CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Ментальность личности и внутренние механизмы динамики социальной направленности,Д.В. Полежаев

Д.В. Полежаев,

кандидат философских наук

МЕНТАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

        В отношении личности к социальной и духовной формам бытия, в определении "генеральной" линии в социальной направленности деятельности при внимательном рассмотрении обнаруживается некоторая двойственность, которая, несомненно, накладывает отпечаток на внутренний механизм динамики этой направленности: на уровне обобщенного символического целого она фиксируется в рациональных подобиях политических, юридических, моральных норм, а на уровне обыденных взаимодействий личностей она представляется совсем другими схемами поведения, не поддающимися абстрактным определениям, не имеющим четкого выражения. Эти схемы не накапливаются, не синтезируются, не обретают связанного понятийного выражения. Их можно рассматривать как некий творческий "хаос" жизни индивидов, который, по мнению Н.О. Лосского, является следствием "недостатка средней культуры". Проблема самоидентификации личности в ценностных ориентациях связывается прежде всего с политической, экономической и социальной стабильностью и социума. Такой подход вместе с тем (при соответствующей целевой установке) позволяет выявить механизмы формирования и функционирования социально-политических ориентаций, саморегуляции социальной направленности личности, исследовать социальное мышление личности в целом. В этом смысле особую значимость приобретает рассмотрение сущности процесса становления на основе соответствующей ментальности более устойчивого, "магистрального" социально-психологического феномена - социальной направленности, которую можно определить как устойчивую систему компонентов, выявляющих тенденцию поведения личности в различных ситуациях и определяющих ее социальный облик.
        В процессе анализа возможности ментальных изменений личности возникает настоятельная необходимость социально-философской детерминации понятия "личность", а также подробного рассмотрения механизмов внутриличностного саморегулирования и способов реализации социальной направленности личности. Вмешательству общества в личное мироощущение индивид помимо возможного (но необязательного) внешнего протеста противопоставляет внутреннюю систему защиты. Ментальность видится нам одним из способов сохранения личностью своей целостности.
        При этом важно помнить, что в феномене ментальности личности важную роль играет не только сознание индивида, но и его связь с человеческой общностью, а также системой установок общества в целом. Особенностью личности, представляющейся нам как человек, обладающий необходимым минимумом прав, достоинств и соответствующих гарантий, как самобытный индивидуум (обладающий даже минимумом этой самобытности), способный регулировать, ограничивать свое поведение различными стандартами: юридическими, экономическими, техническими, является то, что сама по себе она противостоит среде, ее окружающей, так как по сути своей личность автономна, самостоятельна в занятиях и свободна в решениях. Но в то же время личность принадлежит среде, так как делает свой выбор, принимает решения и действует в рамках социума, строит поведение по стандартам, которые установлены в этом обществе, а также ограничена со стороны других личностей, находящихся в плоскости одного с ней социального пространства. Надо сказать, что и со стороны каждой конкретной личности в адрес других исходит определенное ограничение.
        С чего начинается процесс и сам механизм утверждения и динамики социальной направленности? С общих представлений? Или с предметного действия? А может быть, с определенной идеи? Философия и психология сегодня, в конце ХХ века, оставляют все варианты ответов на эти вопросы открытыми, но это не значит вовсе, что все возможные ответы равнозначны. Нам представляется, что истоки этого процесса следует искать в определенном понимании и "развертывании" самосознания человека, в более или менее стройной системе отбора, фильтрации извне поступающей (навязываемой) информации, актуализации его интеллектуальных и нравственно-психологических сил, его "энергетического потенциала".
        Самосознание всегда расшифровывается некоторым образом как умение смотреть на самого себя как бы со стороны, т.е. глазами другого человека, глазами рода человеческого, как умение контролировать свои собственные действия под углом зрения внутренней логики восприятия социальной среды. Самосознание как единство (тождество) сознания и воли, то есть согласие, совпадение теоретического и практического отношения к предмету, возникает лишь на определенном этапе развития индивидуума, самосознание которого и система его установок выявляют свое "бытие-для-себя". А до этого оно существует как безличный по отношению к индивидууму разум "самосознание-в-себе". При такой постановке вопроса проблема формирования самосознания начинает совпадать с проблемой становления человеческой индивидуальности, личности, ее "мотивационного фона", социальной направленности, поскольку переход самосознания от "бытия-в-себе" к "бытию-длясебя", то есть от разума (предметно и объективно представленного в деятельности других людей) к субъективному единству самосознания рассматривается как присвоение и освоение отчужденной от индивидуума "разумной" формы, которую она делает своей.
        Личность, Я - субъективное единство противоположностей сознания и воли. Только так понимаемое "самосознание" непосредственно тождественно Я. Следовательно, Я - это постоянно расширяющийся возвратно-поступательный процесс диалектического саморазвертывания, самоопределения изначально наличествующей у всех индивидов активной силы - самосознания. Кстати, согласно Канту, самосознание обусловливает, "сопровождает" реальную деятельность по производству образов сознания, динамику социальной направленности. Вся полнота реальности сознания обеспечивается деятельностью самообогащающегося Я.
        Ни один вид направленности действия не начинается на пустом месте, а возникает на определенной психологической и мировоззренческой основе, которую можно назвать преориентацией, преднастроенностью, предуготовленностью к поступкам и действиям. Иначе говоря, устойчивая система установок "задает тон" внутренним механизмам динамики социальной направленности личности. Сознание человека (и соответствующий его мотивационный фон) внутри себя создает "точки опоры" - духовные символы, опираясь на которые оно способно к самоочищению, освобождению себя, хотя бы в какой-то мере, от того, что навязывается ему обществом, господствующей идеологией.
        Личность в процессе своей деятельности, как известно, вступает в самые разнообразные отношения с обществом, его институтами, с другими людьми. Личность - объект общественных отношений, она впитывает в себя общественные идеалы, нормы и ценности, существующие на данный момент. Но она же является и субъектом этих отношений, и потому должна иметь автономную, относительно устойчивую целостность, которая дает возможность личности сохранить в жизни свою определенность. Иными словами, человек не только в какой-то мере зависит от внешних обстоятельств, но, несомненно, и сам их создает, а также оказывает формирующее влияние на общество и его основные личностнонаправленные установки.
        Известна внутренняя противоречивость сознания личности, подвергающегося активному внешнему, социальному воздействию, что закономерно отражается на внутреннем механизме становления и развертывания социальной направленности личности. Здесь, в этом процессе "работают" различные уровни сознания личности (обыденное сознание или здравый смысл, состояние сомнения, восприятие глубинного смысла происходящего, способность человека артикулировать с помощью смыслов свое отношение к реальной ситуации) и, следовательно, проявляет себя та или иная система жизненных установок - внутренняя, нравственно-психологическая основа социальной направленности субъекта. В итоге общепсихологический когнитивный механизм, как индивидуально-личностное образование, вырастает в определенный социокультурный феномен.
        Одним из центральных среди свойств личности, формирующих для нее целостную картину мира, является ее социальная направленность определяемая нами как устойчивая система компонентов, выявляющих тенденцию поведения личности в различных ситуациях и определяющих ее социальный облик, которая, главным образом, и определяет социальное лицо личности, определяет ее настоящее отношение к действительности, к различным ее проявлениям в виде исторических явлений, исторических фактов, оценку отношений к различным событиям других членов общества и, в итоге, уточнение и окончательное определение собственной позиции в обществе.
        Социальная направленность личности в современной науке определяется как система установок, потребностей, интересов, убеждений, идеалов как система доминирующих мотивов или как интересы, стремления, идеалы, нравственные и политические взгляды и убеждения личности, ее отношение к себе и к другим. Направленности личности предшествует ориентировка. Прежде, чем выбрать направление деятельности, человек "осматривается", ориентируется в окружающем мире. Информация, поступающая "извне", осмысливается и определенным образом перерабатывается человеком. Только после выработки внутренне осознанной позиции может идти речь о выборе направления дальнейшего социального движения личности, то есть к собственно осознанному выбору позиции в окружающем личность социуме, когда обдуманно формируется цель дальнейшего ее существования. Главный итог этих процессов в том, что ориентации придается характер целеустремленности, сосредоточенности и последовательности. Позицию личности в обществе можно представить как многомерное пространство, измерения которого соответствуют определенным видам общественных отношений. "Пространство отношений", присущее и характерное для каждой личности специфично и весьма динамично; оно отражается в "субъективном мире" личности и в ее психологических свойствах как единое целое .
        Необходимость изучения внутреннего мира личности вытекает из того, что сущность человека не является простым слепком социальных факторов и обстоятельств. Реакция индивида на социальное воздействие не носит механический характер, не выступает функцией стимула. Отражение внешних воздействий имеет сложный характер, оно опосредуется не только через опыт прошлых поколений (привычки, традиции, национальный характер и т.д.), но и через собственный, индивидуальный опыт человека, иными словами, опосредуется его внутренним миром. Важнейшим компонентом которого является социальная установка. Социальная установка личности, которую можно рассматривать как основной компонент ментальности - феномен, который нельзя обойти вниманием, рассматривая вопрос о структуре социальной направленности деятельности человека. Установка рассматривается, прежде всего, как неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам. Она функционирует наряду с интересом, целью, потребностью. Некоторые авторы справедливо определяют социальную память как систему установок .
        Понятие социальной установки применяется в социальной психологии и философии для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения. Известно также, что социальная установка используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации и изменения установки, например, под влиянием пропаганды, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. Установка характеризует предрасположение, предуготовленность человека к активности в определенном направлении и включает в себя наряду с когнитивным эмоциональный и поведенческий компоненты.
        Необходимо подчеркнуть, что установка - это лишь одно из средств внутренней регуляции активности, и, лишенная связи с другими элементами, она не может работать в плане социальной направленности личности. Установки формируются не только под влиянием объективных условий жизни, социальных факторов различных социальных систем, но и собственных ценностных ориентаций личности, которые формируются в течение всей жизни. Рассмотрим механизм становления ментальности личности как системы внутренних установок "по вертикали", т.е. в процессе индивидуального развития человека. Основное внимание при этом мы обратим на две стороны: первое, как, каким образом и, второе, в какой последовательности происходит процесс становления системы внутренних установок.
        Процесс формирования человека - это процесс постепенного вхождения в окружающую среду, приспособление к этой среде, освоение ряда социальных ролей и функций. Вхождение в социальную среду происходит в течение всей жизни, а не только в раннем возрасте. Человек не слепо, не автоматически отражает и усваивает воздействие обстоятельств, других людей. Он всегда (хотя и разной мере) "фильтрует" поступающую извне информацию. Отбор (фильтрация) внешних воздействий – первый характерный этап становления системы установок личности.
        Процесс отражения действительности в сознании и психике человека не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Он не является актом простого, механического переноса информации извне, на нем сказываются не только общие для всех людей механизмы преломления внешнего воздействия в сознании, но и особенности восприятия индивида, которые характеризуют его как представителя той или иной социальной группы. Сказываются на процессе социально-психологического отражения и индивидуальные, неповторимые черты личности, ее жизненный опыт, ценностная ориентация и настроение в целом. Таким образом, в результате отбора и фильтрации внешней информации личность формирует собственную ментальность, точнее - конъюнктурный блок ментальности, составляющийся исключительно данной личностью.
        Необходимо также подчеркнуть, что, рассматривая личностные ментальности, нужно говорить, прежде всего, об устойчивой системе установок. Кроме того, и это очевидно, ментальное формирование личности не может проявляться явно, как определенного рода рефлексия, ведь не могут быть математически точно определены, рассчитаны и этапы самого формирования личности в ментальном плане. Хотя, в силу того, что менталитет общества - иногда рассматривается и как совокупность наиболее общих черт, средняя для всех слоев и социальных групп населения данного общества в целом, можно предположить некоторые частные методы формирования признаков отдельных составляющих такого объемного явления, как менталитет общества. Однако, ни точность их установления, ни их структурирующую ценность нельзя абсолютизировать.
        Ментальность личности, на первый взгляд, явление более узкое и потому возможно предположение, что его формирование можно с большей точностью расположить по этапам развития и составляющим. В этом, как нам представляется, скрывается заблуждение, необходимо вытекающее из парадокса самого понятия "менталитет", если рассматривать взаимовлияние и взаимоформирование общественного менталитета и ментальности личности, принадлежащей к данному обществу.
        В процессе становления и осуществления социальной направленности деятельности воля человека принимает участие в ряде моментов: в выборе цели, в подавлении эмоций, несоответствующих разумному выбору, в отборе способов достижения цели и т.д. Это естественно, ибо поведение человека в любой области - это целая система поступков, система, которая не является кратковременным актом. А именно этим и определяется своеобразное содержание регулирования поведения личности и мера возможности этого в различных социально-политических системах, например, в условиях тоталитарного общества. Немаловажную роль в достижении этого играет качественная определенность сознания (самосознания), "сопровождающего" практику поступков и действий личности, степень ее мировоззренческой зрелости.
        Основанием для разделения уровней направленности личности, видимо, могут выступать в различных аспектах разные признаки. Это может быть деление по признаку устойчивости, широты и др. Если же говорить о градации по признаку "мировоззренческого" содержания, то этим критерием, как нам представляется, могут быть те ценности, на которые ориентация человека достаточно жестко направлена (важным здесь является такой проблемный момент, как совпадение или несовпадение идеалов человека с идеалами общества). Здесь можно говорить о социальной ценностной направленности личности и направленности асоциальной. Разумеется, не всякую сориентированную в обществе личность можно называть "социально направленной" (в общественно значимом смысле). Это зависит от наличия всех необходимых составляющих социальной направленности у конкретного индивидуума.
        В плане социальной детерминации ментальности личности необходимо отметить и следующую особенность: свобода каждого (выбор и цель поведения и деятельности) в определенной степени детерминирована внешней необходимостью, той системой факторов, на которых базируется общество, его социально-экономическая, политическая, идеологическая деятельность. Эти "рамки", несомненно, накладывают отпечаток и на характер личностного выбора, на систему внутренних установок.
        Перечисленные нами особенности детерминации, так или иначе, находят отражение в системе ценностных ориентаций человека. Хотя ментальность личности, как и социальная память, представляют собой сравнительно устойчивые мировоззренческие и нравственнопсихологические преобразования, тем не менее, содержание ее (ментальности) всегда подвижно. Справедливость данного утверждения подтверждается как общее правило, если жизнедеятельность личности мы будем рассматривать на уровне индивидного бытия, индивидного мироощущения.
        Человек как субъект активной деятельности представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, характеризующуюся взаимосвязью различных компонентов, отражающих многоплановый характер взаимодействия человека с окружающей действительностью. Эта многоплановость, с одной стороны, заключается в том, что каждый человек неповторим в своем практически-поведенческом отношении, с другой - в неповторимом заключается своеобразие того общего, что присуще каждому и что характеризует основное содержание деятельности. Этим общим выступает социальная направленность деятельности. Под социальной направленностью мы понимаем устойчивую систему таких основных компонентов, как интерес, цель, установка, воля, выражающих тенденцию деятельности и поведения человека в различных ситуациях и определяющих ее социальный облик.
        Признавая, что ментальность занимает сравнительно небольшую часть объема индивидуального сознания, можно согласиться с тем, что ментальность есть наиболее константная, глубинная часть социальной информации, определяемая традицией и культурой и транслирующаяся из поколения в поколение. Рассмотренные выше механизмы динамики социальной направленности личности являются не единственным (хотя и достаточно важным) проявлением ментальности. Полагаем, данный интересный феномен заслуживает дальнейшего подробного, аспектного рассмотрения. 

        ЛИТЕРАТУРА 

        1. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 333.
        2. См: Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений. Психология личности в социалистическом обществе./ Активность и развитие личности. М., 1989.
        3. Никонова Л.М. О социальной направленности как факторе, регулирующем поведение личности. Общество и личность. Волгоград: ВГПИ, 1974. С. 32. 

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку