типа, любого уровня организации и сложности. Функциональная концепция информации считает ее не субстанциональным свойством всей материи, а лишь функциональным свойством систем управления, связью управляющих систем с управляемыми. По мнению М.Ю. Тихонова, эти концепции применимы в разных сферах анализа, и следовательно различие этих подходов условно, каждый содержит “зерно понимания”. Множество определений понятия информации равной степени имеют право на существование, фиксируя различные аспекты многогранности этого феномена.
           При подходе, акцентированном на гносеологических и социальных характеристиках информации, важным моментом является понимание того, что понятие “информация” включает в себя не само содержание действительности, а отражение, выражение и обозначение этого содержания. Информацией называются результаты процессов отражения, выражения и обозначения фрагментов содержания объективной реальности.
           Можно обозначить следующие качественные характеристики информации как явления:
           - является объективно существующим феноменом универсума
           - выражает и обозначает элементы объективной реальности
           - имеет материальную и идеальную форму
           - является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью
           - имеет качественные и количественные характеристики
           Следующим по степени общности в системе указанных понятий выступает категория “социальная информация”. Широкое толкование термина “ социальная информация” предполагает включение в его содержание любой информации, относящейся к человеку и социуму, безотносительно к тому в какой форме она представлена - в идеальной форме или в материальной. На этом основании, к классу явлений, определяемых как “социальная информация” может быть отнесена, например, генетическая информация в организме человека. Этих взглядов придерживается Ф.Н. Цырдей.
           Вторая позиция в отношении понимания термина “социальная информация”, представленная, например, в работах В.Г. Афанасьева, определяет в качестве содержания этого понятия только идеальные формы отражения действительности человеческого общества. С точки зрения этого подхода, вся информация, предшествовавшая обществу людей по своей природе материальна, в то время как социальная информация принимает идеальную форму и является высшим видом информации. Такая специфичность выделяет социальную информацию внутри более широкого класса явлений, называемых “информация”. Эта позиция представляется более содержательной и обоснованной .
           Адекватным обсуждаемой проблематике представляется дефиниция, определяющая в качестве содержания понятия “социальная информация” результаты процесса отражения, выражения и обозначения фрагментов содержания объективной социальной реальности, представленные в идеальной (знаковой или символической) форме. Социальная информация функционирует в обществе людей виде сообщений, содержащих знания или сведения.
           Социальная информация необходима в процессе осознания и постановки целей, выбора средств, обеспечения ресурсов, прогнозирования и планирования деятельности субъектов управления. Содержание деятельности структур системы государственного управления составляют:
           а)производство управленческих решений (т.е. перевод социальной информации в содержание нормативных актов, обеспечивающих управление);
           б)реализация управленческих решений (т.е. трансформация нормативно-правовой системы в социальное поведение людей);
           в)контроль последствий реализации управленческих решений (т.е. отслеживание адекватности изменений в социуме целям, ради которых производилось управленческое решение )
           Различные исследователи размышляли о том, каким требованиям должна отвечать социальная информация, для того, чтобы ее можно было использовать с наибольшей пользой для достижения поставленных целей (работы Афанасьева В.Г., Тихонова М.Ю., Аверина А.И. Урсула А.Д., Кхола Й. ). Выделяется перечень характеристик, каждая из которых указывалась большинством исследователей этой проблемы:
           - адекватность актуальной потребности управления, полезность
           - истинность, достоверность
           - достаточность, оптимальность
           - точность
           - своевременность, оперативность
           - систематизированность
           - лаконичность, рациональность формы
           - соответствие компетенции и полномочиям субъекта управления
           Этим требованиям должна соответствовать и социологическая информация, которая привлекается при подготовке управленческих решений наряду с другими видами социальной информации.
           Социологическая информация является социальной информацией, которая получена в результате целенаправленной познавательной деятельности, методология, методы и процедуры которой продуцированы и обоснованы научным сознанием. Нормы оценки результатов этой познавательной деятельности, нормы и формы представления этих результатов исторически сложились в ходе формирования научного мышления и в среде представителей научного сообщества. Можно ли уже на этом основании отнести ее к научной информации? Какими характеристиками социологическая информация обладает как научная информация ? Для выяснения этих аспектов проблемы необходимо определить содержание понятия “ научная информация”.
           Научная информация предстает специальным видом социальной информации, являющимся результатом процесса отражения, выражения и обозначения реальности в особой сфере жизнедеятельности общества -научной .
           Первоначально понятие “научная информация” отождествлялось с научным знанием, только в виде знания информация имела право называться научной. Эта позиция подчеркивает привилегированный статус науки в рационалистической цивилизационной системе. Однако, в процессе усложнение научной сферы как социального института была осознана необходимость уточнения содержания понятия “ научная информация”, введения критериев для различения объектов действительности, выражаемых его содержанием.
           Т.В.Андрианова, выделяя подкласс “научная информация в классе явлений, охватываемых понятием “информация”, предлагает понимать под термином “научная информация” ту информацию, “ которая функционирует, хранится, развивается в обществе, и которая прямо или косвенно предназначена для формулировки законов и теорий науки и содействует их установлению, проверке и применению в практических целях” (3, 19). Она выделяет первичную научную информацию, в качестве источника которой выступают объекты окружающего мира и вторичную научную информацию, которая представляет собой опосредованное отражение объективной действительности и источником которой является первичная информация. В ходе развития науки возникает этап, когда темпы роста производимой первичной научной информации превышают темпы ее усвоения системой науки. Тогда возникает вторичная научная информация и научно-информационная деятельность, призванная разрешить этот кризис. Научная информация, как любая другая , существует в виде знаний и сведений.
           В контексте анализа взаимодействия первичной и вторичной информации к категории “научной информации” Андрианова предлагает относить информацию, которая отвечает следующим требованиями:
           - соответствует критерию научности в своей предметной области
           - фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения
           - зафиксирована в официальном письменном тексте и доступна заинтересованным специалистам в данной отрасли
           - распространяется по специальным каналам информации
           В подходе, заявленном Андриановй, подчеркивается важность официальной письменной фиксации для этого вида информации. Эту позицию поддерживает и А.Д. Урсул, который пишет о том, что характеристикой “научной информации” является то, что “этим понятием обозначается прежде всего научное знание, которое принимает документальную форму”(4,6).
           В более широкой интерпретации, научное знание, передаваемое устно или в неофициальной письменной форме, а также передаваемое не специальными каналами либо вообще никому не переданное может также рассматриваться как научная информация.
           Социологическая информация несомненно относится к научной информации. Уточним что говоря “социологическая информация” мы имеем ввиду информацию, сформированную в соответствии с требованиями социологической науки , обладающую качеством в “социологическом смысле”. К сожалению, в российском обществе сегодня широко распространена псевдосоциологическая информация, симулирующая научную социологическую информацию.
           Определив основные акценты в содержании понятий “ информация”, “ социальная информация” и “научная информация”, рассмотрим содержание понятия “ социологическая информация”. Объем каждого из проанализированных понятий содержит в себе объем понятия “социологическая информация”. Соответственно социологическая информация обладает чертами, присущими более широким категориям. Каждая из категорий ограничивает набор характеристик включаемой в нее категории в соответствии со своей спецификой.
           Как социальная научная информация социологическая информация обладает следующими характеристиками:
           - является особенным проявлением такого объективно существующего феномена универсума как информация
           - отражает объективную действительность человека и общества
           - имеет идеальную форму
           -является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью
           - имеет качественные и количественные характеристики
           - соответствует критерию научности в своей предметной области
           -фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения
           - зафиксирована в знаковой (письменной или устной) форме
           Вышеизложенное характеризует общие черты социологической информации как вида научной социальной информации. Особенные характеристики этого вида информации, проявляющие его специфику, сформированы исторически всем процессом развития методологии и методов получения социологической информации, в котором воплотилась рациональность и инструментальная, технологическая ориентация западной цивилизации.
           В научной литературе выделяются два толкования понятия ”социологическая информация”. Одно толкование, более широкое, включает в содержание понятия всю совокупность теоретических концепций, выводов и положений, разработанных и функционирующих в социологических науках, представленных в виде знаний и сведений.
           Второй подход к пониманию социологической информации сужает содержание термина, включая в его объем только совокупность результатов социологических исследований в форме сообщений и сведений, активно используемые в практической деятельности людей.
           Наиболее приемлемым представляется подход, включающий в содержание понятия “социологическая информация” всю совокупность знаний и сведений, выработанных и функционирующих в рамках социологической науки.
           Однако, необходимо различать две разновидности информации внутри этого класса в зависимости от уровня обобщения, на котором они функционирует : концептуально-теоретическую информацию и инструментальную информацию. Тип концептуально-теоретической социологической информации включает знания и сведения в формулировках научных теорий и законов и соответствует теоретическому уровню в структуре социологического знания. Тип инструментальной социологической информации включает результаты прикладных социологических исследований в виде знаний и сведений в формулировках описания фактов и соответствует эмпирическому уровню социологического знания.
           Типы социологической информации находятся в сложном взаимодействии, обусловленном взаимодействием теоретического и эмпирического уровней в социологии. Инструментальная информация содержит описание и объяснение многообразных конкретных проявлений общих закономерностей, сформулированных в концептуально-теоретической информации. Концептуально- теоретическая информация определяет логики и схемы, в соответствии с которыми формируются массивы инструментальной информации.
           Практика социального управления в подавляющем большинстве случаев использует инструментальную социологическую информацию. Именно для этого типа информации важно соответствовать требованиям, предъявляемым в управлении к социальной информации.
           Концептуально-теоретическая информация выступает исходной информацией внутри прикладного социологического исследования, понимаемого как единство методологии, методики и организации. В этом смысле, в случае, если проведение социологических исследований является видом деятельности подразделения в структуре органа управления, можно говорить об использовании концептуально-теоретической информации при формировании управленческих решений, касающихся координации и регулирования этой специальной деятельности органа управления. Кроме того, заметим, что в ходе организуемых органом управления социологических исследований наряду с инструментальной, может быть получена и концептуально-теоретическая социологическая информация. Однако она выступает результатом специальной интеллектуальной работы с информацией и эта работа является дополнительной по отношению к должностным обязанностям социолога, проявлением его профессиональных интересов, профессиональных амбиций. Непосредственного влияния на выработку конкретных управленческих решений она не оказывает, средства ее выражения (специализированная лексика, формулировки в виде теоретических положений и законов ) просто не приспособлены к условиям управленческой деятельности, рациональность которой, на наш взгляд, определяется в немалой степени способностью к целесообразному упрощению, редукции сложности внутренней и внешней среды.
           Таким образом, инструментальная социологическая информация является основным видом социологической информации, применяемым в социальном управлении для выработки управленческих решений.
           Существенными являются три дифференциации инструментальной социологической информации. Во первых, различают первичную и вторичную информацию. Первичная информация содержит сведения о социальных объектах социологического исследования, полученные посредством применения социологических методов сбора информации. Особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного использования. Вторичной информацией, называется переработанная первичная информация, представленная в обобщенной, систематизированной форме, удобной для использования. Вторичная информация является основой для выводов и теоретических обобщений, формирующих социологическое знание.
           Во- вторых, инструментальная информация дифференцируется на качественную и количественную. Качественная информация включает часть содержания инструментальной информации, выраженную вербально; к количественной информации относится инструментальная информация о социальных объектах, выраженная числами. Эта дифференциация исторически сложилась как результат реализации в прикладной социологии установки на обязательность стремления к числовому представлению результата измерительной процедуры. Количественный компонент доминирует в представлениях о социологической информации, зачастую в ущерб качественной составляющей.
           В третьих, в контексте управленческой деятельности можно выделить оперативную информацию, которая используется для регулярной коррекции управляющих воздействий, и стратегическую информацию, используемую при социальном моделировании, проектировании, планировании.
           Полученная методами прикладной социологии, инструментальная социологическая информация обладает следующими особенностями, которые оказывают существенное влияние на возможности использования ее в практике управления :
           - регрессия полезности с течением времени
           -регрессия объема при переходе от первичной ко вторичной информации
           - ограниченная способность к формализации
           - значительные финансовые затраты на получение информации
           - значительные организационные усилия на получение информации
           - значительные временные затраты на получение информации
           - трудоемкость обеспечения качества информации и контроль качества информации
           Указанные особенности социологической информации создают ограничения, вследствие которых этот вид информации редко отвечает требованиям, предъявляемым к информации в управлении. Для преодоления этих ограничений органам управления необходимо принимать меры, способствующие повышению адекватности социологической информации информационным потребностям управления. Рассмотрим эту проблему подробнее, систематизировав данные в таблице.

Требования к информации Ограничения Следствие Необходимые меры Используемые методы, техники и технологии
адекватность актуальной потребности управления, полезность адекватность, полезность падает со снижением качества информации и с течением времени несоответствие потребности управления; запаздывание информации стратегическое и тактическое планирование информации; обеспечение качества (обоснованное применение методологии и методов); контроль качества информации; использование непосредственно после получения информации, при дальнейшем использовании учет возможных изменений методы и технологии повышения эффективности интеллектуальной деятельности; указание хронологических характеристик информации; методы контроля качества информации; методы и технологии вторичного анализа информации
Истинность, достоверность трудоемкость процедур для обеспечения качества информации, значительные финансовые затраты на них несоответствие истинности, недостоверность обоснованность методов и оригинальность инструментария, технологизация процедур сбора информации и контроля качества информации, сравнение данных с информацией из других источников опросные сети; выбраковка информации при подготовке к обработке; статистический контроль обработанных данных; сочетание качественных и количественных методов; тематические базы данных социологической информации
Достаточность, оптимальность трудности определения критерия оптимальности избыток или недостаток информации четкая постановка целей и задач, предварительное согласование с потребителем критерия оптимальности техники согласования позиций, методы и технологии повышения эффективности интеллектуальной деятельности
Точность трудности контроля точности информации ошибки в информации технологизация процедур контроля точности информации логический и статистический контроль ошибок
Оперативность значительные затраты времени на получение информации запаздывание информации технологизация процедур сбора, обработки и анализа информации тематические базы данных социологической информации; технологии оперативного формирования выборочной совокупности; опросные сети; интегрированные системы обработки и анализа информации
Систематизированность большое количество возможных вариантов систематизации несоответствие выбранной схемы систематизации потребности управления предварительное согласование схемы систематизации с пользователем информации техники согласования позиций
Лаконичность, рациональность формы большие объемы количественной информации, неструктурированная качественная информация трудности восприятия информации для субъекта управления предварительное согласование формы представления информации техники согласования позиций, технологии визуализации данных
Соответствие компетенции и полномочиям субъекта управления трудности при формулировании заказа на информацию невозможность для субъекта управления полноценно использовать информацию четкая постановка целей и задач исследования, согласование их с непосредственным пользователем информации нормативно-правовые базы данных, техники согласования позиций

           Для практики применения социологической информации в социальном управлении характерно стремление к универсальности в методологии и к поискам и разработкам набора универсальных методико-инструментальных средств (типовых методик и унифицированного инструментария). Между тем, более обоснованным и перспективным, на наш взгляд, выступает подход, требующий “ сосредоточить усилия на изучении специальных особенностей объектов социальной природы” и делать ставку на “ уникальный” и “неповторимый” инструментарий, с помощью которого можно адекватно анализировать непрерывно изменяющиеся социальные процессы “ (2, 41)
           Очевидно, что для того, чтобы социологическая информация соответствовала информационным потребностям государственного управления, требуется длительный и целенаправленный процесс организации этого канала информации, ориентирующийся на постоянно обновляющиеся информационные технологии и новые тенденции развития сферы прикладных социологических исследований. Постоянные усилия требуются как со стороны специализированных социологических организаций, поставляющих социологическую информацию, так и со стороны органов государственного управления как потребителей этой информации. Российская современность демонстрирует ситуацию? в которой обе стороны идут по пути наименьшего сопротивления, действуя только в соответствии со своими интересами.
           Зарубежный опыт привлечения социологической информации в качестве информационного ресурса государственного управления также достаточно противоречив. Общепринятой практикой является сотрудничество органов государственного управления с авторитетными научно-исследовательскими организациями в соответствии с принципом “заказчик- исполнитель” при организации долгосрочных проектов. С другой стороны, примеров эффективного включения социологической информации в повседневную, рутинную работу органов государственного управления практически нет.
           На наш взгляд, существует противоречие между необходимостью учитывать в процессе государственного управления пласты социальной реальности, фиксируемые только средствами социологического анализа, и отсутствием механизма включения социологической информации в сферу деятельности органов государственного управления.
           Нужно признать, что заменить социологическую информацию другими видами информации не представляется возможным. Существующие ограничения с точки зрения характеристик самой социологической информации не имеют непреодолимого характера.
           Сегодня привлечение социологической информации в практике деятельности российских органов государственного управления очень ограничено и часто формально. Доминирующим в организационной среде государственной службы является представление о социологической информации как экзотическом для повседневной управленческой работы информационном ресурсе. Значительное количество псевдосоциологической информации и отсутствие явных признаков повышения эффективности управления при использовании социологической информации сформировали скептическое отношение к этому виду информации в среде управленцев. Случаи эффективного привлечения социологической информации для подготовки конкретных управленческих решений являются эпизодическими в деятельности органов управления. Более распространенный вариант- информированность руководителей органов управления о результатах социологических исследований, не имеющая практически никакого влияния на процесс принятие решения, либо привлечение социологических данных только в объеме, в котором они позволяют “обосновать” уже готовое решение, придать ему вес, ауру тщательной подготовки.
           Дело обстоит именно так потому, что проблематика роли и места социологической информации в деятельности структур государственной службы артикулирована как актуальная, но по сути дела исследована лишь поверхностно. Априорно утверждается несомненная польза более широкого вовлечения социологической информации в практику государственного управления, придания ей большего статуса, как минимум равного с другими видами социальной информации, традиционно используемыми в управлении. Например, Н. В. Романовский выступает за строительство государственной службы, которая включает “постоянный социологизм государства, отслеживание импульсов, идущих от общества, их концептуализацию”(5, 20).
           На сегодняшний день не разработан нормативный аспект проблемы: до сих пор не ясно, какое место должна занимать социологическая информация в государственном управлении. Может быть социологическая информация в силу своих особенностей есть информационный ресурс только для особых управленческих ситуаций? Без четкого понимания того, к чему следует стремиться, процесс формирования механизмов взаимного приспособления характеристик социологической информации и норм управленческой деятельности органов государственного управления не может быть инструментально ориентирован.
           Повседневные проблемы управления в условиях кризиса обусловливают инстинктивные движения органов государственного управления прежде всего в поисках оперативной информации о состоянии объекта управления. Например, сегодня уже известно немало примеров организации региональными органами управления социологических мониторингов различных аспектов жизнедеятельности населения региона. Отметим, что информация об объекте управления является абсолютно приоритетной. Самопознание не является значимой потребностью системы государственного управления. Исследования субъекта управления крайне редко инициируются в системе государственного управления, особенно на региональном уровне.
           Имеющиеся публикации по проблемам использования социологической информации в государственном управлении чаще всего являются описанием результатов проведенных исследований некоторых социальных проблем (социального самочувствия, состояния доходов населения, структуры бюджетов домохозяйств, состояния межнациональных отношений и т.п.) и констатацией того факта, что эти результаты очень помогли в работе какого-либо органа государственного управления. По материалам публикаций невозможно оценить необходимость использования именно социологической информации. Может быть, можно было обойтись и без этой, достаточно дорогостоящей информации, заменить ее комбинацией из информации других видов и при этом эффективность принятых решений не пострадала бы ? Может быть привлечение социологической информации это только дань модным веяниям в управлении? Ответов на эти вопросы пока нет.
           Анализ проблем позиционирования социологической информации в структуре государственной службы , на наш взгляд, может быть продуктивным, если будет локализован в двух проблемных областях. Во- первых, исследование соответствия норм управленческой деятельности организаций бюрократического типа, к которому относятся органы государственного управления и характеристик социологической информации как вида социальной информации и способов их согласования. Во- вторых, исследование направлений и способов развития технологических аспектов организации социологического обеспечения. Речь идет об использовании новых информационных и специфических социологических технологий в процессе включения социологической информации в практику управления.
           На наш взгляд, социологическая информация может быть максимально полезно включена в процесс подготовки управленческих решений в случае, если выполняются два условия: во первых, организация способна использовать социологическую информацию эффективно (т.е. не имеет к этому препятствий в своей формальной структуре и неформальных аспектах жизнедеятельности); во-вторых, имеющаяся информация обладает необходимым качеством и отвечает некоторым требованиям, предъявляемым нормами деятельности организации.
           Во всяком случае, специфическая природа взаимоотношений социологической информации и управляющих организаций представляет собой интересный предмет исследований. Разработка этой проблематики вероятно откроет новые перспективы в развитии государственного управления.

           ЛИТЕРАТУРА

           1. Атаманчук Г.В. Управление- социальная ценность и эффективность - М., 1995.
           2. Тавокин Е.П. Проблемы познания и анализа в социологии - М., 1993.
           3. Андрианова Т.В. Методологические проблемы организации информации в области общественных наук - М.: Наука, 1980.
           4. Урсул А.Д., Казанцева К.В. Является ли научная информация товаром? - НТИ, 1971, сер.2, № 5.
           5. Романовский Н.В. Социология и институт государственной службы // Социологические исследования- М., 1999, №2.
           6. Афанасьев В.Г. Социальная информация - М.: Наука, 1994.
           7. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях - М., 1993.
           8. Франчук В.И. Современные основы соцмального управления - М., 1993.
           9. Социологическая наука: информационные аспекты - М. : Институт социологии РАН, 1980.
           10. Паниотто В.И. Качество социологической информации - Киев : Наукова думка, 1986.
           11. Васильев Г.Г. “Роль конкретных социологических исследованийв научном управлении социальными процессами”- М. : МГУ, 1981.
           12. Тихонов М.Ю. Информация. Информационные технологии. Информационное общество (философские и методологические аспекты) - М.: ЗеЛо, 1997.
           13. Государственная служба: поиски эффективности. Зарубежный опыт. Реф. Сб. Вып.13.- М.: РАГС, 1996.
           14. Кхол Й. Эффективность управленческих решений. - М.: Прогресс, 1975
           15. Кускова Л.И. Социологическая информация в структуре информационно-аналитического обеспечения . Диссертация канд. социологич. наук , М., 1997.
           16. Охэндзан Эдвард Гжегож Информация в управленческом решении в условиях перехода к рыночным отношениям. Диссертация канд. эконом. наук , М., 1992.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку