CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Критика и библиография. Алексей Грякалов "Последний святой".,Д.Макаровский

Критика и библиография

"Последний святой" Алексея Алексеевича Грякалова

(Алексей Грякалов «Последний святой» - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2002. – 352с.)

 

"Последний святой" Алексея Алексеевича Грякалова - один из немногих примеров, когда форма и содержание едины. Название как нельзя лучше отражает суть. Когда произведение ничуть не уступает многообещающему заголовку. Глубокий анализ такого объекта как жизнь изящными средствами художественного изображения родили совершенно новое, ранее не звучавшее, - онтологическую прозу. Философски- литературное, то, что было преломлено через призму восприятия автора, но осталось максимально объективным. Книга автобиографична. Книга об извилистом пути человека, который всего добился сам. Приехав в Северную столицу в не лучшие времена, и для страны, и для себя, сумел самореализоваться. Совершенно замечательно описываются события, происходящие в стране на примере одного героя, как это повлияло на его судьбу. Это как князь Мышкин - всегда разный и всегда один. Иногда с разными именами, но с одним стержнем, человек с мощным потенциалом.

Знакомство с данной книгой есть не только полезное, но и чрезвычайно увлекательное занятие. Это не беллетристика "a la Александра Маринина", но не смотря на все написанное не тяжело для восприятия. Читатель погружается, в глубоко насыщенный информацией мир, жизненный путь, который был подвергнут серьёзному анализу. В процессе осмысления автором ключевых жизненных моментов пути, читатель вовлекается в поток событий и мыслей автора, и создаётся впечатление, что это не он (герой-автор), а ты жил эту жизнь, чувствовал её, видел эти сны.

Обычно мысли человека по поводу происходящего закрыты для окружающих. Здесь мы сталкиваемся с чем-то новым, человек открыл душу, не просто выдал порцию информации, "правильную" версию происходящего, он пустил нас внутрь, он дал нам прочувствовать, как сам переживал это.

С момента появления философии на востоке, у греков - философы были учителями и воспитателями молодого поколения, готовили молодежь к жизни, пытались научить правильно осмысливать происходящие события. Достойнейшие из учеников не только становились последователями, но и шли дальше и выше. Воспитание осуществлялось на разных принципах, то были и упанишады, и маевтика, и диалог. Но всё это было научение.

Сейчас в переломный для России момент, когда идёт пересмотр ценностей, марксизм утратил доминирующую роль в философии и в идеологии государства. Но как ни парадоксально прозвучит - вместе с отказом от попытки строительства идеального государства, общество отказалось верить в победу. Отказ от пропаганды добра как основы для мировосприятия. Наша культура все больше становится массовой с культом зла и насилия. Безусловно, литература может лишь косвенно влиять на развитие, воспитание, формирование личности, у неё отсутствуют элементарные рычаги управления и воздействия на массы. С другой стороны, доминирование в литературе лишь отрицательных образов вкупе с не самыми лучшими социально- экономическими условиями повседневного существования, будет медленно, но верно приводить к изменению тех культурных, традиционных основ нашего общества, которые принято называть ментальностью. Вот почему так важно наличие не просто образа идеального Героя, который будет говорить: "Делай как я!", но пример человека живого со всеми плюсами и минусами. Важно видеть его внутреннюю борьбу, понимать, что не всё приходит сразу и легко, важно видеть не только результат, но и процесс становления человека и обязательно вместе с результатом. О достоинствах книги можно говорить долго, важно одно, для того, чтобы вылечить страну, надо "вылечить" население от пессимистических настроений. Нельзя свести дело к смене одной крайности другой в оценке происходящих событий, важно показать, что путь к процветанию тяжел и труден, но возможен для реализации, как одним человеком, так и целым государством. Онтологическая проза видится одним из возможных лекарств для населения, а значит и для государства.

Д.Макаровский

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку