CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Духовное и душевное измерения свободы ,А.М. Максимов

А.М. Максимов,

кандидат философских наук

ДУХОВНОЕ И ДУШЕВНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ СВОБОДЫ

           При рассмотрении свободы надо исходить из понимания человека как целостной системы, в силу того, что необходимым условием проявления свободы является человеческая “полнота”. В этом качестве человек может упрочить или же наоборот изменить свои границы. Особенность свободы заключается в понимании ее как состояния, способности, свойства. Свобода присуща человеку изначально, но она дремлет в нем как потенция, сохраняется в виртуальной форме. Эта способность может быть развита или не развита, реализована или не реализована. Феофан Затворник очень верно подметил, что “человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием, и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности. Погасите самосознание и свободу, - вы погасите дух, и человек стал не человек” (1). Обосновывая свою концепцию свободы, он выделяет пять сторон жизни: духовная, духовно-душевная, душевная, душевно-телесная, телесная. Человек в жизни, считает он, опирается преимущественно на какую-либо одну сторону, но при обязательном соучастии остальных сторон. У свободного человека должен быть приоритет духовной стороны.
           Современный человек тоже стремится заглянуть за горизонты видимого, познать себя внутреннего, скрытого. Поэтому при анализе свободы нам сегодня не обойтись без представлений о душе, духе, духовности.
           Для древних людей душа ассоциировалась с воздухом, паром, тенью. Она способна проникать в вещи, людей и покидать их. Души разделаются на минеральные, растительные, животные и человеческие.
           Веды учат, что все живые существа обладают душой, и подобно тому как происходит эволюция физических форм, совершается эволюция душ. Душа понимается как неразрушимый атом, возникший из изначально разумного существа. Вселяясь в тела, души проявляют различные силы и способности. Вообще же, естественным состоянием для души является свободная деятельность, не противоречащая воле Всевышнего. Если Душа пренебрегает этим требованием и стремится действовать в материальном мире, то она вынуждена существовать в условиях жесткой конкуренции. Взаимоотношения между живыми существами в этом мире регулируются вселенским законом справедливости - законом кармы. Носитель Души сам отвечает за свою судьбу. И если он будет злоупотреблять свободой, то принесет вред себе и окружающим. Душа получит соответствующее тело, ограничивающее свободу. В силу того, что сознание человека наиболее развито, по сравнению с другими живыми существами, оно позволяет понять превосходство воли Всевышнего и дает человеку ключ к свободе посредством свободы выбора.
           Понятие Души не осталось без внимания и в настоящее время. Д.Радьяр разработал целую теорию дифференциации Душ. Первоосновой выступает Мировая Душа, подразделяющаяся на космические “Поля-Души” - галактические, солнечное, планетарные. В планетарной “Поле-Душе” каждый вид живых существ имеет собственную “Поле-Душу”. Если в условиях родоплеменных отношений “индивидуальная Душа” рассматривается лишь как потенциальность, то по мере развития человеческого общества эта потенциальность актуализируется. Взаимно - однозначное отношение между “Полем-Душой” и индивидуальным человеком довольно редкое явление. “Если о большинстве современных людей мы можем сказать, что Душа “лишь осеняет своей тенью” личность, что означает, что интеграция является всего лишь потенциальностью, то в Иисусе Душа (божественная Природа) и тело-разум (человеческая природа) полностью проникли друг в друга и соединились” (2). Человек в процессе обретения свободы всегда сохраняет связи со своими предшествующими состояниями. Описывая переход от биологического центра интеграции к ментальному, “идейному” центру, Д.Радьяр опирается на принцип САМОСТИ или ЕДИНОГО, как на универсальный принцип. САМОСТЬ, обретая новый центр не перестает действовать на предыдущем уровне. Она содержит “определенность”, а соотнесенность - “неопределенность”, ведущую к свободе. Центром для подлинно индивидуализированного человеческого сознания является “разум”, но это разум в новом смысле, который образно выражаясь центрирован в “сердце”, как символе индивидуального ритма всего “поля” существования”, составляющего личность.
           В силу того, что принцип ЕДИНОГО носит универсальный характер - ЕДИНЫЙ присутствует в любом живом организме, растении или животном, но в меньшей интеграции. На уровне идейности ЕДИНЫЙ действует наиболее сфокусировано. Проявление ЕДИНОГО является решающим фактором между “Душой-полем” и человеческим полем существования. На уровне человека интеграционный принцип ЕДИНОГО может быть назван любовью, но не в эмоциональном, а универсальном смысле. Символ Христа стал ответом для значительной категории людей, имевших неустойчивое психологическое состояние. Так же, как и символ Будды, он может рассматриваться как проявление критической фазы в цикле развития человечества и планеты Земля. Каждая фаза эволюции сознания представляет определенные потребности, и мы не должны говорить об абсолютном противопоставлении истины и ошибки, добра и зла.
           Согласно Д.Радьяру, Душа не есть некое “существо”, скорее это качество бытия. Нет никакого отдельного бытия мира Душ, как это склонны полагать представители большинства религий. Душа не умирает, когда умирает человек, его идейное Поле дезактивируется, входит в состояние “затмения”. В момент зачатия или рождения ребенка поле реактивизируется, душа вступает с ним во взаимоотношения.
           Рудольф Штайнер в душевной жизни человека выделяет два коренных вопроса: может ли человек опираться на самого себя и быть опорой для всего человечества, или свобода же только пустая иллюзия, возникающая в силу того, что человек не видит нитей необходимости. Путем рассмотрения данных вопросов автор стремится показать, что человек живет внутри истинно духовного мира: “Свободный живет в доверии к тому, что другой свободный принадлежит вместе с ним к одному духовному миру и встретится с ним в своих намерениях” (3).
           Д.В.Пивоваров в работе “Дух, душа и смысл жизни человека” глубоко анализирует понятия души, духа, духовности и делает выводы: “Душа - посредник между телом и духом, она всегда связана с конкретным телом, индивидуальным или всеобщим (мировая душа). Дух же принципиально свободен от своих воплощений и вездесущ. Душа несовершенная и ограниченная, ориентирована либо на обслуживание плоти, либо на пребывание в духе. Дух описывается как бытие, а душа - как экзистенция. Духовность есть тяга души к духу, бесконечному и свободному, стремление человека к совершенствованию своих духовных способностей” (4).
           В философской литературе в качестве основания свободы часто рассматривается сознание. Человек считает себя источником свободы в силу того, что он обладает сознанием. В.Г.Федотова определяет духовное как ценностное содержание сознания и выделяет четыре типа духовности: этизм, эстетизм, теоретизм и религиозность (5). Шуклин В.В. трактует духовность как проявление самосознания, самопереживания, самоощущения человека. Он пишет: “Духовность - это процесс поиска всеобщего и индивидуального всего существующего и переживание его как некоего духовного основания бытия в целом и в жизни отдельного человека в частности” (6).
           Сознание нельзя рассматривать как единственное основание свободы. В образах свободы еще присутствуют бессознательный и подсознательный ее уровни. Чтобы попытаться понять механизм становления свободы, требуется выделить и исследовать множество ее оснований. Например, свобода является одним из свойств духа.
           Традиционно Дух трактуется как творящее начало всего сущего. Однако мы не можем сказать, что человек в себе есть Дух. Сказать так, значит назвать человека Богом. Хотя опосредованно человек есть Дух, ибо он выходит за пределы природности. Чем совершеннее у человека Дух, тем больше у него возникает шансов на обретение свободы. Духовно богатый человек отличается чистотой совести, интенсивностью энергии. Человек же бездуховный, внутренне пустой, всю свою энергию направляет на развлечения, удовольствия, которые еще более опустошают человека, несут ему горе, несчастья, и несвободу. Достоевский правильно учил, что люди, “понимая свободу как приумножение и скорее удовлетворение потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепых выдумок, живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства” (7). Л.Н.Коган отмечает, что в произведения Достоевского раскрывается идеология Дьявола: “Люди хотят материальных благ, и они пойдут за тем, кто даст их. Люди не хотят свободы, которую несет им Христос, ибо она требует от них свободного выбора и самостоятельного решения” (8).
           Реальной, хотя и не продолжительной свободе предшествует довольно длительный период накопления человеком своей духовной силы. Имеющие место неравновесия не исчезают полностью, т.к. с их исчезновением пропал бы пульс самой жизни. Чем личность более развита духовно, тем у нее больше шансов на свободу. Такая личность живет не только “внешней” жизнью, но и “внутренней” духовной, ориентирующей человека, восстанавливающей его жизненные силы. Духовное содержит в себе внутреннее интуитивное начало, которое, например, часто проявляется в творчестве художников, музыкантов, писателей.
           Чтобы описать реальное состояние свободы, ее следует рассматривать одновременно в двух плоскостях: духовной и чувственной с приоритетом духовной. Даже буддисты, являющиеся страстными противниками дуализма, делят мир на две части: мир чувств и разума и мир Духа. При этом они подчеркивают, что мир Духа предается людьми забвению, хотя он постоянно вторгается в их жизнь, в силу того, что мир чувств не исчерпывает жизни во всей ее полноте. Поэтому они характеризуют их скорее не как два мира, а как два разных, обусловленных рассудком названия одного целостного мира. Этому вопросу должное внимание уделял Фихте, в частности, в своей работе “Назначение человека”: “Чувственный порядок есть только явление для меня и для тех, кто существует со мной в одинаковой жизни; только духовный порядок придает ему значение, целесообразность и ценность” (9). В мире духовного человек руководствуется волей, разумом. Для Фихте и воля и разум - это источники, которые существуют сами по себе. Таковыми же характеристиками он наделяет и свободу: “Если нас влечет к тому, что должно действительно осуществиться в этом мире, то для нас тогда нет истинной свободы - свободы, которая абсолютно и безусловно в себе имела бы основание своего определения” (10).
           Несомненно, что дух, душа, свобода - это самостоятельные источники. Но их самодостаточность реализуется только в процессе диалектического взаимодействия, взаимопроникновения. Взаимодействия Духа и Души Гегель рассматривал следующим образом: “То, что есть в - себе - для - себя - истинное, должно явиться душе, как нечто самостоятельное, в котором она отвергает себя; и лишь через это опосредование, через восстановление себя самой душа обретает истинную свободу” (11). Гегель подчеркивал и то, что человек должен вызволить себя из своей погруженности в природу, т.к. природная душа является не такой, какой она должна быть. Посредством подчинения себя нравственному началу душа должна стать свободным духом.
           Свобода человека во многом определяется развитием духовности. Духовное охватывает рациональные и иррациональные способы освоения мира человеком. От степени развитости духовного начала зависит решение очень многих проблем смыслообразующего характера. Измерение свободы человека со стороны его духовности представляет собой непрерывный процесс освоения и отчуждения. Человек духовный стремится выйти за рамки узко-эмпирического бытия, освоить высшие ценности. Естественно, при этом он отчуждается от многих своих связей и отношений. Эти процессы, на пути духовного восхождения личности, идут непрерывно. Бездуховный, несвободный человек формируется, опираясь на внешние факторы. Например, если у верующего христианина недостаточно развит принцип любви, то прообраз Христа становится для него внешней силой. Аналогичную ситуацию переживают и материалисты, преклоняясь перед внешними авторитетами. Отличие свободного Духа от несвободного проявляется в копировании, подражании. Свободный Дух среди множества вариантов находит собственный. Человеческая личность гармонизуется, обретает целостность и реализует свои желания, исходя из Духа.

           ЛИТЕРАТУРА

           1. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться // Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М., 1995. С.396.
           2. Д.Радьяр. Планетаризация сознания. От индивидуального к целому. Валкер. 1995. С.138.
           3. Р.Штайнер. Философия свободы. Калуга. 1994. С.142.
           4. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека. Екатеринбург. 1993. С.88.
           5. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988. №7. С.50.
           6.Шуклин В.В. Ценность духовности, ее типы и искусство // Осмысление духовной целостности. Сб.ст. Вып.3. Екатеринбург. 1992. С.8.
           7. Достоевский Ф.М. Собр. соч. Т.9. С.392-393.
           8. Коган Л.Н. В четвертом измерении. Философские идеи русской литературы. Нижневартовск. 1994. С.46.
           9. Фихте И.Г. Назначение человека.// Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIХ век. М., 1995. С.29.
           10. Там же. С.31.
           11. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т.1. М. 1975. С.320.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку