CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1997 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Хроника научной жизни Мировоззрение и деятельность человека на рубеже XXI века
Хроника научной жизни Мировоззрение и деятельность человека на рубеже XXI века

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА

(об итогах Уфимской конференции)

           Под эгидой Академии Наук Башкортостана в Уфе в конце сентября состоялась научно-практическая конференция “Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века”, посвященная 40-летию Башкирского госуниверситета.
           Конференцию открыл первый проректор БашГУ, доктор философских наук, профессор Галимов Б.С. Он посвятил свое выступление оценке марксистского мировоззрения, сыгравшего большую роль в событиях XX века. Им было высказано немало критических слов в адрес марксизма, хотя эта критика по существу касалась больше советских марксистов и советской практики.
           Доктор философских наук, Член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан Садыков Ф.Б. в своем докладе “Динамика современных социальных коллизий и перспективы преодоления духовного кризиса Российского общества” в основном положительно оценивал марксизм, отмечал положительный опыт международной социал-демократии и критиковал ленинизм как сектантское направление. Перспективы духовного развития России он связывал с консолидирующими тенденциями в условиях идеологического плюрализма.
           Кудрянев А.Ф., доктор философских наук, профессор БашГУ, посвятил свой доклад анализу ключевых понятий, связанных с темой конференции - “деятельность, основание, мировоззрение”. Он обратил внимание на противоречия в структуре деятельности (цель и результат, рациональное и иррациональное, предмет и метод, субъект и объект). К мировоззренческим основаниям деятельности докладчик отнес устойчивые, глубинные ориентации, идеалы, предпочтения и другие ценностные образования, выражающие место человека в мире и его взгляды на окружающий мир.
           Доктор философских наук, профессор Некрасов С.Н. из Екатеринбурга говорил о “новой буржуазии” на рубеже третьего тысячелетия. При переходе от техногенной цивилизации к антропогенной, с его точки зрения, все более важное значение приобретают собственники интеллектуального капитала, формирующиеся в странах Востока. Резко критикуя западную, особенно американскую, цивилизацию, автор призвал национально ориентированных интеллектуалов приложить усилия к объединению и защите своих интересов.
           Мячин Ю.Н., доктор философских наук, профессор Оренбургского госпедуниверситета, обратил внимание на необходимость преодоления нигилизма по отношению к советскому периоду, в том числе и в отношении к ленинизму. Перспективна линия синтеза философских течений на основе принципа взаимодополнительности. С этой точки зрения выступающий положительно оценил концепцию мозаичной философии, развиваемую на кафедре философии БашГУ.
           В своем докладе доктор философских наук, профессор БашГУ Лукьянов А.В. обратил внимание на парадоксы духовной деятельности. Критикуя понятие Абсолютного духа, он призывал двигаться по ступеням любви к мудрости. Резко противопоставив дух и эрос, докладчик отметил, что деятельность соединяет их. Дух зовет к творчеству, он видит в человеке средство, тогда как любовь есть форма и сила индивидуальной жизни.
           Доктор философских наук, профессор Финогентов В.Н. (Уфа) говорил о локальности смысла и достоинстве человека. Духовный кризис в России, по мнению докладчика, требует уточнения понятия “смысл жизни”. Напрасно связывать смысл человеческого существования в силу его локальности с Абсолютом, с абсолютным смыслом. Универсум не обладает смыслом, смыслы локальны, об этом догадывался еще Кант. Человек должен осуществлять себя “здесь и теперь”, сохраняя свое достоинство, мужество, смирение и трезвую самооценку “у мрачной бездны на краю”.
           Нуриев Д.Э., доктор философских наук, профессор БашГУ, рассмотрел мировоззренческие основания человеческой деятельности. По его мнению, в основе мировоззрения лежат некоторые допущения, обусловленные определенным видением строения и структуры самой действительности. Выделение объектов, свойств, способа существования свойств, их абстрактно-логическое бытие в условиях гносеологических отношений приводит к онтологизации свойств и представлению об их самостоятельном существовании. Основания мировоззрения требуют анализа онтологических, логических и гносеологических проблем.
           О формировании новой философии говорил доктор философских наук, профессор Хазнев В.С. (Уфа), ссылаясь на необходимость преодоления марксистско-ленинской парадигмы: “Теперь никто ни за кого не думает, не решает, не заботится. Нужно и думать, и решать, и делать самому...” По мнению автора, складывается “философия человека”, декларирующая ответственность человека за себя, свой народ, общество, человечество.
           Все это было бы хорошо, если б не чувство бессилия как философов, так и не-философов перед диким разгулом капитализма в России, культом денег, вещизмом и бездуховностью молодежи. Словесный гуманизм, так бурно расцветший сегодня, является ширмой, скрывающей борьбу за капитал, за мировое господство, за ресурсы России, за вытеснение ее из границ цивилизации. Этот прекраснодушный гуманизм равнодушен к страданиям России, и его следы скорее театральны, чем реальны, а его оптимизм утопичен. Запад на русских смотрит с недоверием и опаской.
           Нужна философия реального гуманизма, философия человеческого достоинства, которая несовместима ни с властным деспотизмом, ни с красивой болтовней о свободе человека, стиснутого нуждой и развращаемого современными средствами массовой информации. Необходимо ограничение как политических амбиций, так и крупного капитала, который срастается с мафиозным капиталом. Речь идет не о равенстве, а о справедливости в распределении богатств, о разумной достаточности в накопительстве, о соблюдении чувства меры в делах.
           Духовное воспитание людей, о котором говорилось на конференции, возможно лишь тогда, когда у руководителей всех рангов слова не расходятся с делами, когда на деле уважается достоинство человека. Наказанию подлежит всякий, кто роняет свое достоинство или не считается с достоинством другого. Мир ненасилия придет, но только тогда, когда принуждение перестанет быть необходимостью, когда на нем ничего не заработаешь - ни власти, ни капитала.
           В сборнике работ, изданном к началу Уфимской конференции, имеется немало интересных идей. В.И.Ковалев из Саратова пишет о научных основах нашего мировоззрения, связанных с представлением о нашей Вселенной как единой квантово-кореллированной системе, где часть и целое неразрывно связаны. Выдвинута идея торсионного поля, связанного со спиновой структурой и влияющего на работу мозга. Вряд ли такое поле определяет работу нашего сознания, но, возможно, влияет на коммуникабельность, на интенсивность и динамику мышления.
           Философская модель мозаичности раскрывается Б.С.Галимовым и А.И.Селивановым. Они рассматривают мозаику как совокупность взаимодействующих элементов, не подчиненных системе как органическому целому, но находящихся в гармоническом взаимодействии и допускающих множество модификаций. Отсутствие жестких функциональных детерминаций позволяет мозаике свободно развиваться.
           Чернякова Н.С. (Санкт-Петербург) в статье “Свобода воли как желание необходимости” рассматривает свободу как свободу от неопределенности оснований для воления. Если действие совершается свободно, осознанно, то его основание признается необходимым. Действительно, если свобода воли считается противоположностью необходимости, то трактовка свободы как произвола неизбежна.
           В.А.Личковах (Чернигов) сообщает о создании Международного научного общества универсализма, призывающего преодолеть недостатки капитализма и социализма и подойти на путях конвергенции к новому мироустройству. 20 национальных отделений, составляющие МНОУ собрали в 1993 году в Варшаве 1 Всемирный конгресс универсализма. Издается ежеквартальный журнал “Диалог и гуманизм”. Это интересная информация.
           В короткой статье нет возможности отметить все ценное, что есть в сборнике. Желающие приобрести его могут обратиться по адресу: Уфа, 450074, Фрунзе, 32, БашГУ, кафедра философии.

И.М. Габдулгафарова,
Ю.Н. Мячин

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку