CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Критика и библиография. Восхождение по каменистым тропам науки,М. Дафермакис

Критика и библиография

М.Дафермакис

Восхождение по каменистым тропам науки
(Рецензия на второе издание «Логики «Капитала» Карла Маркса» В.А.Вазюлина)

 

Недавно в Москве под грифом Современного Гуманитарного Университета вышло второе издание «Логики «Капитала» Карла Маркса» В.А.Вазюлина, 34 года спустя после её первого издания.

«Логика «Капитала» Карла Маркса» В.А. Вазюлина вышла в конце 60-ых годов, в конце «золотого десятилетия» диалектики, в период, когда советские философы размышляли о методе «Капитала» Карла Маркса и искали пути создания системы диалектической логики. Осмысление категориального аппарата науки и процесса развития научного познания является фундаментальным теоретическим исследованием, которое закономерно было выдвинуто в данный период на первый план. Без обстоятельного изучения внутреннего механизма развития научного исследования было бы невозможно выбраться из усиливавшегося методологического кризиса целого ряда частных наук, а также осмыслить обострённые проблемы, которые встали на повестку дня в общественной практике на том новом историческом этапе, к которому подошло советское общество.

Широкое распространение в данный период получила интерпретация диалектики как суммы примеров и иллюстраций, а многократные попытки решить проблему создания системы категорий и законов диалектики чаще всего приводили к схоластическому конструированию связи категорий, которые оказывались обособленными от логики развития частных наук. Причина ограниченностей и неудач разрешить эту задачу заключалась не только в засилии догматизма, но и в исключительной сложности поставленной задачи и невозможности традиционными и известными в то время способами продвинуть дальше исследование. Но в науке даже отрицательный результат является результатом, и неоднократная апробация познавательных возможностей старого знания подготавливает путь для выдвижения оригинальных, творческих решений.

В ходе развернувшейся дискуссии было высказано немало интересных идей и предложений. Существенный вклад в разработку проблемы диалектической логики в «Капитале» К.Маркса внесли работы М.М.Розенталя, Э.В.Ильенкова, В.И.Типухина и Л.А.Маньковского. В общем и целом, советские ученые в этой сфере фундаментальных теоретических исследова­ний намного опередили западных ученых. Но даже самые смелые и творческие идеи, которые были предложены, не выходили за рамки частичного, фрагментарного усвоения логики «Капитала» Карла Маркса и марксизма в целом.

В.А.Вазюлин предпринял попытку детального, систематического, сравнительного исследования «Капитала» Карла Маркса и «Науки Логики» Гегеля, выявляя их сходство и различия. Раскрытие внутреннего механизма развития научного мышления в «Капитале» Карла Маркса представляет собой фундаментальное теоретическое открытие огромной теоретической важности. Карл Маркс, как и всякий гениальный мыслитель, до конца не отдавал отчёт о реальном ходе движения своего собственного мышления.

Выявление внутренней логики развития науки представляет собой сложнейшую теоретическую задачу, требующую высокой теоретической и психологической подготовки, скрупулёзного труда, терпения и мужества подниматься по каменистым тропам науки, когда одни совсем отказываются вступить на этот путь, а другие останавливаются на полпути. Как любил говорить К.Маркс, у входа Науки, как у входа Ада, должно быть написано: «Здесь душа должна быть тверда. Здесь страх не должен подавать совета». Мышление человека, решившего вступить на этот путь, должно быть твёрдым и настойчивым перед бесконечными внешними и внутренними препятствиями, встречающимися на его пути, и в тоже время гибким и находчивым для того, чтобы открывать незаметные другим обходные пути и ставить во главу угла камень, который презирают строители (перефразируем фразу, которую любил повторять Л.Выготский).

Творческие люди в науке обладают остроумием, способностью сопоставлять сразу несколько далеких и, на первый взгляд, несвязанных явлений или идей, находить невидимые связи и контрасты, а также выявлять нелепости, бреши в развёртывании мысли, обнаруживать её шероховатости. В то же время творческое мышление является систематическим, сложно структурированным, так как оно последовательно раскрывает всю систему субординированных категорий, анализирует ступени развития объективных, закономерных противоречий предмета и мысленно воспроизводит его как органическое целое.

Раскрытие логики «Капитала» К. Маркса требовало развития творческого мышления, способного углубляться, следовать по неизведанным полям и траекториям предмета изучения, открывать и анализировать самые невероятные разветвления его внутренних взаимосвязей и в то же время оставаться впечатлительным, сенситивным, умеющим своим живым чувственно–конкретным восприятием улавливать малейшие мелькания на поверхности данного развивающегося предмета, которые могут способствовать открытию новых его сторон. Восхождение творческого мышления по каменистым тропам науки осуществляется, кроме всего прочего, по законам красоты и воспроизводит предмет в качестве художественного целого.

В.А.Вазюлину удалось выяснить, что логика «Капитала» К.Маркса представляет собой теоретическое отображение функционирования и развития определённого исторически преходящего предмета, находящегося на зрелой ступени его развития. Раскрытие системы логических категорий, отображающих внутренние связи целой конкретной науки (политэкономии капитализма), способствовало продвижению сознательной, материалистической диалектики на новую ступень её развития, подготавливая тем самым почву для совершения новых открытий в частных науках, не достигших уровня зрелости политической экономии капитализма.

С нашей точки зрения, «Логика «Капитала» Карла Маркса» В.А. Вазюлина представляет собой выдающийся теоретический труд, не уступающий по значимости самому «Капиталу» К.Маркса и «Науке Логики» Гегеля, сравнительному исследованию которых она посвящена. Более того, данная работа прокладывает магистральный путь между вышеуказанными трудами и теоретическими задачами, стоящими перед современной наукой.

В работе В.А.Вазюлина раскрывается внутренняя структура «Капитала» К.Маркса, того произведения, где даётся наиболее глубокое обоснование марксизма как науки. Систематическое, целостное исследование марксизма в процессе его исторического развития открывает путь для осознания его внутренних противоречий и освещения перспектив его диалектического снятия.

Революционно-критическое отношение к марксизму, обоснованное в «Логике «Капитала» К.Маркса» В.А.Вазюлина, коренным образом отличается от догматического восприятия марксизма, характерного для многих левых партий, а также от релятивистского, эклектического соединения марксизма с чуждыми ему концепциями.

Эвристическое значение научного открытия Логики «Капитала» К.Маркса было доказано дальнейшим ходом развития научного исследования В.А.Вазюлина, когда история человечества стала предметом его специального изучения. Осмысление методологических ограниченностей материалистического понимания истории способствовало разработке теоретического отображения внутренней структуры общества и закономерностей его исторического развития, которое даётся в работе В.А.Вазюлина «Логика Истории».

Многократные попытки похоронить марксизм, предпринятые за последние годы его бывшими догматическими сторонниками, оказались, как и все предыдущие, преждевременными. Слухи о смерти марксизма оказались преувеличенными. Наивными и обывательскими являются попытки доказать несостоятельность марксизма на том основании, что социализм погиб, а капитализм торжествует свою «полную и окончательную победу».

На самом же деле, никакие факты не могут непосредственно опровергнуть научную теорию. История науки показывает, что научная теория может быть преодолена только новой, более развитой теорией, которая будет глубже и всесторонее объяснять изменившиеся условия и включит в себя в преобразованной форме всё положительное, что было унаследовано от предшествующей теории. Одна из причин теоретического тупика многочисленных проектов «преодоления», «развития» марксизма состоит в том, что их авторы даже не подозревают о сложности внутреннего механизма развития научного познания в «Капитале» К.Маркса и, тем самым, они оказываются неподготовленными произвести что-то новое и оригинальное.

Научное понимание капитализма и его теоретическое отображение в «Капитале» К.Маркса, которое содержится в работе В.А.Вазюлина, приобретает исключительную актуальность в условиях характерного для эпохи реставрации капитализма массового распространения вульгарных, апологетических представлений, увековечивающих капиталистический строй и рассматривающих эксплуатацию в качестве необходимого атрибута человеческой природы.

Переиздание «Логики «Капитала» К.Маркса» В.А.Вазюлина имеет также большое значение в настоящее время, когда коммерциализация науки и образования привела к тому, что прекратили выходить научные монографии по философским вопросам (издаются почти исключительно учебники), разрушается фундаментальная наука, возрастает идейный вакуум и широко распространяются иррационализм, мистика, религиозные представления, как выражение чувств безысходности и тупика, которые испытывают широкие массы людей.

Одна из жизненно- важных задач нынешнего времени состоит в сохранении и развитии творческих теоретических достижений советской науки, которые отвергаются, дискредитируются или придаются забвению. Без переосмысления указанных достижений, а среди них почётное место занимает «Логика «Капитала» К.Маркса» В.А.Вазюлина, невозможно найти выход из лабиринта методологического кризиса, в котором оказались многие науки, и разработать тактику и стратегию исследований, способствующих научному предвидению путей исторического развития общества.

«Логика «Капитала» К.Маркса», «Логика Истории» и другие научные труды В.А.Вазюлина лежат в основе научно-практической программы международной логико-исторической школы. См. Логика истории и перспективы развития науки. М. Мысль, 1993, История и реальность: уроки теории и практики. М., Симс, 1995.

 

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку