CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Ценное учебное пособие

Ценное учебное пособие

Петров О.В. Риторика.

Учебное пособие для студентов юридических вузов. ООО “Профтехобразование”. М.: 2001. – 424 с.

 

Студенты юридических вузов получили очень ценное учебное пособие. Дело в том, что на протяжении всего периода существования советского государства в его вузах не преподавался такой предмет, как риторика. Хотя в дореволюционной России студенты вузов такой предмет изучали. Эту дисциплину не изучали потому, что власти считали ненужным учить студентов свободной самостоятельной речи. Видимо, в тот период умение самостоятельно мыслить и говорить не приветствовалось. Не было и учебника или учебного пособия, в котором бы излагался материал учебного и методического характера, учивший студентов умению правильно строить свою речь и произносить ее.

Этот существенный пробел взял на себя смелость восполнить доцент кафедры философии Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук О. В. Петров. Несколько лет он работал над учебным пособием “Риторика”, которое увидело свет в 2001 году. В результате кропотливого труда автора получилось добротное, содержательное, интересное учебное пособие.

В предисловии автор указывает, что термин “риторика” не имеет однозначного толкования. С одной стороны, если следовать прямому переводу термина с греческого языка, - это теория красноречия. С другой стороны, как подчеркивал М. В. Ломоносов, понимая под риторикой искусство убеждения, следует полагать, что красота речи является средством, способствующим увеличению убедительности. Такое понимание риторики соответствует как античной традиции, так и понятиям неориторики, сформировавшимся в ХХ веке.

Задачу рецензируемого учебного пособия его автор видит в том, чтобы оказать помощь студентам юридических вузов в умении говорить ясно, убедительно, приятно и пристойно. Чтобы овладеть этим искусством, студенты должны изучить определенный набор приемов и правил, выработанных как древними, так и новейшими исследованиями.

Учебное пособие состоит из пяти глав. В первой главе (с. 7-91), представляющей по своей сути введение в риторику, представлены учения о периоде. Еще Аристотель различал простой и сложный периоды, полагая, что сложный период состоит из нескольких простых. В своем труде “Риторика” он писал, что “простым я называю период одночленный”. И далее: “Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец, и размеры которой легко обозреть”.

Каждому из двух периодов – простому и сложному – автор посвятил по параграфу. В итоге получилось весьма убедительное сочинение, насыщенное многочисленными примерами главным образом из русской классической литературы. Третий параграф первой главы посвящен технике и искусству произнесения мини-речей (хрий), что имеет, по замечанию автора, для начинающего такое же значение, как отработка гамм для обучающегося музыке. Учение о периоде является отправной точкой и в то же время основами, к повторению которых оратор обязан постоянно возвращаться.

Как отмечал Квинтилиан, цель выступления оратора может быть выражена с помощью трех глаголов: поучать, возбуждать и услаждать. О том, с помощью каких средств можно добиться третьей цели, речь идет во второй главе пособия (с. 92-162). В целях большей убедительности мини-речи ее необходимо украшать. Украшенная речь должна вызывать у слушателей чувство удовольствия. Но украшения должны быть в меру. Ненужные украшения портят речь.

Речь оратора украшают тропы и фигуры. Термин “троп” в переводе с древнегреческого означает “превращение”, при котором слова приобретают другое, не свойственное им значение. С использованием троп речь не только не теряет ясности, но и становится еще более четкой и отчетливой. Обо всем этом, как всегда с многочисленными примерами, говорится в первом параграфе второй главы, который носит название “Тропы” (с. 93-109).

Второй параграф второй главы называется “Фигура мысли” (с. 110-152). Ораторы прибегают к фигурам мысли для того, чтобы придать сказанному живость, динамичность, наглядность, чтобы речь была не однообразной и монотонной. Автор делит фигуры на три группы: 1) фигуры убеждения; 2) фигуры украшения; 3) фигуры эмоционального воздействия на слушателей (фигуры страстей). Все фигуры, в отличие от тропов, не предполагают замену одних слов другими. Фигуры – это обороты речи, которые отличаются от обычного стандартного выражения тем, что позволяют говорящему полнее передавать свои мысли и чувства.

Автор рассматривает девять фигур убеждения, иллюстрируя каждую из них примером из судебной практики. Поэтому эта часть пособия выглядит весьма убедительно.

Из фигур украшения автором взяты четыре, наиболее важных для судебной речи, - характеристика, sermocinatio, картина и параллель. Эти фигуры используются судебным оратором не просто для украшения речи, а в связи с особенностями рассматриваемого дела.

Обращаясь к фигурам эмоционального воздействия, автор рассматривает шесть из них, а также три приема, создающих у слушателей впечатление естественности, безыскусности и непринужденности общения с оратором.

Интересен раздел третий второй главы, в котором речь идет о фигурах последовательностей. Это элементы речи, которые усиливают выразительность высказывания не сами по себе, а благодаря встречаемости с другими, подобными им элементами. Автор обращается к одиннадцати фигурам последовательностей: 1) бессоюзию; 2) многосоюзию; 3) единоначатию; 4) единоокончанию; 5) симплоке; 6) параллелизму; 7) полиптотону; 8) хиазму; 9) использованию синонимов-заменителей; 10) инверсии; 11) антитезе.

Несколько красивых и убедительных мини-речей – не есть судебная речь. Для ее составления необходима композиционная работа. Вопросам нахождения материала и композиционного построения судебной речи посвящена третья глава “Изобретение” (с. 163-269). По сути, с этой главы речь идет не о введении в риторику, а о самой риторике.

Глава состоит из трех параграфов. Первый носит название “Работа над содержанием обычной речи” (с. 169-177). Вначале необходимо выбрать тему с тем, чтобы она, во-первых, нравилась и казалась интересной самому оратору; во-вторых, должна быть интересной для слушателей. После выбора темы нужно определить общую и конкретную цели выступления.

Второй параграф называется “Композиция судебной речи” (с. 177-185). Автор концентрирует внимание читателя на необходимости правильного построения судебной речи, ее композиции. Она должна содержать введение, предложение (основное утверждение оратора), разделение на составляющие части основного тезиса оратора, повествование, доводы, патетическую часть и заключение.

Назначение композиционных частей судебной речи излагается автором в третьем параграфе (с. 186-269). Здесь подробно со многими примерами из судебной практики рассматриваются такие композиционные части судебной речи, как введение, предложение, разделение, повествование (изложение), доводы, патетическую часть, заключение.

Вопросы, связанные с расположением собранного материала, анализируются автором в четвертой главе “Расположение” (с. 270-349). В первом параграфе (с. 270-280) говорится о принципах расположения материала. Главное здесь – донести до слушателей основную мысль оратора, убедить их в том, в чем сам оратор убежден. Для этого необходимо правильно расположить свои мысли и соответственно композиционные части речи.

Во втором параграфе (с. 281-324) речь идет о логических схемах как основе для составления ясного плана оратора. Чаще всего в судебной речи используются дедуктивные схемы – простой категорический силлогизм и разделительно-категорический силлогизм. Используются также принцип причинной обусловленности, доказательство и опровержение. Реже ораторы прибегают к использованию логических схем индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, буквальной и фигуральной аналогии.

Весьма важной частью судебной речи являются переходы, о которых говорится в третьем параграфе четвертой главы (с. 325-349). Переход – это своего рода текстовое единство, которое предполагает остановку, подведение итогов сказанному и последующее движение вперед. Как отмечает автор, переход – это завершение одной мысли и начало следующей. С помощью перехода оратор показывает слушателям, как далеко он продвинулся в изложении и разъяснении своего основного тезиса.

Исключительно интересной представляется пятая глава (с. 350-421), которая носит название “Произнесение и запоминание”. В эту главу включены следующие параграфы: 1) облик оратора; 2) голос; 3) дикция и орфоэпия; 4) проблема запоминания.

В первом параграфе (с. 352-367) автор обращает внимание на внешность, внутренний настрой и поведение оратора во время выступления. Оратор должен быть одет опрятно, выражать доброжелательность, деловитость и увлеченность тем, о чем он говорит, умело пользоваться мимикой и жестом.

Во втором параграфе (с. 368-391), говоря о голосе, автор отмечает такие его важные составляющие, как звучность, темп речи, диапазон и интонационную выразительность и тембр. Над всем этим необходимо постоянно работать любому оратору, даже профессионалу.

В третьем параграфе (с. 392-412) автор рекомендует ораторам тренироваться в произношении гласных звуков, взрывных звуков “п”-“б”, свистящих и шипящих звуков “с”-“з” и “ш”-“щ”, звуков “л” и “р”, отрабатывать окончания слов, произнесение удвоенных согласных, правильно использовать чистоговорки и скороговорки. Здесь же рекомендуется особое внимание уделять правилам литературного ударения.

Наконец, в последнем, четвертом, параграфе пятой главы (с. 412-421) поднята проблема запоминания. Нужно ли запоминать текст речи наизусть, как правильно пользоваться подсобным материалом, когда следует читать текст? На все эти и многие другие вопросы читатель найдет ответ в учебном пособии автора.

Каждый параграф пособия заканчивается кратким резюме, что делает его очень удобным и компактным. Там же помещены и учебные задания по каждому параграфу.

Высоко оценивая труд О. В. Петрова как новаторский, очень ценный и нужный для студентов, а также преподавателей вузов, учителей школ, можно было бы пожелать автору, чтобы он создал пособие по риторике для российских политиков, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, многих других людей, которые часто выступают перед населением, нередко появляются на экранах телевизоров. Это было бы исключительно важным делом, поскольку мы нередко слышим такие речи, от которых, как говорится, уши вянут. Вероятно, такое пособие должно быть более популярным, без сложных схем, которые встречаются в рецензируемом сборнике. Думается, спрос на такое пособие был бы гарантирован.

Е. Г. Моисеев
Доцент кафедры международного
права, доктор юридических наук

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку