О.А. Прилутская,
аспирант
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У НАСЕЛЕНИЯ
Актуальность данной темы обусловлена реальными процессами, происходящими в регионах и связанными в первую очередь с ухудшением жизненного уровня населения, ростом преступности, слабостью власти. У основной части населения доминируют негативные социальные ожидания, неверие в позитивные изменения, что в свою очередь провоцирует рост социальной напряженности, тревоги, опасения и страхов. Ситуация усиливается нередкими непродуманными действиями СМИ, которые часто и без достаточных оснований усугубляют страхи у населения. Как показывает практика, страхи во многих случаях возникают от событий, которые, по мнению населения, могут произойти.
Такая ситуация должна, безусловно, быть под контролем региональных систем управления, но этот контроль должен базироваться на глубоком и точном (и, прежде всего, психологическом) анализе страхов у населения.
Страх - это сильнейшая отрицательная эмоция (или состояние), проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей, возможном или реальном ущербе. Страх обладает огромным регуляторным влиянием на поведение, оценки, отношения и установки людей. Страх провоцирует стихийные формы поведения, в том числе превентивную агрессию как форму защиты.
Страхи населения находятся в тесной взаимосвязи с возникновением очагов социальной напряженности (социальная напряженность может порождать социальные страхи и наоборот). Согласно данным Л.Н.Ермолаевой социальная напряженность фиксируется по общественно-поведенческим, общественно-эмоциональным, общественно-дезинтегративным показателям и показателям снижения жизнеспособности социальных структур. Социальные страхи, как и социальная напряженность, могут фиксироваться по характеристикам "психологического пространства" региона. Под психологическим пространством понимаются доминирующие настроения, установки, симпатии и ценности, характерные для основных активных групп населения региона.
Категория "психологического пространства региона" является новой, поэтому нередко ее значимость понимается не так, как следовало бы. Все мы привыкли к таким понятиям, как "единое денежное пространство", "экономическое пространство" и пр. "Психологическое пространство региона" является с одной стороны самостоятельным, а с другой - тесно связанным экономическим пространством", при этом данные связи диалектические. Характеристики "экономического пространства" сильно влияют на настроения, симпатии и установки населения, но они же отражаются и на экономической ситуации - это спрос, образ жизни, стихийные экономические протесты и многое другое. Поэтому разработка концепций "психологического пространства" его связей и взаимодействие с "экономическим пространством" является актуальной и важной задачей регионального управления.
Местонахождение и виды индикаторов психологического пространства предъявляют и особые требования к их диагностике. Прежде всего, это должна быть диагностика социологическими и психологическими методами. Эти методы должны быть комплексными и имеют возможность охватывать достаточно большие группы людей.
Индикаторы социальных страхов тем же связаны с индикаторами социальной напряженности, но они могут быть и самостоятельными. Психологические исследования, проведенные у нас в стране и за рубежом свидетельствуют, что они связаны с так называемыми основными ценностями. Основные ценности - это обобщающие характеристики образа жизни, уровня жизни и системы отношений, которые являются базисом для оценки и сравнения. Основные ценности по сути дела - это ряд важнейших и наиболее значимых характеристик бытия - достаток в семье, здоровье, безопасность и пр. Основные ценности соответствуют уровню обыденно-практического сознания людей, регулирующие роль которого в поведении людей очень велика. Набор основных ценностей, как правило, один и тот же, это:
- состояние здоровья; финансовое благополучие; семейное благополучие; обеспеченная старость; занятость работой (и удовлетворение от нее); хорошее образование; хорошее жилье; безопасность личности; семьи и общества; экология; наличие свободного времени и его провождение.
Однако значимость этих ценностей во многом зависит от региональной специфики. Например, в прошлом году москвичей больше всего волновали вопросы личной безопасности, безопасности семьи, борьба с преступностью (64%), и жителей Удмуртии - безработица, низкий жизненный уровень (и это при том, что уровень преступности в этом регионе очень высокий).
Кроме того, данные основных ценностей и в отдельном регионе для каждой социальной группы значимы по-разному. Скажем, для населения преклонного возраста более значимыми являются обеспеченная старость и возможность получить качественное медицинское обслуживание, а для молодежи - хорошее образование, интересная и перспективная работа. В то же время, независимо от региональной специфики, вида отдельных социальных групп срабатывает один и тот же психологический механизм: опасения, тревоги и страхи начинают появляться тогда, когда по мнению населения, имеет место угроза их основным ценностям.
Решению проблемы снижения социальной напряженности и уменьшению социальных страхов, в определенной степени, могло бы помочь создание в структурах органов регионального управления социального функционального подразделения. Такое подразделение, административно оформленное в службу при главе администрации, могло бы обеспечивать орган регионального управления информационными материалами оперативного и стратегического характера о психологическом состоянии населения, проживающего на соответствующей территории региона. В функциональные обязанности такого подразделения могут быть включены не только сбор и первичная обработка информации, определение "болевых" точек и депрессивных территорий, массовые опросы различных слоев населения этих территорий. Конечным результатом всей этой работы могут стать конструктивные предложения и рекомендации, разработка прогнозов, прогнозных сценариев и программ, подготовка конкретных проектов решений органов регионального управления различного уровня по предупреждению стихийных форм социального поведения на той или иной территории региона.
При условии возникновения таких стихийных форм социального поведения могут разрабатываться предложения для подготовки и принятия решений органов регионального управления по их компенсации.
Набор, последовательность и целевая ориентация управленческих решений органов регионального управления в каждом конкретном случае специфичны, но выбор критериев оценки социальной напряженности, вызывающей и психологическую депрессию должен основываться на едином методическом подходе.
По разработке мер по компенсации и предотвращению социальных страхов необходимо исходить из того, что лучшими из них являются те, которые устраняют причину этих страхов. Однако того достичь удается не всегда, поэтому целесообразно использовать и психологические меры. Среди них наиболее действенными является снятие неопределенности ситуации. Из психологии известно, что любая неопределенность повышает психическую напряженность личности. Если неопределенность касается основных ценностей, то психическая напряженность повышается существенно сильнее. Неопределенность в условиях низкого рейтинга власти и кризисных явлений провоцирует и негативные ожидания, связанные с ощущением возможной угрозы для основных ценностей. Это в свою очередь может привести к социальным страхам, часть из которых может быть беспочвенной. Снятие неопределенности может достигаться за счет большей информированности населения, регулярными выступлениями в СМИ руководителей региона (здесь проявился опыт московского мэра Ю.Н.Лужкова, который в еженедельных телепередачах "Лицом к городу" снимает многие острые проблемы). Такие регулярные выступления положительно сказываются на имидже власти и руководителей региона.
Снятие неопределенности возможно при таком взаимодействии со СМИ и даже в некоторых случаях применения контроля за их деятельностью. Конечно, контроля в прямом смысле этого слова у органов регионального управления над СМИ не может быть (свобода слова является неотъемлемой составляющей демократического государства). Однако косвенное влияние, при правильной постановке дела, может оказываться (например, выступление в качестве соучредителей СМИ, оказание финансовой помощи, смягчение налогов и т.п.).
Основной особенностью работы данной службы должно быть ее мощное информационно-аналитическое обеспечение. Данная служба должна иметь широкую сеть прямых и обратных связей с административными единицами и населением региона. Как показывает практика, целесообразно обращение к подзабытым, но эффективным формам обратной связи, такими как "Общественная приемная администрации", подразделение, занимающееся письмами граждан, телефонная "горячая линия" и пр. А также осуществление статистической и аналитической обработки поступающих данных из различных источников, их систематизация и классификация.
Создание такой службы в системе регионального управления представляет повышенные требования к специалистам, работающим в ней. Это касается не только их профессиональной эрудиции, но и специальных умений и личностно-профессиональных качеств. Разработка модели профессионализма таких специалистов является актуальной задачей.
Насыщение таких служб специалистами, способными профессионально и эффективно прогнозировать появление "зон повышенной напряженности", позволит органам регионального управления оперативно принимать меры по предупреждению социального взрыва.
Научной основой теоретической и прикладной подготовки таких специалистов является акмеология - наука, возникшая на стыке естественных и гуманитарных наук (в том числе психологии). Опора на акмеологию позволяет готовить специалистов широкого профиля, обладающих не только глубокими знаниями, но и владеющих различными методами многих наук. Такие специалисты способны с позиций нескольких наук анализировать сложные ситуации и вырабатывать оптимальные решения, касающиеся деятельности и поведения людей.
Основные функции, которые могли бы выполнить эти специалисты в экстремальных ситуациях следующие:
- социально-психологическая диагностика в регионе;
- информирование глав администраций о реальных и вероятных угрозах населению;
- социально-психологическая экспертиза законопроектов, затрагивающих социально-психологическую сферу;
- оценка совершившихся событий (обычные, сложные, экстремальные, катастрофические);
- изучение особенностей социально-психологической обстановки;
- выявление доминирующих факторов, определяющих направления работ;
- диагностика психологического состояния населения;
- прогнозирование социально-психологических последствий страхов и напряжения;
- психологическое сопровождение мероприятий по локализации социальных конфликтов в местах событий;
- обеспечение эффективного функционирования средств массовой информации по снижению напряженности среди населения.
Отметим, что предлагаемая служба может иметь более широкие функции. В Российской академии государственной службы при Президенте РФ разрабатываются типовые проекты и положения по созданию региональных психолого-акмеологических служб, которые направлены в администрацию Президента. Психолого-акмеологические службы создаются при главе администрации региона. Ее основными задачами является ведение научно-обоснованной работы с кадрами (рекомендации по подбору, работа с резервом на выдвижение, планирование профессиональной карьеры, индивидуальные программы личностно-профессионального развития, имидж руководителей и многое другое). Данная служба могла бы взять на себя функции мониторинга "психологического пространства" региона с целью прогнозирования возникновения очагов социальной напряженности и разработке мер по их ликвидации.
|