CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2001 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Конституционно-правовые основы функционирования института полномочных представителей...
Конституционно-правовые основы функционирования института полномочных представителей...

А.В.Семенов

 

Конституционно-правовые основы функционирования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах

 

13 мая 2000 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"1.

Характерно, что институт полномочного представительства Президента Российской Федерации имеет довольно длинную историю2.

Еще 2 сентября 1991 года издается Распоряжение Президента Российской Федерации № 34 "Об утверждении временного положения о представителях Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР"3, впоследствии, 8 февраля 1993 года - Указ Президента Российской Федерации № 186 "О представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге"4, а 10 июня 1994 года - Указ Президента Российской Федерации №1186 "О полномочных представителях Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации"5.

Непосредственным предшественником полномочного представительства в федеральных округах было представительство в регионах, установленное Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 года за № 696 " О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации"6. Фактически, отмеченная преемственность закреплена в правовых нормах, содержащихся в пункте 6 Указа Президента Российской Федерации "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", который декларирует утрату юридической силы пунктов 1-5 Указа Президента Российской Федерации "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации", и пункте 1 Указа Президента Российской Федерации "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", где прямо постановляется необходимость "преобразования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах"7.

Таким образом, институт полномочного представительства Президента Российской Федерации существует вот уже 10 лет.

Переходя непосредственно к теоретико-правовому анализу собственно института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах в целом и в преломлении к проблеме правомочности указанного института в рамках действующих конституционно-правовых норм, хотелось бы изначально сформулировать следующие вопросы:

    1. Является ли правомочным вообще создание Президентом Российской Федерации института полномочного представительства?

       

       

    2. Существенно ли в правовом отношении влияние фактора изменения территории, определяющей сферу деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации, на конституционность данного государственного института?

       

       

    3. Какова взаимосвязь между правомочиями, обязанностями, задачами и функциями рассматриваемого института?

       

Рассматривая в связи с этим ст. 11 и ч. 1 ст. 5 Конституции, нетрудно заметить, что в них, да и вообще в Конституции в целом не закреплено понятие "федерального округа" и его определение, а также понятие, определение и правомочность государственного института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Возможен вывод, что Президент Российской Федерации в обход Конституции Российской Федерации, декларирующей единственно возможное и правомерное деление Российской Федерации на субъекты Российской Федерации, управляемые органами, образуемыми органами государственной власти Российской Федерации, произвел некое альтернативное, как мы будем его называть, деление Российской Федерации и в этом ключе образовал новый институт государственной власти, призванный управлять вышеозначенными единицами альтернативного деления Российской Федерации.

Налицо кажущаяся на первый взгляд очевидной и открытой узурпация Президентом Российской Федерации государственной власти и попрание тем самым Конституционного строя "демократического федеративного правового государства:"8.

Однако подробное ознакомление с положениями IY главы Конституции Российской Федерации, посвященной непосредственно институту президентства в Российской Федерации, позволяет утверждать следующее:

    • в статье 80 прямо определено, что Президент, будучи главой государства, является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, принимает меры по охране суверенитета России, представляя ее, в том числе внутри страны;

       

       

    • пунктом "и" статьи 83 установлено, что ":Президент Российской Федерации формирует Администрацию Президента Российской Федерации:"

       

Таким образом, совсем иначе видится правомерность действий Президента Российской Федерации по созданию государственного института полномочного представительства Президента Российской Федерации в федеральном округе и непосредственно осуществление альтернативного деления Российской Федерации на федеральные округа.

Соотнеся основания деления Российской Федерации на федеральные округа и на субъекты Российской Федерации, можно прийти к выводу, что основания эти абсолютно неидентичны. Так, субъект Российской Федерации - это ее административно-территориальная единица, представляющая собой определенные республику, край, область, город федерального значения, автономную область или автономный округ, которые были или когда-либо будут приняты в Российскую Федерацию с образованием, соответственно, нового субъекта федерации.

То есть, изначально нынешние субъекты Российской Федерации не являлись, а по вступлении в нее стали единицами страны не только территориальными, но и собственно административными (управленческими), в которых имеются органы государственной власти, образуемые органами государственной власти Российской Федерации, собственное законодательство, долженствующее не противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, собственные конституции либо уставы, а также предметы ведения, в пределах которых субъекты :"обладают всей полнотой государственной власти".

Федеральные же округа - это всего лишь специальные единицы Российской Федерации, представляющие собой определенные совокупности субъектов Российской Федерации (но не их территории), созданные Президентом Российской Федерации для обеспечения исполнения своих конституционных полномочий в пределах территорий, где действуют должностные лица Администрации Президента Российской Федерации и функционируют ее структурные подразделения.

Действительно, федеральные округа по своему правовому положению весьма схожи с такими единицами "абстрактного" деления Российской Федерации, как округа военные или пограничные9. Причем, в упомянутого вида округах (в том числе и округах федеральных) отсутствуют так называемые органы исполнительной власти общей компетенции и органы представительной власти. Вместо этого в пределах соответствующих округов действуют специальные органы исполнительной власти.

Экстраполируя вышесказанное на проблему построения федеральных округов Российской Федерации, можно убедиться, что для них такими специальными органами исполнительной власти будут, соответственно, полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе и аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Основания же деления Российской Федерации на федеральные округа и на субъекты Российской Федерации совершенно неидентичны, что уже было нами подчеркнуто.

Теперь же в призме вышесказанного следует по-иному взглянуть на содержание конституционно-правовых норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 80 и пункте "и" статьи 83 Конституции Российской Федерации.

Становится понятно, что, разделив страну на 7 федеральных округов, которые, как и было уже определено, являются не непосредственно административно - территориальными единицами, а сугубо специальными единицами "альтернативного" деления Российской Федерации, Президент Российской Федерации действовал не за пределами своих конституционных полномочий, актуально установленных в части 1 статьи 11 и главе IY Конституции Российской Федерации, а лишь в пределах своих конституционных правомочий определять основные направления внутренней политики Российской Федерации и обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, закрепленных в части 2 и 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации, так как цель создания данной специальной единицы деления государства видится в необходимости оптимизации функционирования в Российской Федерации системы территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, а равно для усиления контроля за системой территориальных органов федеральными органами исполнительной власти.

Впрочем, последнее осуществляется непосредственно полномочным представителем Президента Российской Федерации по федеральному округу, будучи включено, в числе прочих положений, в перечень основных задач полномочного Президента Российской Федерации по федеральному округу.

Интересным в связи с этим представляется Постановление Правительства Российской Федерации № 293 от 4 апреля 2000 года "О предельной численности и фонде оплаты труда работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти"10, где устанавливается, что ":в целях обеспечения выполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и оптимизации структуры центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации постановляет: ":4.Руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти:

осуществить мероприятия по оптимизации структуры центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти:".

Таким образом, конституционность создания Президентом Российской Федерации единиц "альтернативного" деления Российской Федерации - федеральных округов - представляющих собой совокупность субъектов Российской Федерации (но никак не территорий), характеризующихся исключительно количественным основанием формирования (совокупность "объемов"), безусловно.

Конституционность же создания непосредственно государственного института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (имея в виду фактор изменения подведомственной единицы деления Российской Федерации, ограничивающей сферу деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации: от региона Российской Федерации - к федеральному округу), также не вызывает сомнений.

Как и было установлено ранее, образование единиц "альтернативного" деления Российской Федерации - федеральных округов - было произведено, безусловно, в рамках конституционных полномочий Президента Российской Федерации, следовательно, остается выяснить степень конституционной обоснованности создания государственного института полномочного представителя Президента Российской Федерации.

Действительно, понятие "полномочный представитель Президента Российской Федерации" необходимо верно истолковать, так как буквальная трактовка может дать представление о вышеуказанном институте как об абсолютно антиконституционном.

Так, возможно истолковать смысл термина "полномочный" как "обладающий всеми полномочиями", следовательно, "полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе", исходя из данного толкования, будет наделен всеми властными полномочиями главы государства в пределах подведомственного ему федерального округа, что с необходимостью расценивается как неправомерное наделение должностного лица государственно-властными полномочиями.

В действительности же термин "полномочный" следует рассматривать как "обладающий лишь определенными конкретными полномочиями", и в большинстве своем - не властными (если вообще имеет смысл говорить о каком-либо властном характере полномочий полпреда).

Пункт 2 Положения "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 №849, констатирует, что "полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента Российской Федерации", пункт 4 того же Положения - что "заместители полномочного представителя являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации", а пункт 10 - что ":непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся структурным подразделением Администрации Президента Российской Федерации"11.

Таким образом, устанавливается, что как государственный институт полномочного представителя Президента Российской Федерации по федеральным округам, так и сами федеральные округа, безусловно созданы в рамках конституционного поля.

Следует, однако, заметить, что сам термин "государственный институт" применительно к образованию полномочного представительства Президента Российской Федерации в федеральном округе несколько некорректен, так как Положение "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" закрепляет принадлежность полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе к штату Администрации Президента Российской Федерации. Следовательно, полномочное представительство Президента Российской Федерации в федеральном округе более уместно рассматривать даже не в качестве государственного института, а лишь в качестве структурного подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

Немаловажно отметить, что в соответствии с пунктом "и" статьи 83 Конституции Российской Федерации и пунктами 1 и 6 Указа Президента Российской Федерации "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 2000 года № 1013 "О формировании Администрации Президента Российской Федерации"12 предусмотрел: "Сформировать Администрацию Президента Российской Федерации в составе Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, его заместителей, иных должностных лиц, а также следующих самостоятельных подразделений:", в числе которых Президент формирует "Главное территориальное управление Президента Российской Федерации (на базе ликвидируемых Территориального управления Президента Российской Федерации, Управления Президента Российской Федерации по координации деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации, Управления Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления).

Тем же Указом Президент Российской Федерации формирует "Главное контрольное управление Президента Российской Федерации", осуществляющее методическое руководство введенной пунктом 10 Положения "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" в состав аппарата полномочного представителя соответствующей окружной инспекции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, реализацией федеральных программ.

Очевидно, что сделано это для осуществления одной из основных задач полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, сформулированного пунктом 5 Положения о полномочном представителе - организации контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти.

Важно помнить, что статьей 10 Конституции Российской Федерации устанавливается, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", причем "органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Следовательно, решения федеральных органов государственной власти - это решения федеральных органов каждой из вышеназванных ветвей власти. Таким образом, при трактовке термина "федеральный орган государственной власти" следует избегать ошибки отождествления его с термином "федеральный орган исполнительной (либо иной) ветви власти".

Во исполнение задачи контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти за полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе абзацем 15 пункта 6 Положения "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" была закреплена функция взаимодействия :"с Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации".

Анализируя это положение, логично предположить, что речь в данном случае ведется не только о взаимодействии полномочного представителя Президента в округе с Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации сугубо по вопросам осуществления последним методического руководства соответствующей окружной инспекцией Главного контрольного управления Президента Российской Федерации аппарата полномочного представителя, но и по вопросам инициации полномочным представителем Президента Российской Федерации проведения проверок работы органов государственной власти на предмет "исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства Российской Федерации" и информирования полномочного представителя Главным контрольным управлением президента Российской Федерации о предстоящем проведении таких проверок.

Порядок этого взаимодействия, а также порядок взаимодействия полномочного представителя с аппаратом полномочного представителя " и другими подразделениями Администрации Президента Российской Федерации" определяет, согласно Указу Президента Российской Федерации "О внесении дополнения и изменения в Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" № 97 от 30.01.200113, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, к компетенции которого Положением "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" отнесено также представление кандидатур на должность полномочных представителей Президента Российской Федерации и внесение предложений об освобождении ими занимаемой должности Президенту Российской Федерации, представление кандидатур "на должность первого заместителя полномочного представителя" Президенту Российской Федерации, "назначение на должность заместителей полномочного представителя, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания". Этот весьма широкий круг правомочий логично завершает закрепленное в пункте 9 "Положения:" право и обязанность Главы Администрации Президента Российской Федерации осуществлять "оперативное руководство деятельностью полномочного представителя".

Но в абзаце 3 пункта 2 вышеозначенного "Положения:" закреплено, что "полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему".

Во избежание недоразумений по этому поводу законодатель в пункте 3 "Положения:" закрепляет иерархией нормативных актов, определяющих направление деятельности полномочного представителя Президента по федеральному округу, порядок обозначенной нами выше "двойной", а если точнее - иерархической - подчиненности полпреда. Согласно ей "полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации Президента Российской Федерации".

Действительно, Президент Российской Федерации, являющийся в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации №119-ФЗ от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации"14, "должностью, устанавливаемой Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственной должностью Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов - государственной должностью категории "А", учреждает "в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий" государственную должность категории "Б" - должность полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, которая, согласно Положению " О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", входит в штат Администрации Президента Российской Федерации, образованной также для оптимизации исполнения Президентом Российской Федерации своих функций.

Таким образом, Глава Администрации Президента Российской Федерации руководит структурными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, в том числе и полпредом, но руководство им по важнейшим вопросам, требующим "особого внимания" Президента Российской Федерации, осуществляет непосредственно последний.

Следует отметить также, что во исполнение предписаний упомянутого ранее Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" Положение "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" устанавливает, что "полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий".

Возвращаясь к пункту 3 "Положения:" необходимо обратить внимание на очевидное упущение, допущенное законодателем, который умолчал, указывая перечень обязательных для реализации полпредом нормативных актов, о таком важнейшем иерархическом в цепи нормативных актов звене, как федеральные конституционные законы, содержащие, соответственно, конституционно-правовые нормы.

Возможно предполагать, что понятие "федеральный конституционный закон" законодатель рассмотрел как составляющий элемент понятия "федеральный закон", но в этом случае обе разновидности нормативных актов были "уравнены в правах на лестнице соподчиненности" вопреки общепризнанному приоритету конституционно-правовых норм, содержащихся в данном случае в федеральных конституционных законах, над иными внутригосударственными правовыми нормами. А это является абсолютно неверным и логично требует немедленной корректировки.

Следует отметить также, что норма, закрепленная в пункте 3 "Положения:", находит свое отражение и в пункте 7 указанного документа, где закреплены права полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Так, в вышеобозначенном пункте "Положения:" установлено, что полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе имеет право:

"Запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;

пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти:".

Итак, в каждом из вышеотмеченных пунктов фигурирует термин " в установленном порядке", что логично предусматривает вывод о том, что такой порядок может быть установлен не иначе как нормативно в актах, иерархию которых и фиксирует пункт 3 "Положения:".

Возвращаясь к анализу закрепленных Положением основных задач полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, следует принять во внимание, что непосредственно деятельность последнего, осуществляемая для решения оговоренных задач, носит объективно "тройственный" характер: организационно-контрольно-аналитический. О задаче контрольного характера сказано было уже достаточно. Следовательно, необходимо определить направленность оставшихся задач применительно к организационному и аналитическому направлениям деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Очевидно, что организационный характер будут носить следующие из них:

1. "организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики Президента Российской Федерации".

Логично, что данная задача поставлена перед полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе для обеспечения оптимизации эффективности осуществления Президентом Российской Федерации своего конституционного правомочия, закрепленного пунктом 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации, "определять в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства", как уже отмечалось выше.

Соответственно, для исполнения такой задачи полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе осуществляет функции:

    • "обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

       

       

    • организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

       

       

    • разработке совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программ социально- экономического развития территорий в пределах федерального округа" и т.д.

       

2. "Обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации".

Решая эту задачу, полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе исполняет следующие функции:

    • "согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;

       

       

    • согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и специальных званий" и т.д.

       

Необходимо заметить, что к совокупности вышеотмеченных функций следует отнести также и функцию "анализа эффективности деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах и внесения Президенту Российской Федерации соответствующих предложений".

Соответственно, задача "представления Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе и внесения Президенту Российской Федерации соответствующих предложений" носит, очевидно, аналитический характер.

Данная задача реализуется через функцию "внесения Президенту Российской Федерации предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина".

На первый взгляд, эту функцию можно отнести к контрольному направлению деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, что будет, скорее всего, ошибочно. Для того, чтобы внести вышеоговоренное предложение, полпред, задействуя свой аппарат, должен изначально не контролировать, а анализировать акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на предмет соответствия их Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации и уровню соблюдения прав и свобод человека и гражданина, т.к. осуществлять контроль нормативного документа можно лишь в процессе его анализа по соответствующему основанию.

 

Литература:

  1. Российская газета. 2000, 16 мая (№92-93), с.1.
  2. См. подробнее Лысенко В.Н. История повторяется трижды: По поводу создания семи федеральных округов на территории Российской Федерации// Российская газета. 2000, 16 мая, с.4.; См. также: Игнатов В.И. Становление системы государственного и местного управления в современной России (1990-е годы). Ростов на Дону, 1997.
  3. Собрание актов Президента и Правительства. 1991, №12.
  4. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993, №6, ст.481.
  5. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993, №6.
  6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, №28, ст.3421.
  7. Российская газета. 2000, 16 мая (№92-94), с.1.
  8. См., например, Федоров А.Ю. Реформа административная или конституционная?: О разделении Российской Федерации на семь федеральных округов и введении в них представителей Президента Российской Федерации: Беседа с и.о. начальника Управления Президента Российской Федерации по координации деятельности полномочных представителей Президента в регионах Российской Федерации // Независимая газета. 2000, 16 мая, с.1, 3; См. также: Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000, с.145.
  9. См., Волкова М. Кремль выстраивает силовые структуры под федеральные округи// Независимая газета. 2000, 25 мая, с. 1,3.
  10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, №15, ст.1593.
  11. Российская газета. 2000, 16 мая (№92-94), с.1.
  12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, №23, ст.2387.
  13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001,№6, ст.551.
  14. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, №31, ст.2990.
 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку