CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Об онтологии смысла,В.А.Соскин

В.А.Соскин,

кандидат философских наук

Об онтологии смысла

Онтология смысла – это прояснение смысла смысла, предполагающее постижение сущности-природы смысла, его глубинных черт-характеристик. Следует, во-первых, найти отправное слово для обозначения всего, в чём смысл пребывает, проявляется (существительное), во-вторых, найти глагол для обозначения акта, действия смысла, наконец, выяснить является ли кто-либо субъектом смысла и что есть он. Затем мы попытаемся выяснить как «смысл» связан с некоторыми другими основными словами мышления.

Уже в учении стоиков о лектон была зафиксирована важнейшая истина: в отличие от телесно-природной звуковой стороны речи смысл относится к духовной сфере. Смысл – это элемент бытия, перенесённого человеком в недра его духа. Смысл созидается в Абсолюте (безусловном бытии). Поскольку вера есть проявление реальности духовного как такового, смысл есть уверение веры как элемент переживания человеком своего пребывания в Абсолюте. После акта веры, в акте-и-состоянии веры открывается смысл предметности.

§ «Субъективный» и «объективный» смысл

Неверно полагать, что духовное пребывает где-то в ином, совершенно трансцендентном, мире. Духовное и материальное (мир) в Абсолюте столь тесно связаны, что мир (себе сущая предметность) никогда не бывает таким, чтобы духовность (сознание) и «я» сознания не имели касательства к нему. Можно, поэтому, выделить две стороны смысла, «объективную» и «субъективную».

Субъективная сторона относится к состоянию мыслящего человека, тогда как объективная относится к тому, что делает мышление адекватным или неадекватным бытию мира. В вере следует искать истоки, прежде всего, субъективной, антропологической, стороны семиозиса. Смысл остаётся смыслом предметности (мира) постольку, поскольку человек воспринимает его как иное по отношению к своему духовному «я». Несводимость к человеческому «я» и есть критерий его, смысла, «объективности».

§ Смысл – картина

Поскольку дух (сознание) выражает мир (материю), смысл, в экзистенциальном понимании, есть картина (образ). Любая вера, которая не просто есть лишь импульс к действию, состояние, в котором человек переживает своё пребывание в Абсолюте, но и собирание его сознания (духа), имеет изобразительную природу. Осмысление, поэтому, представляет собой процесс перехода в наглядность и процесс возрастания ясности всего уже ставшего наглядным. [1].

Корреспондируя с изображаемым, вера истинна. Поэтому сама по себе вера не может быть истинной, или ложной, но предмет веры может быть истинным или ложным. Вот почему мышление (осмысление) изначально, пока оно не получает предметный характер, сродни поэзии. [2].

Мышление – это явление духа в смыслах. Можно говорить об энергетике семиозиса того или иного мыслителя как одном из показателей его величия, мощи. «Имагинация» – разновидность семиозиса. Дух – это и есть «аккумулятор» смыслов. Система же смыслов выражается в том, что очень нестрого именуется «мировоззрением». [3].

§ Потенциальный и актуальный смысл

Потенциальный смысл ещё не есть «смысл»; семантический континуум (вселенная смыслов) есть лишь измерение духа. Собственно, актуально, смысл есть только там и тогда, где и когда выступает субъект (носитель) смысла. Сами по себе предметы имеют свойства, а не смысл; смысл имеет нечто в человеческой деятельности. Не случайно смысл (sense) связан с чувством, в китайской традиции иероглиф «и» (смысл) представляет сочетание знаков «звук» и «сердце». Поэтому смысл не столько извлекается, сколько, проходя через «сердце», привносится. [4].

§ Смысл – предназначение

Возможно и функциональное, или операциональное, понимание смысла, в соответствии с которым смысл – это предназначение. Онтологически осмысление как связь материи и духа отражает устремлённость материи к духу («Земли» к «Небу»).

Поскольку назначение подразумевает целесообразность, а понятие цели неизбежно включает в себя представление о некоем завершении деятельности, определённость, осмысление связано с ритмизацией, структурированием пространственно-временного континуума (материи, мира). Безграничная многосмысленность равна отсутствию смысла как такового.

§ Смысл и слово

Смысл – не атрибут слова, но слово есть одно из воплощений смысла. Смысл – это мысль, а мысль возможна и вне «языка», но мысль вне веры как духа, как готовности к мышлению, невозможна. Конечно, при отсутствии слов можно говорить лишь об очень простом, примитивном содержании мысли.

Смыслы богаче по составу и деталям, нежели язык, который их выражает, слово выбирает лишь некоторые наиболее заметные черты смысла. Отдельное слово имеет смысл, если является и закрепляется в качестве элемента внутри духовного пространства, раскрытого верой и структурированного ею. Слово не имеет «изначального» смысла, а только чревато смыслом.

§ Смысл и мысль

Смысл – это мысль; могут существовать бессмысленные фразы, но нет бессмысленных мыслей. Но мысль как мысль – монологична, смысл же – диалогичен, полилогичен. Полилог следует признать механизмом смыслосозидания, смысл есть спор мыслей. Этимологический контекст русского слова «смысл»: «со-мысль».

Бытием смысла выражается моя духовная жизнь в жизни другого. Поэтому носитель смысла есть сознание (дух) не как «я», но как «мы». Смысл имеет коммуникативную природу.

§ Смысл и значение

Вселенная смыслов открывается нам в межличностных отношениях, но смысл, в отличие от значения, следует искать лишь в субъективно определённой реальности. Значение же представляет собой социальное измерение смысла, значение чего-либо есть его роль в мире людей.

Итак, категория смысла выражает укоренённость индивидуального сознания в бытии человека, а категория значения – подключённость этого сознания к сознанию общественному, к культуре. Иными словами, смысл – глубинное духовное индивидуализированное значение, значение – социализированный, общественно значимый, смысл. Смысл – «личная жизнь» значения.

§ Смысл и ценность

Ценности можно определить как концентрации смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкиваются человек и общество. Известно, что слово в различных контекстах легко меняет смысл. Ценность же, напротив, стремится быть неподвижным и неизменным элементом, который пытается сохранить устойчивость при любых изменениях смысла.

Ценность – абстрактный, себетождественный элемент, в составе же смысла нет ничего, что стояло бы над становлением. Ценность – затвердевший смысл.

1. Смысл как мысль – это и стимул (идея), и результат мышления (понятие). Но это, прежде всего, картина.

2. «Истины глубокие» – это истины веры до соприкосновения с изображаемым, «истины ясные» – соприкоснувшейся с изображаемым.

3. Следует различать мышление (осмысление), понимание и познание. Когда дух (сознание) не схватывает мира, тогда перед нами пустое мышление, например, фантазирующее, мечтающее. Познание же не может быть пустым, оно всегда предметно. Что же такое понимание? Понимание также имеет предметный характер, но его «предметность» – духовная предметность; понимание есть осмысление духовных явлений.

4. Смысл – атрибут духа, а дух действителен и вне человеческого сознания. Но лишь в человеческом сознании завершается оформление смысла как духовного образования.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку