CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2000 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Хроника научной жизни Наука и образование на пороге третьего тысячелетия
Хроника научной жизни Наука и образование на пороге третьего тысячелетия

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

            На пороге ХХI века ключевое значение приобретает концепция интеграции науки и образования, являясь ответом на вызов, который бросает человечеству быстро меняющийся мир. Современной России необходимы современные технологии, которые помогут вывести нашу страну на передовые рубежи развития цивилизации. Наука и образование на современном уровне исторического развития общества принципиально меняют объект своего внимания, которым становится человек во всем многообразии процессов жизни, созидания и развития.
            Международный конгресс “Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия” проходил в Новосибирске в ноябре 1999 года. Конгресс, организованный комиссией по связям с ЮНЕСКО в области образования, науки и культуры Администрации Новосибирской области, Международной кафедрой ЮНЕСКО АлтГТУ “Экологическое образование в Сибири” (Новосибирский филиал), Новосибирским государственным педагогическим университетом, Институтом философии и права Сибирского отделения Российской Академии наук, выполнил задачу активного включения общества в новые процессы развития науки и образования, объединяя представителей почти всех регионов России, Сибири, специалистов Дальнего и Ближнего зарубежья.
            Представляет интерес доклад Старшего советника Секретариата комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, члена-корреспондента МАИПТ Н. М. Канаева “Ветер перемен в науке и образовании (взгляд из ЮНЕСКО)”. Было отмечено, что 186 государств являются членами ЮНЕСКО. Она работает в тесном сотрудничестве с ООН и ее спецучреждениями, с крупнейшими организациями (ОЭСД, ОБСЕ, Совет Европы, ОАЕ, ОАГ), осуществляет взаимополезные связи с сотнями международных неправительственных образовательных, научных, культурных, молодежных, женских, профсоюзных и других организаций. Созданная на конференции министров образования более пятидесяти лет назад, ЮНЕСКО и поныне тяготеет, прежде всего, к вопросам образования.
            Н. М. Канаев подчеркнул, что анализ поступающих в ЮНЕСКО материалов из всех стран мира позволяет выявить возрастание внимания государств к развитию образования, прежде всего высшего. Так, если в 1980 году во всем мире насчитывалось около 51 млн. студентов, то к 1995 году их число возросло до 82 млн. Были отмечены причины просматриваемой тенденции к дальнейшему росту и постоянному совершенствованию качества высшего образования. В их числе: 1) невиданные ранее как по темпам, так и по содержанию фундаментальные социально-экономические преобразования во многих странах мира; 2) кризис теории социально-экономического развития; 3) ревизия морально-этических ценностей; 4) формирование нового постиндустриального информационного общества; 5) возрастающая мобильность профессорско-преподавательского персонала и студенчества.
            В изменяющихся условиях высшее образование, наряду со своими традиционными задачами, приобретает ряд принципиально новых качеств: оно становится важным фактором интернационализации мировых процессов, решения таких глобальных проблем, как мир и взаимопонимание, сохранение Земли для будущих поколений, а главное — сохранение самого человека. В этой связи большое значение, как заметил Н. М. Канаев, приобретает тенденция научить человека учиться и переучиваться, непрерывно пополнять свои знания в течение всей жизни.
            Н. М. Канаев также отметил, что по предложению многих государств в ЮНЕСКО был разработан и затем принят Генеральной конференцией План действий по усилению межуниверситетского (имеется в виду — межвузовского) сотрудничества и академической мобильности, вошедший в академический обиход под названием УНИТВИН. Планом предусматриваются, в частности, сбор, обобщение базовой информации о вузах всех стран мира, ускорение обмена знаниями и технологиями, проведение совместных исследований группами специалистов из разных стран.
            Участникам Международного конгресса интересно было узнать, что в преддверии нового столетия в ЮНЕСКО ведется большая работа по оценке интеллектуального капитала, с которым человечество подходит к ХХI веку. Из крупнейших аналитических трудов ЮНЕСКО, основанных на материалах всех стран мира, Н. М. Канаев отметил доклад Международной комиссии по образованию для ХХI века, подготовленный под руководством ученого и крупнейшего политика Жака Делора, доклад Международной комиссии по культуре, которую возглавлял бывший Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр, а также доклады ЮНЕСКО о состоянии образования и науки в мире. В октябре 1998 года в Париже состоялась первая в истории Всемирная конференция по высшему образованию, собравшая более четырех тысяч участников из 122 стран мира. Результаты подводятся.
            С особым вниманием было выслушано выступление академика РАМН В. П. Казначеева “Проблемы геополитики и выживания России в ХХI веке”. Было отмечено, что Центром Брауна (США) проведены интересные исследования, причем Центр опирался на работы Фрэнка Ноутсайна. На поверхности нашей планеты выделены три региона. В одних регионах происходит сокращение населения Земли (причем это характерно для регионов высокого культурного и экономического уровня); в других — происходит бурный рост населения за счет снижения смертности и высокого уровня рождаемости; в третьих — идет вырождение населения, поскольку такой бурный рост приводит к переутомлению, к избыточному использованию природных богатств.
            В. П. Казначеев считает, что анализ российской популяции (насе-ления) с точки зрения формационных концепций вызывает сомнение. При этом делается ссылка на работу Н. Бердяева “Смысл истории”, в которой философ подчеркивает, что путь экономического материализма не конструктивен, поскольку он не позволяет постигнуть тайную судьбу народов, духовную жизнь народов, судьбу человечества. В. П. Казначеев использует размышления Питирима Сорокина, где доказывается, что и формационные концепции, и классовые концепции К. Маркса являются, по существу, утопическими, не выдерживающими испытания практической жизнью. По мнению В. П. Казначеева, прочность, выживаемость, устойчивость цивилизации есть существенное объективное явление в естественно-природном процессе социального развития нашей планеты. Ссылаясь на работу Л. И. Новиковой “Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса” (Цивилизация. — М.: Наука, 1992), им было дано такое определение: цивилизация — это способ негэнтропийной самоорганизации больших социальных систем путем сознательного регулирования обмена веществ, деятельности, информации как внутри системы, так и в их взаимодействии с окружающей средой, обеспечивающих структурную устойчивость систем по отношению к внешним воздействиям и внутренним флуктуациям.
            С точки зрения цивилизационного подхода В. П. Казначеев дает анализ эволюции человеческой популяции, народонаселения в евразийской части России. При этом автор подчеркивает, что евразийская часть России от Урала до Тихого океана есть уникальный феномен в мировой истории. Эта уникальность вызвана тем, что евразийская часть соединяет в себе и Восток, и Запад демографией, многонациональным объединением человеческих популяций.
            В. П. Казначаеев коснулся проблемы процесса человекопроизводства на примере Зауралья. По его прогнозу через 50 лет (2050 г.) население здесь упадет до 26—28 млн. (сейчас 34 млн.). Из них количество больных будет составлять приблизительно 60%. Таким образом, число потенциально работоспособных сократится до 30%, т.е. на этой территории мы будем иметь приблизительно 8—10 млн. работающих с общей плотностью 0,2 человека на квадратный километр. В такой социально-естественной исторической ситуации не оказалась сегодня, да и не может оказаться ни одна из слаборазвитых стран второго и третьего мира. В. П. Казначеев подчеркивает, что этот уникальный феномен образовался за счет экологического перенапряжения, по существу — эксплуатации природы не по назначению, неадекватного уровня образования, нерационального распределения рабочих мест. Корни этого явления В. П. Казначеев видит в строительстве тоталитарного режима и в его развале. На взгляд автора, сегодня проявляются элементы нового варианта тоталитаризма: коррупция в государственных структурах, расчленение общества на богатых и бедных, что может привести к эксплуатации и природы, и человека в еще худшем варианте, чем это происходило доселе в известных формациях. Выход из создавшейся ситуации в устройстве государства и в управлении им существует. По мнению В. П. Казначеева, в государственном управлении требуются новые, не только реформаторские, но и принципиально перспективные изменения. В каждом крае, в каждой области, в каждой республике должен проводиться четкий учет человекопотребления, т.е. всех человеческих часов здоровой жизни — биологической, психической, репродуктивной, социальной; здесь должно быть учтено и наличие девиантности: наркомании, алкоголизма, проституции; отражены миграционные потоки — все это необходимо точно измерять и статистически учитывать в государственном управлении.
            Московские ученые М. П. Карпенко, С. А. Спасский обратили внимание на содержание современного образования. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса — объективным требованием времени. На их взгляд, ситуация здесь такова, что в современных государственных нормативных актах, теоретических и эмпирических исследованиях вопрос о целях и содержании образования представляется на недостаточном уровне. Образование должно следовать за изменяющимися реалиями цивилизованного общества.
            На взгляд авторов, при рассмотрении профессионального образования необходимо знать будущую профессиональную деятельность обучаемых. С этой целью проводить специальные научно-исследователь-ские работы по ее правовому, социологическому, психологическому и другим видам анализа. Исследовательские результаты должны быть исходными при определении целей и содержания профессионального образования. Совершенно иные аспекты авторы предполагают в системе общего образования. Они сводятся к решению задач общего развития молодого поколения и его подготовки к профессиональной деятельности. Авторы определяют цель общего образования: через вооружение человека знаниями и умениями пользоваться материальными и духовными продуктами, средствами информации, массовой коммуникации и передвижения, научить грамотно ориентироваться в огромном мире окружающих вещей. Потребности профессиональной сферы человека должны определять цели и содержание общего образования.
            Содержательные направления развития общего образования М. П. Карпенко, С. А. Спасский сводят к следующему: 1) дать адекватную реальность естественнонаучной картины мира; 2) довести до обучающихся правила их поведения в социуме. В. Г. Белинский подчеркивал: “Создает человека природа, но развивает и образует его общество”; 3) в образовании проблемы безопасности и гигиены человека должны быть приоритетными, наряду с комплексом естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; 4) развивать природные способности молодого поколения; 5) приобщать юношей и девушек к достижениям культуры, формировать у них навыки ориентации в ее многообразных проявлениях; 6) овладевать не только родным, но и иностранными языками. Анализ этих направлений позволяет сделать вывод, что знания человечества необходимо “разумно и без вредной ошибки применять с несомненной для себя пользой”.
            Вопросы, которые анализировались участниками конгресса, стали предметом обсуждения на Всероссийском совещании работников образования, проходившем в Москве 14—15 января 2000 г. Среди актуальных вопросов обсуждался проект национальной доктрины образования в России на ближайшую четверть века. Образование рассматривалось как основа культуры общества, основа воспитания человека, основа национальной безопасности России.

Габдулгафарова И.М.
- кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой 
истории Отечества и социально-политических теорий ОГПУ
 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку