CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2002 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Русская сказка как выражения сознания русского народа.,Е.А.Алексеева
Русская сказка как выражения сознания русского народа.,Е.А.Алексеева

Е.А.Алексеева,

аспирант Оренбургского государственного университета

Русская сказка как выражения сознания русского народа.

Воспроизведение объективной реальности осуществляется в субъективном мире сознания. Сознание представляет собой открытую систему, в которой имеют место не только точные понятия и теоретические знания, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира

Одним из таких средств отражения действительности и является устное народное творчество. Каждая нация имеет свое самобытное духовное лицо, возникающее из инстинктивно-душевного своеобразия восприятия окружающего мира. Духовное своеобразие народа проявляется в языке, песнях, поэзии, молитве, сказках.

Устное народное поэтическое творчество возникло в глубокой древности , явилось естественным преддверием, художественной основой, и достигло своего совершенства ко времени введения на Руси письменности. На основе богатейшей поэтической сокровищницы фольклора в значительной степени и возникла первоначальная русская письменная литература.

Народная сказка широко использовалась в древнерусской литературе Благодаря этому в литературу проникло подлинно народное идейное начало.

Всякое искусство порождено действительностью. Это одна из основ материалистической эстетики. Так обстоит дело, например со сказкой, сюжеты которой вызваны действительностью, т.е. эпохой, социальными и экономическими отношениями, формами мышления и художественным творчеством, психологией. В ней, как и в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Она тесно связана с народным бытом и обрядами.

Первоначально устное народное творчество было бессознательно художественной переработкой явлений природы и общества при помощи развивающейся фантазии, и лишь затем приняло характер сознательного художественного освоения действительности.

Развитие искусства исторически обусловлено, в основном его характер определяется характером общественных формаций, но непосредственно, а путем сложных отношений явления искусства и явлений общественной жизни.

В Германии на основе идеалистической философии сформировалась мифологическая школа. Ее сторонники утверждали, что наука, философия, все виды искусств возникли на почве мифологии. Кроме того, они стремились доказать, что сюжеты и образы сказок идут от мифологических представлений.

Развитие исторической науки, сравнительных исследований культуры, введение в научный оборот материалов фольклора народов Африки, Южной Америки и Океании, подтверждающих сходство их устного творчества, беспомощность мифологической теории в объяснении этого сходства привели к созданию новой теории - теории самозарождения сюжетов, на основе которой сложилась антропологическая школа.

Эта школа объясняла сходство материальной и духовной культуры народов, не находящихся в этническом родстве или экономических и политических связях общими особенностями человеческой природы, сходством психики людей и их мышления на одинаковых ступенях исторического развития. Они пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и что последующие ступени сохраняют в себе пережитки предшествующих.

К. Маркс и Ф. Энгельс многосторонне изучали материальную и духовную жизнь общества и определили место и роль фольклора в истории культурного развития человечества. Классики марксизма высоко ценили познавательное значение фольклора, в произведениях которого многосторонне отражена действительность, история, общественные отношения, быт, воззрения и идеалы народа. Ф. Энгельс в книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" широко пользовался сведениями фольклора; это помогло ему наиболее ярко представить картину развития общества и семьи.

Все известные науке факты неопровержимо свидетельствуют о том, что создателем фольклора является не господствующие классы, а трудовые массы народа.

Фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь и служит отражением его жизненного опыта, психического склада (характера), моральных и эстетических понятий.

Традиционные русские сказки создавались и бытовали главным образом в крестьянской среде. Их создателями и исполнителями были обычно люди с большим жизненным опытом, много ходившие по Руси, много видавшие. А.М. Горький определял фольклор как устное народное творчество трудового народа, который по его мнению является зачинателем создания материальной и духовной культуры, "первым по времени, красоте и гениальности философом и поэтом ". (см. 1)

Чем меньше уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Может быть поэтому мир отраженный в сказках формируется на уровне обыденного сознания, на обыденных представлениях людей о прекрасном.

До возникновения классов в обществе фольклор был творчеством рода и племени, коллектива, их составляющего. Известный нам фольклор - это в большинстве своем фольклор времени, когда в обществе уже сформировались классы. Фольклор остался творчеством трудовой части населения - крестьян, ремесленников, рабочих. Каждая из этих групп внесла свой вклад в фольклор.

Каждая новая эпоха приносит сказки нового типа, нового содержания и новой формы. Сказка изменяется вместе с исторической жизнью народа, ее изменения обусловлены изменениями самой народной жизни, потому что она есть продукт истории народа; она отражает события истории и особенности народного быта. Освещение и понимание истории и жизни народа в фольклоре изменяются вместе с изменениями народных представлений, воззрений и психологии. В сказках можно обнаружить следы нескольких эпох.

Например, в сказках древнерусских племен ясно сказывались особенности мировоззрения того времени - анимизм (одухотворение явлений природы по аналогии с живыми существами, почитание животных или растений, связанных с сознанием единства природы и человека), тотемизм

( выражается в превращении людей в животных), магизм (сказки о чудесных предметах, превращениях), мифология.

В эпоху феодализма все большее место занимают социальные темы, особенно в связи с крестьянским движением: в сказках выражались антикрепостнические настроения.

XVI- XYII века характеризуются богатым развитием сказки, В ней отражаются и исторические мотивы (сказки об Иване Грозном), и социальные (сказки о судьях и попах) и бытовые сказки (сказки о мужике и жене). В жанре сказки значительно усиливаются сатирические мотивы.

XYIII - первая половина XIX века. - последний этап существования феодально-крепостнического общества. Это время характеризуется развитием капиталистических отношений и разложением крепостнического строя. Сказка приобретает еще более яркий социальный аспект. В нее входят новые персонажи, прежде всего умный и хитрый солдат.

Издавна фольклор признавали и исторически ценным материалом, верно отражающим и глубоко толкующим общественную жизнь, историю и быт народа, и искусством созданным и сохраняемым народными массами. Крестьянские восстания конца XYIII в., Отечественная война 1812 г., восстания декабристов выдвинули вопрос об исторической роли народных масс, а вместе с тем вопрос об их социальных воззрениях и духовной культуре, что способствовало изучению народного поэтического творчества.

Например, декабристы отметили социально-идейную направленность сказок, особенно солдатских сказок, их исторический и патриотический характер. Они увидели в них критику "князей, бояр и попов".

Эпоха капитализма в России началась с середины 60-х годов 19 в. В условиях капитализма значительно изменяется положение крестьянства. Оно разоряется, обезземеливается, попадает в долговую кабалу к сельским богачам. Крестьяне начинают уходить на зиму в город на заработки, а к весне возвращаются в деревню для земледельческих работ. В основном из крестьян формируется рабочий класс. Изменение экономического и правового положения крестьянства приводит к изменению его жизненного уклада и воззрений. В крестьянской среде выделяются два слоя; отсталое, темное , патриархальное крестьянство и крестьянство революционное, в среде которого рождаются настроения недовольства и протеста.

Л. Толстой отразил психологию патриархального крестьянства. На этой почве родилось учение Толстого о непротивление злу насилием.. В среде патриархального крестьянства более устойчивыми были традиционные жанры фольклора, особенно жанры для которых свойственны темы утопических мечтаний или мотивы религиозно-мистические.

Старый дореволюционный фольклор не только рисовал безрадостные картины тяжелой жизни народа но и воплощал мечты народа о светлом будущем.

Во второй половине XIX - начале XX века, на которые приходятся все более быстрое и широкое развитие капитализма в России, в фольклоре происходят большие изменения. Усиливаются сатирические мотивы и критическая направленность сказки; основой этого служило обострение социальных противоречий; целью сатиры все более становится обличение власти денег и произвола властей. Большее место заняли автобиографичность, особенно в сказках об уходе в город на заработки. Уменьшилась популярность темы крепостной неволи, столь характерной для фольклора предыдущего периода его истории. Для сказки этого времени характерны: сужение области бытования; происходят изменения в соотношении разновидностей сказок; популярность волшебных сказок сильно уменьшается, а возрастает популярность бытовых сказок, особенно социально-бытовых, менее популярными, нежели раннее становятся сказки о мужике и барине; в сказки входят новые персонажи - купец, жадный, глупый, жестокий, которому противостоит крестьянин-бедняк; популярными становятся мотив царской службы и образ солдата; обостряется сатирическая направленность сказки.

Фольклор относится к народной демократической культуре. Но именно в нем отразились национальные особенности культуры. Показательно, что в период романтизма, когда возникла тенденция создания национальной самобытной культуры и искусства, литература, музыка, живопись за сюжетами, формами и выразительными средствами обратились к устному народному творчеству, который отразил жизнь, быт и дух русского народа.

Большая устойчивость в фольклоре отнюдь не означает того, что в нем не происходят никаких изменений. Специфика фольклора в том и состоит, что в ней в рамках общей устойчивости происходят постоянные, непрерывные, никогда не прекращающиеся изменения. В чем же они выражаются. Может измениться общий характер народного творчества. Так например, в конце XIX - начале XX века весь русский фольклор, в том числе и русская сказка. становится более реалистическим, приобретает более тесную связь с современностью. иными становятся также освещение действительности, идейная сущность произведений.

Сказка представляет большую общественную ценность состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Обычно чем ярче и полнее проявляется одно из них, тем ярче и полнее проявляются и другие.

Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.

Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.

Кроме того сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного. для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.

Основная особенность нации - общность проявляется и в народном творчестве. Так, например, по всей России распространены одни и те же сказки. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие для трудового народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы важные для всего народа.

В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская; чистое поле, береза, калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением. Т. е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы , русской земли и ощущение того что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах .

Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа.

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, сюжетный. От других прозаических жанров ( преданий и легенд) сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется в установке на привлекательность. Эстетическое начало, кроме того , проявляется в идеализации положительных героев, ярком изображении "сказочного мира", удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраски событий.

М. Горький обращал внимание на выражения в сказках народных мечтаний о лучшей жизни: "Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху - об этом говорит сказка о ковре-самолете. Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о сапогах-скороходах...".(см. 2, с.299)

В науке общепринятым считается разделение сказочных текстов на три разряда: волшебные сказки, новеллистические(бытовые) сказки и сказки о животных

Волшебные сказки были весьма популярны в народе. Вымысел в волшебных сказках носит характер фантастики. Начало волшебное заключает в себе так называемые пережиточные моменты и прежде всего религиозно-мифологическое воззрение первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам и явлениям магических свойств, различные религиозные культы, обычаи, обряды и т.д. Сказки полны мотивов, содержащих в себе веру в существование потустороннего мира и возможность возвращения оттуда, представление о смерти заключенной в какой-либо материальный предмет( яйцо, цветок), о чудесном рождении (от выпитой воды), о превращении людей в животных, птиц и т.д.

Фантастическое же начало сказки вырастает на стихийно-материалистической основе, замечательно верно улавливает закономерности развития объективной действительности. Это то, что М. Горький называл "поучительной выдумкой" - изумительной способностью человеческой мысли заглядывать вперед факта". Происхождение фантастики имеет свои жизненные корни в особенностях уклада жизни и в мечте людей о господстве над природой.

Все это лишь следы мифологических представлений так как формирование классической формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного общества, в обществе гораздо более развитом. Мифологическое мировоззрение лишь дало основу поэтической форме сказки.

Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса о которых в них говорится имеет жизненные основания. Это во-первых отражение особенностей труда и быта людей родового строя, их отношения к природе , часто их бессилия перед ней.

Во-вторых отражение феодального строя, прежде всего раннего феодализма ( царь - противник героя, борьба за наследство и т.д). Характерно, что капиталистические отношения не нашли свое отражение в волшебной сказке. Очевидно ее развитие остановилось до формирования капиталистической формации. Жизненной основой волшебной сказки была и та мечта о власти над природой, которая так характерна для них. Даже самая далекая от жизни фантастика имеет жизненные корни.

Среди эпизодов и мотивов, составляющих действия выделяются те, которые употребляются наиболее часто, обычны для волшебных сказок; причина, заставляющая героя действовать ( отлучение от дома, трудное поручение) появление цели действия, выполнение поручения, обнаружение предмета поисков, стремлений, победить или перехитрить врага и т.д..

Персонаж в волшебных сказок всегда носитель определенных моральных качеств.

Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему, братьям, которые часто стараются погубить его. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями , а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.

Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины - красавицы, величественная простота, мягкая гордость собой, недюженный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Сознанию русского народа именно такой представлялась женская красота.

Серьезный смысл некоторых волшебных сказок давал основания для суждений по самым важным жизненным вопросам. Так, в некоторых сказках воплощается свободолюбивое стремление и борьба русского народа против произвола и угнетателей.

Антитетическая композиция волшебных сказок определяет наличие в них персонажей, враждебных положительным героям. Победа героя над враждебными силами - торжество добра и справедливости.

Многие исследователи отмечали героическую сторону волшебной сказки, ее социальный оптимизм. А.М. Горький говорил: " Очень важно отметить, что фольклору совершенно чужд пессимизм, невзирая на тот факт, что творцы фольклора жили тяжело, рабский труд их был обессмыслен эксплуататорами, а личная жизнь бесправна и беззащитна. Но при всем этом коллективу как бы свойственно сознание его бессмертия и уверенность в победе над всеми враждебными ему силами ". (см. 2, с.305)

Сказки , в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности. Социально-бытовые сказки возникли по мнению исследователей в два этапа: бытовые - ранние, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя и социальные - с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма., особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывали недовольство и протест, были почвой социальной критики. Положительный герой социально-бытовых сказок - социально-активный, критически настроенный человек. Тяжелый труд, бедность, темнота, часто неравный по возрасту и имущественному положению брак вызывали осложнение семейных отношений и определили появление сюжетов о злой жене и глупом и ленивом муже.

Социально бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основном две важных общественных темы: социальная несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность.

Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.

Барин в сказках представлен как глупый, не знающий жизни, не умеющий ни в чем разобраться человек, холодный, жестокий, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее. Поэтому такого рода сказки звучали в крепостной деревне как беспощадное обличение бар как отрицание их права распоряжаться судьбой крепостных.

Другой остро сатирический образ сказок - поп. Обличение попа - одновременно критика религиозных догм и морали, проповедуемой церковью.

В социально - бытовых сказках гораздо яснее выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социально справедливой, счастливой и спокойной жизни.

"В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклоненный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве ". (см. 3)

Такого рода антитеза, как противопоставление мужика барину, купцу, попу, бедного богатому раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении классового сознания трудовых масс.

Общественное сознание на каждом этапе своего развития соответствует основным характеристикам общества, принимая в зависимости от них те или иные исторические формы. В классовом обществе оно имеет выраженный классовый характер, существуя прежде всего в виде классового сознания.

Если связи волшебной сказки с действительностью, народной жизнью и народным мировоззрением скрыты под вымыслом, задрапированы в фантастические одежды, то новеллистическая сказка широко отражает реальный крестьянский быт. Социальная принадлежность героев четко определена, и в этом уже заложена характеристика, предопределенная народными представлениями и воззрениями. Но если зло в волшебной сказке воплощено в фантастических образах Кащея, яги, змея, то в новеллистической сказке это социальный враг крестьянина, враг, сильный властью, богатством, положением, хотя по существу мелкий и ничтожный простой человек, крестьянин, берет верх над этим злом, побеждая не при помощи чудесных предметов и свойств, а благодаря уму, сметливости , хитрости и находчивости. Тема социальной несправедливости так или иначе имеет в сказке свое разрешение.

В сказках, так же как и в некоторых других жанрах фольклорной прозы, отражавших сильные и слабые стороны крестьянской психологии , выразилась многовековая мечта о счастливой жизни, о неком "мужицком царстве". Поиски "иного царства" в сказках являются характерными мотивами. Сказочная социальная утопия рисует народное материальное благополучие, сытое довольство; мужик вдоволь ест и пьет, заводит "пир на весь мир". Н. Г. Чернышевский отметил: " Бедность действительной жизни - источник жизни в фантазии". (см. 4, с.36)

О "счастливой" для себя жизни крестьянин судит по образцу тех материальных благ, которыми владеют цари и помещики. У крестьян была очень сильна вера в "доброго царя", и сказочный герой становится именно таким царем во многих сказках. В то же время сказочный царь по своему поведению, быту, привычкам уподобляется простому мужику. Царский дворец рисуется подчас как богатый крестьянский двор со всеми атрибутами крестьянского хозяйства.

Сказки о животных - один из древнейших видов фольклора. Восходя к древним формам отражения действительности на ранних этапах человеческого сознания, сказки о животных выражали определенную степень познания мира.

Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Истории зверей - это все истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьезного смысла.

Своеобразная разновидность сказочного жанра - сказка о животных. Возникнув в глубокой древности они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества - охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок состоял в те времена прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире.

В сказках о животных действуют и птицы и рыбы и животные и растения. В каждой из этих сказок заложен смысл. Например, в сказке про репку смысл оказался в том, что никакая, даже самая малая сила в деле нелишняя, а случается что ее-то и не хватает, чтобы добиться результата.

В сказках о животных отразились древние представления человека о природе; анимизм, антропоморфизм, и тотемизм.

Например, анимизм проявляется в мотивах чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. Антропоморфизм выражается в том, что животные говорят и действуют как люди. Тотемизм, состоящий в том , что человек ведет свой род от животных. С развитием человеческих представлений о природе, с накоплением наблюдений в сказки входят сюжеты о победе человека над животными и о домашних животных, что было результатом их поручения. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение - повадка) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека., животные говорят и ведут себя как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств

( лиса - хитрость и др.). Так сказки приобрели иносказательный смысл. Под животными стали разуметь людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных не только осмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждается угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы

Основной смысловой аспект сказок о животных - моральный. Для сказок о животных характерен яркий оптимизм,. слабые всегда выходят из сложных положений.

Связь сказки с древним периодом ее жизни обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. У зверя есть сила, хитрость, но нет человеческого ума.. Образы животных на позднем этапе жизни сказки получают значение социальных типов. В таких вариантах в образе хитрой лисы, волка и других можно усматривать человеческие характеры, возникшие в условиях классового общества.

За образом животного в них можно угадывать социальные отношения людей. Например, в сказке "О Ерше Ершовиче и сыне его Щетинникове" дана полная и верная картинка древнего русского судопроизводства.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества, Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости.

В сказках каждого народа - общечеловеческие темы получают своеобразное национальное воплощение. В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее.

Сказочное наследие рассматривалось прежде всего как материал для характеристики социальной и нравственной стороны жизни народа. В сказке получила свое выражение ценностная компонента сознания, где укоренены духовные идеалы личности, представления о красоте, правде, справедливости.

В каждой сказке находят свое выражение такие эмоциональные компоненты сознания как; радость, негодование, наслаждение (выставление человека в смешном виде), симпатия и антипатия.

Сказка отображает заключенное в сознании отношение к явлениям общественной жизни, выраженное не только в потребностях, интересах и стремлениях людей, но и в их разнообразных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, условиях труда и быта.

Сказка также демонстрирует какой отпечаток накладывает на психологическое состояние народа историческая эпоха.

Таким образом мы увидели, что русская сказка представляет собой обобщенное, оценочное и целенаправленное отражение действительности, которое выражает сознание человека, и в частности сознание русского народа.



 

Литература:

1. М. Горький. О литературе. М. 1953

2. Горький А. М. Собр. соч. в 30 - ти т., т.27. 1953.

3. В. Белинский. Полн. собр. сочинений, в 13 т., т.5. - М., 1954

4. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. т.2. - М., 1948,

5. Панин А.В., Алексеев П.В. Философия. - М., 1997. с. 156 - 159

6. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. - М., 1987.

7. С.Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. - М., 1981.

8. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. - М., 1988

9. Русские народные сказки (сост. Аникин В.П.). - М., 1986.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку