CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2001 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Духовность как интегративная сила образования,Л.Б. Соколова
Духовность как интегративная сила образования,Л.Б. Соколова

  Л.Б. Соколова

доктор педагогических наук

Духовность как интегративная сила образования

Мировое образовательное пространство стремительно меняется: мир движется к постиндустриальному обществу, глобальному образовательному пространству. Развиваются процессы конвергенции, совершенствуется информационно-техническая база и т.п. Во всем мире ныне ищут способы повышения гуманитарной культуры подрастающих поколений, сроднения их с человеком, возрождения духовных сил людей.

Для России острота ситуации определяется необходимостью в многообразии открывающемуся земному сообществу перспектив собственный путь к общей для человечества цели. Россия достойно присутствует в мировом сообществе более десяти веков, и за "железным занавесом" ее участие в судьбах мира было весьма ощутимым. Однако сегодня меняются основания и принципы международного диалога: не военная сила, а весомость и уникальность культурно-хозяйственного вклада страны определяют ее место за "круглым столом" цивилизаций в третьем тысячелетии. Для паритетного диалога России необходимы, обходимы сознание собственного диалога воли в выборе образа жизни типа хозяйствования и в первую очередь, гарантированная стабильность развития, которую обеспечивает система образования, адекватная целям нации.

Однако, нельзя не видеть, что ее подталкивают к решениям уже известным, моделям, отработанным в опыте других стран (см. "Россия: Образование в переходный период" /Доклад Всемирного банка. 1994.). Документ строится в русле методологии экономического мышления, на основании двухвекового опыта капиталистического хозяйства. Это тот опыт, которого Россия не имеет. Напротив, ее система образования никогда не была сферой производства профессий функциональной отработки человеческого ресурса. Она традиционно определяется идеей духовного воспитания, будь то допетровская школа, или просветительская система XVIII в. или советская школа века XX.

В нашей отечественной жизни задача актуализируется национальной особенностью душестроения, - отмечал Н. Бердяев. Россиянин не удерживается на "среднем уровне", его личность с трудом выстраивается горизонтально - как гармоничный хор социальных ролей (внешних "Я"). В российском социокультурном пространстве однозначно определилась иерархия: внутреннее - главное, внешнее - второстепенное. Поэтому устремленность, направленность внутренней жизни личности, выстраивание ее "нравственной вертикали" есть непременное условие ее достойного существования, не скатывания на дно, в низкость, прошлость.

Это условие в России актуальнее, чем в тех культурах, в которых "форма держит" личность, внешние "Я" детерминирует внутреннее "Я" (глубинные). У нас основная логика определения обратная: "Человек, который довольствуется своей человеческой ограниченностью и не стремится выше, неизбежно тяготеет и ниспадает до уровня животности. Точно также и исторический народ: Это, прежде всего относится к россиянам " - писал В.Соловьев. Для нас "не стремится выще" опаснее, чем для других народов, нас "форма не держит".

Что такое подлинная духовность, где ее норма: В век науковерия важно, прежде всего, сказать, что духовность выше и многомернее науки. Наука не содержит в себе измерений милосердия, любви, силы, крепости, энергии бытия, и поэтому пытаться постичь духовность наукой - все равно что познавать свет при помощи тьмы или измерять мудрость глупостью. "Духовность и постигается духовно, откликом всего существа и преображением своей жизни", - отмечает В.В. Медушевский. Духовность, однако, не отменяет науки, а возвышается над ней и способна возвысить ее саму, если последняя живо ощущает это незримое смысловое начало, т.е. духовность - это качество, свойство, свойство явления.

Духовность - не знания, не навыки решения задач, а способность мировозренчески - полетного бытия. Это движительная сила, устремляющая в высь. Цельность ее столь тотальна, что вся она присутствует в каждой из своих сторон. Здесь не действует дизъюнктивная логика "или-или". Здесь Царство конъюнкции. В корне любви мы найдем веру в то, что любим, вера полнится силой, сила оборачивается волей, воля - желанием, желание - пониманием, деянием, деянием, творчеством и так до бесконечности. Любой разрыв в этой цели воля не переживается как любовь и желание, если воля зовет к одному, а желание тянет в противоположную сторону, если воля оказывается безрадостной и превращается в холодную рассудочную решимость, то перед нами явный симптом болезни и разложения души. Остановки в личности росте имеют также причиной своего рода духовную болезнь.

Антропологический подход диктует необходимость обращения к человеку как субъекту жизни, к его душе в целом, в которой слито слово и дело, ум и воля, чувство. Понимание мира здесь неотделимо от склонностей, деятельности и чувств индивида, встроено в них и раскрывает их внутренний свет. Школа призвана ставить своей целью идти на помощь детям в том, в чем они сами беспомощны. Не образование интеллекта иерархически стоит на первом месте, но содействие духовному росту, в котором дан ключ к общему здоровью юной души. А то, что обращено к одному лишь интеллекту, - это уже тонкости, которые осваиваются позднее, накладываются на заложенную основу. В ситуации обновления нашей жизни авторитет духовно-нравственного начала возрастает. Оно начинает осознаваться как единственная сила, способная преодолеть косность и безразличие. Но есть еще много симптомов духовной немощи общества, в том числе и в образовании: все предметы без исключения перестали быть средством возвышения человеческой души, растет число подростков, покинувших школу, на дидактогенные неврозы приходится 35-40% всех детских неврозов. В Санкт-Петербурге социологи опросили людей спешащих на работу. Из множества ответов удалось вычленить две категории лиц, которые шли на работу в состоянии, в состоянии близком к инфаркту, - это ученики и учителя (Нар. образование,-1995, - №6, С.13). В одной из школ Оренбургской области спросили детей: чего они боятся больше всего? Оказалось, страхи детей вызывают "смерть мамы или папы", "землетрясения" и "проверка на скорость чтения" (Из выступления на конференции "Образование и здоровье" 2001г.).

Современная школа во многом душит духовность множеством программ, планов, мероприятий и т.п. Педагогику, раскрывающую высшие внутренние силы индивида, подменили педагогикой внешнего принуждения, все возрастающего давления на психику ребенка - пока она не ломается.

Безмерно расширяющееся количество предметов в экспериментальных школах вызывает особую озабоченность ученых: отмечаются перегрузки информацией, но по-прежнему ничего не изменилось в способах обучения.

Во все века, кроме двадцатого, не торопились нашпиговать учащегося множеством знаний, умений. Напротив, в переизбыточности знаний виделась, велика опасность подавления в человечестве высших сущностных начал.

Духовность требует времени для саморазвития и свежести сил. Перегрузка отнимает и то, и другое, превращая жизнь в безостановочной суетливый бег под прицелом множества педагогических воль. Педагогика прошлого боялась перегрузки учащихся. Считалось великим грехом замутились ясность духа, заглушить наскоро заглотанным и полупереваренным знанием жажду познания мира.

Переход школы на 12-ти летнее обучение объясняется как необходимый шаг к нивелированию данной ситуации. Но если не исправить сущности, то и 15 лет пребывания в школе ученику мало помогут в решении его жизненных проблем не исправить сущности, то и 15 лет пребывания в школе ученику мало помогут в решении его жизненных проблем.

Образ рабочего пытались превратить в целостный идеальный образ, но в нем социализировано до самой глубины духовное существо человека, т.е. существо, от которого отнята духовная свобода. Сегодня все эти образы развенчаны.

Идеал человека есть, прежде всего, идеал личности. Идеал же общества есть идеал, производный от личности. Духовное общество есть реальность, но реальность, стращенная с личностями.

Дух школы... его создают не только учителя, хотя именно они должны, в первую очередь, нести в себе духовность, интеллигентность в прямом смысле этих слов. Каков учитель, таков и ученик. Учитель только то может передать, чем владеет сам. Но дух школы создают и ученики. "Никак не хочу принизить, даже бросить тень на А.П. Куницына, Е.А. Энгельгардта... но они вели лицей и в другие годы, - пишет Я. Вульфсон, - а выпуска, подобно первому, больше не было! Разве не француз, Кюхля, Жанно и их друзья его создали, вдохновляя своих педагогов собственным талантом, жаром души, блеском мысли?!

Вспоминая прежних учеников, мы различаем и своеобразие каждого класса, и непременно отдельных ребят, помним даже почерк многих. Среди ребят встречаются необыкновенно яркие личности, своеобразные, как их назвал Л.И, Уманский, "генераторы эмоционального напряжения". Это духовное богатство школы. Группа ценностей, отражающая "жизнь как глобальную ценность личности и общества" приобретает в настоящее время особую значимость в связи с проблемой экологии и выживания, с дефицитом милосердия. Эти ценности имеют, а наш взгляд, подлинно гуманистический смысл с точки зрения сущности человека и его существования в открытом мире.

Выход на эти смысложизненные ценности не возможен без специально выработанного аппарата их осмысления. В.А. Вялых (Оренбург, 1995) утверждает, что такой аппарат осмысления на уровне знаний дает философия, поэтому советское образование может развиваться только на философском фундаменте. Перед мыслью ставятся высокие требования быть соразмерной предлагаемому материалу, "тексту". Это соответствует и принципу духовности образования.

Итак, основным процессом в жизни человека надо признать не физическую сторону в нем, а духовную, которая ости залог целостности. Духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке. Духовное развитие человека не внешне, а внутренне. Оно диалектически связано с социальной жизнью, в которой дан обильный материал для духовной переработки. Проблема духовного устроения есть проблема правильного соотношения индивидуального и социального в нашей душе. Духовная жизнь и ее ценностей. Вся педагогика - это не мания величия, а способ выживания.

 

Литература:

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. -Париж, 1931.

     

     

  2. Беседы Эпиктета //Вестник древней истории. - 1975. - №2.

     

     

  3. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора //Педагогика. - 1997.- №2. - С. 3-8.

     

     

  4. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX в.- Парит,- 1960.

     

     

  5. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность //Педагогика. - 1995.

     

     

  6. Кантор К.М. Социокультурные причины российской катастрофы //Полис. - 1996.- С.135-145.

     

     

  7. Медушевский В.В. Может быть вернемся к истокам? //Alma Mater. - 199..

     

     

  8. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990.

     

     

  9. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. - Оренбург, 1999. - 280с.

     

     

  10. Соловьев В.В. Смысл любви //Сочинения, В2-хт. М., 1989. - Т2.

     

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку