CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Проблема стратегического регулирования регионального рынка труда в Российской Федерации

С.П.Иваненков,

доктор философских наук

Ю.Б.Иванов,

кандидат медицинских наук

Проблема стратегического регулирования регионального рынка труда в Российской Федерации*

Имеющийся сегодня структурный дисбаланс рынка труда во многом определяется произошедшей за последнее десятилетие деформацией системы профессионального (в первую очередь высшего) образования, разрывом между уровнями образования, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня уровнем доступности профессионального образования для различных социальных групп молодежи. Проблема регулирования рынка труда и, в частности, уменьшения структурного дисбаланса между предлагаемой на рынке труда рабочей силой и пользующейся там спросом, является наиболее острым, но, всего лишь, частным аспектом фундаментальной проблемы современного общества – общества технологического риска – качества человеческого капитала. Гигантские производства, транспортные потоки, энергетика и др. ставят общество в зависимость: чем выше профессиональный уровень персонала, тем меньше вероятность техногенных катастроф. Осознанность указанной зависимости находит свое отражение в нормативных документах, принимаемых на различном уровне. «Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане» - такой вывод звучит в Программе модернизации образования России, подготовленной Центром стратегических исследований.

Качество рабочей силы и, соответственно, качество рынка труда, обнаруживая некоторые общемировые и общегосударственные тенденции, во многом характеризуются именно региональной спецификой, и не только определяются социально-экономической ситуацией в регионе, но и определяют в нем динамику социальных процессов. Поэтому органам государственной власти на региональном уровне необходимо более активно инициировать эмпирические и теоретические исследования региональных рынков труда, результаты которых могут служить основой управления социальными процессами в регионе.

Следует отметить, что рынок труда как часть рынка, также как и институт рынка в целом, взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечивают и, в некоторой степени, определяют воспроизводство общества и, следовательно, воспроизводство социальности определенного типа. Поэтому складывающийся региональный рынок труда необходимо анализировать, исходя как из существующего, так и из предполагаемого типа социальности будущего общества.

Современное развитое общество характеризуют как постиндустриальное или информационное общество, подчеркивая тем самым детерминирующую роль в нем коммуникативных процессов, высокотехнологичных отраслей промышленности, использующих современные информационные технологии, развитой сферы услуг. При этом высокотехнологичные отрасли требуют высококвалифицированной рабочей силы, а сфера услуг – менее квалифицированной. В этом проявляется специфика и противоречивый характер рынка труда постиндустриального общества.

Россия в настоящее время проходит период накопления капитала. На данном этапе объективно требуется низко квалифицированная рабочая сила, что подтверждают эмпирические данные как по российскому, так и по региональному рынкам труда. Доля вакансий по рабочим специальностям, например, по Оренбургской области, Санкт-Петербургу устойчиво растет, начиная с 1997 года. В 2002 году она составила в этих регионах около 90% от общего числа вакансий. Потребность в высококвалифицированной рабочей силе объективно возникает только на следующем после накопления капитала этапе.

Поэтому воздействия органов управления на региональный рынок труда должны учитывать отмеченное выше противоречие – в настоящий период в Оренбургской области высококвалифицированная рабочая сила объективно не может быть полностью востребована рынком, который ориентируется на меньшие издержки и запрашивает в основном низко квалифицированную рабочую силу.

Таким образом, регулирование органами регионального управления рынка квалифицированной рабочей силы строится с учетом того, что:

-   во-первых, сегодня субъект РФ и Россия в целом, проходят этап накопления капитала с характерной для него структурой рынка труда – значительное преобладание в востребованности низкоквалифицированного дешевого труда над высококвалифицированным;

-   во-вторых, то, какая модель общества (e.g. информационного) будет выбрана в качестве ориентира развития, задаст присущую данной модели структуру рынка труда.

Особо подчеркнем, что такие ориентиры должны быть закреплены в государственных нормативных документах федерального и регионального уровня в качестве определенных целевых программ. На основе принятых целевых программ развития региона могут быть выбраны стратегии регулирования регионального рынка труда.

Можно выделить следующие стратегии государственного регулирования рынка труда:

1)     внегосударственное обеспечение избыточной рабочей силы;

2)     государственная компенсация последствий безработицы;

3)     создание дополнительных рабочих мест;

4)     системное управление процессами в сфере занятости на рынке труда (подготовка и переподготовка кадров, создание социально перспективных рабочих мест, трудоустройство и поиск кандидатов на вакантные места, закрепление кадров и организация их направленной миграции и пр.).

Естественно, что отдельные меры при выбранных стратегиях (1)-(3) не принесут желаемого результата, хотя могут оказать частичное компенсаторное воздействие на рынок труда и сферу занятости. И только выбор стратегии (4) может привести к успеху в попытках региональной власти оказывать влияние на рынок труда и сферу занятости на уровне субъекта РФ.

Следует отметить, что системное управление на региональном уровне процессами, происходящими в сфере занятости и на рынке труда, предполагает согласование федеральных и региональных приоритетов. При этом:

-   федеральные приоритеты должны исходить из необходимости перехода к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы коммуникаций и услуг;

-   региональные приоритеты должны учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и, в целом, социокультурную динамику региона.

В этой связи при определении стратегии регулирования регионального рынка труда, на наш взгляд, целесообразно выделить региональные системообразующие центры подготовки квалифицированной рабочей силы и ее потенциальных потребителей. Определив их состав и структуру, выявив динамику и сделав определенные прогнозы их состояния на ближайшую перспективу, в дальнейшем возможно будет оказывать воздействие на поведение агентов на рынке труда, сглаживая дисбаланс между качеством и количеством подготавливаемой квалифицированной рабочей силы и ее востребованностью в различных сферах жизнедеятельности регионального сообщества.


* «Ассоциация молодых ученых и специалистов» Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и администрации Оренбургской области (грант №03-06-00605а/В).

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку