Социальные изменения в молодежной среде,В.Т.Лисовский |
В.Т.Лисовскийчлен-корр.РАО,
|
Пол | 1996 г. (1577 человек) | 1997 г. (2363 человека) | 1998 г. (3625 человек) | 1999 г. (1054 человека) | 2001 г. (2003 человека) |
Мужской | 43,7 | 44,6 | 46,3 | 42,1 | 36,3 |
Женский | 56,3 | 55,4 | 53,7 | 57,9 | 63,7 |
Таблица 2. Возрастные характеристики опрошенных (в %)
Возраст | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | Возраст | 1999 г. | 2001 г. |
До 18 лет | 24,6 | 19,6 | 24,3 | До 20 лет | 62,5 | 67,7 |
18-20 лет | 31,6 | 33,0 | 38,4 | 20-25 лет | 23,9 | 25,8 |
21-23 года | 24,6 | 25,7 | 23,1 | 25-30 лет | 13,6 | 6,5 |
24-26 лет | 11,0 | 10,0 | 6,3 | |||
27 лет и старше | 8,2 | 11,7 | 7,8 |
Таблица 3. Наличие семьи (в %)
Семейное положение | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2001 г. |
Холост (не замужем) | 80,6 | 81,0 | 86,5 | 74,9 | 82,9 |
Женат (замужем) | 19,4 | 19,0 | 13,5 | 25,1 | 9,6 |
Состоят в гражданском браке - 5,8 Разведены - 1,6 |
Таблица 4. Наличие детей (в %)
Количество детей | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2001 г. |
Один ребенок | 10,7 | 10,4 | 7,8 | 11,7 | 6,0 |
Два и более детей | 3,0 | 4,1 | 3,0 | 3,2 | 1,6 |
Таблица 5. Место жительства опрошенных (в %)
Город | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2001 г. |
Москва | 7,8 | 2,8 | 3,3 | 4,8 | 5,9 |
Санкт-Петербург | 19,8 | 25,3 | 31,4 | 20,4 | 10,8 |
Челябинск | 4,0 | - | - | - | - |
Тверь | 6,7 | 4,9 | - | - | - |
Белгород | 5,3 | - | 3,4 | - | - |
Мурманск | 6,4 | 5,2 | 3,4 | 5,0 | - |
Самара | 5,4 | - | - | 6,1 | 5,1 |
Саратов | - | 3,9 | 2,7 | 9,6 | - |
Петрозаводск | 5,0 | - | - | - | - |
Тобольск | 6,1 | - | - | - | - |
Владикавказ | 12,3 | - | - | - | - |
Ижевск | 6,3 | 5,2 | 3,5 | - | - |
Воронеж | 4,6 | - | - | - | - |
Астрахань | - | 4,6 | - | - | 4,7 |
Йошкар-Ола | - | 2,6 | - | - | - |
Калуга | - | 3,9 | - | - | - |
Казань | - | 4,9 | - | - | - |
Рязань | - | 4,4 | - | - | - |
Шуя | - | 6,5 | 3,5 | 6,3 | 4,0 |
Омск | - | 5,1 | - | - | - |
Иваново | - | - | 3,8 | - | - |
Уренгой | - | 4,6 | - | - | 4,3 |
Уфа | - | 4,6 | 3,5 | - | 18,9 |
Тюмень | - | 4,6 | 1,2 | 2,2 | - |
Березники | - | - | 19,1 | 16,0 | 5,3 |
Саранск | - | - | - | - | 4,4 |
Владивосток | - | - | - | - | 5,3 |
Комсомольск-на-Амуре | - | - | - | - | 4,6 |
Чита | - | - | - | - | 7,3 |
Новокузнецк | - | - | - | - | 4,4 |
Ленинградская область | 7,4 | 6,6 | 2,3 | 5,7 | - |
Другие малые города | 2,9 | - | 18,9 | 23,9 | 26,0 |
В таблице 6 приведены данные о роде занятий респондентов.
Таблица 6. Род занятий опрошенных (в %)
Социальная группа | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2001 г. |
Школьники | 13,8 | 1,6 | 8,3 | 13,4 | 15,4 |
Учащиеся ПТУ и лицеев | 9,5 | 3,2 | 10,8 | 3,6 | 2,4 |
Учащиеся техникумов и колледжей | 4,8 | 4,0 | 6,7 | 6,2 | 1,8 |
Студенты | 45,9 | 47,9 | 45,1 | 44,2 | 70,0 |
Курсанты, военнослужащие | - | 8,0 | 5,7 | 11,5 | - |
Рабочие | 10,1 | 2,7 | 10,3 | 4,8 | 0,6 |
Научные и творческие работники | 7,7 | 6,5 | 2,5 | 5,5 | 2,4 |
ИТР и служащие | 6,9 | 9,4 | 1,1 | 2,4 | 3,0 |
Предприниматели | 0,4 | 1,2 | 1,9 | 0,4 | 0,2 |
Другие (безработные, домохозяйки) | 2,0 | 4,4 | 1,7 | 5,5 | 4,2 |
Можно сделать вывод, что 3/4 опрошенных - учащаяся молодежь.
В 1999 и 2001 годах наряду с молодежью по программе "Социологический анализ духовной преемственности поколений" были опрошены и представители других возрастных групп. В 1999 г. число респондентов старше 30 лет составило 749 человек, а в 2001 году - 572 человека.
Мы благодарны работникам библиотек таких малых городов как Кинешма, Канск, Вольск, Заринск, Оричи, Стародуб, Великий Устюг, Кромы, Полярные Зори, Верхотурье, Тотьма, Зерноград, Инза, Тара, Мглин, Каменск-Уральский, Старая Русса, Мышкин, Димитроград, Бийск, Кувандык, Колы, Лунино, Колпашево, Сорочинск, Карасук, Осташков, Тюкалинск, Камызяк, которые безвозмездно провели анкетный опрос своих читателей.
Особую благодарность авторы проекта выражают социологам названных выше больших городов.
Всего в процессе пяти исследований были опрошены более 11 тысяч человек.
Главное состояло в том, что опросы проводились не "вокруг Садового кольца" и "Невского проспекта", а на необъятных просторах России. Это позволило выявить основные ценностные ориентации и жизненные планы молодежи.
В таблице 7 приведены ответы на вопрос "Как Вы думаете, почему в нашей стране сейчас так много бедных людей?".
Таблица 7. Оценки причин бедности (в %)
Причины богатства | 1996 г. (1577 человек) | 1997 г. (2363 человека) | 1998 г. (3625 человек) | 1999 г. (1054 человека) | 2001 г. (2003 человека) |
Им не везет | 3,7 | 3,4 | 6,3 | 3,9 | 3,7 |
Они ленивы и слабовольны | 14,0 | 16,9 | 13,6 | 15,2 | 17,4 |
Они не избавились от старой идеологии, старых ценностей | 16,9 | 15,1 | 15,8 | 11,4 | 13,2 |
Они плохо приспособились к новой жизни | 48,1 | 46,8 | 37,5 | 34,2 | 36,9 |
Они не умеют воровать, излишне честны и идеалистичны | 10,1 | 11,1 | 25,9 | 23,6 | 18,5 |
Другое | 6,8 | 6,7 | 0,9 | 11,7 | 10,3 |
Из таблицы следует, что большинство респондентов считают, что бедные плохо приспособились к новой жизни, слишком честны и идеалистичны, не умеют воровать. В среднем каждый шестой-седьмой респондент полагает, что "они ленивы и слабовольны". С этим можно частично согласиться. Я не раз задавал вопрос отнюдь не старым мужчинам и женщинам, собирающим бутылки, почему они не устроятся на работу. Ведь на заводах, фабриках, стройках, в системе общепита и в магазинах требуются работники. Одни уходили от ответа, другие отвечали что-то невразумительное, третьи говорили, что они привыкли к такому образу жизни, гарантирующему свободный выбор.
В свое время в сознании масс прочно утвердился феномен государственного патернализма, убежденность, что государство должно обеспечить их материальное благополучие. Именно это порождает психологию иждивенчества, ожидания, пассивности и рвачества.
Рыночная экономика, как известно, очень жестока к людям слабым и неприспособленным к преодолению трудностей. Мизерная оплата труда превратила в бедный слой населения ученых, научных работников и медицинских работников, педагогов и многих других образованных специалистов.
Большинство представителей старшего поколения оказывались неспособными адаптироваться к новым условиям. Отсюда естественная ностальгия по прошлой жизни, когда "в условиях социализма успешно решались все проблемы". Ибо исчезли гарантии на свободный, регулярно оплачиваемый труд, бесплатное образование и лечение, получение жилья, отдых, безопасность жизни и многое другое.
В таблице 8 приведены ответы на вопрос "А почему в нашей стране есть богатые люди?".
Таблица 8. Способы обогащения (в %)
Причины бедности | 1996 г. (1577 человек) | 1997 г. (2363 человека) | 1998 г. (3625 человек) | 1999 г. (1054 человека) | 2001 г. (2003 человека) |
Им везет | 6,9 | 5,8 | 5,2 | 5,5 | 2,6 |
Они умеют работать | 26,8 | 38,1 | 25,8 | 25,1 | 20,9 |
Они - люди новой идеологии, новых ценностей | 27,1 | 17,9 | 14,0 | 13,3 | 7,5 |
Они хорошо приспособились к новой жизни | 17,9 | 15,5 | 45,5 | 48,3 | 25,3 |
Они умеют воровать, не брезгуют любыми средствами | 16,3 | 39,9 | 33,1 | 34,6 | 41,3 |
Другое | 5,0 | 6,0 | 4,6 | 4,4 | 2,5 |
Из таблицы следует, что по сравнению с 1996 годом резко возросло число респондентов, считающих, что источником богатства является воровство. Для бессовестных и вороватых людей постоянно провозглашаются лозунги: "Обогащайтесь! Наслаждайтесь! Ничего не стыдитесь!", а для бедных: "Выживайте! Терпите!".
Забыты слова капитана Жеглова из телефильма "Место встречи изменить нельзя", что "вор должен сидеть в тюрьме". Еще великий Страдивари говорил, что быстро богатеют лишь воры и обманщики.
В романе "Золотой теленок" Остап Бендер прислал подпольному миллионеру Корейко книгу под названием "Капиталистические акулы" с подзаголовком "Биография американских миллионеров", в которой подчеркнул синим карандашом первую фразу: "Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем"[5].
Корейко, как известно, питался кефиром и постоянно жаловался, что задерживают зарплату. Его современные последователи цинично хвастаются награбленным богатством, им безразлично, что школьники и студенты падают в обмороки от недоедания, в больницы, как в блокаду, привозят ослабленных от постоянного недоедания пациентов.
Не секрет, что нынешние дети физически развиваются быстрее, чем их сверстники двадцать лет назад, многократно возросла их информированность. Но далеко не всегда ускорившемуся физическому созреванию сопутствует формирование четкости и ясности нравственных позиций, богатый духовный кругозор и гражданская ответственность Вседозволенность и "вседоступность" (особенно в юношеском возрасте) часто ведут к обеднению чувств, к жизненным травмам и душевному опустошению, а отнюдь не к духовному обогащению личности.
В конце 80-х годов Комиссия ООН по международным вопросам среди прочих факторов перемен (государства, общественные движения, современные технологии, трансконтинентальные корпорации и т.п.) впервые определила и молодежь.
Одним из актуальных направлений исследований становятся анализ и оценка положения молодежи как инновационного потенциала экономически активного населения. Только на основе прогнозного проектирования экономически активной части населения, учета "человеческого фактора" через оценку качества жизни нынешнего подрастающего поколения можно приступать к определению контуров и ориентиров структурной перестройки экономики. Другим важным направлением исследований становится корректировка молодежной политики, конечным результатом реализации которой должно стать улучшение жизни подрастающего поколения и, в конечной итоге, повышение качества жизни экономически активного населения завтра. Коррекция общественного потенциала связана с анализом, оценкой и прогнозированием качества жизни молодежи, вопросами формирования и реализации научно обоснованной, эффективной молодежной политики, учитывающей особенности нынешних социально-экономических (кризисных) условий.
В отечественных социальных пауках проблемы молодежи длительное время были очень идеологизированы. Ставку делали на усиление воспитательной работы и недооценивались роль изучения и решения социально-экономических проблем. Было много разговоров о необходимости подготовки молодого поколения к социально-значимой деятельности, но за молодежь многие актуальные проблемы решали старшие. Так формировалось инфантильное отношение к жизни. Обществу предстоит пересмотреть свое отношение к молодому поколению, обратить особое внимание на формирование социальной зрелости и политической активности. К сожалению, среди депутатов разных уровней почти нет молодежи. Многие принципиальные решения принимаются по-прежнему без участия тех, кого они прежде всего касаются. Уменьшается число молодых людей, занятых высококвалифицированным трудом, растет невостребованность талантов и способностей, мало заботы проявляется о профессиональном росте подрастающего поколения[6].
Царившие раньше иждивенческие настроения постепенно изживаются, все больше и больше молодых людей рассчитывают на собственные силы, да еще и помогают материально родителям. Это сравнительно новое явление порождено рыночной экономикой, к ней многие молодые люди приспособились быстрее старших, по и преступность среди первых значительно выше, чем среди вторых.
Вместо советской "уравниловки", над которой так любят издеваться наши "демократические" СМИ, российское общество разделили на бедных, очень бедных, богатых и очень богатых. Причем материальные блага приобрели не самые талантливые и трудолюбивые, а наиболее изворотливые и жуликоватые, а в нищету впали отнюдь не глупые и ленивые.
Процессы, связанные с глобализацией, все больше и больше вступают в прямое противоречие не только с нашими экономическими и геополитическими интересами, но и ущемляют личные права и свободы граждан России[7]. И не только России. Это подтвердили июльские выступления антиглобалистов в Генуе в июле 2001 года.
16 марта 2001 года в "Комсомольской правде" была опубликована статья "Зажралась Москва, а отступать некуда!".
…В ресторане "Изуми" коронное блюдо - мраморное мясо с лапшей, побегами бамбука и грибами - стоит 140 долларов. Стакан сока - 20 долларов, суши и сашими - 10-25 долларов за штуку. В итоге средний ужин на одного с сакэ и десертом обойдется в 200-250 долларов…
По словам персонала, здесь гурманят многие известные люди - чиновники администрации президента, министры и чиновники аппарата правительства…
И это в то время, когда в ряде регионов России годами не выплачивают детские пособия, за чертой бедности живут 31 млн. россиян - это почти 47% населения страны, на минимальную пенсию - 600 рублей в месяц - живут около 7 млн. человек.
В нашей нищей России богатые живут, как инопланетяне. В кабинете одного из первых лиц Приморской администрации стоит плазменный телевизор - минимум за 20 тысяч долларов. На вопрос депутата Госдумы Алексея Митрофанова: "Зачем?" - пояснил: "Я - современный человек, люблю новшества". Очевидно, остальные жители края - несовременные люди, вот и сидят с керосинкой…
По наблюдениям экспертов, любой российский министр одет не дешевле, чем на 5 тысяч долларов. И это при массовой бедности и нищете[8].
Бывший зам. министра финансов России Вавилов дарил доллары возлюбленной мешками. Но, когда в 2001 году его вызвали в прокуратуру, слег в больницу.
Ограбившие народ олигархи стали демагогически заявлять, что их "семьдесят лет угнетали". Именно благодаря новейшим технологиям влияния СМИ стало возможно оглупление народных масс. Коррумпированную власть стали выбирать большинством голосов. Абрамович стал депутатом от Чукотки, а Березовский - от Черкессии. Абсурд не знает границ. Избиратели забыли или не знали, что тот же Березовский начинал свой путь к богатству с присвоения ваучеров сирот и педагогов из Яснополянского детского дома, а Абрамович - с продажи дизельного топлива с Ухтинского НПЗ. Операция, в результате которой исчезли 55 цистерн с горючим, не прошла мимо прокуратуры. В 1992 году на него было возбуждено уголовное дело как на расхитителя чужой собственности в особо крупных размерах. Но "молодое дарование" избежало тюрьмы, дело прекратили.
Б.А.Березовский так рекомендует Романа Абрамовича: "Он молодой и обучаемый. Я испытываю удовлетворение, что среди нового поколения появляются люди, которые смогут продолжить наше дело"[9]. И продолжают. Грабя страну.
Теперь Роман Абрамович - губернатор Чукотки, а Борис Березовский в бегах, учит нас жить из-за рубежа, предрекает, что президент В.В.Путин оставит свой пост еще в конце 2001 года.
Общество преднамеренно разделили на богатых и бедных. Нищета населения стала массовым явлением.
Российский капитализм - это дикий, наглый, грабительский капитализм, не считающийся с правами человека. Страна может стать лишь тогда процветающей, когда у власти не будет воров.
Но владельцы "золотого миллиарда" никогда не позволят России жить по западным моделям. Тем более, что Запад живет за счет других стран. Развал России продлит жизнь странам "золотого миллиарда".
Десять лет призывов: "Бери от жизни все!" и "Лучше жевать, чем говорить!" не прошли даром. Невежество дало свои всходы. "Вечножующими" легче управлять. Они убеждают: каждый должен рассчитывать только на себя, на свои силы, индивидуализм - главная черта личности.
"Блатной капитализм" - чудовищное построение. Это "сладкий капитализм для своих". "Чужим" па бандитском рынке делать нечего.
В августе 1999 года произошел крах монетаризма в порождении Гайдара и его друзей. Сломалась и рассыпалась их стержневая парадигма. Ложными оказались принципы, методы и подходы, о чем неоднократно предупреждали отечественные и зарубежные экономисты.
С.В.Михалков когда-то написал такие прекрасные стихи: "Страницы честных чистых книг стране оставил в дар - боец, писатель, большевик и гражданин Гайдар". Сегодня впору продолжить: "Несчастья, голод, нищету принес народу в дар - его внучонок - "буржуин", "мальчиш-плохиш" Гайдар".
Корреспондент "Комсомольской правды" Андрей Кабанников задал всемирно известному экономисту, Лауреату Нобелевской премии В.В.Леонтьеву, жившему в США, незадолго до смерти вопрос:
- Почему молодые капитаны не нашли фарватер, по которому полным ходом шли суперлайнеры мировой экономики?
Последовал уничижительный ответ:
- Они на поверку оказались нахватавшимися знаний о навигации юнгами. И курс выбрали сомнительный, и судовождение - из рук вон плохо. Приватизация "сверху" погубила российскую экономику"[10].
Но юнги снова надувают щеки, т.к. еще не все разрушили до конца.
"Эта страна", "совки", "коммуняки" - любимые слова современных "смердяковых". Они даже пытались приписать Л.Н.Толстому слова: "Патриотизм - последнее прибежище негодяев". По сравнению с ними, Остап Бендер, почти порядочный человек. Ибо он знал множество способов честного добывания денег, хотя и не гнушался мошенничеством и мелким воровством (вспомним похищение стула и ситечка у гражданки Грицацуевой).
Известная русская просветительница княгиня М.К.Тенишева писала в начале ХХ века: "Все эти либералы, социал-демократы ми прочие - пустые краснобаи, не лучше других. Их громкие фразы о благе человечества лишь корка, под которой скрывалась обида неудачника или мелкая душонка, или все тот же карьеризм, в котором они обвиняли других. Я так часто видела, что слова их расходились с делами. Слепые, бессовестные люди... Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются едиными тяжелыми усилиями отдельных лиц. Разрушают то, что было сделано для этого народа с любовью, инициативой и большими денежными затратами. Сами-то они что могут дать народу? Да и любят ли они его действительно?
У нас в России почему-то думают, что политикой могут заниматься поголовно все... Разрушить легче, чем создать"[11].
Согласитесь, что эти строки очень актуально звучат в наши дни, когда идет разрушение всего и вся. Демократы не выдержали испытания властью, а чиновники погрязли в коррупции.
Льется кровь, погибают люди. Но вот в чем парадокс: в средние века при приближении к городу крестоносцев родители стремились уберечь детей от соблазна отправиться с ними в дальние походы. Однако нередко это было трудно, чада убегали. И очень часто не возвращались. Ибо давно замечено, что чаще погибают поклонники, а не кумиры, призывающие: "Давайте все, друзья, умрем. Зачем нам жизни трепыханье?". Своих детей вожди оберегают.
Напомним, что И.В.Сталин, которого все кому не лень ругают и проклинают, отказался вызволить сына Якова из фашистского плена. И тот погиб в концлагере.
Развал СССР очень точно впоследствии оценил А.И.Солженицын, сказав: "За несколько коротких дней 1991 года обесценены несколько веков русской истории"[12].
Б.Н.Ельцин продолжил дело М.С.Горбачева (хотя внешне они противоборствовали). Позднее бывший генсек КПСС признался в лекции, прочитанной в американском университете в Турции: "Целью всей моей жизни было разрушение коммунизма... Именно для этой цели я использовал свое положение в партии и стране"[13].
Горбачевы, ельцины и иже с ними провозгласили право на бессовестность и бесчестие, на отрицание культурно-исторических ценностей.
Кризисное состояние общества породило проблемную молодежь. Невозможность удовлетворить свои потребности за счет хорошей учебы, честного и добросовестного труда формирует у одних неуверенность в себе, а у других - циничное отношение к жизни, установку "деньги не пахнут", способствует преступному поведению. Причины преступности кроются в системном кризисе российского общества.
В ходе четырех анкетных опросов мы задавали вопрос: "Современная жизнь трудна и даже жестока, поэтому как Вы относитесь к участию в криминальных группировках?". Ответы в таблице 9.
Таблица 9. Отношение к криминалу (в %)
Суждения | 1997 г. (2363 человека) | 1998 г. (3625 человек) | 1999 г. (1054 человека) | 2001 г. (2003 человека) |
Это для меня неприемлемо | 67,6 | 68,3 | 78,1 | 65,7 |
Если жизнь прижмет, можно временно этим заняться | 23,3 | 20,0 | 14,3 | 30,4 |
Сегодня это вполне нормальный способ зарабатывать деньги | 10,1 | 11,7 | 7,6 | 3,9 |
Из таблицы следует, что в среднем треть респондентов (за исключением 1999 года) допускают гипотетически свое участие в криминальных группировках. Напомним, что в 2001 году большинство опрошенных составили студенты. И это особенно беспокоит.
В августе 1999 года петербургский городской суд рассмотрел уголовное "дело студентов". На счету будущих педагогов (пятерых юношей и одной девушки) три убийства, совершенных с особой жестокостью. Во всех трех случаях жертвами становились друзья и знакомые преступников-"отморозков". Прокурор отметил, что больше всего его поразили хладнокровие и цинизм юных участников банды грабителей.
Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, к широкому распространению получения сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению отклоняющегося от норм поведения. Вынужденные постоянно жить в условиях материального дискомфорта, молодые люди привносят в общественную жизнь ряд новых изощренных образцов аморального поведения.
В ходе опросов мы задавали вопрос: "Назовите 3 наиболее популярных профессии" В полученных ответах на первом месте юрист, на втором - экономист, на третьем - по-разному: называются психологи, предприниматели и другие. Но самое неожиданное, что 4-5% называют профессию "бандита". В военных училищах эта цифра достигает 10 %. Понятно, что нужно делать скидку на некоторый снобизм, но тем не менее в бандитских группировках больше всего молодежи. Это опять же плоды "воспитания и просвещения".
Исследования показывают, что современная молодежь отличается крайней противоречивостью, сочетая в себе как позитивные, так и негативные тенденции. Поиск нравственных идеалов и жизненных ценностей нередко дополняется отрицанием нравственных норм и бездуховностью, культом жестокости и насилия, преступностью и наркотизацией.
В качестве ведущей ценностной ориентации навязывается гедонизм, стремление к получению сиюминутных удовольствий. Реклама призывает: "Бери от жизни все!", "Сникерсни!", "Иногда лучше жевать, чем говорить". Жевать умеют и животные, но они не владеют речью. Мычат, лают, воют. Осваивают элементы человеческой речи, как известно, попугаи. В любимом всеми мультфильме о жизни героев из Простоквашино птичка задает вопрос "Кто там?" Может быть научить ее спрашивать "Куда подевались умные редакторы?".
Но особенно безнравственной является реклама пива. Ее авторы не задумываются о последствиях пивного алкоголизма (особенно, подросткового). А некий хозяин одного из петербургских пивзаводов заявил по телевидению, что своему трехлетнему сыну дает каждый день по ложке пива.
Но реклама умалчивает, что многие сорта наиболее популярного пива сварены с нарушением технологии.
В США девятнадцатилетнюю дочь президента привлекают к ответственности за распитие пива в баре, а у нас на экране постоянно мелькают подростки, пьющие пиво.
Нужен закон о защите нравственности в средствах массовой информации. Печально, но факт: людей с нормальной половой ориентацией некоторые СМИ готовы превратить в "сексуальные меньшинства". Актер Александр Домогаров в недавнем газетном интервью признался, что его не замечали до тех пор, пока он не снялся в небольшой роли гомосексуалиста. После этого посыпались предложения от кинорежиссеров, включая польских. Грустно, "господа".
Утром 16 февраля 2001 года программа "ТНТ - Санкт-Петербург" предложила телезрителям ответить на вопрос "Какого сказочного героя вы считаете символом России?: 1) Иванушка-дурачок, 2) колобок, 3) чебурашка".
Других героев не называли. А их немало в русских сказках. Это и Алеша Попович, и Добрыня Никитич. Но они чужды автору опроса. Ибо цель - вылить очередной ушат грязи на Россию и россиян. И выдать итоги очередной подтасовки за репрезентативное мнение телезрителей. В силу своего невежества "образованцам" не известны слова английского писателя и политического деятеля прошлого века Бенджамина Дизраэли, что есть ложь, наглая ложь и статистика.
Глубоко прав Сергей Юрский, что вместе с цензурой у нас уничтожили и редактуру. Нет, редактура, конечно, остались, но очень однобокая, угодная заказчикам всей этой гнусности и пошлости.
Выросло первое поколение "пепси-Колы", как назвал его писатель Виктор Пелевин, поколение "Пи". Его появлению предшествовало полное разрушение шкалы ценностей и идеалов, сформированных при социализме. Цинизм, наглость, рвачество, "крепкие локти", равнодушие к окружающим - характерные черты этих "саблезубых тигров", готовых разорвать в клочья любого, кто посмеет встать на их жизненном пути. Их бездуховные "предки" и в СССР, переиначивая слова известной романтической песни, горланили: "За мечтами пускай едут дураки". "Запахи тайги" их никогда не привлекали.
Молодые люди, вынужденные постоянно жить в условиях материального дискомфорта, привносят в общественную жизнь ряд новых изощренных образцов аморального поведения. Как показывают результаты исследований, по многим качественным показателям жизни молодежь выступает, с одной стороны, носительницей всего нового (и отрицательного, и положительного), а с другой стороны, - своего рода "цензором" современной действительности и социальной справедливости. Молодежь критична к стереотипам социального поведения старшего поколения, не происходит их усвоения.
Молодые люди не столько оглядываются "назад" в поисках одобрения и поддержки, сколько обращают взгляд на своих сверстников и в их жизненном опыте находят ценностные ориентации для своего поведения. Очевидно, что эту ситуацию нельзя признать характерной лишь для ХХ века. Она неоднократно возникала во все предыдущие века и тысячелетия и поэтому может быть признана всеобщим механизмом духовного облика поколения. Но в различных эпохах и культурах неодинаков был объем новшеств, их роль и значение в жизни.
В последние годы "новые русские", герои злых анекдотов ("Златая цепь на дубе том"), уступают место "новейшим русским" - вызывающе молодым, с хорошим образованием, холодым технократам. Они просчитали, что так жить выгоднее, чем руководствоваться "кайфо-балдежной" психологией. Они прекрасно понимают, что "бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Им чужда романтика, главное - дело. С людьми, не желающими выполнять данные обязательства, они предпочитают не общаться или уничтожать.
Бурное развитие российского рынка породило спрос на новую профессию - бандит. В середине 90-х годов в преступные сообщества подались сотни молодых людей. Вчерашние учащиеся ПТУ и школ, недоучившиеся студенты собирали дань с торговцев и работников коммерческих структур, наказывали непокорных. "Разборки", перестрелки, убийства стали привычным явлением. Но со временем организованная преступность стала принимать иные формы. Бандитов потянуло в легальный бизнес и в депутаты.
В телесериале "Улица разбитых фонарей" главарь банды берет штраф с подельников за произношение блатных слов и призывает "учиться культуре". Многие привыкшие к сытой жизни "амбалы" и "отморозки" с хорошо накаченными мускулами остались не у дел. Некоторые стали сколачивать собственные банды, отличавшиеся неописуемой жестокостью. Но их "беспредел" не устроил лидеров группировок, давно уже поделивших "сферы влияния". "дикие" рэкетирские банды оказались между двух огней: правоохранительных органов и своих недавних "наставников" - руководителей организованной преступности. "Сладкая бандитская жизнь" оказалась на деле очень горькой.
Депутат Госдумы Н.Шохин пообещал через полтора года разработать "Моральный кодекс строителей капитализма". Блажен, кто верует.
Явно выраженное стремление молодежи к поиску собственной модели жизненного самоопределения очень часто не поддерживается властными структурами. Ибо мы живем в неправовом государстве, где законы и нормы не соблюдаются. В целом положение молодежи во всех сферах производства и занятости остается очень тяжелым. На заводах и фабриках молодых тружеников мало, зато в торговле, сфере обслуживания, бизнесе и преступных группировках очень много. В бандитских разборках гибнут, в основном, молодые люди. Проституцией занимаются тоже не пожилые дамы. Педофилы - это дети, а не взрослые. Наркоманы не доживают до 30 лет. СПИД - тоже проблема молодежная. Социологов, честно вскрывающих названные выше проблемы, приспособленцы обвиняют в нагнетании "психологии катастрофизма". Их "труд" высоко оплачивается. И они без тени смущения пытаются доказать, что "безработица - стратегия духовного развития личности, т.к. имеется много возможностей для выбора", "бедность - вина самих людей, не желающих приспосабливаться к новым реалиям" и т.д.
Один из таких "верных власти социологов" привел следующий аргумент в доказательство того, что "народ стал жить лучше": "Моя знакомая в течение года семь раз побывала за границей". Тут бы ему и рассказать, чем она занимается, зачем выезжает, "челночница" или нет? Но, увы. Главное: выезжает.
Так называемая "шоковая терапия" поставила под сомнение избранную модель преобразований. Неблагополучная социально-экономическая, политическая и нравственная среда снижает активность молодежи, заставляет тратить много сил на выживание. Однако по уровню материальной обеспеченности и сферам занятости молодежь крайне дифференцирована. Для многих труд становится инструментальной ценностью - "труд - лишь источник дохода". При этом в молодежном сознании происходят изменения в отношении сферы занятости, наблюдается снижение вектора интересов частного сектора. По некоторым данным, из всех занятых в частном секторе молодежь составляет около половины. Но именно здесь чаще всего нарушаются права трудящихся, не соблюдаются законы, царит нещадная эксплуатация. Профессиональная ориентация молодежи переживает глубокий кризис. Значительная ее часть не удовлетворена трудом, несоответствием выполняемой работы полученному образованию.
Переходный период, социально-экономический кризис поставил молодое поколение перед необходимостью выбора, что повысило личную ответственность молодежи за свою судьбу.
Высококачественное высшее образование остается и сознании молодежи важнейшей ценностью. Однако чрезмерная ставка на платное образование, не согласующееся с доходами большинства семей, крайне негативно сказывается на позитивной социализации молодежи.
Молодежь является социально ущемленной частью общества. Но мы не можем принципиально согласиться с выводом, что "каждое поколение по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего: менее духовно и культурно, более безнравственно и криминально, более отчуждено от знаний и образования, менее профессионально подготовлено и менее ориентировано на труд"[14].
Если бы это было действительно так, то прогресс остановился бы и общество вернулось бы к стадии варварства. Ценностные ориентации представителей разных поколений разносторонни и противоречивы.
На вопрос "Что для Вас в жизни самое главное?" молодежь России, (опрос 2001 года), ответила так: любовь - 44,2%, семья - 39,9%, здоровье - 34,6%, работа - 28,4%, творчество - 22,6%, дети -14,4%, уважение окружающих - 13,5%. Для думающей о своем будущем молодежи названные выше доминанты являются главными. И это при том, что СМИ пытаются постоянно внедрять в сознание вступающего в жизнь поколения культ денег и наживы: призывы потреблять и потреблять, удовлетворять стадные инстинкты.
В таблице 10 приведены ответы на этот же вопрос в зависимости от социального происхождения респондентов.
Таблица 10. Главное в жизни (в %)
Что главное в жизни? | Рабочие | Служащие | Техническая интеллигенция | Гуманитарная интеллигенция | Предприниматели | |||||
Отец | Мать | Отец | Мать | Отец | Мать | Отец | Мать | Отец | Мать | |
Образование | 30,2 | 34,2 | 30,6 | 30,7 | 25,2 | 24,4 | 34,8 | 28,5 | 40,2 | 39,4 |
Любовь | 31,4 | 29,3 | 37,9 | 36,6 | 36,1 | 38,1 | 23,9 | 30,4 | 39,8 | 41,3 |
Семья | 53,9 | 56,7 | 52,8 | 50,7 | 49,2 | 50,7 | 50,0 | 44,3 | 47,7 | 50,0 |
Дети | 15,3 | 18,2 | 17,4 | 15,3 | 12,8 | 15,3 | 8,7 | 12,0 | 15,4 | 14,4 |
Работа | 26,1 | 27,7 | 21,2 | 28,5 | 24,8 | 28,5 | 26,1 | 33,1 | 38,0 | 40,4 |
Творчество | 12,2 | 8,8 | 15,3 | 13,8 | 18,4 | 20,9 | 15,2 | 11,5 | 16,9 | 18,2 |
Здоровье | 36,7 | 40,4 | 35,3 | 38,1 | 38,3 | 29,4 | 26,1 | 34,8 | 37,2 | 35,6 |
Уважение окружающих | 16,9 | 20,5 | 23,0 | 19,2 | 15,8 | 11,9 | 13,0 | 8,6 | 19,5 | 25,0 |
Из таблицы следует, что ценность семьи на первом месте независимо от социального происхождения. Дети предпринимателей поставили на первое место образование, зато дети технической интеллигенции значимость образования явно недооценивают. Работа, здоровье наиболее значимы для детей предпринимателей.
Большинство респондентов невысоко оценили значимость творчества. О детях молодые люди пока еще думают мало, т.к. у большинства из них их пока нет.
В ходе того же опроса был задан вопрос: "Как Вы себя ощущаете в обществе?". Были получены ответы: ощущаю себя комфортно - 46,5%, чувствую себя никому не нужным - 6,8%, постоянно конфликтую с окружающими - 32%, другие ответы - 6,7%. Нуждаются в социальной защите - 57,8%.
А на вопрос "Как Вы считаете, какие качества присущи молодежи?" молодежь ответила: независимость суждений - 59,3%, самостоятельность поступков - 41,7%, вера в будущее - 40,2%, прагматизм - 38,7%, образованность - 19,1%, патриотизм - 10,3%, гражданственность - 7,4%, духовность - 6,4%, способность к самопожертвованию - 3,9%, духовность - 3,8%.
Из ответов следует, что в оценке своих сверстников опрошенные очень критичны. Себя они оценивают значительно выше.
Несостоятельны и обвинения всей без разбора молодежи в аполитичности. По данным опроса молодежи России, интересуются политикой 50,2% респондентов. Назвали себя гражданами Новой России, готовыми к реализации своих прав и обязанностей, 44,5% опрошенных. Считают себя представителями поколения: надежд - 31,0% романтического - 21,2%, прагматичного - 16,3%, скептического - 14,3%, циничного - 11,3%, протестующего - 8,5%, равнодушного - 8,4%, потерянного - 3,9%, отчаявшегося - 2,5%, "новейших русских" - 1,0%.
Мы видим, что респонденты довольно самокритичны. Однако то, что 52,2% отнесли себя к поколению надежд и романтиков значит, что не все потеряно. Молодые люди верят в будущее.
Одно из основных направлений работы по гражданскому воспитанию -формирование опыта гражданского действия, позволяющего практически реализовать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.
За кем пойдет молодежь? Какими идеалами и ценностями она будет руководствоваться при выборе своей жизненной стратегии? Как будет строить свои взаимоотношения со старшим поколением? Станут ли учеба и труд смыслом жизни? Эти и другие вопросы являются сегодня исключительно актуальными.
В.И.Ленин еще в начале века предупреждал об опасности так называемых "ложных друзей молодежи"[15], которые уводят ее с истинного пути своими архиреволюционными и архиреакционными фразами. В заметке "Интернационал молодежи" В.И.Ленин писал: "Нередко бывает, что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодежи... За полную самостоятельность Союзов молодежи, но и за полную свободу товарищеской критики их ошибок. Льстить молодежи мы не должны"[16].
Можно услышать, что идеологическая программа работы с подрастающим поколением есть, пожалуй, только... у русских нацистов. Соблазнительная "экономическая программа" есть у криминалитета: там лжеромантики хоть отбавляй - кражи, разбой, перестрелки с "ментами", создание летних лагерей.
Как было отмечено 14 июля 2001 года на страницах "Комсомольской правды", "Похоже, за российскую молодежь, которая последние 10 лет неприкаянно пила пиво, слушала рэп и не мыла голову, взялись всерьез. Теперь ни один крупный митинг, манифестация или пикет не обходится без хорошо организованных и экипированных молодежных колонн. Последний пример - сходка в поддержку нового Трудового кодекса у стен Госдумы, где демократически настроенные тинейджеры просто перекричали и перемахали флагами представителей левой оппозиции.
Что и кто заставляет доселе аполитичных мальчиков и девочек активно проявлять свою гражданскую позицию и вступать в ряды взрослых партий?".
К примеру, поддерживающая В.В.Путина молодежная организация "Идущие вместе" якобы насчитывает 14 тысяч членов в возрасте 16-18 лет. Чтобы вступить в нее, надо пройти двухмесячный испытательный срок, выучить 8 принципов Морального кодекса, где, в частности, сказано: "Безделье - основа пьянства". Руководители десяти пятерок получают зарплату - 50 долларов в месяц. Наступили каникулы и "Идущие вместе" превратились в "пьющих вместе". Руководители "молодежного единства" охотно выдают партийные билеты любому желающему.
Молодежная организация "Яблока" объединяет около тысячи членов. Основная форма учебы - семинары в системе Интернета.
"Соколы Жириновского". Численность - около 30 тысяч человек. Молодежные отделения ЛДПР есть во всех регионах России. "Соколята" помогают старшим товарищам в пропаганде партийных идей. Сейчас юные жириновцы проводят акцию "Лето без наркотиков". В рамках ЛДПР действует "Школа будущего депутата", где молодых партийцев учат ораторскому мастерству и политграмотности. Лекции здесь, бывает, читает и сам ВВЖ.
Российский коммунистический союз молодежи создан 23 января 1993 года и объединяет комсомольские организации 74 республик, краев и областей России. Численность - около 30 тысяч человек. Членство в РКСМ индивидуальное. Организация сохранила верность традиционной комсомольской символике - значку и красному знамени. Основными целями РКСМ являются: защита прав и интересов трудящейся и учащейся молодежи, воспитание подрастающего поколения на основе марксистко-ленинского мировоззрения.
Всероссийский молодежный Союз "Отечества" объединяет около 20 тысяч "юных лужковцев" в 82 регионах России.
"Православная молодежь". Первый съезд молодежной организации Русской православной церкви прошел совсем недавно. В нем участвовали 423 делегата из 87 епархий. Во многих из них уже созданы молодежные отделы, работают центры реабилитации и психологической помощи. Методы работы у церкви - проверенные: культурный досуг, бескорыстная помощь обездоленным. Есть даже православные молодежные стойотряды по восстановлению храмов.
Союз правых сил предлагает молодежи позиции, от которых трудно отказаться: "Ты прав", "Ты хочешь жить, как в Европе?". СПС является партией зарождающейся крупной буржуазии, служит капиталу.
На вопрос "Какие политические организации выражают Ваши интересы?" (опрос 2001 года) молодые респонденты ответили так: Союз правых сил - 16,1%, Яблоко - 8,4%, Единство - 6,9%, ЛДПР - 5,8%, КПРФ - 3,2%, другая - 2,0%, ни одна не выражает - 57,5%. Мы видим, что коммунисты не популярны (за исключением ИТР и служащих - 9,2%). Их устаревшие лозунги не привлекают молодежь, кадровый состав очень старый. Огромное влияние оказала и десятилетняя клеветническая кампания. Грабя страну, олигархи кричали о "деньгах партии", искали их за границей, вывозя за рубеж огромные богатства. В силу своего потрясающего невежества они не знают предупреждения Томаса Манна, что антикоммунизм был и остается основной глупостью нашей эпохи.
И все же уходит в прошлое миф о политической пассивности молодежи, которая все громче и громче заявляет о себе, о своих требованиях к властям. Появляется все больше прогрессивных молодежных объединений, организаций и союзов.
Летом 2001 года мне довелось быть участником и выступать с докладами на всероссийских студенческом форуме и фестивале молодежи и убедиться в том, сколько прекрасных, серьезных, политически активных юношей и девушек появилось в России за последнее время. Это, действительно, новое поколение молодых людей, четко определивших свои ценностные ориентации и жизненные планы. Мы обсуждали вопросы: в какой мере современные молодые люди готовы и способны стать в центре общественных преобразований, насколько глубоко деформировано сознание и поведение вступающих в жизнь юношей и девушек, что можно и нужно сделать для преодоления девиантно-делинквентного поведения, совершенствования системы образования и воспитания? Эти вопросы волнуют всех.
Преодоление кризисных явлений в молодежной среде во многом будет зависеть от формирования и реализации научно-обоснованной молодежной политики.
Жизнь дает массу примеров, что многие из попавших в беду, оказавшихся в экстремальной ситуации, могли бы этого избежать, окажись вовремя рядом с ними профессионально подготовленные специалисты, т.е. социальные педагоги и социальные работники.
Усилия должны быть направлены на оказание помощи молодежи в социализации и самореализации.
Социальная защита состоит из следующих компонентов:
1) экономическая защита;
2) социальная защита (в узком смысле);
3) политическая защита (на уровне государственной власти);
4) духовно-нравственная защита;
5) правовая защита.
Молодость - это проектирование судьбы. Часто возникает вопрос: "Как относиться к современной молодежи?". Ответ однозначный: с уважением и доверием, оказывать помощь в самоопределении, формировании духовных ценностей и интересов. Ибо им, молодым, жить в ХХI веке и исправлять ошибки старшего поколения. А это невозможно без овладения правилами и принципами культуры диалога.
История, как известно, есть нечто иное, как последовательная смена поколений. Этого не знают только варвары. Один из них в Красноярске заявил, что пойдет в ХХI век без старшего поколения. В предвыборную программу "Союза правых сил" новосибирские "хунвэйбины" включили лозунг: "Сбросим дедушек с поезда!". Но это не помогло им на выборах.
В прошлом было немало бед и горя, лишений и страданий. И не надо идеализировать и мифологизировать историю. И тем более делать ее непредсказуемой, предавать память отцов и матерей, вклад старших поколений, быть "иванами, не помнящими родства", устраивать "пляски" на могилах. Но это не дано понять манкуртам. Они служат тем, кто заказывает музыку и хорошо платит.
Старшее поколение вспоминает о простых человеческих радостях: отмене карточной системы в 1947 году, регулярном снижении цен в пятидесятые годы, ключах от новых квартир, называемых теперь "хрущобами", запуске искусственного спутника Земли и полете Юрия Гагарина в космос, освоении целины и строительстве БАМа и многом другом. Это не были "бесцельно прожитые годы", как в этом постоянно пытаются убедить вступающее в жизнь подрастающее поколение "независимые" средства массовой информации, скрывающие за демагогической риторикой свое невежество.
Дочь конструктора космических кораблей Наталья Сергеевна Королева, выступая по телевидению 25 сентября 1999 года в программе "Большие родители", так охарактеризовала отца: "Не озлобленность, а любовь к Родине, глубочайший патриотизм, был главным в его жизни. Отец просидел семь лет, его били, сломали челюсть. В заключении его больше всего заботило, что не. может заниматься любимым делом, что Советский Союз отстает в развитии ракетостроения. Он просто смотрел вперед. Он никогда не боялся взять ответственность на себя, не терпел нерадивого отношения к делу, подбадривал своим примером, говорил: "Мы должны быть первыми. В этом историческая заслуга поколения".
Как обоснованно заметила на страницах "Известий" журналист Ирина Петровская, "именно в годы глухие цена простых радостей постоянно возрастает. Поэтому люди, которых всю жизнь призывали прежде думать о Родине, а потом о себе, так светились радостью, приходя в телевизионную "Старую квартиру": здесь их память, их опыт, их жизнь обретали плоть, кровь и живое соучастие со стороны соседей! Людей, объединенных общим опытом, одним прошлым - несправедливо оплеванным, почти что проклятым теми, кто, кажется, с пеленок был свободным и грезил о реформах, сидя на горшке"[17].
Всех превзошла "непримиримая Лера" - Новодворская, заявив, что "занимается революционной деятельностью с семи лет". Отстали от нее "молодые реформаторы" - "мальчики в розовых штанишках" и другие "киндер-сюрпризы", сделавшие народ нищим.
В сфере политики наблюдается сегодня неудовлетворенность. В сфере культуры - нетерпимость. В духовно-идеологической сфере - авторитаризм и экстремизм, мировоззренческая неразборчивость, нетерпимость к чужому мнению. В социально-материальной сфере - напряженность, рост бедности и нищеты. В межнациональных отношениях - вражда и ненависть.
Молодой человек формируется как личность в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества.
Разрыв исторической традиции, отказ от достижений прошлого (как это происходит в современной России) приводит к тому, что ценности становятся объектом идеологических манипуляций. "Белое" объявляется "черным" и "черное" - "белым". В результате история становится "непредсказуемой".
Глобальные потрясения разрушают механизмы передачи ценностей, выработанных в процессе длительного исторического развития. Разочарование в традиционных ценностях, отказ от прогрессивных идеалов приводят к усвоению ложных идеалов. У людей и социальных групп, стремящихся незаконно прийти к власти, всегда наблюдается повышенный интерес к молодежи, стремление использовать ее для своих целей.
Рыночная экономика в цивилизованном обществе требует, чтобы каждый человек выступал в качестве субъекта с широкими возможностями жизненного выбора. Поэтому система образования, с одной стороны, должна удовлетворять изменяющимся требованиям общества, а с другой, обеспечивать развитие личности с учетом ее запросов, способностей, интересов и ценностных ориентаций.
Сегодня велика дискриминация абитуриентов по материальному положению и месту жительства. Образование очень дорогое. Родители платят большие деньги как за обучение детей в школе, так и в вузе. Даже в государственных школах действует жестокая платная система. Вступительные экзамены в вузах нередко никакого отношения к способностям и знаниям не имеют.
Исследования показывают, что патерналистские, иждивенческие настроения постепенно заменяются в сознании и поведении молодежи установками на собственную активность, инициативность и самостоятельность. Инфантильность уходит в прошлое. Государство должно относиться к молодежи как к стратегическому ресурсу XXI века.
Современное общество должно осознать и открыть для себя молодежь как субъекта истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи в социально-экономических и политических процессах, без переворота в сознании но поводу феномена молодежи человечество не сможет прогрессировать, прорваться к новым высотам цивилизации. Необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежной политики[18].
Молодежная политика направлена на формирование и воспитание подрастающего поколения и призвана содействовать соединению интересов общества и жизненно важных интересов и потребностей различных групп молодежи.
В широком смысле государственная социальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию социальной сферы.
В узком смысле социальная политика понимается как социальная защита населения и представляет собой систему дистрибутивных и компенсационных мер, проводимых в целях недопущения падения уровня жизни ниже социально принятого минимума материальных и иных возможностей различных групп населения. Здесь объектом политики является более узкая, наименее обеспеченная и нетрудоспособная часть населения.
Концепция молодежной политики позволяет рассматривать ее в числе стратегических направлений деятельности государства, определяющих перспективы развития общества.
При такой исходной посылке определение государственной молодежной политики, ее принципов, целей и задач должно строиться в непосредственной связи с особенностями процесса социализации, являющегося для молодежи одновременно и внешним фактором, накладывающим на нее определенные ограничения и диктующим общепризнанные нормы поведения, и формой бытия молодежи.
Серьезно думающие о будущем молодые люди рассматривают образование как важнейший фактор своей жизни, как наиболее реальный "путь наверх". Ибо они поняли, что самореализация через торговлю в ларьке - это дорога в тупик. Конечно, приходится работать, чтобы жить, но нужно думать и о будущем, когда будет востребован высококвалифицированный производительный труд.
Что следует предпринять для преодоления негативных сторон в поведении молодежи?
1. Необходима реальная, а не декларируемая гуманитаризация образования и воспитания, возрождение культурно-исторической памяти. Культурное "беспамятство" самым непосредственным образом влияет на массовое, в том числе и политическое сознание подрастающего поколения.
2. Особое внимание должно быть уделено нравственному просвещению, которое поможет преодолеть широко распространившееся невежество среди молодежи.
3. Воспитание должно быть направлено на формирование самостоятельной, социально активной личности, способной со знанием дела принимать решения и отвечать за них, постоянно саморазвиваться, участвовать в реальных делах.
4. Необходимо, чтобы молодой человек становился высокопорядочной личностью не вопреки общественным условиям, а в силу создаваемых обществом предпосылок для самоопределения и самоутверждения. К сожалению, сегодня остро ощущается дефицит позитивных ценностей. В связи с этим особою роль приобретает оздоровление социальной среды, борьба с коррупцией, утверждение социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального созревания вступающих в жизнь поколений.
Как писал К.Маркс, нужно создать такие социальные условия, при которых каждый, "в ком сидит Рафаэль"[19], получил бы возможности для беспрепятственного развития своих дарований.
Литература:
[*] Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 01-03-00095.
[1] Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.16. С.478.
[2] См.: Положение молодежи Санкт-Петербурга. Проблемы, тенденции, перспективы. Ежегодный доклад. Части 1-2 / Научный ред. В.Т.Лисовский. СПб. 2000.
[3] См.: Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. 2000.
[4] Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1996. С.5-7.
[5] Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. Краснодар, 1992. С.85.
[6] См.: Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М., 1999.
[7] Орехов А. Глобальное закабаление России // Санкт-Петербургские ведомости. 2001, 24 марта.
[8] Герасименко О., Рашидов О. Затерялась Россия, а отступать некуда. Позади провинция, где толстосумов не очень-то жалуют // Комсомольская правда. 2001. 16 марта.
[9] Борисов А. Дублер БАБа // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 13 ноября.
[10] Цитир. по: Кабанников Андрей. Пора менять крупных воров на мелких лавочников.//Комсомольская правда. 1998. 2 декабря.
[11] Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. Л., 1991. С. 234, 272.
[12] Предательство не знает границ / Цитир.по: “Советская Россия”. 2001. 6 марта.
[13] Горбачев М.С. Целью моей жизни было уничтожение коммунизма.//Газета “USVIN”. 1999. № 24. Словакия.
[14] Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект). М., 2001. С.13.
[15] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.7. С.253.
[16] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.30. С.225–229.
[17] Петровская И. Исторический роман на исходе века // Известия. 1999. 25 декабря.
[18] См.: Основы ювенологии. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е.Г.Слуцкого. СПб., 2001; Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи. Учебное пособие. Ростов-н/Д., 2001.