CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1997 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Критика и библиография
Критика и библиография

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

           Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М.: Институт молодежи, 1996. - 224 с.

           Проблемы социализации личности являются сегодня для нашей науки и практики не просто актуальными, а сверхзначимыми, и потому их профессиональное обсуждение заслуживает всяческой поддержки. Автор указанной монографии совершенно правильно пытается дать некоторые исторические подходы к постановке данной проблемы классиками зарубежной социально-философской и отечественной науки. И в этом, несомненно, первая ценность данной книги. Однако, с другой стороны, изложить множество известных на сегодня подходов к проблеме социализации еще не означает ни то, что результат будет автоматически хорош уже сам по себе, ни то, что именно так и только так надо излагать последовательность идей и персоналий.
           Любопытной, на наш взгляд, является сама задумка объединить западных классиков с отечественными мыслителями, а всех их вместе - с современными учеными. Вместе с тем, при реализации этой идеи для исследователя истории какого-либо вопроса возникает самая главная проблема - проблема выбора: персоны, фокуса подачи материала, краткого и адекватного изложения сути концепции каждого из затронутых авторов (а среди них - Спенсер, Маркс, Вебер, Зиммель, Фрейд и др.) Как правило, такая задача непосильна одному человеку при том маленьком объеме печатных строк, которым он располагает. В этом случае изложение уподобляется краткому словарю по современной зарубежной социологии. В данном случае, по-всему, исследователю не удалось оптимально совместить эти сложные фокусы изложения. Получилось в лучшем случае краткое профессиональное информирование о наличии таковых подходов.
           У монографии же, по-нашему, должна быть иная цель. Здесь главное - проследить историческую и логическую преемственность в углублении представлений человечества о рассматриваемой проблеме, т.е. о социализации. Такой сверхзадачи и ее реализации в данной книге увидеть не удалось. Однако, изучение проблем социализации у нас в стране находится еще на таком этапе, что имеет значение даже сам факт выхода подобной книги, пусть мы и не можем полностью принять предложенную форму и манеру подачи материала. Тем не менее, мы считаем, что ее выход демонстрирует всем, что научное сообщество в России все глубже и глубже стремится понять реалии сегодняшнего дня, причем не только и не столько из него самого. А пытается осмыслить его как продолжение практики социализации минувшей эпохи, которая, несмотря на все препоны, в нашей стране развивалась и искала альтернативные идеи по отношению к наработкам западных ученых. Эта мысль хорошо прозвучала и обоснована в рецензируемой книге.
           Несомненно интересны и ценны также попытки систематического изложения идей отечественных ученых и мыслителей в едином историческом пространстве. К сожалению, как их продолжение, так и отказ от них, тем не менее, не смогли заставить людей перестать думать, будто социализация в обществе совершается автоматически. А между тем, на Западе эту ошибку поняли давно, кстати не в последнюю очередь благодаря марксизму. Поэтому там успешно разработали и плодотворно внедрили и в педагогическую практику, и в целом в социализаторскую деятельность последние достижения социологии и смежных наук.
           В книге совершенно трезво оцениваются успехи и достижения западных теоретиков и практиков социализации. Пока наши критики - автор это специально указывает - в большинстве сводили обсуждение проблем к идеологическому осуждению, западные ученые - Парсонс, Фромм, Эриксон и другие - продолжали искать пути эффективной социализации. Да, такова история, и при исторически полном описании эволюции дискуссий по данной проблеме нам от нее сегодня никуда не деться.
           Однако история вопроса для автора - не самоцель. Она и поднятые в ней проблемы нужны ему для того, чтобы выдвинуть и обосновать свое понимание процесса социализации в целом, а также обсудить элементы процесса социализации, важнейшим из которых является социализационная норма. Данная норма, по мнению А.И.Ковалевой, может быть сначала методологически обоснована прежде всего в рамках веберовской концепции идеального типа, а затем использоваться как социологический инструментарий в духе Зиммеля. Впрочем, можно прибегнуть к помощи и других социологических школ.
           Здесь опять может возникнуть сомнение, ввиду некой эклектичности предлагаемого теоретического подхода. Но мы, со своей стороны, согласны с таким приемом на начальном, эмпирическом, этапе поиска адекватного теоретического описания той реальности, в которой ныне оказалась Россия и процессы социализации в ней. Ведь теоретические конструкты никогда впрямую не накладываются на социальную реальность, всегда существует процедура интерпретации. Попробуем вместе с автором посмотреть - пусть и с эклектически скроенной позиции - на нашу реальность. Это все же эффективнее, чем все время говорить об отсутствии развитой теории, методологии и т.д. Поскольку мы опять пребываем в такой ситуации, когда искать что-то в науке и создавать это на практике приходится практически одновременно. Ведь социального времени для того, чтобы найти эффективный способ сохранения собственной самоидентификации, качественная определенность которой задается конструктом "русская ментальность" либо "российский человек", у нас осталось очень мало. Здесь несомненно вопросов больше, чем ответов. Но надо же когда начинать ЭТО изучать.
           Третья глава книги как раз и является попыткой найти источник дальнейшего развития и сохранения нашего общества прежде всего в российской учащейся молодежи. Автор успешно и умело использует материал многочисленных эмпирических исследований, касающихся проблем молодежи. Он показывает, что все институты и персоны социализации пока еще не договорились о критериях успешной социализации. Что общество, школа и семья все еще тянут в разные стороны, при этом каждый из субъектов страдает по-своему, а в конечном итоге страдаем все мы. Такова природа социализационного процесса - она не может никого оставить в стороне. Даже тех, кто якобы благополучно социализовался, но оказался не застрахован от случайной уличной встречи с неуспешно социализовавшимся. В результате может возникнуть несколько потерпевших несчастье семей, а общество при этом все больше скатывается к маргинализации и депопуляции. И все это - через деградацию социализационной деятельности. Современная мрачная картина нашего отечественного криминала в сопоставлении с печальной картиной сегодняшнего российского образования лишь еще раз подчеркивают горькую истину, что скупой платит дважды. Нет средств на образование - придется искать деньги на ОМОН и тюрьмы. Но это пока, а что дальше ?
           Автор оптимистичен в том, что спасет нас "новый россиянин" (не путать с "новым русским"!), который возникнет в результате гуманизации отношений в нашем обществе. Эти личности, по идее, и станут тем жизнеспособным поколением, которое выведет нашу страну на столбовую дорогу всемирной цивилизации. Но только здесь получается одна загвоздка: сейчас в реальности развертываются социализационные процессы, имеющие в своей основе индивидуалистический мировоззренческий каркас, а жизнь в нашей стране в кризисных условиях требует, по мнению автора ( и в этом мы с ним согласны), совсем иных социализационных усилий. Потому что при нашей демократии такая социализация приводит к размыванию границ дозволенного и недозволенного, законного и незаконного. Где же выход?
           Нам представляется, что последняя глава являет нам переход автора с социологической позиции на, скорее, педагогическую, которая по сути своей является позицией должного. А в таком случае, как известно, уже не до сущего. Опять вызовы развития у нас в стране производят вместо конкретных социальных действий всплеск вздохов по должному. Может, пора взглянуть на действительность? И не только сквозь эмпирические очки, которые могут показаться то розовыми, то черными. Но и с глубокой методологической позиции, которая позволяет анализировать реальные факты, а не фантомы эмпирических разрозненных замеров, и, не теряя сверхзадачи, найти пути эффективной социализационной деятельности во имя будущего России.

Иваненков А.С. Иваненков С.П.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку