Т.В. Науменко,
кандидат философских наук
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
Статья вторая
В первой статье, с целью нахождения места массового сознания в рамках сознания как системы, были рассмотрены такие парные категории, характеризующие сознание с разных сторон, как "общественное сознание" и "сознание общества"; "обыденное и теоретическое (научное) сознание"; "специализированное и массовое сознание".
Рассмотрим, далее, еще одну пару категорий, характеризующих сферу сознания и имеющих непосредственное отношение к интересующему нас массовому сознанию. Эта пара - “идеология” и “общественная психология”.
Литература, посвященная этой проблематике, поистине огромна, что, отчасти, свидетельствует о ее научной и особенно социальной значимости. В нашу задачу не входит подробный анализ всех аспектов данной проблематики, равно как и теоретическая дискуссия с целым веером точек зрения на каждый из ее аспектов; нас интересует в данном случае только связь указанных явлений духовной жизни с массовым сознанием.
Для того чтобы уточнить смысл этих категорий, необходимо обратиться к такому феномену сознания как мировоззрение, общепринятой трактовки которого в науке тоже пока не выработано, несмотря на всю важность и актуальность данного понятия для социальной науки и для практики.
Внимательный анализ этого явления позволяет заключить, что мировоззрение как феномен духовной жизни есть функция специализированного сознания (знания), в частности, такой его составляющей, как наука. Именно теоретическое знание в целом выполняет функцию мировоззрения, то есть вооружает человека системой взглядов на мир в целом, на мироздание и на место самого человека в нем. Ядром мировоззрения, как известно, выступает, в частности, философия как теория всеобщего, как предельный вид теоретизирования.
Мировоззрение не есть, как иногда полагают, сумма или даже система взглядов на отношение человека к миру, рядоположенная теории и, таким образом, содержательно отличная от последней; мировоззрение есть теория, взятая с функциональной стороны, оно есть функция теории, то есть роль теории в социуме. Эта роль заключается в необходимости дать человеку (человечеству) целостное представление о мире, чтобы определить ориентиры для деятельности и поведения в этом мире.
Именно в этом плане мы говорим о функциях теории (в частности философии), важнейшими из которых являются мировоззренческая и методологическая.
При этом важно отметить, что специализированное сознание (знание) не обязательно может быть научным знанием, научной теорией. Теории могут быть и ненаучными, частным случаем которых являются антинаучные (религия), и вненаучные (когда-то выступавшие как донаучные, а ныне сосуществующие с собственно наукой как вненаучные). Примером вненаучной теории может служить так называемая народная наука. “Наука необязательно должна быть специализированной. Ее могут развивать, например, такие группы общества, для которых познание не является основной целью деятельности. Наука может быть делом всего общества (неспециализированная “народная наука”) или же, наоборот, личным делом человека в том смысле, что каждый вправе создавать свою собственную науку”.
Специализированное знание, будучи транслировано в массовое сознание, приобретает статус миросозерцания. Иначе говоря, массовое сознание имеет функцию миросозерцания, то есть миросозерцание - есть функция массового сознания, подобно тому, как мировоззрение - есть функция специализированного сознания. То же самое, очевидно, можно сказать и о функции донаучных знаний, непосредственно вплетенных в практическую деятельность, и о функции “народной науки”.
Разумеется, различие между понятиями мировоззрение и миросозерцание - весьма относительно, это, скорее, - терминологическое различение между мировоззрением, возникающим на базе научной теории, и мировоззрением, существующем как функция донаучного знания и ненаучной теории, для обозначения последнего.
Мировоззрение и миросозерцание - понятия, связанные с категорией общественное сознание, то есть, с социально-философским уровнем рассмотрения сознания. В социологическом аспекте рассмотрения, то есть на уровне рассмотрения, связанном с анализом конкретных форм бытия и функционирования сознания, где понятие общественное сознание выступает как сознание общества, (общества вообще, или отдельного конкретного социального организма), в которых специализированное сознание (знание) и массовое сознание не только отражает бытие, но и выступает выражением потребностей данного общества, точнее, потребностей социальных общностей, групп, составляющих его, понятия мировоззрение и миросозерцание конкретизируются до понятий идеология и общественная психология.
Поэтому понятия мировоззрение и идеология - разноуровневые, разноаспектные и, стало быть, - не тождественные. Идеология есть конкретизация мировоззрения, его особая форма, существующая в обществе с неоднородным составом, то есть в обществе, разделенном на группы, обладающие различными интересами.
Иначе говоря, идеология - есть функция специализированного сознания (знания) в социально неоднородном обществе. Она есть мировоззрение, дающее знание о мире в целом, но с точки зрения интересов той социальной группы, мировоззрением которой она является, и интересы которой она с необходимостью выражает. “Продукты духовной деятельности используются в случае, когда они являются эффективным средством реализации интереса и, наоборот, отвергаются, когда интересу не соответствуют. Поэтому каждый класс создает свои специализированные системы деятельности там и постольку, где и поскольку интересы различных классов оказываются несовместимыми. Так возникает идеология как особый тип специализированной духовной деятельности, опосредующей реализацию классовых интересов.”
Точно так же, как и мировоззрение, идеология не есть нечто содержательно отличное от специализированного знания. Различие специализированного знания (теории) и идеологии - функциональное.
Теория, выполняющая функцию мирообъяснения, является мировоззрением. Мировоззрение, преломленное сквозь “призму” групповых интересов, конкретизированное оценками и отстаиванием миропонимания (особенно понимания социальной реальности) с точки зрения интересов данной группы, выступает как её идеология.
Когда мы говорим, например, о буржуазной идеологии, имеем ли мы в виду нечто содержательно отличное от теории (по преимуществу социальной теории - экономической, политической и т. д.), выражающей в систематизированной форме интересы именно буржуазии как социальной группы, социального класса в отличие от класса феодалов или пролетариата?
Очевидно, нет. Буржуазная идеология есть функция социальной теории, заключающаяся в осмыслении социальной действительности, обосновании и оценке ее с точки зрения интересов именно этой социальной группы и никакой другой, и защите этих интересов средствами теории.
Поэтому, когда говорят, например, что либерализм есть одна из разновидностей типично буржуазной идеологии, имеют в виду экономические, политические и иные либеральные теории, объясняющие и оценивающие социальную действительность, обосновывающие соответствующие изменения в этой действительности и теоретически отстаивающие необходимость таких изменений в полемике с иными взглядами, иными оценками, иными подходами к этим вопросам, а не что-либо иное, специально идеологическое, в отличие от вышеперечисленного.
Мы неспроста оговариваем роль именно социальных теорий, функционирующих как идеологии. Относительно естественнонаучных теорий можно говорить лишь об их мировоззренческом значении, не имеющем непосредственного выраженного отношения к интересам той или иной социальной группы. Поэтому мы не можем говорить о групповой (классовой) физике, химии или геометрии.
Идеология возникает как функция специализированного сознания (знания), разумеется, только тогда, когда возникает само специализированное знание. А специализированное знание и возникает тогда и только тогда, когда общество, вследствие разделения труда, само делится на группы, получая возможность предоставлять отдельным группам людей заниматься теоретической деятельностью, выделенной из потока синкретичной практической деятельности, где теория была встроена в практику как ее момент, в специализированный вид - деятельность теоретическую, которая, хотя, как и прежде, сориентирована, в конечном счете, на практику, тем не менее связана с нею не непосредственно, как момент ее самой, но опосредованно, и, следовательно, вызывает необходимость в специальном опосредовании, в духовно-практической деятельности.
Выше уже шла речь о том, что важнейшей дифференциацией социальной деятельности вообще, и любой ее конкретной разновидности, в частности, является ее дихотомия на практическую и духовную (теоретическую), где “духовная деятельность представляет собой рефлексию по поводу соответствующей (под)системы практической деятельности. Так в системе экономических отношений над экономической практикой возникает специализированная духовная экономическая деятельность, а, например, в системе политических отношений можно выделить сферы практической и духовной (идеологической) деятельности.
Практическая политическая деятельность осуществляется массой класса, специализированная духовная политическая деятельность - особым слоем, идеологами класса. Первая состоит в практической борьбе за захват, удержание и использование власти, вторая - в идейном обеспечении этой борьбы.”
Именно в этом смысле говорят, что идеология является сердцевиной, теоретическим ядром сознания той или иной социальной группы, ее самосознанием. Именно в этом смысле говорят, что выработкой идеологии занимается специальная группа людей - идеологов, которые, впрочем, не представляют собой некую специальную, отдельную от теоретиков группу людей, создающих идеологию, содержательно отличную от теоретических концепций социальной науки.
Таким образом, специализированное знание, взятое с функциональной стороны, как средство сознательной ориентации субъекта в мире, выступает, в частности, в виде мировоззрения, принимающего в классовом обществе форму идеологии.
Однако для того, чтобы это знание функционировало в практической деятельности, оно должно быть транслировано, перенесено из специализированного знания в знание практическое, то есть функционирующее в рамках самой практики. Такая трансляция, повторим, происходит в рамках духовно-практической деятельности, деятельности по переводу специализированного сознания в массовое, где мировоззрение принимает форму миросозерцания, а идеология, превращенная в убеждения и готовность действовать соответственно им, принимает форму общественной психологии. “Особенность общественной психологии состоит также в том, что она есть проявление массового общественного сознания. Специализированное и массовое сознание являются структурными образованиями общественного сознания. Массовое сознание - это широко распространенное сознание. Идеологические концепции, выступая в форме специализированного сознания, первоначально являются, как правило, достоянием немногих. Иное дело - общественно-психологические образования.”
Отметим сразу недостатки самого термина общественная психология, на что, кстати, неоднократно обращалось внимание в соответствующей литературе. В самом деле, понятие психология означает науку о психике, понятие социальная психология - науку об общественной психике. Поэтому объектом социальной психологии как науки является именно социальная психика, а не общественная психология, и именно о социальной психике, по сути, идет речь, когда говорят об объекте, который является предметом нашего рассмотрения.
Именно так понимает общественную психологию ряд ученых, исследующих данную сферу сознания. Так будем понимать ее и мы, хотя и, сугубо для удобства читателя, будем пользоваться традиционным, устоявшимся термином общественная психология.
Итак, чтобы быть переведенными в область массового сознания, то есть практического сознания, функционирующего непосредственно в системе практики, и, стало быть, являющегося побудительной силой для практически действующего субъекта, теоретические идеи должны принять соответствующие общественной психике формы и быть реализованы посредством соответствующих же механизмов такого перевода.
“Возможности распространения в массовом сознании теоретических, художественных и иных идей, возникающих на специализированном уровне, всегда имеют конкретно-исторический характер. Они более или менее адекватно усваиваются массой и используются в практической деятельности. Механизмы трансляции идей со специализированного уровня различны и также имеют конкретно-исторический характер: от церковных проповедей, оглашения манифестов и указов на площадях вплоть до современных средств массовой коммуникации, таких как радио и телевидение.”
Иначе говоря, в обществе должна быть обеспечена взаимосвязь идеологии и общественной психологии (социальной психики). Такая взаимосвязь осуществляется, в частности, посредством пропаганды.
Мы употребляем термин пропаганда в категориальном, теоретико-социологическом смысле слова, не несущем собственно оценочной характеристики содержания этого явления социальной жизни, хотя в реальной практике пропагандистской деятельности сам термин пропаганда порой приобретает выраженный негативный оттенок. “На Западе это отчасти связано с тем, что там понятие самой пропаганды обычно носит “ругательный” характер, так как ассоциируется с представлениями об обмане, “промывке мозгов”, манипуляции сознанием и т.д. Поэтому не только практики, но и некоторые теоретики на Западе предпочитают этим понятием не пользоваться, когда речь идет о деятельности собственных пропагандистов. Тем не менее, пропаганда как метод влияния на сознание и поведение людей существует и будет существовать.”
Исходя из целей настоящего исследования, мы отвлекаемся также от рассмотрения технологии пропаганды, методов, применяемых в этой деятельности, определении факторов ее эффективности и т.д. Наша задача - определить место пропаганды в системе сознания общества, ее роль в функционировании массового сознания.
Итак, пропаганда - есть процесс трансляции, перевода, продвижения специализированного знания (в форме мировоззрений отдельных социальных групп - идеологий) в массовое сознание. Формой же трансляции специализированного знания, не являющегося собственно идеологией, например, специализированного естествознания, выступает научная популяризация, которую иногда в средствах массовой информации совершенно справедливо квалифицируют именно как пропаганду научных знаний.
Как представляется, духовно-практическая деятельность, посредством которой обеспечивается трансляция специализированных знаний в форме мировоззренческих установок на уровень массового сознания, выступает своеобразным промежуточным звеном между системой духовной деятельности и системой практики, элементом, моментом которой является массовое сознание. Такой процесс движения знаний происходит, как минимум, двумя потоками: как пропаганда, отражающая групповое мировоззрение и “как движение знаний из сферы специализированного, научного естествознания в сферу производственно-трудовой деятельности”, частным случаем которого являются научные популяризации.
В процессе перевода со специализированного уровня на уровень массового сознания, чтобы функционировать непосредственно в системе практической деятельности, знания могут принимать соответствующие общественной психике формы, превращаясь в соответствующих случаях из знаний-описаний в знания-предписания. “Обслуживая социальную деятельность, сознание познает (отображает) действительность, обеспечивая субъекта той или иной совокупностью знаний-описаний... На основе знаний-описаний вырабатываются знания-предписания, составляющие в своем единстве программу, которая непосредственно направляет действия субъекта.” Программа есть описание перечня действий, необходимых для достижения цели.
В сфере практического сознания знания-предписания играют ведущую роль, хотя, разумеется, и не исчерпывают всю совокупность знания, функционирующего непосредственно в практике.
Когда мы говорим, что сознание выполняет двоякую роль в системе социальной деятельности, или что функция сознания в обществе заключается в выполнении двух взаимообусловленных подфункций - познавательной и регулятивной, то речь как раз идет о том, что первую из них реализуют знания-описания, вторую - знания-предписания.
Субъект, используя знания в своих интересах (зачастую - противоположных интересам других субъектов, поскольку они - другие субъекты), трансформирует знание-описание в знание-предписание, то есть теорию - в доктрину (идеологию), и прилагает все усилия по массовому тиражированию последней в целях индоктринации ее в сознание по возможности более широких слоев населения, иначе говоря, в целях пропаганды и агитации.
В заключение сформулируем некоторые выводы из изложенного:
1. Категория, соотносительная "массовому сознанию", - не "групповое сознание" или "индивидуальное сознание", а - "специализированное сознание". Деление сознание на массовое и специализированное - это деление не по субъектам сознания, а по его уровням, в данном случае, по уровням его вовлеченности в практику - непосредственному (массовое сознание) и опосредованному (специализированное).
2. Дихотомия сознания на массовое (практическое) и специализированное (теоретическое) связана с различением практической и духовной деятельности. Массовое сознание есть сознание практическое, вплетенное непосредственно в практику и, как таковое, выступает в качестве опосредующего звена между специализированным (теоретическим) сознанием и практикой.
3. Механизмами перевода специализированного знания в массовое сознание является духовно-практическая деятельность в виде пропаганды и научной популяризации (в зависимости от характера специализированного знания, требующего такого перевода).
4. Важнейшим видом духовно-практической деятельности, обеспечивающей перевод специализированного знания в массовое сознание является журналистика, обеспечивающая внедрение в массовое сознание продуктов специализированного сознания в форме оценок явлений и фактов, актуальных с точки зрения социальных субъектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Подробное рассмотрение указанных проблем см. напр.: Уледов А. К. Общественная психология и идеология, М., 1985.
2. См. Симанов А. Л. Методологическая функция философии и научная теория. с.31-47.
3. См. Филатов В. П. Об идее альтернативной науки. - в сб. Заблуждающийся разум?: многообразие вненаучного знания, М., 1990, с.157; см. также Филатов В. П. Научное познание и мир человека, М.,1989, с. 138-153.
4. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система, с.235.
5. Там же, с.248-249.
6. Уледов А.К. Общественная психология и идеология, с.95.
7. См. Там же, с.64-76.
8. См. Самсонов Р.М. Социальная психика и идеология, Ереван, 1970; Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории, М.,1971; Вичев В. Мораль и социальная психика, М.,1978 и др.
9. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система, с.221.
10. Рощин С. К. Психология и журналистика, с.9.
11. Эта сторона проблемы достаточно полно и подробно описана в ряде публикаций, например: Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. М.,1984; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.,1980; Рощин С. К. Психология и журналистика; Паренти М. Демократия для немногих, М.,1990; Журналистика и идеология. М., 1985 и др.
12. Фофанов В. П. Социальная деятельность и теоретическое отражение, с.84.
13. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система, с.171-172.
|