CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2003 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Эффективная кадровая политика региона: проблемы и перспективы,С.П.Иваненков,Ю.Б.Иванов, С.В.Черкасов
Эффективная кадровая политика региона: проблемы и перспективы,С.П.Иваненков,Ю.Б.Иванов, С.В.Черкасов

С.П.Иваненков,

доктор философских наук

Ю.Б.Иванов,

кандидат медицинских наук

С.В.Черкасов,

кандидат медицинских наук

Эффективная кадровая политика региона: проблемы и перспективы*

Эффективность кадровой политики в регионе сегодня во многом зависит от того, насколько согласуются рыночные ориентации образования с государственными интересами, общенациональными и региональными приоритетами. Удовлетворение стихийного спроса на определенные специальности в отрыве от объективных потребностей развития области приводит к серьезным диспропорциям на рынке людских ресурсов, на устранение которых уходит в несколько раз больше средств, чем на собственно подготовку специалиста. Так, по данным департамента Федеральной службы занятости населения по Оренбургской области, в регионе уже несколько лет увеличивается число безработных среди выпускников техникумов и вузов, получивших специальности экономиста, бухгалтера, юриста, а наборы по этим профилям в вузы в то же время растут.

Система современного образования, реагируя на текущие потребности деформированного рынка (в частности, в сторону торгово-посреднических, финансово-сервисных видов деятельности), способствует искажению истинной кадровой картины, порождая безработицу среди молодых специалистов. Право на образование приходит в противоречие с правом на реализацию своих способностей (в прошлом - с правом на труд). По прогнозам Министерства труда и занятости РФ, в период с 2002 по 2005 годы более 1/3 выпускников техникумов и вузов не смогут трудоустроиться по выбранной ими профессии.

В Оренбуржье ситуация не проще. Сегодня значительная часть выпускников педагогических образовательных учреждений не работает в школах, медицинских – в здравоохранении, инженерных – на производстве, выпускников учебных заведений сельскохозяйственной направленности – в аграрном секторе. И всё это - в условиях, когда в области не хватает около тысячи врачей, сотен педагогов. Кадровый состав агропромышленного комплекса за последние 10 лет сократился на 6 тысяч человек. Более шестисот руководящих должностей в этой отрасли вакантны, 40 % руководителей среднего звена – практики.

Вузы области теоретически в состоянии обеспечить квалифицированными кадрами не только свою территорию, но и соседние регионы. На десять тысяч населения у нас приходятся более 300 студентов высших учебных заведений. По этому показателю регион можно поставить в один ряд с развитыми странами Западной Европы. В Оренбуржье действуют 6 базовых государственных вузов, 27 филиалов ведущих вузов РФ, из которых 11 – негосударственные. В них обучаются около 69 тысяч человек. Высшую школу дополняют 50 техникумов и колледжей, численность обучающихся в которых составляет около 44 тысяч.

Конечно, не решив социального блока проблем, сопровождающих трудоустройство молодого специалиста, невозможно рассчитывать на полноценное кадровое обеспечение. Но, с другой стороны, ситуацию можно отнести и к разряду случаев социального иждивенчества. Основная масса выпускников вузов обучается за государственный счет (подготовка одного специалиста с высшим образованием обходится в среднем в 50 тыс. рублей), но интересы этого государства в итоге игнорируются. Низкая заработная плата, слабая социальная защищенность выпускников, с одной стороны, отсутствие законодательной базы закрепления студентов, обучающихся на бюджетной основе, за определенным местом работы, с другой стороны, приводят к распылению государственных и кадровых ресурсов. Выпускник, не работающий по специальности в течение 3 лет, практически полностью теряет квалификацию. В результате - миллиарды рублей выбрасываются государством на ветер. Такое положение дел требует серьезного внимания, вмешательства и координации.

Без комплексных целевых программ решить кадровую проблему невозможно. В сложных финансовых условиях администрация Оренбургской области приняла меры к закреплению молодых специалистов на селе. Разработана и реализуется программа «Сельский дом», цель которой - решить задачи жилищного и социально-бытового характера. Ее дополняет общерегиональная программа «Активизация жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2000-2002 гг.». Успешно выполняется постановление администрации Оренбургской области «Об организации целевой контрактной подготовки специалистов». В вузах области по наиболее востребованным и значимым направлениям уже обучаются 618 человек. Региональный заказ на подготовку специалистов размещен по вузам следующим образом: ОГАУ – 318 человек, ОГПУ – 209, ОГУ – 50, ОГМА – 41. Эта статистика еще раз наглядно свидетельствует о том, в каких сферах народного хозяйства положение с кадрами наиболее критическое.

