CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Проблема надежности в философском аспекте,К.В. Щурин

К. В. Щурин

доктор технических наук

ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ В ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ

Актуальность философского исследования методологических, научно-технических и социальных проблем надежности машин очевидна, поскольку без этого невозможна разработка вопросов методологии развития современной техники и, в первую очередь, анализа соответствия закономерностей развития техники законам общества и окружающей среды.

Надежность - это комплексный фактор, объективно присущий всем материальным системам и дающий возможность устанавливать оптимальную меру соответствия рабочих процессов и выходных характеристик системы её функциональному назначению.

Любые технические устройства всегда изготавливались в расчете на некоторый достаточный для практических целей период экономически эффективного использования. Однако долгое время надежность не измерялась количественно, что значительно затрудняло её объективную оценку. Для оценки надежности использовались такие понятия, как высокая надежность, низкая надежность и другие качественные определения. Установление количественных показателей надежности и способов их измерения и расчета положило начало научным методам в исследовании надежности.

В нашей стране проблема надежности машин в концептуальном аспекте впервые была выдвинута и обсуждена на сессии Академии наук СССР в 1934 году. На первых этапах развития теории надежности основное внимание сосредотачивалось на сборе и обработке статистических данных об отказах изделий. В оценке надежности преобладал характер констатации количественных характеристик потока отказов на основании статистических данных. Развитие теории надежности сопровождалось совершенствованием вероятностных методов исследования, таких как определение законов распределений наработок до отказа, разработка методов расчета и испытаний изделий с учетом случайного характера отказов и т.п.

Вместе с тем возникали новые направления исследований, связанные с поиском принципиально новых способов повышения надежности, прогнозированием отказов и прогнозированием количественных показателей надежности, анализом физико-химических процессов, оказывающих влияние на надежность, установлением корреляционных связей между характеристиками этих процессов и показателями надежности, совершенствованием методов расчета показателей надежности изделий, обладающих все более сложной структурой, с учетом всё большего числа действующих факторов (достоверность исходных данных, контроль и профилактика, условия работы и обслуживания т.д.). Испытания на надежность совершенствовались главным образом в направлении проведения ускоренных и неразрушающих испытаний. Наряду с совершенствованием натурных испытаний широкое распространение получили математическое моделирование и сочетание натурных испытаний с моделированием. В результате к середине 20-го века сформировались основы общей теории надежности и её частных направлений по отдельным видам техники .

Увеличивающаяся сложность технических устройств, возрастающая ответственность функций, выполняемых техническими системами, повышение требований к качеству изделий и условиям их работы, возросшая роль автоматизации управления техническими объектами - основные факторы, определившие главное направление в развитии науки о надежности. Машины становятся все более сложными, количество элементов в них исчисляется десятками тысяч. Если не принимать специальных мер по обеспечению надежности, то любая машина практически окажется неработоспособной.

Круг вопросов, входящих в компетенцию теории надежности, на наш взгляд, наиболее полно сформулировал акад.А.И.Берг:"Теория надежности устанавливает закономерности возникновения отказов и восстановления работоспособности системы и её элементов, рассматривает влияние внешних и внутренних воздействий на процессы в системах, создает основы расчета надежности и предсказания отказов, изыскивает способы повышения надежности (при конструировании и изготовлении систем и их элементов, а также способы сохранения надежности при эксплуатации)".

Всякая система обладает определенной детерминированной или вероятностной структурой. При этом человек, сам являясь конструкцией, доведенной Природой до определенной степени совершенства, создает технические системы "под себя как себя". В процессе поиска оптимальных путей решения проблем надежности в технике одним из основных является вопрос о взаимосвязи структуры и функции. По особенностям структуры любой конкретной системы практически всегда можно сделать вывод о выполняемой ею функции. В основе надежного функционирования как биологических, так и технических систем лежат принципы структурной и функциональной избыточности: феномен избыточности, наблюдаемый в живой природе и моделируемый человеком в технических устройствах, является выражением единства структуры и функции1.

Границы использования принципа избыточности устанавливаются с помощью экономических критериев, поскольку неосторожное использование этого принципа приводит к недопустимому увеличению размеров, веса, стоимости и других показателей, вследствие чего повышение надежности системы влечет за собой снижение других показателей технического уровня. Оптимизация количественных характеристик избыточности и надежности базируется, таким образом, на идеях, составляющих сущность категорий качества, количества и меры, подчиняясь закону перехода количественных изменений в качественные и обратно, а также закону единства и борьбы противоположностей.

Взаимное отрицание надежности технической системы и других показателей её технического уровня является движущей силой, определяющей направление и темпы развития конкретного класса конструкций и его инфраструктуры, включая социальную. Отметим, например, тесную корреляционную связь между показателями технического уровня конструкций автомобилей или бытовой техники и изменением системы социально-экономических приоритетов людей.

Потребность обсуждения и развития темы надежности машин по всем смысловым признакам совокупности причинно-следственных связей идентична потребности обсуждения проблемы здоровья людей. Как здоровью противопоставлена болезнь, так надежности противопоставлены нарушения (отказы). Диалектика понятий надежности и нарушения характеризует их отношения и взаимодействия, которые проявляются во всех случаях реальной действительности: неизбежность нарушения заложена в природе вещей. Флуктуации, являющиеся результатом дискретности строения вещества и статистической природы ряда величин физико-химического, конструктивно-технологического, эксплуатационного, социального и др. свойств, принципиально не устранимы. В живых организмах идеально нормального состояния не бывает. Однако в отличие от технических систем биологические способны восстанавливать нарушение функции и предупреждать возможные нарушения .

Функцию адаптации биологических систем выполняет нервная система, в том числе её элементы - нейроны. В технических системах аналогичную функцию призваны выполнять встроенные системы бортовой диагностики, которые либо сигнализируют оператору о нарушениях, либо через автоматические системы обратной связи подают сигнал соответствующим исполнительным устройствам на устранение нарушения.

Выбор путей рационального решения фундаментальной проблемы надежности осуществляется с позиций единства детерминистского, вероятностного и эвристического подходов и зависит от природы объекта познания и уровня развития наук и технологий, являющихся инструментом познания первичного объекта.

Теория надежности развивается в тесном взаимодействии и сотрудничестве с математикой: с одной стороны математический аппарат широко используется для решения задач надежности технических систем, с другой стороны практика решения проблем надежности ориентирует и стимулирует развитие самой математики.

Центральное место в использовании математического аппарата для решения проблем надежности занимают процессы обработки данных и принятия решений. При этом в соответствии с поставленной задачей исследования, как правило, необходима идеализация реальной технической системы, в ходе которой её свойства абстрагируются и отождествляются со свойствами математических объектов, в результате чего исследователь синтезирует математическую модель технической системы. Успешное решение этой задачи в значительной мере определяется опытом и интуицией исследователя, но в то же время необходимо указать и общие требования, предъявляемые к математической модели: стандартная форма, необходимая и достаточная точность при предельной простоте.

Моделирование компонентов системы, как правило, значительно проще, чем моделирование системы в целом, поскольку, несмотря на огромное разнообразие систем, набор их компонентов весьма ограничен, и стандартизированные модели различных компонентов, полученные однажды, могут затем многократно использоваться при моделировании сложных систем.

Математику в зависимости от её точки зрения на моделируемый объект подразделяют на метаматематику, формальную математику, содержательную математику и прикладную математику. Из перечисленных разделов два последних используются в качестве математического аппарата теории надежности, поскольку предметом содержательной математики являются системы абстрактных объектов, наделенных конкретным содержанием и называемых конструктами, а прикладная математика истолковывает объекты формальных и содержательных теорий в категориях реального мира (эмпирическая интерпретация).

Параметры системы и приложенные к ней воздействия в зависимости от их реальной природы интерпретируют в виде детерминированных или статистических моделей. Последние имеют особо важное значение при исследовании сложных систем с большим количеством связей, обладающих трудно учитываемыми свойствами. Теория надежности основывается на вероятностно-статистической природе самого феномена надежности. Из множества состояний, в которых может находиться система, выделяется подмножество состояний, различающихся между собой с точки зрения показателей надежности. Это подмножество называют фазовым пространством надежности системы, изменяющимся в процессе её эксплуатации.

Таким образом, основой моделирования технических объектов является системный подход. При построении конкретных моделей понятия философского и общенаучного уровней, как правило, трудно формализуемы и отображаются качественными связями, а понятия конкретного и специализированного уровней - формализуемы и отображаются количественными соотношениями. Системный подход базируется на использовании соответствующих законов и категорий диалектики - часть и целое, содержание и форма, качество и количество и др.

При их использовании необходимо учитывать4,5:

  • неадекватность иерархического представления целого как совокупности частей может привести к утрате понимания целого;
  • систему необходимо рассматривать во всей её сложности с учетом относительной самостоятельности составляющих элементов и их связей, поскольку последние могут иметь свои особенности, непосредственно не совпадающие с основным назначением системы;
  • изучение системы должно опираться на знание свойств составляющих её элементов и их связей;
  • в процессе развития системы неизбежно возникают противоречия между формой и содержанием;
  • форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, несоответствующая - тормозит;
  • конкретная техническая система является равнодействующей, определяющей единство качества и количества;
  • структура системы концентрирует её свойства, изменение которых может иметь скачкообразный характер;
  • изменения элементов структуры или их возможных соотношений и связей могут приводить к появлению новых свойств.

Система и цель находится в определенном соответствии. Улучшение характеристик конкретной системы, обеспечивающей высокую эффективность достижения цели, может оказаться неэффективным для обеспечения достижения этой же цели. Здесь же подчеркнем, что оптимизацию структур технических систем по определению невозможно осуществлять без учета основного события теории надежности - отказа, природа которого исчерпывающе описывается законом возрастании энтропии, или потерей упорядоченности структур.

Человек, осознавая чрезвычайно ограниченную продолжительность собственного жизненного цикла, на уровне подсознания опасается разрушений. Поэтому большинство людей цепко и упрямо держатся за мысль, что любые конструкции, лично с ними связанные, вообще не должны разрушаться. Тоска по бессмертию, потенциально существующая в каждом человеческом сердце, легко пробуждается, часто превращаясь в духовную позицию отдельного человека или даже целой цивилизации. Попытки специалистов поведать обывателям о том, что сущность проблем надежности состоит в определении вероятности "дожития" системы до приемлемого нами возраста, почти всегда заканчиваются неудачно. Предпринимая ещё одну такую попытку, приведем блестяще изложенную суть надежности по цитате из книги профессора Джеймса Э.Гордона "Конструкции, или почему не ломаются вещи": "Весь окружающий мир можно рассматривать как огромную энергетическую систему: величественный рынок, где одна форма энергии по определенным ценам и правилам неминуемо переходит в другую. Энергетически предпочтительное обязательно произойдет. В этом смысле каждая конструкция существует лишь для того, чтобы отдалить что-то неизбежное, энергетически выгодное. Так, поднятый груз должен упасть, упругая энергия - выделиться и т.п. И действительно, рано или поздно груз падает, а упругая энергия выделяется. Задача конструкции - отложить это событие на год, на век или на тысячелетие. В конечном итоге все сооружения будут разбиты или разрушатся сами, так же как и всем нам в конце концов суждено умереть. Отложить это на некий приличный срок - задача медиков и инженеров.

Весь вопрос заключается в том, каков же этот "приличный срок". Каждая конструкция должна быть надежной в течение определенного времени службы. Для ракеты это могут быть несколько минут, для автомобиля или самолета - 10-20 лет, для собора - тысячелетия".

Иллюстрируя сказанное конкретными законами физики и химии отметим, что эволюции энергии при развитии повреждающих процессов исчерпывающе описываются первым и вторым законами термодинамики: первый закон утверждает неуничтожаемость энергии, второй - указывает направления развития процессов. Согласно принципам термодинамики, мерой преобразования и изменения энергии тела (системы тел) служит энтропия, приращение которой:

DS = DSо + DSн , DSo 0, DSні0

Это отношение есть формулировка второго закона термодинамики , данная И.Пригожиным. Слагаемое D So характеризует изменение энергии тела в результате обмена веществом и энергией с внешней средой; слагаемое DSн-изменение энергии тела в результате необратимого преобразования, вызываемого течением физико-химических процессов и преобразованиями одних видов энергии в другие.

Проблема жизни и смерти биологических, биотехнических и технических систем - волнующая философская проблема. При её обсуждении на протяжении многих веков сформировались два взаимно отрицающих друг друга направления.

Первое, представленное Ф.Энгельсом6, Б.Стреллером и др. рассматривает смерть как существенный момент жизни и декларирует, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни. Подтверждением такой позиции можно считать то, что обмен веществ, являясь основой жизни биосистем, одновременно отравляет организмы своими продуктами. Сторонники первого направления часто цитируют знаменитый силлогизм традиционной логики Сократа: "Все люди смертны. Сократ - человек, следовательно, Сократ смертен".

Философы, представляющие второй подход - М.В.Волькенштейн, К.Ламонт, К.С.Тринчер7 и др., считают, что в живой природе, как минимум, на уровне клетки и одноклеточных организмов существует бессмертие: "Вся цепь животной жизни, тянущаяся сотни миллионов лет, -считает К.Ламонт,- фактически представляет собой один нерушимый континуум бессмертной протоплазмы".

Мы полагаем, что переносить на технические системы утверждения, представленные в рамках второго направления, в чистом виде некорректно. В то же время, рассматривая технические системы, например машины, как сложные системы, состоящие из "клеток" (стандартных деталей - валов, зубчатых колес, подшипников и др.) можно говорить о квазибессмертии проверенных веками технических решений, воплощенных в стандартные элементы машин. Ограничиваясь этим осторожным утверждением, в более широком аспекте обсуждения проблемы бессмертия, на наш взгляд, следует согласиться с позицией Г.Ферстера: "…максимальная устойчивость- бессмертие - ведет к застою и кладет конец эволюции". Поэтому в настоящее время доминирующим стал принцип обеспечения необходимого ресурса технических систем с установленной вероятностью неразрушения, т.е. обеспечения необходимой и экономически целесообразной надежности. Таким образом сегодня процессы старения технических систем выражаются как объективная реальность и потребители ожидают от конструкторов и технологов прежде всего машин, приспособленных в пределах их жизненного цикла к компенсации отрицательных последствий процессов старения, - машин с саморегулирующимися передачами, самосмазывающимися подшипниками, самоочищающимися фильтрами и т.д.

В основу анализа состояния технических систем в период их эксплуатации и старения профессором А.И.Селивановым положено понятие "годности" как обобщенной характеристики служебных свойств8. Другие исследователи используют для этих же целей термин "потенциал работоспособности"9. Нам более близок второй термин, поскольку он несет более высокую смысловую нагрузку и дидактически наиболее адекватно соответствует энергетической сущности процессов старения.

С этих позиций жизненный цикл технической системы (как и человека) можно представить как процесс непрерывного снижения потенциала работоспособности, периодически восстанавливаемого до приемлемого уровня путем проведения технических обслуживаний и ремонтных воздействий.

Снижение потенциала работоспособности машин, главным образом, связано с накоплением необратимых повреждений в их элементах. Повреждения могут иметь механическое, физическое, химическое происхождение или являться их комбинацией. Обычно повреждающие процессы, имеющие различную природу, рассматривают раздельно, несмотря на то, что в общем случае они описываются с позиций второго закона термодинамики одними и теми же или очень близкими математическими соотношениями. Общий подход к описанию процессов накопления повреждений предложен профессором В.В.Болотиным10 и является основой для использования полуэмпирических моделей в расчетах, связанных с прогнозированием долговечности технических систем. При непрерывном времени мера повреждения оценивается путем решения дифференциального уравнения в виде функционала вектора нагрузок, включающего силовые, деформационные, трибологические, температурные, химические и другие воздействия, влияющие на выработку ресурса. Однако в ряде случаев процесс накопления повреждений с необходимой и достаточной точностью может быть описан с использованием линейных зависимостей и дискретного времени.

Потенциал работоспособности технических систем условно складывается из трех частей: активной, пассивной и резервной.

Закономерности выработки активной части потенциала работоспособности являются предпосылкой и исходными данными для разработки системы технических обслуживаний и ремонтов.

Пассивная часть в пределах срока службы полагается неизменной. Резервная часть образуется в результате избыточности, закладываемой в конструкцию. На практике резервная часть образуется путем назначения различных коэффициентов запаса, использованием резервирования (дублирования) "ненадежных" элементов конструкции и т.д. Резервную часть потенциала работоспособности можно условно представить состоящей из двух частей:

  • первая часть формируется на базе "современного уровня незнания" свойств материалов, конструктивных связей, закономерностей старения;
  • вторая часть назначается для формирования живучести технической системы - обеспечения её работоспособности в течение определенного времени после выработки активной части потенциала работоспособности или отказов критического характера; точно так поступает и Природа, "проектируя" биосистемы.

 

С развитием эволюционной генетики явления наследственности стали рассматриваться не только как фактор эволюции, но и как объект эволюционных преобразований. Биологическая наука осмысливает проблему эволюции самих явлений наследования и процессов изменчивости.

Применительно к техническим объектам степень наследования признаков определяется коэффициентом унификации, являющимся мерой конструктивной преемственности в процессе эволюции технических систем. Поскольку унификация в первую очередь предусматривает использование в новых моделях технических систем конструктивных элементов, узлов и агрегатов, используемых в существующих моделях, то прогнозирование показателей надежности новых моделей с высоким коэффициентом унификации существенно облегчается.

Процессы изменчивости в эволюции технических систем обуславливается, прежде всего, научно-техническим прогрессом в смежных отраслях. Так, например, развитие электроники предопределило постепенное прекращение использования карбюраторов в системах питания автомобильных двигателей с их заменой на электронные системы впрыска. В таких случаях показатели надежности определяются с помощью системы испытаний.

Показатели надежности той или иной системы в преобладающей степени формируются путем многокритериальной оптимизации, обеспечивающей рациональное сочетание факторов наследственности и изменчивости с учетом эксплуатационно - климатических, социальных, антропологических и других факторов.

Среди перечисленных факторов наиболее интересным в философском аспекте является, на наш взгляд, социальный фактор. Современные технические системы нельзя рассматривать изолированно не только от человека - оператора, потребителя продукции, пассажира и т.п., но и от социума в целом. Историческими фактами, неоднократно подтверждавшимися, является тесная корреляционная связь между устойчивостью социально-политических систем и техническими революциями: вспомним лишь континентальные социальные потрясения, связанные с появлением паровых машин или глобальные, связанные с развитием современных информационных систем. Здесь необходимо подчеркнуть, что в данных взаимосвязях можно рассматривать лишь системы, достигшие высокого технического уровня (в первую очередь- показателей надежности) для конкретного этапа развития общества. Нам представляется, что на сегодняшний день философия, социология, история естествознания и техники еще не сформировали научных школ, способных дать социально-политическую оценку пионерским техническим решениям во всей глубине многофакторных взаимосвязей.

Существенно более изученными являются вопросы взаимодействия человека-оператора и технических объектов11. Научно-техническая революция привела к появлению во второй половине ХХ века нового класса систем - эргатических, структурной частью которых является человек-оператор. В контексте эргатических концепций основными особенностями деятельности человека-оператора полагаются:

  • субъект труда - человек-оператор находится не непосредственно у объекта труда, а контроль и управление объектом осуществляются с помощью органов управления и использованием его информационной модели;
  • в процессе управления человеку-оператору приходится решать задачи, возникновения которых нельзя предвидеть.

     

    Обеспечение надежности системы "человек-машина", является главной задачей инженерной психологии; при этом уже не подвергается сомнению, что определяющее значение имеет надежность человека-оператора. Ключевой эргатический фактор состоит в том, что, управляя современными техническими системами, оператор постоянно взаимодействует не с управляемыми объектами, а с их информационными моделями.

    Недостатки, препятствующие человеку быть идеальным оператором, хорошо известны: недостаточная скорость и точность выполнения операций, быстрая утомляемость, подверженность влиянию разнообразных субъективных факторов. Однако возможности человека, связанные с его огромной пластичностью и самокомпенсацией, способностью творчески изменять схемы действий, избирательной самообучаемостью и интуицией, дают ему те преимущества, которые вряд ли будут достигнуты кибернетическими системами в обозримом будущем. Более того, совершенствование автоматизации управления не только не приводит к исключению человека из управленческих процессов, но, напротив, к усложнению его труда, поскольку физические функции человека в процессе производства и управления все более уступают место социальным.

    В этой связи все большее значение придается проблеме моральной надежности личности, занимающей сегодня видное место в психологических и философско - социальных исследованиях12. Степень личной ответственности человека, определяющая её надежность, с учетом его индивидуальных особенностей и обстоятельств личной жизни, решающим образом зависит от социальной и нравственной атмосферы общества, вызывая ощущения уверенности или неудовлетворенности, нужности или ненужности. Определенные сочетания этих факторов могут являться причиной управленческих действий оператора, направленных на использование объекта управления как орудия уничтожения. Свидетелями этому мы, к сожалению, часто являемся в последнее время.

    Моральная надежность человека, неотделимая от моральной ответственности, охватывает всю совокупность человеческих проявлений и прямо зависит от моральной надежности общества - его устройства, идеалов и устремлений, политики.

    Профессиональное мастерство оператора оказывает заметное, а порой и решающее влияние на надежность управляемого технического объекта. При этом эффективный по обеспечению надежности стиль управления во многом формируется путем оптимально-целевой организации профессионального обучения и переподготовки.

    В рамках эргатических концепций выделяют следующие этапы13 процедуры обучения:

    • первоначальная "приработка" человека к режиму работы в составе конкретной системы человек-техника; на этом этапе формируется структура деятельности обучаемого;
    • отработка параметров структуры, в пределах которых обучаемый знает, что и в какой последовательности следует выполнять, но действия его недостаточно точны и своевременны;
    • достижение статистически стабильного уровня сформированных в процессе обучения навыков;
    • формирование устойчивых навыков дополнительными циклами обучения.

     

    Вероятность наступления события "Ошибка управления" в пределах предложенной классификации циклов обучения (профессиональной готовности оператора) может отличаться по опубликованным данным в 6-10 раз. Попытки выделить значимые профессиональные качества, необходимые, например, хорошему водителю, привели к составлению перечня из 50 наименований, что, казалось бы, предполагает очень большой разброс профессиональных характеристик у разных людей. В действительности этого не происходит, поскольку обучение и последующее накопление профессионального опыта не только улучшает качество работы, но и уменьшает рассеивание показателей качества.

    Технический объект-оператор-сфера эксплуатации представляют собой части объективно существующего единого целого. Гораздо проще и удобнее рассматривать избирательно и изолированно один из элементов этой системы, тем более, что понятиями и категориями надежности можно охарактеризовать каждый элемент. Однако надежность системы в целом отличается от частных показателей надежности её элементов вследствие наличия корреляционных внутриэлементных, межэлементных и межсистемных связей. Искусство аналитика-исследователя надежности различных систем, содержащих технические объекты, для решения задач различного уровня состоит в ограничении количества связей различного уровня: другими словами, разработки граничных условий информационных моделей систем, основанных на перечне возможных будущих ситуаций14.

    Изучение природы надежности с диалектических позиций необходимо сегодня, поскольку мы с сожалением констатируем, что возрастает количество философских исследований, культивирующих воззрения, согласно которым надежное функционирование сложных технических систем достигается благодаря неким нематериальным силам. Такие "научные труды" опасны тем, что они формируют ложную систему профессиональных ориентиров для студентов и молодых специалистов в области технических наук. Поэтому философская интерпретация основных явлений в технической сфере с материалистических позиций представляется остро необходимой.

    В исследуемом поле проблем систематизация и обобщение известного материала является решением лишь частной проблемы. Основной целью философского осмысления является анализ ещё не решенных проблем с тем, чтобы побудить исследователей к их решению, максимально исключая эмпирический принцип проб и ошибок.

    Литература:

    1. К.В.Фролов. Методы совершенствования машин и современные проблемы машиноведения. М., 1984.

    2. В.Г.Пушкин. Проблема надежности. М., 1971.

    3. К.В.Фролов, И.Ф.Гончаревич, П.П.Лихнов. Инфразвук, вибрация, человек. М., 1996.

    4. А.В.Ильичев. Эффективность проектируемой техники. М., 1991.

    5. Ф.И.Перегудов, Ф.П.Тарасенко. Введение в системный анализ. М., 1989.

    6. Ф.Энгельс. Диалектика природы. М., 1948.

    7. К.С.Тринчер. Можно ли искусственно создать живое?-"Вопросы философии", 1965., №9.

    8. А.И.Селиванов. Основы теории старения машин. М., 1971.

    9. В.П.Апсин, Л.В.Дехтеринский, С.Б.Норкин, В.М.Приходько. Моделирование процессов восстановления машин. М., 1996.

    10. В.В.Болотин. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. М., 1984.

    11. К.В.Фролов. Наука в стратегии развития.-АН СССР, М., 1984.

    12. М.А.Котик, А.М.Емельянов. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами). М., 1993.

    13. Совершенствование профессиональной подготовки летного и диспетчерского составов./Под ред. Г.А.Крыжановского. М., 1996

    14. А.М.Анисов. Креативность. - "Credo new", 2002, №1 (29), с. 103-116.

  •   Только у нас! зеркало 1хбет 1xbet-zerkalo1.tumblr.com/. Отличное место для блогов!
     

    CREDO - копилка

    на издание журнала
    ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку