CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2000 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Ценности, оценки и журналистика,Т.В.Науменко, О.В.Устимова
Ценности, оценки и журналистика,Т.В.Науменко, О.В.Устимова

Т.В.Науменко,

кандидат философских наук

 О.В.Устимова

Ценности, оценки и журналистика

           Ценность, как категория, отражает конечные основания целеполагания субъекта, иначе говоря, свойства и характеристики предметов, выступающие в роли социальных значимостей для субъекта, его социальных ориентиров. Стало быть, понятие ценности есть определенная характеристика самого субъекта, ибо ценности существуют всегда для субъектов как носителей тех или иных деятельностей, и, значит, они - относительны, то есть являются не таковыми вообще, а всегда в отношении какого-либо субъекта.

           Осознание ценности, выступающее в форме выражения или приписывания ценности объекту есть оценка, которая полностью не совпадает с ценностью, а отражает ее с той или иной степенью адекватности.

           В гносеологическом аспекте ценность, в известном смысле, противостоит истине. Если истина - это соответствие мысли своему объекту, то ценность - есть соответствие объекта мысли о нем. В зависимости от исходных оснований оценивания ценности делят на положительные, оцениваемые как добро, и на отрицательные, оцениваемые как зло.

           Поскольку ценности выступают как значимости, как социальные ориентиры для субъекта, как основания его целеполагания, то отсюда вытекает их особая роль в социальном процессе.

           Как известно, рано или поздно процесс исторического развития приводит к делению общества на группы и к взаимодействию этих групп, выступающих как его субъекты. Поскольку субъекты занимают неодинаковые, асимметричные места в социальной системе, постольку их деятельность является разнонаправленной, выражающейся, так или иначе, в борьбе этих групп между собой. Основой и причиной борьбы выступают разнонаправленные интересы субъектов, осознаваемые ими как ценности, а в качестве таковых - и как цели деятельности. На основе целей разрабатываются программы как средства их достижения и как регулятивы деятельности по достижению целей.

           Борьба на определенном этапе приобретает политический характер, то есть характер борьбы за власть.

           Рано или поздно всякая борьба заканчивается победой одной противоборствующей силы над другой, одних интересов над другими, одних ценностей над другими.

           Устанавливается определенный социальный status quo, фиксируемый, в частности, в виде права как совокупности норм, выражающих эти ценности.

           Правовые (и шире - политические) нормы - суть не что иное, как социально навязанные и закрепленные оценки, зафиксированные победившим и, следовательно, господствующим в конкретном социальном организме субъектом. Нормы права, как наиболее жесткое закрепление ценностей господствующего субъекта в виде оценок (за такими оценками стоят юридические санкции - средства, с помощью которых оценки превращаются в нормы и обеспечивающие функционирование оценок-норм всеми наличными средствами, имеющимися в распоряжении государства), дополняются иными оценками-нормами, в частности, моральными (в том числе религиозными).

           Поддержание сложившегося в обществе положения вещей, превалирования ценностей господствующей социальной группы данного конкретного социального организма, ослабление деструктивных тенденций в обществе (в том числе порождаемых побежденными в свое время социальными силами - субъектами или, наоборот, зарождающимися в конкретном социальном организме новыми, более прогрессивными социальными силами, борющимися за утверждение своих ценностей) является одной из важнейших функций господствующего в данном обществе субъекта, функций, выступающих в политически организованном обществе как функции публичной власти.

           Для осуществления данной функции применяются все доступные средства, которые в ходе исторического развития изменяются, в том числе и под влиянием научно-технического развития.

           Одним из важнейших путей осуществления этой функции (то есть, фактически, ее подфункцией) является внедрение ценностей господствующей группы в массовое сознание.

           С появлением печати, а затем и радиоэлектронных средств коммуникации, открывших доступ к подобной возможности, они превратились в скором времени в такое средство.

           В условиях представительской демократии, когда оппозиция получает законное право на публичное выражение своих ценностей (идей и т. д.) в конкретном социальном организме появляется система журналистики, представленная средствами массовой информации, выражающими не просто разнонаправленные, но и диаметрально противоположные интересы, транслирующими (продвигающими, внедряющими) соответствующие ценности.

           Очевидно, что целью подобного публичного выражения ценностей теми или иными социальными силами является стремление к закреплению своего социального положения в обществе путем создания соответствующей системы ценностей у большинства аудитории.

           Способы формирования ценностных ориентаций в обществе по каналам СМИ различны: от навязывания ценностей, их внедрения до трансляции и отстраненного информирования о них. Представляют собой интерес оценки данной деятельности СМИ со стороны непосредственных исполнителей – журналистов. Не претендуя на репрезентативность, проведенный опрос позволяет все же наметить определенные тенденции в рамках анализа проблемы “ценности и журналистика”. На основе оценок журналистов была выявлена закономерность: чем важнее, по их представлениям, та или иная модель поведения в качестве идеальной, тем слабее, по их мнению, она представлена в современной журналистской практике.

           Таблица 1

           Ответы на вопросы о том, каким образом СМИ связаны с формированием представлений в обществе о самом важном для его развития в идеале и в реальности?

 

(абсолютное число высказанных позиций*)

           Варианты ответов

в идеале

в реальности

           Показывать существующий в обществе спектр ценностей

16

3

           Распространять ценности, одобренные на уровне властных структур

0

14

           Пропагандировать ценности отдельных социальных групп

5

22

           Принимать участие в обсуждении взглядов, мнений, идеалов различных слоев населения с целью согласования интересов

20

1

           * Можно было дать любое количество ответов

           

           Как видим, в представлениях журналистов присутствует значительное расхождение между идеалом и практикой, между тем, что значимо, что имеет ценность, и тем, что есть. Самую низкую оценку получает деятельность журналистики по поддержанию “диалога” в обществе. Результаты проведенного анализа публикаций некоторых центральных периодических изданий также показывают, что со страниц газет исчезают любые формы обмена мнениями, демонстрации разности во взглядах.

           Наоборот, ценности властных структур, и, особенно, отдельных социальных групп превалируют в материалах СМИ.

           В качестве социальной группы, чьи ценности преобладают в российской прессе, были названы финансовые, коммерческие структуры. В связи с этим представители разных изданий подчеркивали продажность и ангажированность современной журналистики, стремление демонтировать и опорочить ценности оппонента с тем, чтобы нанести наибольший ущерб конкурирующей стороне. В угоду социальному заказу передергиваются факты, даются тенденциозные оценки.

           Следствием господства в СМИ “меркантильных”, “деловых” ценностей, по мнению журналистов, является и безразличие к человеку как таковому. Обслуживая властные структуры, с одной стороны, и служа средством борьбы социальных группировок за власть, с другой, журналистика, по их словам, замкнулась в этой проблеме.

           Участники опроса поднимают проблему подмены объективного ценностного ориентирования аудитории пропагандой ценностей владельца издания. Это новый вид “идеологической закрепощенности”, представляющий собой печальное последствие экономической свободы.

           Так или иначе, большинство журналистов сходятся на том, что субъектами выражения ценностей в СМИ являются скорее господствующие социальные группы, чем “работники пера”.

           Вместе с тем, распространение ценностей и связанных с ними оценок по каналам СМИ представляет собой необходимую и естественную составляющую их деятельности. На ее важность указывает целый ряд факторов:

           Во-первых, нестабильное состояние современного российского общества требует активных усилий по формированию новой системы ценностей.

           Во-вторых, российская аудитория привыкла ждать от СМИ не столько информации о фактах, сколько их анализа и оценок.

           В-третьих, ценностная позиция издания или программы является одним из типообразующих признаков, формирующих его “лицо” и помогающих читателю отличить “единомышленников” от “инакомыслящих”.

           В-четвертых, публицистичность, свойственная журналистике и предполагающая оценочность, - залог ее выживания в условиях “наступления” автоматизированных коммуникационных систем.

           В-пятых, необходимость дополнительной трактовки и оценки определяется, в том числе, и негативными последствиями современного плюрализма, связанного с разнонаправленностью интересов социальных групп, когда информация о фактах, передаваемая по многочисленным каналам СМИ, часто противоречива и взаимоисключаема.

           Вышеизложенное вовсе не означает, что средства массовой информации являлись и являются только и исключительно замкнутыми на исполнение функции, связанной с внедрением ценностей господствующих групп в массовое сознание, однако совершенно необходимо уметь выделять среди функций средств массовой информации функции собственно журналистики, так как “журналистика” как деятельность и “деятельность средств массовой информации” - понятия не тождественные.

           

           Литература:

            Розов М.А. Проблема ценностей и развитие науки. - В сб.: Наука и ценности, Новосибирск, 1987, с.5.

            Социологический опрос журналистов ведущих центральных изданий разной политической ориентации проводился в 1997-1998гг. с последующим выборочным контрольным опросом в 2000г. На основе двухступенчатой выборки методом интервью по анкете было опрошено 50 человек, специализирующихся в социально-политической проблематике.

            По сопоставимой с опросом методике было проанализировано 107 публикаций восьми изданий разной политической ориентации, связанных с вопросами общественного обустройства и развития современной России, за три месяца - с января по март 2000г.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку