Русская сказка как выражения сознания русского народа.,Е.А.Алексеева |
Е.А.Алексеева,аспирант Оренбургского государственного университетаРусская сказка как выражения сознания русского народа.Воспроизведение объективной реальности осуществляется в субъективном мире сознания. Сознание представляет собой открытую систему, в которой имеют место не только точные понятия и теоретические знания, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира Одним из таких средств отражения действительности и является устное народное творчество. Каждая нация имеет свое самобытное духовное лицо, возникающее из инстинктивно-душевного своеобразия восприятия окружающего мира. Духовное своеобразие народа проявляется в языке, песнях, поэзии, молитве, сказках. Устное народное поэтическое творчество возникло в глубокой древности , явилось естественным преддверием, художественной основой, и достигло своего совершенства ко времени введения на Руси письменности. На основе богатейшей поэтической сокровищницы фольклора в значительной степени и возникла первоначальная русская письменная литература. Народная сказка широко использовалась в древнерусской литературе Благодаря этому в литературу проникло подлинно народное идейное начало. Всякое искусство порождено действительностью. Это одна из основ материалистической эстетики. Так обстоит дело, например со сказкой, сюжеты которой вызваны действительностью, т.е. эпохой, социальными и экономическими отношениями, формами мышления и художественным творчеством, психологией. В ней, как и в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Она тесно связана с народным бытом и обрядами. Первоначально устное народное творчество было бессознательно художественной переработкой явлений природы и общества при помощи развивающейся фантазии, и лишь затем приняло характер сознательного художественного освоения действительности. Развитие искусства исторически обусловлено, в основном его характер определяется характером общественных формаций, но непосредственно, а путем сложных отношений явления искусства и явлений общественной жизни. В Германии на основе идеалистической философии сформировалась мифологическая школа. Ее сторонники утверждали, что наука, философия, все виды искусств возникли на почве мифологии. Кроме того, они стремились доказать, что сюжеты и образы сказок идут от мифологических представлений. Развитие исторической науки, сравнительных исследований культуры, введение в научный оборот материалов фольклора народов Африки, Южной Америки и Океании, подтверждающих сходство их устного творчества, беспомощность мифологической теории в объяснении этого сходства привели к созданию новой теории - теории самозарождения сюжетов, на основе которой сложилась антропологическая школа. Эта школа объясняла сходство материальной и духовной культуры народов, не находящихся в этническом родстве или экономических и политических связях общими особенностями человеческой природы, сходством психики людей и их мышления на одинаковых ступенях исторического развития. Они пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и что последующие ступени сохраняют в себе пережитки предшествующих. К. Маркс и Ф. Энгельс многосторонне изучали материальную и духовную жизнь общества и определили место и роль фольклора в истории культурного развития человечества. Классики марксизма высоко ценили познавательное значение фольклора, в произведениях которого многосторонне отражена действительность, история, общественные отношения, быт, воззрения и идеалы народа. Ф. Энгельс в книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" широко пользовался сведениями фольклора; это помогло ему наиболее ярко представить картину развития общества и семьи. Все известные науке факты неопровержимо свидетельствуют о том, что создателем фольклора является не господствующие классы, а трудовые массы народа. Фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь и служит отражением его жизненного опыта, психического склада (характера), моральных и эстетических понятий. Традиционные русские сказки создавались и бытовали главным образом в крестьянской среде. Их создателями и исполнителями были обычно люди с большим жизненным опытом, много ходившие по Руси, много видавшие. А.М. Горький определял фольклор как устное народное творчество трудового народа, который по его мнению является зачинателем создания материальной и духовной культуры, "первым по времени, красоте и гениальности философом и поэтом ". (см. 1) Чем меньше уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Может быть поэтому мир отраженный в сказках формируется на уровне обыденного сознания, на обыденных представлениях людей о прекрасном. До возникновения классов в обществе фольклор был творчеством рода и племени, коллектива, их составляющего. Известный нам фольклор - это в большинстве своем фольклор времени, когда в обществе уже сформировались классы. Фольклор остался творчеством трудовой части населения - крестьян, ремесленников, рабочих. Каждая из этих групп внесла свой вклад в фольклор. Каждая новая эпоха приносит сказки нового типа, нового содержания и новой формы. Сказка изменяется вместе с исторической жизнью народа, ее изменения обусловлены изменениями самой народной жизни, потому что она есть продукт истории народа; она отражает события истории и особенности народного быта. Освещение и понимание истории и жизни народа в фольклоре изменяются вместе с изменениями народных представлений, воззрений и психологии. В сказках можно обнаружить следы нескольких эпох. Например, в сказках древнерусских племен ясно сказывались особенности мировоззрения того времени - анимизм (одухотворение явлений природы по аналогии с живыми существами, почитание животных или растений, связанных с сознанием единства природы и человека), тотемизм ( выражается в превращении людей в животных), магизм (сказки о чудесных предметах, превращениях), мифология. В эпоху феодализма все большее место занимают социальные темы, особенно в связи с крестьянским движением: в сказках выражались антикрепостнические настроения. XVI- XYII века характеризуются богатым развитием сказки, В ней отражаются и исторические мотивы (сказки об Иване Грозном), и социальные (сказки о судьях и попах) и бытовые сказки (сказки о мужике и жене). В жанре сказки значительно усиливаются сатирические мотивы. XYIII - первая половина XIX века. - последний этап существования феодально-крепостнического общества. Это время характеризуется развитием капиталистических отношений и разложением крепостнического строя. Сказка приобретает еще более яркий социальный аспект. В нее входят новые персонажи, прежде всего умный и хитрый солдат. Издавна фольклор признавали и исторически ценным материалом, верно отражающим и глубоко толкующим общественную жизнь, историю и быт народа, и искусством созданным и сохраняемым народными массами. Крестьянские восстания конца XYIII в., Отечественная война 1812 г., восстания декабристов выдвинули вопрос об исторической роли народных масс, а вместе с тем вопрос об их социальных воззрениях и духовной культуре, что способствовало изучению народного поэтического творчества. Например, декабристы отметили социально-идейную направленность сказок, особенно солдатских сказок, их исторический и патриотический характер. Они увидели в них критику "князей, бояр и попов". Эпоха капитализма в России началась с середины 60-х годов 19 в. В условиях капитализма значительно изменяется положение крестьянства. Оно разоряется, обезземеливается, попадает в долговую кабалу к сельским богачам. Крестьяне начинают уходить на зиму в город на заработки, а к весне возвращаются в деревню для земледельческих работ. В основном из крестьян формируется рабочий класс. Изменение экономического и правового положения крестьянства приводит к изменению его жизненного уклада и воззрений. В крестьянской среде выделяются два слоя; отсталое, темное , патриархальное крестьянство и крестьянство революционное, в среде которого рождаются настроения недовольства и протеста. Л. Толстой отразил психологию патриархального крестьянства. На этой почве родилось учение Толстого о непротивление злу насилием.. В среде патриархального крестьянства более устойчивыми были традиционные жанры фольклора, особенно жанры для которых свойственны темы утопических мечтаний или мотивы религиозно-мистические. Старый дореволюционный фольклор не только рисовал безрадостные картины тяжелой жизни народа но и воплощал мечты народа о светлом будущем. Во второй половине XIX - начале XX века, на которые приходятся все более быстрое и широкое развитие капитализма в России, в фольклоре происходят большие изменения. Усиливаются сатирические мотивы и критическая направленность сказки; основой этого служило обострение социальных противоречий; целью сатиры все более становится обличение власти денег и произвола властей. Большее место заняли автобиографичность, особенно в сказках об уходе в город на заработки. Уменьшилась популярность темы крепостной неволи, столь характерной для фольклора предыдущего периода его истории. Для сказки этого времени характерны: сужение области бытования; происходят изменения в соотношении разновидностей сказок; популярность волшебных сказок сильно уменьшается, а возрастает популярность бытовых сказок, особенно социально-бытовых, менее популярными, нежели раннее становятся сказки о мужике и барине; в сказки входят новые персонажи - купец, жадный, глупый, жестокий, которому противостоит крестьянин-бедняк; популярными становятся мотив царской службы и образ солдата; обостряется сатирическая направленность сказки. Фольклор относится к народной демократической культуре. Но именно в нем отразились национальные особенности культуры. Показательно, что в период романтизма, когда возникла тенденция создания национальной самобытной культуры и искусства, литература, музыка, живопись за сюжетами, формами и выразительными средствами обратились к устному народному творчеству, который отразил жизнь, быт и дух русского народа. Большая устойчивость в фольклоре отнюдь не означает того, что в нем не происходят никаких изменений. Специфика фольклора в том и состоит, что в ней в рамках общей устойчивости происходят постоянные, непрерывные, никогда не прекращающиеся изменения. В чем же они выражаются. Может измениться общий характер народного творчества. Так например, в конце XIX - начале XX века весь русский фольклор, в том числе и русская сказка. становится более реалистическим, приобретает более тесную связь с современностью. иными становятся также освещение действительности, идейная сущность произведений. Сказка представляет большую общественную ценность состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Обычно чем ярче и полнее проявляется одно из них, тем ярче и полнее проявляются и другие. Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей. Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом. Кроме того сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного. для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность. Основная особенность нации - общность проявляется и в народном творчестве. Так, например, по всей России распространены одни и те же сказки. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие для трудового народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы важные для всего народа. В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская; чистое поле, береза, калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением. Т. е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы , русской земли и ощущение того что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах . Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, сюжетный. От других прозаических жанров ( преданий и легенд) сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется в установке на привлекательность. Эстетическое начало, кроме того , проявляется в идеализации положительных героев, ярком изображении "сказочного мира", удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраски событий. М. Горький обращал внимание на выражения в сказках народных мечтаний о лучшей жизни: "Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху - об этом говорит сказка о ковре-самолете. Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о сапогах-скороходах...".(см. 2, с.299) В науке общепринятым считается разделение сказочных текстов на три разряда: волшебные сказки, новеллистические(бытовые) сказки и сказки о животных Волшебные сказки были весьма популярны в народе. Вымысел в волшебных сказках носит характер фантастики. Начало волшебное заключает в себе так называемые пережиточные моменты и прежде всего религиозно-мифологическое воззрение первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам и явлениям магических свойств, различные религиозные культы, обычаи, обряды и т.д. Сказки полны мотивов, содержащих в себе веру в существование потустороннего мира и возможность возвращения оттуда, представление о смерти заключенной в какой-либо материальный предмет( яйцо, цветок), о чудесном рождении (от выпитой воды), о превращении людей в животных, птиц и т.д. Фантастическое же начало сказки вырастает на стихийно-материалистической основе, замечательно верно улавливает закономерности развития объективной действительности. Это то, что М. Горький называл "поучительной выдумкой" - изумительной способностью человеческой мысли заглядывать вперед факта". Происхождение фантастики имеет свои жизненные корни в особенностях уклада жизни и в мечте людей о господстве над природой. Все это лишь следы мифологических представлений так как формирование классической формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного общества, в обществе гораздо более развитом. Мифологическое мировоззрение лишь дало основу поэтической форме сказки. Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса о которых в них говорится имеет жизненные основания. Это во-первых отражение особенностей труда и быта людей родового строя, их отношения к природе , часто их бессилия перед ней. Во-вторых отражение феодального строя, прежде всего раннего феодализма ( царь - противник героя, борьба за наследство и т.д). Характерно, что капиталистические отношения не нашли свое отражение в волшебной сказке. Очевидно ее развитие остановилось до формирования капиталистической формации. Жизненной основой волшебной сказки была и та мечта о власти над природой, которая так характерна для них. Даже самая далекая от жизни фантастика имеет жизненные корни. Среди эпизодов и мотивов, составляющих действия выделяются те, которые употребляются наиболее часто, обычны для волшебных сказок; причина, заставляющая героя действовать ( отлучение от дома, трудное поручение) появление цели действия, выполнение поручения, обнаружение предмета поисков, стремлений, победить или перехитрить врага и т.д.. Персонаж в волшебных сказок всегда носитель определенных моральных качеств. Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря. Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями , а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу. Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины - красавицы, величественная простота, мягкая гордость собой, недюженный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Сознанию русского народа именно такой представлялась женская красота. Серьезный смысл некоторых волшебных сказок давал основания для суждений по самым важным жизненным вопросам. Так, в некоторых сказках воплощается свободолюбивое стремление и борьба русского народа против произвола и угнетателей. Антитетическая композиция волшебных сказок определяет наличие в них персонажей, враждебных положительным героям. Победа героя над враждебными силами - торжество добра и справедливости. Многие исследователи отмечали героическую сторону волшебной сказки, ее социальный оптимизм. А.М. Горький говорил: " Очень важно отметить, что фольклору совершенно чужд пессимизм, невзирая на тот факт, что творцы фольклора жили тяжело, рабский труд их был обессмыслен эксплуататорами, а личная жизнь бесправна и беззащитна. Но при всем этом коллективу как бы свойственно сознание его бессмертия и уверенность в победе над всеми враждебными ему силами ". (см. 2, с.305) Сказки , в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности. Социально-бытовые сказки возникли по мнению исследователей в два этапа: бытовые - ранние, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя и социальные - с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма., особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывали недовольство и протест, были почвой социальной критики. Положительный герой социально-бытовых сказок - социально-активный, критически настроенный человек. Тяжелый труд, бедность, темнота, часто неравный по возрасту и имущественному положению брак вызывали осложнение семейных отношений и определили появление сюжетов о злой жене и глупом и ленивом муже. Социально бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основном две важных общественных темы: социальная несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде. Барин в сказках представлен как глупый, не знающий жизни, не умеющий ни в чем разобраться человек, холодный, жестокий, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее. Поэтому такого рода сказки звучали в крепостной деревне как беспощадное обличение бар как отрицание их права распоряжаться судьбой крепостных. Другой остро сатирический образ сказок - поп. Обличение попа - одновременно критика религиозных догм и морали, проповедуемой церковью. В социально - бытовых сказках гораздо яснее выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социально справедливой, счастливой и спокойной жизни. "В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклоненный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве ". (см. 3) Такого рода антитеза, как противопоставление мужика барину, купцу, попу, бедного богатому раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении классового сознания трудовых масс. Общественное сознание на каждом этапе своего развития соответствует основным характеристикам общества, принимая в зависимости от них те или иные исторические формы. В классовом обществе оно имеет выраженный классовый характер, существуя прежде всего в виде классового сознания. Если связи волшебной сказки с действительностью, народной жизнью и народным мировоззрением скрыты под вымыслом, задрапированы в фантастические одежды, то новеллистическая сказка широко отражает реальный крестьянский быт. Социальная принадлежность героев четко определена, и в этом уже заложена характеристика, предопределенная народными представлениями и воззрениями. Но если зло в волшебной сказке воплощено в фантастических образах Кащея, яги, змея, то в новеллистической сказке это социальный враг крестьянина, враг, сильный властью, богатством, положением, хотя по существу мелкий и ничтожный простой человек, крестьянин, берет верх над этим злом, побеждая не при помощи чудесных предметов и свойств, а благодаря уму, сметливости , хитрости и находчивости. Тема социальной несправедливости так или иначе имеет в сказке свое разрешение. В сказках, так же как и в некоторых других жанрах фольклорной прозы, отражавших сильные и слабые стороны крестьянской психологии , выразилась многовековая мечта о счастливой жизни, о неком "мужицком царстве". Поиски "иного царства" в сказках являются характерными мотивами. Сказочная социальная утопия рисует народное материальное благополучие, сытое довольство; мужик вдоволь ест и пьет, заводит "пир на весь мир". Н. Г. Чернышевский отметил: " Бедность действительной жизни - источник жизни в фантазии". (см. 4, с.36) О "счастливой" для себя жизни крестьянин судит по образцу тех материальных благ, которыми владеют цари и помещики. У крестьян была очень сильна вера в "доброго царя", и сказочный герой становится именно таким царем во многих сказках. В то же время сказочный царь по своему поведению, быту, привычкам уподобляется простому мужику. Царский дворец рисуется подчас как богатый крестьянский двор со всеми атрибутами крестьянского хозяйства. Сказки о животных - один из древнейших видов фольклора. Восходя к древним формам отражения действительности на ранних этапах человеческого сознания, сказки о животных выражали определенную степень познания мира. Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Истории зверей - это все истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьезного смысла. Своеобразная разновидность сказочного жанра - сказка о животных. Возникнув в глубокой древности они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества - охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок состоял в те времена прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В сказках о животных действуют и птицы и рыбы и животные и растения. В каждой из этих сказок заложен смысл. Например, в сказке про репку смысл оказался в том, что никакая, даже самая малая сила в деле нелишняя, а случается что ее-то и не хватает, чтобы добиться результата. В сказках о животных отразились древние представления человека о природе; анимизм, антропоморфизм, и тотемизм. Например, анимизм проявляется в мотивах чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. Антропоморфизм выражается в том, что животные говорят и действуют как люди. Тотемизм, состоящий в том , что человек ведет свой род от животных. С развитием человеческих представлений о природе, с накоплением наблюдений в сказки входят сюжеты о победе человека над животными и о домашних животных, что было результатом их поручения. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение - повадка) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека., животные говорят и ведут себя как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств ( лиса - хитрость и др.). Так сказки приобрели иносказательный смысл. Под животными стали разуметь людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных не только осмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждается угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы Основной смысловой аспект сказок о животных - моральный. Для сказок о животных характерен яркий оптимизм,. слабые всегда выходят из сложных положений. Связь сказки с древним периодом ее жизни обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. У зверя есть сила, хитрость, но нет человеческого ума.. Образы животных на позднем этапе жизни сказки получают значение социальных типов. В таких вариантах в образе хитрой лисы, волка и других можно усматривать человеческие характеры, возникшие в условиях классового общества. За образом животного в них можно угадывать социальные отношения людей. Например, в сказке "О Ерше Ершовиче и сыне его Щетинникове" дана полная и верная картинка древнего русского судопроизводства. Сказки - древнейший жанр устного народного творчества, Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. В сказках каждого народа - общечеловеческие темы получают своеобразное национальное воплощение. В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее. Сказочное наследие рассматривалось прежде всего как материал для характеристики социальной и нравственной стороны жизни народа. В сказке получила свое выражение ценностная компонента сознания, где укоренены духовные идеалы личности, представления о красоте, правде, справедливости. В каждой сказке находят свое выражение такие эмоциональные компоненты сознания как; радость, негодование, наслаждение (выставление человека в смешном виде), симпатия и антипатия. Сказка отображает заключенное в сознании отношение к явлениям общественной жизни, выраженное не только в потребностях, интересах и стремлениях людей, но и в их разнообразных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, условиях труда и быта. Сказка также демонстрирует какой отпечаток накладывает на психологическое состояние народа историческая эпоха. Таким образом мы увидели, что русская сказка представляет собой обобщенное, оценочное и целенаправленное отражение действительности, которое выражает сознание человека, и в частности сознание русского народа.
Литература: 1. М. Горький. О литературе. М. 1953 2. Горький А. М. Собр. соч. в 30 - ти т., т.27. 1953. 3. В. Белинский. Полн. собр. сочинений, в 13 т., т.5. - М., 1954 4. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. т.2. - М., 1948, 5. Панин А.В., Алексеев П.В. Философия. - М., 1997. с. 156 - 159 6. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. - М., 1987. 7. С.Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. - М., 1981. 8. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. - М., 1988 9. Русские народные сказки (сост. Аникин В.П.). - М., 1986. |