Сегодня даже незначительный рост объемов производства обнажает проблему нехватки кадров на предприятиях, растерявших за годы перестройки бoльшую часть работников. Возрождение промышленности требует совершенно иных подходов к профессиональной подготовке. Многослойная (от примитивных до высокотехнологичных производств) экономика Оренбургской области, в которой более востребованы работники среднего профессионального звена, задает особый вектор в подготовке специалистов – многоуровневость. Осуществляемый в области курс на интеграцию начального, среднего и высшего профессионального образования, результатом которой стали действующие ныне Ассоциация аграрных учебных заведений непрерывного профессионального образования (при ОГАУ), образовательные округа, объединившие в себя школы, лицеи, гимназии, колледжи, институты (при ОГУ), комплексы «колледж–вуз» (при ОГПУ, ОГМА) - яркое тому свидетельство. Обучение выпускников техникумов в вузах по ускоренным и скорректированным образовательным программам сокращает сроки и повышает качество подготовки специалистов.

Еще одним стратегическим направлением региональной кадровой политики является развитие комплексных систем, объединяющих образование, науку и производство. Становление технопарков (ОГУ), учебно-производственных комплексов и научно-производственных систем (ОГАУ), открытие лабораторий и кафедр на базе предприятий и учреждений – это зримые шаги реального технического и технологического прогресса. Научно-исследовательские работы (в рамках хоздоговоров, грантов и т.д.), в осуществление которых вовлечены ученые и преподаватели вузов, студенты и аспиранты, ведущие специалисты предприятий, способствуют решению сразу целого блока вопросов: повышения качества подготовки специалистов и извлечения интеллектуальной и экономической прибыли. Подобное введение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности – это действенный инструмент формирования конкурентоспособного специалиста, готового решать сложные научно-технические и производственные задачи.

Понимая, что подготовка профессионала во многом зависит от качественного состава профессорско–преподавательского корпуса, администрация Оренбургской области оказывает материальную поддержку молодым ученым при защите докторских и кандидатских диссертаций; обеспечивает их участие в федеральных (в частности, по линии РФФИ, РГНФ и т.д.) и региональных («Ученый года», «Лауреат премии администрации Оренбургской области в сфере науки и техники» и т.д.) конкурсах с последующим финансированием продолжающихся исследований и работы по внедрению научных разработок в практику. В Оренбуржье активно реализуется Президентская программа «Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ» (с 1998 года обучены, в том числе за рубежом, 203 человека).

Решая задачи закрепления кадров, администрация осуществляет перспективный и текущий анализ регионального рынка труда, создает специальные структуры (так называемые молодежные биржи труда), владеющие информацией о вакансиях и востребованных профессиях; предоставляет льготы работодателям, трудоустраивающим молодежь; формирует специальную систему содействия занятости молодежи в рамках Межведомственной программы содействия занятости и трудоустройству молодежи Министерства труда и занятости и Минобразования РФ; обеспечивает решение социальных проблем, сопровождающих трудоустройство молодого специалиста.

Однако формирование эффективной кадровой политики в регионе зависит не только от государственных служб. Ответственность за результаты профессиональной адаптации выпускника высшего учебного заведения несут все. Наличие фактов, когда выпускники вузов со студенческой скамьи сразу попадают в списки безработных, свидетельствует о следующем:

- господствовавшая прежде система гарантированного трудоустройства («распределение») фактически «отучила» людей адекватно выстраивать свою личную профессиональную карьеру;

- отсутствие социальных гарантий для студентов и молодых специалистов при трудоустройстве (ранее это были «подъемные», жилье, «прикрепление наставника» и т.п.) сделало процесс вхождения молодых поколений в рынок трудовых ресурсов весьма болезненным;

- незначительные и нестабильные темпы развития экономики и производственной сферы не побуждают работодателей к решению проблем перспективного кадрового планирования;

- отсутствие долгосрочных планов развития предприятий, укоренившаяся психология «выживания» обусловили сведение практически на нет специальной кадровой работы: заглохла деятельность учебных центров, ранее имевшихся практически при всех крупных производствах и служивших базой для подготовки молодых специалистов и «подгонки» их под профиль и специфику предприятия.

Попытки возложить решение проблемы образовательной подготовки на альтернативные учебные заведения, которые должны были, по идее, составить мощную конкуренцию государственным образовательным структурам в плане качественной подготовки выпускаемой рабочей силы, далеко не всегда оказываются успешными. Коммерческие вузы в Оренбургской области возникали стихийно, без фундаментальной проработки региональных потребностей в специалистах, не имея необходимой материально-технической базы, реагируя исключительно на конъюнктурный спрос. Это привело к перепроизводству специалистов все тех же гуманитарных, экономических и юридических профилей.

Недостаток знаний о региональных и федеральных рынках труда, перспективах их развития, неготовность руководителей предприятий решать кадровые вопросы в новых условиях, недостаточная устойчивость связей образования с производством и бизнесом препятствуют достижению необходимого равновесия между количеством и качеством выпускников учебных заведений и существующими запросами социально-экономической сферы.

Во вновь создаваемой системе управления человеческими ресурсами должна быть иная расстановка акцентов. Решить проблему полноценного обеспечения кадрами развивающейся региональной экономики можно только тогда, когда образование, наука, производство и государство выступают как социальные партнеры, ответственные за решение общей задачи: повышение качества жизни в нашей области.


[*] Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант №03-06-00605 а/В) «Ассоциация молодых ученых и специалистов», «Центр инноваций и наукоемких технологий»

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку