CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2001 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Традиция как форма существования духовных ценностей,О.В. Нагорная
Традиция как форма существования духовных ценностей,О.В. Нагорная

О.В. Нагорная

Традиция как форма существования духовных ценностей

Основная форма существования ценностей – это общественные идеалы, которые выработаны общественным сознанием. В общественном сознании присутствуют обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. В этой своей ипостаси ценности относятся к категории “социальных представлений”. Ценности укоренены в первую очередь в объективном укладе общественного бытия данного конкретного социума и отражают практический опыт жизнедеятельности.

Следует различать реальные ценности социума и идеалы, формулируемые в виде идеологических конструкций. Последние могут выполнять функцию консолидации и ориентации социальной общности лишь в том случае, если они адекватно отражают в себе мотивацию ее коллективной жизнедеятельности.

Любая социальная общность от семьи до человека – может выступать субъектом системы специфических ценностей этой общности.

Ценностное единство является залогом и мерой сплоченности и успешного функционирования семьи, нации и других формальных и неформальных групп.

На наш взгляд традиции, как форма ценностей могут осуществлять ценностное единство семьи, нации, сохранять специфику этноса.

Традиционным культурным чертам принадлежит чрезвычайно важная роль: они фиксируют программу человеческих отношений и деятельности, “концентрированно выражают исторический опыт тех или иных этнических общностей. Подобно генетическим программам популяций они закрепляют, в частности, существенно важные для выживания этих общностей устойчивые, стабильные свойства как природной, так и этносоциальной среды”.

Такую же важную роль традиции отводил Б. Малиновский: “… в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого”. (2) Сама же “традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к её среде… Уничтожьте традицию и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречёте его на медленный, неизбежный процесс умирания”.(3) В России были нарушены традиции после Октябрьской революции. Запрещали вредные, с точки зрения чиновников, обряды. Это привело к нарушению культурной и исторической памяти, к забвению базисных ценностей родной культуры. Ещё Л.П. Карсавин отличая это тяготение русских к проблемам мироздания, смысла жизни, метафизических ценностей. В статье “Восток, Запад, русская идея” он писал об умонастроении соотечественника: “Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем; усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему” .(4)

За последние 10 лет усугубляет положение массовая культура. Возьмём, например, серию однотипных фильмов “Особенности национальной охоты, рыбалки…” и т.д., где смакуют сцены пьянки и представляют её как добрую русскую традицию. Чего только стоят слова генерала, утверждающего, что водка - это русский национальный продукт и основа единения нации. Среди студентов редко кто читал “Повесть временных лет”, но вот фразу, что “веселие на Руси есть питие” знают все. Создаётся впечатление, что в сознание молодёжи целенаправленно внедряется мысль о том, что их предки пили испокон веков, а, значит, и им уготована та же участь. Таким образом, вырабатывается неуважение к своей культуре, а, значит, и к самим себе. По словам Розанова, о нас другие народы могли бы с известной долей правоты сказать: “Эти уроды ненавидят сами себя и требуют, чтобы мы их любили”. (5)

Нет, наши предки пьяницами не были. Обратимся к истории: водка появилась в России только в XVII веке. В начале ХХ-го столетия в Оренбурге области Сакмарского района в селе староверов –беспоповцев Донском, приблизительно, прожевало шестьсот человек. На это количество людей приходился всего один пьяница и курильщик. Нецензурные выражения осуждались, если парень сквернословил, то за него не отдавали своих дочерей или откладывали свадьбу, давая ему год на исправление. Сейчас этой деревне нет. Прошло всего 70-80 лет и потомки этих староверов не помнят даже имён своих прадедов, не говоря об их культуре и традициях. Россияне за последние 100 лет два раза пережили крушение духовных ценностей, пережили разрушение традиций и многие в ряде случаев явили “образец неслыханного скотоподобия” и “мифического равнодушия ко всему”.

На наш взгляд, важнейшим элементом воспитания является приобщение студентов к духу и культуре своего народа. Решение проблемы во многом зависит от правильного понимания национального (патриотического) и интернационального (общечеловеческого). Только поднявшись на вершину национальной культуры, человек может раскрыть для себя общечеловеческие ценности. Только пробудившись и окрепнув в национальной духовности, настоящий патриот видит духовную силу и духовные достижения других народов, духовность их национальной культуры.

М. Элиаде показал, что далеко не всё сохраняется длительное время в памяти коллектива или общества любого масштаба и отнюдь не в подлинном и постоянном виде. Культурная память поддерживает знание о значимых событиях, поучительном опыте, оценка которого производится с теми задачами и принципами, которые должны решить проблемы выживания, самосохранения, повышения степени сопротивляемости трудным обстоятельствам. Из памяти “изымаются” деструктивные свидетельства, которые ослабляют сплочённость и стойкость общности.

На наш взгляд, таким поучительным опытом могут послужить традиции старообрядчества, сибирских первопроходцев.

А.С. Панарин обращает внимание на духовные основы здорового предприимчивого консерватизма, если они уцелели; на сибирское и дальневосточное население России, где ещё, может быть, сохранились признаки немотствующего народа, связанные, в частности, с наследием старообрядчества: традиционное трудолюбие, аскеза и мораль, патриархальные предпосылки дисциплины и законопослушания, жажду духовной веры.(6)

Мы не столь наивны думать, что в одну реку можно войти дважды, но думается, что стоит вспомнить о традициях староверов, взять всё рациональное, отбросив крайности. Неслучайно Л. Гумилёв называл их субэтносом русских, а историк И.Н. Ионов считает, что именно они заложили моральные основы русского предпринимательства.(7)

На наш взгляд, необходимо различать понятия “традиция” и “обычай”. Иногда их отождествляют, но они не одно-порядковые понятия. Традиция – это механизм непосредственной трансляции культурной информации во времени. Обычаи – это совокупности культурно санкционированных стереотипных действий. Их можно называть традиционными, если они передаются через механизм традиции, т.е. последовательной прямой передачи от поколения к поколению.

В некоторых случаях традиции могут играть не только интегрирующую роль внутри определенного этноса, но и способствовать сближению этносов, вырабатывать общую ценностную основу, нейтрализовать отрицательные последствия ксенофобии. На наш взгляд, эту роль можно отвести культурно – религиозным традициям. Православие, ислам, буддизм расходятся в понимании природы духовного, ряда аксеологических норм жизненных установок, но общественно-нравственный идеал у них един (человеколюбие, добро, милосердие, справедливость и др.). Христианство и ислам имеют общую основу. Как отметил А. Тойнби “когда ислам ощутил потребность в систематической теологии, исламские богословы обнаружили, как, впрочем, и их христианские предшественники, что им прежде всего следует обратиться к эллинской философии, а для этого необходимо исследовать некоторые эллинские первоисточники. Начиная с 1Х в. н .э. труды философов и ученых становятся частью признанного и даже обязательного аппарата исламской культуры, как они некогда стали частью христианской культуры”.(8)

Огорчает тот факт, что в средствах массовой информации часто можно слышать фразы –“исламский экстремизм”, “исламские террористы”, когда бандитов отождествляют с религией и целыми народами, исповедующими её.

Чисто религиозных войн не бывает, обязательно в основе лежат экономические, политические проблемы. Религией спекулируют, толкуя её в интересах политиков. В политике интересы играют доминирующую роль, и, если чьим-то интересам угрожает опасность, то используются все возможные средства для их защиты. “Я не сомневаюсь, - писал Гоббс, -что если бы истина, что три угла треугольника равен двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии”.(9)

Мы провели анкетирование на первом курсе юридического факультета ОГУ. На вопрос, возможно ли мирное существование ислама и православия, 50% ответили “да”, 41% - “нет” и только 9% затруднились ответить.

Обряды (ритуалы) могут способствовать интериоризации индивидами групповых норм и ценностей, установлению психологических сопереживаний групповой солидарности.

В Оренбурге проводятся дни татарской, башкирской, русской, еврейской культуры. Независимо от национальной принадлежности люди получают удовольствие от таких праздников.

На наш взгляд, образование не должно быть беспочвенным. Такие дисциплины как культурология, история обязаны воспитывать гордость за родную культуру, уважение к ней, а значит, и воспитать у студентов чувство собственного достоинства.

 

Литература:

  1. Морфология культуры. Структура и динамика. / Аванесова Г.А., Бабаков В.Г. и др. -М.: Наука, 1994. С. 352
  2. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998. Белик А.А.
  3. Там же.
  4. Бутенко А. Идеология для России // Высшее образование в России №4, 1997. С.52
  5. Шаповалов В. Россиеведение как учебная дисциплина // Высшее образование в России №3, 1997. С.57
  6. Панарин А.С. Россия в Евразии: политические вызовы и цивилизационные ответы // Вопросы философии №12, 1994. С.30
  7. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX век -начало ХХ века. М., Просвещение, 1995.
  8. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 575
  9. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 Т. М., 1964 Т.2. С. 133
 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку