CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Психологические ресурсы цивилизации,А.Д.Королёв

А.Д.Королёв,

кандидат философских наук

Психологические ресурсы цивилизации
(доклад на XXI Всемирном философском конгрессе, Стамбул, Турция, 10-17 августа 2003 г.)

В процессе удовлетворения человеческих потребностей современные технические достижения всё чаще и чаще становятся важнее природных ресурсов. Искусственная среда, созданная техникой, заменяет для современного цивилизованного человека природную среду. Техника опосредствует контакты человека с природой до такой степени, что 99% всей работы в мире делает техника и только 1% - люди и домашние животные. В контактах человека с природой, в общении с другими людьми, в получении информации об окружающем мире всё чаще применяются различные технические средства.

Человечество переходит от освоения географического пространства как такового к созданию искусственной среды, в которой слова, знаки и образы играют всё более значимую роль. Опасность представляет не искусственная среда сама по себе, а то, что ради ускорения темпа развития в жертву приносятся сложность общественного устройства, целостность человека и стремление распространить достижения современной цивилизации на максимально возможное число людей. Данные обстоятельства привели к тому, что современная цивилизация из глобальной, возникшей в конце XIX века, становится точечной, а вместо освоения географического пространства предпочтение всё больше отдаётся операциям со знаками.

ОТКАЗ ОТ ВЕРТИКАЛИ. Сложность общественного устройства стала первой жертвой ускорения темпа развития цивилизации. Эффект разрушения сложности давал более быстрые и ощутимые результаты, чем созидание новых иерархических уровней. В XVIII веке общество перестали рассматривать как иерархию. Вместо сакрального определения Верха и Низа (абсолютных Добра и Зла) пришло астрономическое: ниже то, что ближе к центру Земли, выше то, что дальше от центра Земли.

В прежней картине мира каждая точка пространства имела как географические координаты, так и координаты на оси Добра и Зла. В обществе для каждого человека также имелась своя точка на вертикальной оси. После распространения ньютоновской картины мира на общество, пространство общества стало однородным во всех направлениях. Отказ от вертикали позволил осваивать пространство большей площади и с большей скоростью, но одновременно это был первый шаг по пути примитивизма.

ЧАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Вторым шагом был отказ от целостности человека. Промышленной революции не нужно человеческое тело как тотальность, ей нужна та часть тела, которая обслуживает те или иные технические устройства.

Следствием отказа от человеческого тела как тотальности явилось появление частичного человека. Этому способствовали уменьшение корреляции зрительных и слуховых образов с двигательными и тактильными, разрушение целостности восприятия человека. Однако глобального отказа от освоения территории планеты на этапе промышленной революции не было.

ТОЧЕЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Переход к информационному, постиндустриальному обществу сопровождался отказом от освоения географического пространства. Оказалось, что чем уже пространство для развития, тем быстрее и легче получить результат. Сужение пространства развития сопровождалось уменьшением спектра актуализированных психологических ресурсов цивилизации. Нынешний этап развития можно назвать точечной цивилизацией.

На примере туризма видно как географическое пространство, требующее освоения, сегодня превращается всего лишь в предмет для восприятия словно картинки в книжке дошкольника.

После 1991 года идеология, объясняющая, что для освоения пространства необходимы аскетизм и ограничение потребления, просто-напросто исчезает за ненадобностью. Заменившая идеологию реклама культивирует эгоизм, индивидуализм и ведущий к инфантильности гедонизм. Получение удовольствия ради удовольствия становится для цивилизованного человека важнее положительных эмоций, связанных с покорением пространства. Эмиграция, добровольное расставание с родиной сегодня достигли небывалых масштабов. Только из Армении за последние 10 лет выехало более четверти населения.

Точечная цивилизация означает, что развитие отныне идёт исключительно в отдельных, хорошо охраняемых районах, в отдельных фирмах и даже в отдельных особняках и зданиях.

АГРЕССИЯ. Отказ от освоения пространства сопровождался изменением природы агрессии. Впервые в истории человечества современные войны идут не за географическое пространство, а за пространство знаков, пространство языка, пространство восприятия.

Изменению природы агрессии способствовало создание ядерного и водородного оружия. Традиционные войны, целью которых является оккупация пространства для его освоения, сегодня превратились, главным образом, в межнациональные столкновения, длящиеся десятилетия, не имеющие перспективы завершения в обозримом будущем и уже не делающие, как раньше, всемирной истории. Попытка оккупации ядерной державы с большой вероятностью может привести к полному уничтожению агрессора. Появление ядерного оружия поставило перед потенциальным агрессором принципиально новую задачу - получить природные и людские ресурсы противника без оккупации его территории. Противник отныне должен был добровольно отдать свои ресурсы. Для этого были использованы как разнообразные способы изменения сознания людей, так и деньги в качестве самого эффективного на сегодняшний день вида оружия. Чтобы деньги превратились в оружие, необходимо было превратить их из знака, используемого в общении между людьми, в некую онтологическую реальность, точку сборки психической жизни человека, некий абсолют, вокруг которого вращалась бы человеческая жизнь. Без «достижений» XVIII века, без разрушения представлений о Верхе и Низе создать такой абсолют, разумеется, было бы невозможно. Как невозможно было бы создать его без появившегося в ходе промышленной революции частичного человека.

Поскольку контроль над полями восприятия даёт сегодня прибыль на несколько порядков более высокую, чем оккупация территории, снят лозунг борьбы за мировое господство. Строго говоря, ввод войск на чужую территорию сегодня принесёт убыток, а не прибыль. Никто не мог подумать в шестидесятые годы прошлого века, когда произошёл окончательный крах системы колониализма, что этот крах приведёт, в конечном счёте, к отказу от освоения территории. На сегодняшний день только Европа показывает пример успешного интеграции политического, экономического и культурного пространства. Неслучайно также появление «слепого» терроризма (когда убивают людей не для стремления устранить мешающие фигуры, а для захвата эфирного времени) именно в те же шестидесятые годы.

ДЕНЬГИ. Отказ от освоения географического пространства сопровождался также изменением природы денег. Если раньше деньги обозначали степень удовлетворения человеческих потребностей, то теперь всё большая часть денег обозначает всего лишь другие деньги. Деньги превратились в главный товар нашего времени. Например, только в 1999 году ежедневно в денежные спекуляции в среднем было вовлечено 1,3 трлн. долл., что в 30 раз превышает объём продаваемых товаров и услуг.

Всё ли можно купить за деньги? Разрушение целостности восприятия привело к тому, что возникла иллюзия, что за деньги можно купить всё, включая любовь, дружбу, патриотизм, принадлежность к группе, уверенность в завтрашнем дне. В точечной цивилизации деньги превратились в шкалу для измерения силы, власти и даже правды.

Действие «слепых» денег, идущих на покупку других денег, правомерно, на мой взгляд, сравнить с действием наркотиков на мозг человека. Когда структуры мозга реагируют на эндорфин (аналог денег, необходимых для развития производства), эта реакция адекватно отражает жизнедеятельность организма. Когда те же структуры мозга точно также реагируют на морфин или кодеин (аналог «слепых» денег), данная реакция не соответствует процессу удовлетворения человеческих потребностей. В последнем случае происходит очень серьёзное рассогласование между работой мозга и жизнью тела.

Экономический подъём даже в таких благополучных странах, как США, в последние годы был связан не столько с накоплением реального капитала (оборудования, зданий и сооружений производственного назначения), сколько с ростом цен на акции. В мире всё больше накапливается «лишних» денег, владельцы которых не могут и не желают приобретать на них товары и услуги, а стремятся приобрести на них ценные бумаги и иностранную валюту. Когда тот же субъект покупает деньги, то в этом акте нет никакой информации о ходе удовлетворения реальных потребностей покупателя. Поэтому деньги, заплаченные за деньги, становятся лишь символическим актом доверия к тем, кто выпускает (печатает) валюту, акции, облигации, деривативы. Совершается типичная ошибка при работе со знаками: поскольку знак не имеет статуса существования без обозначаемого, из увеличения количества знаков не следует улучшения дел. При работе со знаками больше не означает лучше. С этой иллюзией придётся расстаться во время неизбежного мирового финансового кризиса.

Наблюдаемое сегодня доминирование финансового капитала над промышленным привело к завершению проекта Просвещения, более двухсот лет определявшего освоение земной территории.

Технологии формирования картины мира человека - сегодня наиболее прибыльный бизнес. Разрушение национального самосознание, доверия людей к государственным органам и друг к другу, актуализация страха и неуверенности в будущем объективно увеличивают количество проданных денег. Именно поэтому средства массовой информации и реклама повели игру на понижение человеческих интеллекта и психики в целом. Играющий на деньги гедонист стал образцом для подражания. Ставка делается на актуализацию «базовых» потребностей, таких как уход за телом и безопасность, в ущерб «высоким» потребностям в уважении, благодарности, признании, справедливости, решении сложных интеллектуальных задач.

Современная цивилизация, делающая ставку на индивидуализм, может предложить человеку слишком низкую точку сборки личности. Макаренко, например, считал, что, чем больше людей разделяет с человеком чувство завтрашней радости, тем более высокого уровня развития личности достигает человек. Именно на эксплуатации ресурса завтрашней коллективной радости строились во многом достижения Советского Союза. Возвышая других, можно возвыситься самому; принижая других, опускаешься сам.

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. Для поддержания иллюзии, что деньги по-прежнему являются деньгами, была сделана ставка на страх и гедонизм. Именно они сегодня стали главными психологическими ресурсами цивилизации, именно они привели к тому, что надежда на возвращение цивилизации к освоению географического пространства без актуализации новых психологических ресурсов была полностью похоронена. Лучшим способом искусственного нагнетания страха и гедонизма явилась пропаганда уголовного образа жизни, ибо уголовник представляет собой идеальную модель человека, максимально ориентированного на скорейшее удовлетворение примитивных сиюминутных потребностей. Так уголовники (а потом и террористы) стали главными героями современных средств массовой информации, литературы, кино, других видов искусства. В большинстве стран мира именно за последние десять лет произошла криминализация общественного сознания. Одновременно возрос интерес к патологии и извращениям, к искусственным мирам, не имеющим ничего общего с реальностью. Помимо уголовников и террористов героями произведений становятся люди, принципиально неспособные осваивать земное пространство. В искусстве и средствах массовой информации стали исчезать рассказы о трудовых подвигах и профессиях, связанных с покорением пространства.

Типичным стало восприятие окружающей среды как враждебной и опасной, как источника страха и всевозможных неприятностей. При переходе к стратегии «гедонизм в осаждённой крепости» типичным стало ощущение того, что, чем больше ты изолирован от окружающего мира, тем лучше для твоей жизни, твоего здоровья, твоего счастья. Из представления о пространстве как о нечто принципиально враждебном цивилизованному человеку неизбежно вытекает культ избранных, попавших в анклавы цивилизации. В жертву приносится чувство общечеловеческого единства.

Психика человека (впрочем, то же касается психики любого животного) может успешно функционировать и развиваться только как способ освоения пространства. При изучении биологической эволюции мы наблюдаем следующую закономерность: чем больше пространственных препятствий может преодолеть организм на пути от возникновения желания до его удовлетворения, тем более развитым он считается. Для нормального развития психики необходимы временные задержки между актуализацией потребности и её удовлетворением. Для развития современного производства требуется прямо противоположное: чем меньше времени проходит между выпуском товара и его покупкой, тем лучше. В рекламе мы наблюдаем отказ от образа будущего времени, предложение жить исключительно в настоящем времени. Деградация цивилизованного человека сопровождается получением всё большего количества всё более примитивных удовольствий.

Узость диапазона актуализированных психологических ресурсов цивилизации достигла своего критического порога. Возможно, что именно они будут исчерпаны раньше, чем экологические, демографические, продовольственные или энергетические ресурсы.

ВОСТАНИЕ ТЕЛА. Господствующее в рекламе отношение к человеку как к ходячему кошельку, от которого требуется только одно: заплатить как можно быстрее - не может длиться бесконечно долго. Сужение освоенного людьми географического пространства и спектра психологических ресурсов сопровождается небывалым расширением латентных психологических ресурсов. Для их актуализации достаточно лишь предлога, повода, так называемых «точек сборки», каковыми могут быть как новая идеология, оправдывающая аскетизм ради освоения пространства, так и новое отношение к языку, деньгам и другим знакам. Именно тогда восстанет неиспользуемое современной цивилизацией человеческое тело и произойдёт отказ от ничего не обозначающих знаков. Также, очевидно, произойдёт построение новой общественной иерархии, место в которой человек будет занимать в соответствии с теми своими способностями, которые способствуют возвышению других людей.

Снова, как это было 15 лет назад, встаёт вопрос, какой психологический ресурс нашей земной цивилизации считать главным: завтрашнюю радость, связанную с освоением пространства и разделяемую с другими людьми, или сегодняшнее удовольствие, получаемое каждым человеком индивидуально.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку