CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Родина как ценность у современной российской молодежи,С.П.Иваненков, А.Ж. Кусжанова

С.П. Иваненков,

доктор философских наук

А.Ж. Кусжанова,

доктор философских наук

Родина как ценность у современной российской молодежи

Недостаточность положительных результатов в деле решения обострившихся проблем молодого поколения страны не только не способствует нормальной социализации молодежи и превращению ее в позитивно-ориентированных граждан, которым жить, строить и развивать страну под названием "Россия" в ближайшие грядущие десятилетия - это, что называется, стратегический проигрыш. Но данный негатив социальной политики сузил даже социальную базу реализуемых ныне и затеваемых на будущее реформ - это, с точки зрения даже ближнесрочной перспективы, тактический проигрыш. А что означенный факт имеет место, отлично иллюстрируется отношением молодых людей к общественным целям. Но об этом чуть позже.

Мы рассматриваем все проблемы на примере социологических исследований оренбургской молодежи, которая являясь частью российской молодежи в основных оценках и позициях отражает умонастроения и положение всей российской молодежи, хотя при этом, мы осознаем, что существует и определенная специфика оренбургской молодежи и напрямую не все результаты можно переносить на всю российскую молодежь. Но в постановке, в обозначение проблем для дальнейшего исследования как оренбургской так и российской молодежи рассмотренные здесь результаты представляют определенную ценность для всех, интересующихся проблемами молодежи в стране.

Для того, чтобы говорить о молодежи как настоящем и будущем России, и именно России, следует, во-первых, посмотреть отношение молодежи к будущему, а во-вторых, фигурирует ли эта страна в ее представлениях будущего, и если да, то какими свойствами характеризуется.

Таблица 1. Отношение к будущему

с будущим связаны большие надежды 39,4%
лучше жить сегодняшним днем 16,8%
будущее настолько неопределенно, что о нем лучше не думать 22,4%
затрудняюсь ответить 5,5%

Молодость - это всегда надежды на будущее. Это константа, задаваемая объективно здорово-оптимистическим ощущением жизни и субъективно - хотя бы цифрой средней продолжительности человеческой жизни, в которой молодежи определена по ряду параметров исключительно привилегированная первая треть шкалы. И для большой группы молодых людей Оренбуржья (почти 40 %) и сегодня это правило не поколеблено никакими социальными перипетиями последних десятилетий.

Однако спокойному почиванию на лаврах препятствует другой показатель, расположенный в таблице рядом. По нему мы видим, что иллюзорный уход от будущего и желание устраниться как от эмоционального, так и от деятельно-ответственного отношения к будущему демонстрирует примерно равнозначная по мощности группа "сиюминутников", которые не хотят или не могут задумываться о будущем (их 39,2 %). Показательно и то, что среди тех, кого раздумья о будущем обременяют и отпугивают, девушек больше, чем юношей (24,4 и 29,0 % соответственно).

Но вот что характерно: боязнь будущего ввиду его неопределенности, с возрастом имеет устойчивую тенденцию к росту. Сравним:

Таблица 2. Возрастная динамика негативного отношения к будущему

14 -17 лет в среднем 22,85%
18 - 22 лет 26,46%
23 - 27 лет 43,02%
28 - 30 лет 48,5%

в то время, как легкомысленное желание жить одним днем, напротив, с возрастом убывает:

Таблица 3. Возрастная динамика отношения к будущему как желания жить лишь сегодняшним днем

14 - 17 лет 22,85%
18 - 22 лет 19,54%
23 - 27 лет 16,66%
28 - 30 лет 16,2%

Если второй результат вполне логичен, и в понятной логике естественно вписывается в особенности возрастной психологии (детям свойственно жить одним днем, они еще не научились прогнозировать будущее, планировать, работать на будущее - это свойство приобретается с жизненным опытом, ростом ответственности за будущее и настоящее), то первый получает явную социально-оценочную нагрузку: боязнь и нежелание прогнозировать будущее свидетельствуют об отражении в сознании и оценках людей общественной нестабильности и непредсказуемости будущего. Понятно, что это в большей степени присуще людям старшей возрастной группы.

Далее - тесно связанный с этой позицией вопрос о том, насколько молодежь желает связывать свое будущее именно с Россией. Вопрос: Хотели бы Вы родиться и жить не в России, а в другой стране?

Таблица 4.

Да 26,6%
Нет 40,1%
Затрудняюсь ответить 15,8%

Да, ситуация довольно сложная и явно далекая от благополучия. Правда, несколько утешительно выглядят здесь 40 % патриотов своей страны, тем не менее, более 42 % желающих иметь другую родину и колеблющихся оставляют уверенности в российском будущем не так уж много шансов. При этом отметим, что патриотические настроения среди мужской части российских граждан в полтора раза выше, чем среди женской. Если 3 из 5 мужчин идентифицируют себя только с Россией, то 2 из 5 девушек рассматривают Россию как нежелательный фактор идентификации, а еще 1 из 5 может склонить свой выбор как за Россию, так и за другую страну: (в %),

Таблица 5

  Мужчины Женщины
Да 23,6 39,7
Нет 60,0 39,9
Затрудняюсь ответить 16,4 20,4

Такая заметная разница может быть усилена еще одним показателем: Родина как ценностный фактор фигурирует в оценках у 6,9 % юношей и только у 0,8 % девушек!

А что такое Родина? Это:

Таблица 6.

  Мужчины Женщины
Место, где я родился и вырос 31,7 32,1
Родная природа 15,8 15,0
Государство, в котором я живу 7,3 8,3

Думается, что такой низкий рейтинг фактора под названием "родина" вряд ли в полной мере относится к месту рождения и родной природе. Скорее всего, именно представления и Родине как о стране, государстве определили настолько низкую его ценность. Не нравится человеку (конкретнее, девушке) место рождения - что ж, за этим отношением может стоять и реальное неблагоустроенное и малокомфортное наше житье, для которого места в городах и весях оренбургской земли пока предостаточно; и возросшие требования к нормативам цивилизованной человеческой жизни, на рост которых ускоряющее влияние оказывает быстрое распространение евростандартов.

Но удовлетворенность окружающей жизнью во всем многообразии ее проявлений - это социальные факторы, на которых взращивается и приобретает питательную почву реальный, а не квасной патриотизм. Здесь всему российскому миру, и в особенности структурам самоуправления на местах - еще непочатый край работы. Только последовательная, методичная работа по улучшению условий жизни людей, росту благосостояния, повышению комфортабельности жизни и быта способна переломить их отношение к своей большой и малой родине и со временем не просто сформировать из них законопослушное население, но и способствовать воспитанию в них гражданственности и патриотизма.

Второй фактор, а именно родная природа, учитывая богатейшие и красивейшие просторы Оренбуржья, вообще, по большому счету, не рассматривается в качестве фактора, формирующие центробежные настроения у российской молодежи. Природа оказалась к оренбуржцам добрее, чем общество, подарив им основания для любви, гордости и привязанности к родному краю.

Наконец, третье значение понятия "родина", а именно государство, страна, по-видимому является наиболее вероятным, а скорее всего, настоящим "виновником" желаний российской молодежи к смене своей родины. Не быт, не уклад или традиции, а именно наиболее "тяжелые" уровни и сферы социальной системы - политические, экономические, законодательно-правовые, правоохранительные, которые определяют фундаментальные основы общественной жизни, - вот что вызывает сегодня мысленное, ценностное "бегство" российской молодежи из и от России.

И пока в характеристиках социально-политического пространства России не произойдет коренного и ощутимого перелома (что, естественно, не может произойти без кардинального качественного изменения всех сфер общественной жизни - экономической, правовой, социальной, культурной), люди будут жалеть о своем невезении, начинающемся с детства, с появления их "не в той стране и не в то время". И потенциальные "волны эмиграции" - это если не действительность, то мечта, и неосуществленная мечта лишь по объективным, не зависящим от людей, причинам. Это причина неудовлетворенности людей своей жизнью, в некоторой степени - повод для пустого существования, основание для обесценивания достижений социального развития, неверия в социальные и культурные институты, социальной апатии и скептицизма.

Таким образом, здесь получила иллюстрацию мысль, что люди суть продукты обстоятельств. Но измененные люди суть продукты измененных обстоятельств. Более того, изменение обстоятельств жизни - дело рук самих людей. Пассивное следование за сложившимися обстоятельствами никогда не изменит ни общественной жизни, ни настроений людей. А потому путь один - созидающая социальная практика. Только она способна изменить жизнь, а вместе с этим - направленность и степень удовлетворения этой жизнью, сформировать новое отношение и к жизни, и к "родине", и к "государству, в котором я живу". К проблеме Родины как ценности мы еще вернемся специально.

Социально-преобразующая деятельность требует организации населения в народ, активно действующую преобразующую силу. Люди же могут действовать сообща и согласованно лишь тогда, когда имеют общие интересы и общие цели. Поэтому в 1999 году президентом Б.Н.Ельциным было заявлено: "Нам крайне необходимо согласие. Мы нуждаемся в согласии, основанном на общей цели, именно общность цели способна диктовать согласованные действия." (1), и в 2000 году снова важность этого отношения была особо подчеркнута президентом В.В.Путиным, причем во взаимосвязи нескольких факторов, которые стратегически определяют дальнейшие перспективы России : " Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. …Растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъема. И не нужно специально искать национальную идею. Она сама уже вызревает в нашем обществе. Главное - понять, в какую Россию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть. При всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом." (2) Итак, 1) единство целей; 2) ценности, делающие нас единым народом; 3) желаемый и ожидаемый облик будущей России - вот основополагающие параметры "национальной идеи", стартовый импульс преодоления кризиса, возрождения и развития страны.

На все эти параметры можно посмотреть глазами молодого поколения Оренбужья. И при этом оценить, насколько правомерны надежды на эту молодежь, есть ли основания в уверенности, что она и есть тот самый "единый народ" ( по меньшей мере, по идее - наиболее перспективная и работоспособная его часть), с которым связываются грандиозные планы осуществления "единственного для России реального выбора, которым может быть выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе. Сильной - не вопреки мировому сообществу, не против других сильных государств, а вместе с ними." (2)

Данное исследование позволяет осуществить такую экспертную оценку. Посмотрим сквозной вопрос данного исследования - отношение молодежи к провозглашаемым в обществе целям. (Они же - ценности, задающие современную шкалу оценок всех происходящих вокруг нас событий.) Совпадение личных целей с общественными признали 15,7 % молодых оренбуржцев, равенство личных и общественных целей отметили около 9 %, о несогласии, отрицании и пренебрежении к общественным целям заявили 38 %, и определиться в позиции затруднились 21,3 %. Для иллюстративности, выделим только ту часть ответов, которая касается именно целей:

Таблица 7. Отношение к общественным целям и способам их достижения

- мои собственные цели совпадают с общественными… 15,7%
- я следую общественным целям, как своим собственным… 8,9%
- я не согласен с целями, провозглашенными обществом… 20,4%
- я совершенно не склонен разделять цели нашего общества… 7,4%
- до сего дня общество провозглашает глупые цели … необходимо ориентироваться на совершенно иные цели 10,2%
- затрудняюсь выбрать 21,3%

То есть, рассчитывать на единство целевых установок, конституирующее народ, в молодежной среде еще неправомерно.Пока. Здесь пока - поле работы для идеологии, пропаганды и агитации. Конечно, главный и бессловесный пропагандист и агитатор - это реальные результаты в деле стабилизации общественных процессов в стране, достижение общественного согласия и переход к конструктивной созидающей работе по обеспечению условий для роста благосостояния людей. Но пока - это разъяснительная, воспитательная, организующая работа средств массовой информации, системы образования, культурно-просветительных и досугово-развлекательных структур и программ, работающих с молодежью.

В качестве социальных групп, являющихся в большей или меньшей мере опорными в работе на перспективу, можно рассматривать, разумеется, те, которые связывают в помыслах и позициях свое будущее с нашей страной. Можно посмотреть, какие социально-групповые типажи здесь наиболее состоятельны и надежны. Это демонстрируют ответы на вопрос, хотели бы Вы родиться и жить не в России, а в другой стране, расклассифицированные по параметру социальных позиций людей, согласных или не согласных с общественными целями и легитимными средствами их достижения.

Таблица 8.Хотели бы Вы родиться и жить не в России, а в другой стране?

  Конформисты Инноваторы Ритуалисты Ретритисты Мятежники
Да 21,8% 28,6% 31,3% 33,9% 36,6%
Нет 61,3% 58,6% 47,9% 43,6% 35,4%
Затрудняюсь 16,9% 12,9% 20,9% 22,6% 28,1%

Напомним, что группу под условным названием "конформисты" составляют люди, полностью разделяющие общественные цели и готовые использовать только легитимные средства. "Инноваторами" условно названы люди, отстаивающие равенство общественных и личных целей, но готовые использовать как одобренные обществом, так и противоправные пути и средства их достижения. "Ритуалисты" не разделяют общественных целей, но в своем противоборстве с обществом еще не дошли до отрицания необходимости пользоваться законными средствами для достижения своих целей. В группу "ретритистов" попали люди, признающие только собственные цели и собственные средства, как законные, так и противозаконные. Мятежники - это несогласные ни с целями, ни с имеющимися в арсенале общества средствами, люди, борющиеся за коренные общественные перемены, за утверждение новых общественных целей, норм, ценностей.

Так вот, данные таблицы 7 свидетельствуют, что никаких особых неожиданностей в распределении позиций по этим группам наша молодежь не продемонстрировала: от конформистов к мятежникам возрастает процент желающих сменить Родину, от конформистов к мятежникам падает процент удовлетворенных своей судьбой, связавшей их со страной под названием "Россия".

Поэтому значимой здесь может быть только конкретная количественная информация, тенденции - общеизвестные.

Самые устойчивые в своем отношении к Родине и "неподъемные" на отъезд - это конформисты, и их у нас в Оренбуржье 61,3 %. Среди конформистов, которых иначе правильно было бы назвать и законопослушными, и добропорядочными, и полностью социально-адаптированными - все это, между прочим, вполне положительно, по большому счету, характеризует представителей этой группы - каждый пятый (21,8 %) хотел бы иметь другую Родину, но трое из пяти делают выбор в пользу России. Это - основа благополучного трудоспособного населения, на плечах которого большинство исторических достижений нормально развитых стран с высоким уровнем материального и духовного благосостояния.

Похожую картину дает распределение позиций у инноваторов. Это те, кто будет приспосабливать себя и общество под понятные им цели, не будет строго следовать закону, но и в особые конфликты с обществом вступать тоже не будет. Это тоже трудяги, нормальные люди, составляющие нормальную часть населения. "Обыватели" не в ругательном смысле слова, обычные люди с их плюсами и минусами, достоинствами и недостатками. Социальная материя - в том смысле, что как основная часть населения (вместе с конформистами) являются носителями и строителями господствующих общественных отношений, реализаторами социальных интересов наиболее массовых общественных групп.

Вместе с тем, современная ситуация в России, характеризующаяся в целом длительным неблагополучием, уже выдвинула на повестку дня не только задачу изменения основных характеристик социального пространства (через новое законодательство, утверждение новых принципов экономической жизни, новое государственно-территориальное устройство и т.д.), но и задачу создания условий для формирования нового человека. Эта вторая задача продиктована не просто общегуманистическими установками нового российского государства. Это - вызов времени, без адекватного ответа на который никакие реформы в России не имеют шанса состояться, ибо прежняя советская "политика всеобщего государственного патернализма сегодня экономически невозможна и политически нецелесообразна. Отказ от нее диктуется как необходимостью наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, так и стремлением включить стимулы развития, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близких."(2)

А вот при таких условиях чистый конформизм как мировоззренческая и жизненная позиция не всегда приемлем. Без определенного процента "мятежников" - людей, готовых и способных к уничтожению старого и созданию нового, - общество не способно к кардинальному развитию новых начал. Соответственно, Россия на изломе остро нуждается в таких типах.

Среди оренбургской молодежи есть такие люди. Но среди них не так много тех, которые готовы видят себя вместе со страной, в которой родились. Только каждый третий "мятежник" - россиянин не по праву рождения, а по желанию и убеждению. Куда направится их энергия действия, на переустройство и новое обустройство России, решение ее внутренних проблем, или на поиск возможности реализовать свою мечту о "загранице"? Это вопрос - о социальной базе российских реформ, о народе, который, поверив государству, станет реализатором начинаний по выводу России на новый виток развития, о населении, которое либо поддержит их, либо встанет на сторону других социальных сил, которые призовут к анархии или реставрации прежнего общественного порядка. Пока она, судя по установкам молодежи, возможность любого из этих вариантов не так чтобы очень мала и не так чтобы очень велика.

Этот показатель - повод и для оптимизма, и для пессимизма. А поэтому, как в любой ситуации "фифти-фифти" ту или иную чашу весов перетягивает только деятельность, только результативная работа. Все решат два фактора: 1) насколько молодежь реально почувствует заинтересованность общества и государства в реализации ее инновационного потенциала, почувствует в снятии прежних ограничений, а еще лучше - поощрении позитивной инициативы в любой сфере деятельности; 2) насколько заметны и прочувствованы станут реальные изменения условий жизни людей в России, успешными - реформы, позитивными - результаты.

Связывая многие современные неудачи с неразвитостью гражданского общества, президент В.В.Путин также отмечал неумение власти с ним сотрудничать: " Власть все время бросает в крайности - то она не замечает, то чрезмерно опекает общество. При этом господствует представление, что всё в России зависит от власти. Власть действительно отвечает за всё. Но очень многое зависит и от самих российских граждан. Развитие страны во многом определяется степенью их ответственности, зрелостью политических партий, общественных объединений, гражданской позицией средств массовой информации. В России построен лишь каркас гражданского общества. Сейчас требуется совместная терпеливая работа, чтобы оно стало полноценным партнером государства." (2)

Это по существу - директива, имеющая своим адресатом Комитеты по делам молодежи всех уровней, обязанные проводить государственную политику в отношении молодежи. Какие шансы она имеет состояться в молодежной среде, т.е. насколько действительно "многое зависит от самих российских граждан", по меньшей мере от социально-политической зрелости молодых граждан, мы рассмотрим позже.

Один из важнейших факторов социальной идентификации молодежи - вопрос о высших ценностях нации. Вопрос: чем как гражданин России Вы могли бы гордиться?

Таблица 9.

победа в Великой Отечественной войне 52,6%
природные богатства страны 37,7%
история страны 29,9%
культурное наследие 19,6%
мощь Вооруженных Сил 17,1%
принадлежность к своей национальности 16,6%
сегодня нам гордиться нечем 14,7%
демократические преобразования в стране, развитие прав и свобод граждан 7,7%
место России в мировом сообществе 7,4%
затрудняюсь ответить 1,2%

Предметом гордости молодых россиян по-прежнему остается победа в Великой Отечественной войне. Самый могущественный фактор и самоидентификации, и патриотизма. То, что не смогли поколебать многочисленные попытки "переписать" историю СССР, историю Великой Отечественной и 2-й мировой войны. Это мощнейший фактор идеологии и политических манипуляций, гражданского воспитания и общественного согласия, звено, сцепляющее поколения и "сшивающее" ткань российской истории советского и постсоветского периодов.

Показать по телевидению убогих стариков, выходящих на демонстрации, пикеты и митинги под красными знаменами и лозунгами "Трудовой России", для того, чтобы проиллюстрировать "смехотворность и устарелость" понятия "народ", для доказательства "авантюристического" характера притязаний определенных партий и политических движений, называющих себя "блоком народно-патриотических сил", давно стало нормой наших СМИ. Так давно, что уже даже потеряло актуальность в силу того, что намозолило глаза. Это "политические технологии" и "борьба за новый порядок", против "реставрации коммунизма" и "угрозы красно-коричневой чумы" - так это подается " новыми" политиками и "свободными" СМИ. Однако подпишите под этими же кадрами комментарии вроде "Победители фашизма" или "Освободители Родины" - и всякому нормальному человеку, не только патриоту своей страны, должно стать не до смеха.

Большего удара по престижу государства, большей дискредитации трудно придумать. Это удар и по патриотизму, и по культурным традициям, по "исторической памяти", "отечественной истории", "нашим корням", по тому, "что дорого нам всем", удар по "началу духовного подъема" - по всему тому, с чем президент В.В.Путин связал возможность возрождения и будущего процветания России. Поэтому вполне логично сегодняшнее отношение населения, в том числе молодежи, к государству - отношение, о котором выше уже шла речь. В этом отношении политика, власть, СМИ - все оказались заложниками этого, мягко говоря, недальновидного пропагандистского трюка. Из вот таких - опять придется прибегнуть к эвфемизмам - промахов и просчетов произрастает и "суть многих наших проблем" - недоверие граждан к государству, а точнее - к власти. Потому что история страны, и ее военная мощь - факторы, тесно взаимосвязанные между собой. Они есть ничто иное, как два крыла, поддерживающие стержневую ценность и гордость нашего народа - победу в Великой Отечественной войне. Не случайно они занимают ведущие позиции в перечне предметов национальной гордости российской молодежи, которым отданы признания 29,9 % и 17,1 % опрошенных оренбуржцев.

Эти факторы лидируют в этом списке предметов "национальной гордости великороссов" с большим отрывом, делая весьма скромными и малопрестижными такие "достижения" последних полутора десятилетий, как "демократические преобразования в стране, развитие прав и свободы граждан", а также "место России в мировом сообществе" (7,7 % и 7,4 % соответственно). Картину довершает показатель !4,7 % респондентов, считающих, что сегодня нам гордиться вообще нечем.

Таким образом, поводы для национальной гордости пока дает лишь историческое прошлое страны. И это прошлое - и есть тот самый фактор, который пока сплачивает и консолидирует народ, наперекор и вопреки всем политическим играм партий, политиков, СМИ - всех, кто пытается спекулировать на политической демагогии в погоне за узкими и близкими интересами различных групп и группировок, по недомыслию или корысти пытающихся перекроить историю и исторические ценности - эту основу общественного сознания. Великая история великой страны - и не эпохи татарских или шведских нашествий, а той великой эпохи, авторы и участники которой еще живы, - вот что сегодня не дает расползтись единой ткани общества, сохраняя страну и нацию в рамках единой государственности.

А потому моральное, физическое и любое другое уничтожение или уничижение этих самых участников - это уничтожение и самой истории, и национальных ценностей, без которых не быть никакому будущему процветанию страны. Поэтому получается, что забота о стариках для современной России - не просто нравственный долг, подобный долгу любого общества. Эти наши умирающие старики - олицетворение и носители пока еще главных ценностей и гордости народа, и в этом качестве они снова спасают страну от уничтожения, но уже в высоком смысле, в пространстве жизнесмысловых ценностей, противостоя теперь уже не внешней агрессии, а внутренним политическим распрям. И пока, как оказывается, они фактически выигрывают гражданскую войну, способную разрушить общество и страну.

Таким образом, боязнь и нежелание прогнозировать будущее свидетельствуют об отражении в сознании и оценках молодежи оренбуржья общественной нестабильности и непредсказуемости будущего. Пока рассчитывать на единство целевых установок, конституирующее народ, в молодежной среде еще неправомерно.

Только последовательная, методичная работа по улучшению условий жизни людей, росту благосостояния, повышению комфортабельности жизни и быта способна переломить их отношение к своей большой и малой родине и со временем не просто сформировать из них законопослушное население, но и способствовать воспитанию в них гражданственности и патриотизма.



 

Литература:


Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ - 1999 г.
Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ - 2000 г.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку