CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2000 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Критика и библиография
Критика и библиография

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

           Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу "Сектоведение". Издательство Братство во имя святого благоверного князя Александра Невского. Нижний Новгород, 1998г. – 458с.
           Предлагаемая к вниманию книга является учебным пособием к религиоведческому курсу "сектоведение". Автор Дворкин А.Л. – кандидат богословия и философии является зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института. В 1999 вышло второе дополненное издание данной книги, первое издание в 10 000 экземпляров мгновенно разошлось с книжных прилавок г. Москвы.
           У данного пособия есть, несомненно, ряд достоинств и ряд, присущих в силу определенных причин недостатков.
           Книга выделяется из всей антисектантской литературы по некоторым параметрам. Во-первых, она написана в живой, увлекательной форме и сохранила "устную интонацию" лекций Дворкина А.Л. перед студентами. Во-вторых, она предназначена не для целей антирелигиозного воспитания, только критики сект, как обычно, в форме художественной публицистики, а для достижения образовательных задач в курсе религиоведческой дисциплины. Что немаловажно, написанная научным языком, православным автором, она достигает цели религиозного воспитания нравственного чувства и шире, в целом, религиозной культуры. Автор не ставит цели только осмеять и подвергнуть критике деятельность сект, а стремится проанализировать всю сложность и остроту решения проблем, возникающих в связи с данным развертываемым явлением в обществе. Написанная психологически верным языком, она написана и для людей, вовлеченных в деятельность сект и сектантских учений, а таких по приблизительным подсчетам в нашем обществе около 5 миллионов человек. Такие классические (сектантские) издания, как "Бхагавад-Гита" Прабхупады и "Дианетика" Хаббарда у нас в стране издавались стотысячными тиражами. Разрушение псевдорелигиозных иллюзий у таких вовлеченных людей должно сопровождаться не крушением всей мировоззренческой модели, а ее мягким смещением к укорененным ценностям, традициям, взглядам в данном обществе в религиозной сфере, в частности, в традиции русского общества, к православию.
           Эта книга, по мысли автора, предназначена для пастырей церкви, катехизаторов, учителей, мирян церкви и студентов духовных учебных заведений (с.7). Но, книга, насыщенная интересным фактическим материалом по самым массовым и распространенным сектам в нашем обществе, будет, несомненно интересна и представителям всех традиционных религий, сталкивающимися с теми же проблемами, а самое главное, она предназначена для тех граждан, которые, будучи неосведомлены в религиозной сфере, представляют собой объект вербовки данных сект. Еще одно достоинство данного пособия, в него включены материалы по сектам, взятых, в основном, из американских и европейских источников. Автор проживая в Америке с 1977 по 1988 год непосредственно отслеживал информацию по сектам, которые теперь пришли к нам с американского континента.
           К недостаткам пособия можно отнести, признаваемое автором "сокращение антисектантской богословской полемики" (с.7), что не позволяет четко понять сути богословской оценки с точки зрения православия принципиальных моментов учения сект. А это очень важно для преподавателей и студентов. Философский и религиеведческий недостаток пособия – в отсутствии философских обобщений, показывающих зачастую мифологическое единство сектантских вероучений; перегруженность биографическим материалом глав о сектах; отсутствие четкой научной классификации сект; прихотливость в изложении материала, а следовательно, нечеткость религиоведческого анализа этих учений.
           Теперь, кратко о содержании пособия. В первых двух главах Дворкин А.Л. раскрывает основные признаки и методы деятельности сект. Секты получают у него определение как деструктивные тоталитарные религиозные организации (с.11). Он разводит такие термины как "инославные", "еретики", "сектанты"; выводит три уровня членства в секте (руководители, живущие в секте и увлеченные учением секты). Дворкин приводит интересный факт из западных источников, что количество руководителей сект в полтора – два раза больше, чем пасторов традиционной церкви (с.17). Один из главных тоталитарных признаков секты – это контроль языка и внешней деятельности человека, приводящей к полному контролю сознания и мышления человека руководителем секты. Это приводит к культу руководителя в секте – "гуруизм" (с.33), что осуждается в православии, когда человек облекает себя в одежды непогрешимости и самовозвеличивания. В отличие от традиционных религий руководители сект не имеют богословско-религиозного образования. Структура сект имеет тоталитарный характер, она имеет закрытую пирамидальную структуру власти, что, как правило, приводит к криминализации и антисоциальной ее деятельности. Каждая секта делает свой религиозный метод "спасения" универсальным в достижении жизненных благ, но секрет, которым владеет только секта в целом, будь то "трансцендентальная медитация" или сайентологический метод Хаббарда (с.39). Еще один признак секты – "эзотерический разрыв" (с.41). В секте много уровней закрытой информации, которые противоречат друг другу. В сектах Муна и Хаббарда новоначальные вербуют христиан, уверяя, что их вероучение не противоречит, а более полно реализует христианство. На более высоких степенях посвящения руководители объявляют себя антихристами и борются с христианством. Мун называет это "небесный обман" (с.44). В отличие от укорененных в обществе и культуре традиционных религий, секты создают свою "измененную систему ценностей, когда признаются только ценности внутригрупповые" (с.45). Первое в такой "промывке мозгов" является то, что человек должен отказаться от всего прошлого (друзей, семьи, работы) и связать свое будущее только с сектой; второе, человек испытывает мощное групповое давление в связи с контролем поведения и мышления. Ему дают многочасовые мантры (привязывают к методу), в связи с чем, происходит "разделение сознания и воли человека" (с.51). Человек попадает в ситуацию коллективной "массивной индоктринации" сектантского вероучения, когда пропадает индивидуальная рефлективность и критичность, возникает эмоциональная преданность секте и возможна передача самого невозможного абсурда. Система вероучения объявляется идеальной, система всегда права, если она не работает, то виноват сам человек (с.52).
           Кратко остановлюсь на некоторых, наиболее значимых характеристиках сект, анализируемых в данном пособии. Это позволит понять масштаб и суть их действий в России.
           Первой сектой рассматриваемой Дворкиным А.Л. является "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" (мормоны) (гл.3). Хотя основатель секты Джозеф Смит (1805 – 1884гг.) состоял в методистской церкви, но был изгнан из нее за оккультизм, поэтому данную секту надо рассматривать как языческую, мифологизировавшую библейских лиц в своей "Книге Мормона" (6 в. н. э.), живших якобы на американском континенте. За стремление к многоженству и к власти, Смит был посажен в тюрьму и вскоре убит толпой. Мормоны верят в Элогима – бога нашей планеты, который породил Люцифера и Иисуса, последователи которых живут на земле. Цель мормона – стать богом, получать наслаждение от своего гарема, поэтому мормоны брачуются даже с мертвыми женщинами, чтобы после смерти они составили их гарем. Сегодня мормоны одна из самых распространенных сект в Америке, столица их в Солт-Лейк-Сити (США), в 1997году в США их было 4,8 млн., за пределами США – 4,9 млн., причем каждые 80 секунд в мире появляется новый мормон (с.83).
           Следующая секта "Общество Сторожевой башни" – "Свидетели Иеговы" (гл.4). Столица их Бруклин (США), все иеговисты считают себя гражданами этой теократии. В 1997г. членов этой секты в мире было около 12 млн. человек, в России более 100 тысяч человек. За 1986-1992 гг. общий тираж иеговистской литературы в мире составил около 2 млрд. 715 млн. экземпляров (с.86). Вероучение иеговистов христианским тоже не назовешь, они отвергают Божественность Христа, искупление им грехов, воскресение Иисуса, отрицают Святую Троицу. Это эсхатологическая секта, она предсказывала несколько раз "конец света" (1914г., 1918г., 1925г., 1975г.) и очень воинственная, ибо считает, что будет участвовать в битве с неверными, которые вне секты, на поле Армаггедона. Дворкин А.Л. анализирует вероучение секты, ее методы вербовки и организации собственной работы и считает ее одной из самых массовых. Но самой эффективной в смысле "промывки мозгов" он считает секту "сайентологию", основанную в 1951 году Роном Хаббардом (1911 – 1985гг.) в США (гл.5). Недоучившийся студент, друг А. Кроули (сатаниста), в ситуации безденежья он решил создать собственную религию, ибо это очень "прибыльное дело" и налогами не облагается (с.123). Свой основной труд: "Дианетика: наука душевного здоровья" он написал по свидетельству своего сына в состоянии наркотического опьянения в стиле "автоматическое письмо" (с.120). Как и в любой другой секте в ней заложена человеконенавистническая идея: деление людей на чистых и нечистых. 20% людей на Земле по Хаббарду неисправимы – они "подавляющие личности". "Их можно завлекать в ловушку, подавать на них в суд, им можно лгать, их можно уничтожать физически" (с.113). Вводится "двойная мораль" – одна для членов секты, другая в отношении всех остальных. В отношении же теории дианетики вердикт ученых-психологов однозначен – это псевдонаука. Хаббард выводит все проблемы и болезни человека из теории энграмм (бессознательных впечатлений, которые записались на реактивную часть мозга). Отсюда универсальный метод решения всех проблем – аудитинг (беседа - воспоминание), вызывающий через технику гипноза у пациентов "индуцированную эйфорию" (с.125). Причем существует целая психотехническая мифология, раскрывающаяся постепенно на каждом уровне посвящения –"очищения", где человеку за очень большие деньги внушается идея о его сверхспособностях. Сайентология одна из самых криминальных сект: Хаббард был осужден к тюремному заключению во Франции в 1978г. за мошенничество; в Греции в 1997г. запрещены ее организации; в Германии членам политических партий и госслужащим запрещено вступать в сайентологию (с.152).
           Если первые три секты были чисто "американские", то следующие три секты, которые рассматривает Дворкин А.Л., это "восточные", использующие восточные традиции, но две из них возникли в США.
           Корейская секта Муна "Церковь объединения" (1954г.) (гл.6), полностью переводится как "спиритическое движение за объединение всемирного христианства". В ее основе лежит идея экуменизма – объединение христиан, реализация которой возможна только через спиритизм (видения и общение с духами). Это одна из самых разветвленных сект, в нее входит более 300 организаций. В России около 10 000 их членов, но в 1995г. по мунитскому учебнику "Мой мир и я" преподавали более чем в 2 тыс. российских школ, а около 60 тыс. учителей из стран СНГ прошли через их семинары (с.159). Версия мунитов о Боге близка к пантеистической: он – биполярная энергия (мужско-женская) и полностью выразился в своем творении, соединение с которым и есть смысл человечества (с.167). Все люди происходят от Каина, который родился от Евы и сатаны, и чтобы очиститься от этой сатанинской крови, человек должен вступать в половые отношения с женой строго по предписаниям Муна. Муниты на брачной церемонии пьют коктейль, символизирующий кровь Муна, который очистил людей от скверны и который почитается выше Христа. Выше Христа почитается и сын Муна, который погиб пьяным в автомобильной катастрофе, но который открыл Христу дверь в Царствие Божие (с.174).
           Секта "Общество сознания Кришны" (гл.7), основана выходцем из Индии Свами Прабхупадой в 1966 г. в Америке на волне хиппи и "Битлз", которые даже выпустили целую пластинку, посвященную Кришне. Это неорелигиозная организация, которая не признается в Индии как истинно почитающей Кришну и членов которой не пускают в храмы Кришны (с.215). По этой секте существует обширная литература, раскрывающая уголовные факты из ее жизни, они отнюдь не случайность в этой секте (с.199). Страшная эксплуатация в общинах секты ("гурукулах"), сексуальное насилие над детьми, продажа наркотиков и оружия, заказные убийства и многое другое. Закрытые социальные системы, разновидностью которых являются секты, порождают, как правило, такие уродливые асоциальные последствия. Уместно здесь привести цитату из слов Черчилля о том, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно (с.199). В общине распланирована вся деятельность ее членов, в том числе и личная, строго по псевдоиндуистской схеме, разработанная Прабхупадой. Цель кришнаита – достижение через медитацию и чтение мантр, выхода в астрал и соединение там с Кришной, т. е. достижение измененного состояния сознания, признаки которого подпадают под симптомы психопатологии. Как и иеговисты, кришнаиты стремятся к своего рода сектантской теократии (концепция "варнашрама") (с.218-226). В 1998 году кришнаитов в России было около 100 тысяч человек более чем в 100 городах.
           Следующая "восточная" секта – "Трансцендентальная медитация" (гл.8), основанная Махеш Йоги в 1952г. в Калифорнии (США). Распространилась она очень широко, в основном, через систему образования. Секта пропагандировала свой метод как научный, всячески отказываясь от статуса религиозной организации.
           Метод медитации в ней очень прост – это повторение мантры утром и вечером, которую дают в зависимости от возраста вступления в секту и которая является именем индийского божества. Через это повторение человек взращивает в себе безличное абсолютное бытие и становится абсолютно счастливым, если и остаются у него проблемы, так только от несовершенства чтения мантры, которая может их все разрешить. В 1977г. в штате Нью-Джерси запретили распространение учения ТМ как религиозного в государственных школах, ибо это противоречит первой поправки к конституции США.
           Следующие секты "псевдохристианские", они чаще всего выдают себя за протестантские.
           Секта "Семья" (гл.9) основана Дэвидом Бергом в Калифорнии (США) в конце 60 годов, но в связи с нарушениями закона, Берг поселился в Англии в 1972 году и эта секта распространилась в европейских странах (количество членов сегодня в мире составляет около 250 тыс. человек). Это псевдоевангельская организация, под прикрытием пророчеств Берга о "новом христианстве", секта узаконила содомский грех (все жены и мужья в общине принадлежат друг другу) и проституцию как форму привлечения в общину (с.265). По инструкции секты от 1986 года с десятилетнего возраста человек включался в активную половую жизнь. Эта секта не прошла регистрации в России, но ее группы действуют во многих городах.
           Секта "Церковь Христа" (гл.10) основана в 1979 году пастором Кип Маккином, центр ее в Лос-Анджелесе (США). Основная ее идея "спасения" в полном послушании наставнику, который контролирует всю вашу жизнь, спасения вне секты нет. Молятся они экстатично своими словами, другие церкви и христианские праздники не признают. В России их около 5 тысяч человек.
           Секта "Всемирная церковь Бога" (гл.11), основатель ее Г. Армстронг с 1937 года издает журнал "Чистая правда". Отличительная идея – это "британо-израилизм", превосходство англосаксонской белой расы в спасении через Христа. Но, в центре учения сам Армстронг, как он пишет: "сатана до такой степени обманул людей, что некоторые даже поклоняются Христу" (с.313).
           Секта" Поместная церковь Уитнесса Ли" (гл.12) действует с 1927 года, центр в г. Шанхае (Китай), глава Уочман Ни (1905 – 1997гг.). У секты собственное издательство в у нас в стране "Живой поток". Центр религиозной жизни у них – страстная "евангельская" проповедь и "молитвочтение", где главное не смысл, а достижение душой экстаза, "смешивания" с Богом. Душа и тело у человека сатанинские, поэтому смешиваться с Богом человеческий дух может только в таком экстазе, когда "сходит с ума" (с.338). Метод религий и псевдорелигий в этом смысле разный: религиозная молитва направлена на осознание идей богословской догматики (Бог отличен категориально от всего остального, раздельны добро и зло); псевдорелигиозная медитация имеет в своей основе и целью - "смешивание" (синкретизм) Бога, мира и человека, - всего со всем, где отличить, что либо уже нельзя.
           Секта "Слово жизни" (гл.13) имеет центр в Швеции (г. Упсала, руководитель Ульф Экманн), но развивает она учение американских проповедников-оккультистов Э. Кеньона и К. Хейгина (с.340). Центр их религиозной практики – так называемое "говорение языками" - экстатическое нечленораздельное выкрикивание непонятных слов, эффект глоссолалии, который известен во многих языческих культах. Цель – "теология процветания", стремление к счастью, здоровью, богатству здесь и теперь, использование имени Христа в магических целях по принципу: "назови – потребуй - получай" (с. 349). В России их около 100 тыс. человек (с. 342).
           Следующие четыре секты отечественные, основа их – современное неоязычество, оккультизм и идеи псевдохристианства.
           Секта "Богородичный центр" (гл.14) возникла около 1988г. под руководством Иоанна Береславского (Вениамин Яковлевич Янкельман), который имеет вторую группу инвалидности по заболеванию шизофренией (с.356). Он сам объявил свое епископство и провозгласил третий завет – "Богородичный", который наполнен кошмарами грядущего апокалипсиса. Как пишет Дворкин А.: "Учение БЦ – это смесь из монтанизма, хилиастического апокалиптизма, гностицизма (учение Рерихов) и личных фекально-генитальных комплексов самого Береславского" (с.360). При вступлении в секту члены проходят тайный чин отречения от матерей (с нецензурной лексикой), которых Береславский называет "родовыми упырями" (с.362). Как и следующая секта "Белое братство", она считается одной из самых тоталитарных, реабилитация жертв которой растягивается на долгие годы.
           "Белое братство" (гл.15) самая скандальная отечественная секта. Возникла она в начале 90-х годов под руководством Юрия Кривоногова и Марии Цвигун. Как и у всех отечественных сект их учение наполнено идеями Рерихов, Е. Блаватской и других мистиков. В Киеве 24 ноября 1993 года у них был сценарий "конца света", когда арестовали несколько сот человек. До сих пор десятки "белых братьев" находятся на излечении в психбольнице, руководители вышли на свободу в 1997году, готовится новый сценарий.
           Центр секты "Церкви последнего Завета" (гл.16) находится в г. Минусинске Красноярского края, руководитель – Виссарион (Сергей Анатольевич Тороп). Эта харизматическая секта возникла в 1990 году на основе местного кружка уфологов. "Последний завет" Виссариона написан полубиблейским-полубылинным языком. Это смесь экологического язычества и оккультного христианства типа Рерихов. Виссарион проповедует грядущий конец света в 2003 году, спасутся только члены секты (около 25 тысяч) (с.385). Про суицид он говорит следующее: "Не осуждайте тех, кто добровольно ушел из жизни – это не так уж плохо" (с.393). Члены секты не имеют своего имущества, около 5 тыс. членов живут вместе в поселении около г. Минусинска. Большинство членов секты уже не могут вернуться самостоятельно к нормальной жизни в обществе ни материально, ни морально.
           Секта Порфирия Иванова не имеет самонаименования. Сам Порфирий Иванов (1898 – 1983) не получив никакого образования, он обрел на Чувилкином бугре (Луганская область) в 1933 году "просветление", став Христом для христиан, последним пророком для мусульман, Майтрейей – для буддистов. Его символ веры – "Детка" (ходить босиком, обливаться холодной водой, не плеваться, полный пост в субботу и т. д.) (с.396). Цель ее – достижение физического бессмертия через силу учителя в соединении с природой ("Учитель, дай нам силу, дай нам энергию!"). Это типичная эколого-неоязыческая секта.
           Завершается пособие анализом секты-движения "Нью Эйдж" (Новая Эра) (гл.18). Она наиболее полно вбирает все наиболее универсальные идеи, принципы и средства всех сект и является самой многочисленной (в мире около 28 млн. человек ). Дворкин рассматривает в единстве весь арсенал "ньюэйджевской" лексики и их основные идеи (эра Водолея, аура, третий глаз, космическая энергия, мантры, чакры, холизм, небесная иерархия, новая парадигма, "внутреннее я", карма, реинкарнация, самореализация, самость и т. д.), выводит истоки этого движения (гностицизм, спиритизм, теософия, наркотическая контркультура, нейролингвистика и практики по контролю сознания, уфология, астрология, холистская психология и другие "мистические науки", неоязычество (шаманизм, ведьмовство), культ Люцифера). В России это движение имеет целую сеть финансируемых издательств, магазинов и журнал "Путь к себе". Редко в какой библиотеке не встретишь книгу по мистицизму или хотя бы гороскоп, несущий идеи "Новой эры". Сегодня по мысли диакона А. Кураева, Россию можно назвать "страной победившего оккультизма" (с.453). Перед такой угрозой "оккультной" агрессии, Дворкин призывает к пониманию истинных ценностей и традиции христианства, к которому стремится Русская Православная Церковь. Секты, не только по его мнению, деструктивно влияют на общественное сознание и их локализация является одним из мер гражданской безопасности. Секты отвлекают человека от общества, вовлекая его в асоциальную, непродуктивную деятельность, порождая особое мифологизированное сознание и социальную нестабильность.
           В современной ситуации, когда Россия уже более десятка лет находится в переходном состоянии, когда крайне истощен человеческий потенциал, общество не может бросаться десятками тысяч людей (ищущих своей самоидентификации). Это слишком большая роскошь для нас, пусть это позволяет себе Америка, но и там многие секты уже выдворены из страны. Остается пожелать А. Дворкину выпуска серьезных монографий по сектоведению и составить хоть и несравнимую, но конкуренцию сектантской литературе.


           Мишучков А.А.
 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку