CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2003 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Основные характеристики современной молодежи претендующей на участие в студенческих трудовых отрядах
Основные характеристики современной молодежи претендующей на участие в студенческих трудовых отрядах

И.Е.Сазонов,

кандидат педагогических наук

Основные характеристики современной молодежи претендующей на участие в студенческих трудовых отрядах

Исследование студенческой молодежи в сфере трудовой деятельности, определение сформированности ее профессиональных планов и предпочтений, мотивов выбора профессии, информированности о рынке труда были и остаются чрезвычайно актуальными.

Эти исследования дают возможность получить сведения о количестве рабочих мест, требуемых для удовлетворения запросов молодежи, определить их качество и основные характеристики, уровень профессиональной подготовки самих претендентов. Подобные исследования позволяют дать характеристику сегодняшнего состояния молодежной среды, выработать практические рекомендации в работе соответствующих структур. Кроме этого, они позволяют прогнозировать качество молодых специалистов завтрашнего дня, а, следовательно, перспективы экономического развития страны.

В настоящее время во всех регионах Российской Федерации возрождаются студенческие трудовые отряды различных направлений деятельности - строительных, педагогических, медицинских, сельскохозяйственных, проводников.

Появление и развитие студенческих трудовых отрядов в новых экономических условиях вызвало интерес к проведению исследования молодежи, претендующей на участие в них. Ведь деятельность отрядов охватывает широкий круг вопросов экономического и социального направления.

Студенческий отряд, также как и общество в целом, имеет свою структуру, уровни подчиненности, права и обязанности каждого его члена, систему межличностных отношений. Отряд не просто копирует общество, а сам является таковым для его участников на время нахождения в нем. Студенческий отряд способен удовлетворить почти всю иерархическую пирамиду потребностей, начиная с физиологических потребностей выживания и заканчивая духовными. Он позволяет «примерить» участникам отрядного движения организованную систему социальных и профессиональных ролей и статусов, что особенно важно для будущих специалистов.

Нахождение молодого человека в составе отряда позволяет ему не только познакомиться с производственными и общественными процессами, но дает возможность поиска инструментария для решения возникающих проблем. У него появляется возможность проявить и развить такие качества как энергичность, предприимчивость, адаптивность, терпимость, гражданская активность, патриотизм, самоуважение. В результате участия молодых людей в деятельности отряда у них в дальнейшем появляется способность и желание к самоорганизации для решения собственных проблем на основе имеющихся знаний и опыта.

Получение дополнительной специальности, даже не связанной с основным образованием, повышает гарантии трудоустройства, а, следовательно, укрепляет психологическую установку собственной успешности в настоящем и в будущем.

Движение по цепочке «боец» - «бригадир» - «мастер» - «командир» позволяет выявить и сформировать такие качества молодого специалиста, как способность эффективно решать разнообразные управленческие задачи, побуждать и мотивировать членов отряда к производительному труду, организовывать их работу и отдых, нести персональную ответственность за свою деятельность и одновременно за результаты коллективного труда.

Не всегда участие молодого человека в студенческом отряде является успешным. Сказываются индивидуальные психологические особенности, разность интересов, среды воспитания, уровня сложившихся потребностей. Но и отрицательный результат на основе полученного опыта имеет большое значение для самокоррекции личностных планов, социальных ролей в будущем. И чем раньше это произойдет, тем менее болезненным будет вхождение молодого человека в данный конкретно-исторический социум.

Исходя из совокупности вышеуказанных предпосылок нашего понимания о студенческом трудовом отряде и роли в нем отдельного человека, было проведено небольшое исследование в 2002 году. Оно ставило своей целью получить информацию о кандидатах в студенческие трудовые отряды и их притязаниях. Важность этой информации заключается в специфике деятельности отрядов, участники которых находятся в течение двух месяцев в замкнутом социальном пространстве ограниченного круга лиц. И в этой ситуации особенно ярко проявляются все нюансы личных качеств, которые являются отражением и продолжением их предыдущего опыта.

Информация собиралась методом анкетного опроса среди студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Все они самостоятельно обратились в Городской штаб студенческих отрядов в 2002 году с целью попасть в студенческий трудовой отряд и заполнили соответствующую анкету. Исследование включает в себя данные, полученные после обработки 500 анкет при общем количестве обратившихся за год более тысячи человек, т.е. практически объем выборки составил почти 50%. Среди обработанных анкет 74% (370 чел.) принадлежат мужчинам, что объективно отражает их желание активно участвовать в трудовой деятельности.

В качестве объекта нашего исследования выступают студенты высших учебных заведений Санкт-Петербурга изъявившие желание принять участие в деятельности студенческих трудовых отрядов.

Предметом исследования явились социальные характеристики студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга желающих работать в составе студенческих трудовых отрядов, наличие у них опыта трудовой деятельности, соотношение учебной и трудовой деятельности как ценностей, уровень и источник информации о студенческих отрядах, самооценка и мотивация к труду.

Наибольшую заинтересованность в работе студенческих трудовых отрядов проявляют студенты младших курсов. Максимальное желание работать в составе отряда в возрастной группы 19 и 20 лет составляет 24.4%. и 27.8% соответственно. Студенты 1-2 курсов еще охотно откликающиеся на коллективные формы работы и романтически настроенные. В дальнейшем с каждым годом количество уменьшается и составляет в возрастной группе 21 год - 15 %, в 22 года – 8.2%, в 23 года – 5.6%, 24 года – 3.2%.

На старших курсах они уже имеют или хотят иметь какую-то более стабильную работу. Их не интересует коллективная форма организации труда, они более самостоятельны, а романтика не перевешивает практицизм.

Определенное количество молодых людей после окончания института испытывают сложности с трудоустройством, о чем свидетельствует появление анкет кандидатов возраста старше 24 лет. Они используют студенческий отряд как шанс получения временного заработка.

Распределение респондентов по месту рождения показывает, что 30% студентов родилось за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области (27% - в другом городе России, 3% - в селе Росии). Они однажды уже сделали смелый шаг, уехав на учебу в другой город. И, как показывает практика, именно они в силу своей активности, составляют основу студенческих отрядов в последующие сезоны, а не коренные жители Санкт-Петербурга, которые, заявляя желание к активной работе, зачастую, оказываются к ней не приспособлены и редко выезжают в отряды более одного сезона.

Распределение желающих поехать в отряд по профилям деятельности еще раз подтверждает наличие в среде нынешних студентов ореола престижности строительных отрядов дошедшего, скорее всего, из прошлых лет. Название «сельскохозяйственный отряд» и «отряд проводников» достаточно полно отражают профиль деятельности и примерно понятны кандидатам. Работа вожатых в школах или оздоровительных лагерях студентами уже забылась и поэтому работа в составе педагогического отряда не вызывает большого наплыва желающих. Медицинский отряд таит некую особенную и не совсем понятную специфику и потому работать в нем готовы единицы.

Не может не радовать наличие у значительной части кандидатов (77.5%) опыта трудовой деятельности, независимо от ее сложности и специфики. Это положительный факт для любого молодого человека, а для будущего бойца студенческого отряда тем более.

Но опыт трудовой деятельности молодые люди получили не в системе молодежных (МТО) или студенческих трудовых отрядов (СТО). Только 14.6% кандидатов работали ранее в МТО или СТО. Причин тому несколько: неразвитость движения СТО; большое количество детей, участвующих в программах МТО, относятся к категориям социально незащищенных и не поступают в ВУЗы.

Данные о желании трудоустройства студентов на неполный рабочий день показывают их активную позицию в сфере труда. 61.5% желают официально трудиться неполный день. Эта активность, скорее всего, вызвана необходимостью в деньгах, и отражает объективные истинные желания студентов.

В своей основной массе студенты серьезно относятся к учебе как к своей основной деятельности и дорожат ею. 81% опрошенных указали, что для них является предпочтительным концентрироваться на учебе, а работать в период каникул, 19% предпочитают сочетать работу с учебой, а каникулы оставлять для отдыха.

Уровень информированности о таком массовом явлении прошлых лет, как студенческие трудовые отряды, относительно высок. 66.8% кандидатов ответили утвердительно на вопрос «Известно ли Вам о существовании студенческих отрядов в 60-80 годах».

Но неизменным, по сравнению со многими социологическими исследованиями, остается источник информации. Семья как хранитель прежних, исчезающих в сегодняшнем социальном бытии, ценностей продолжает по прежнему лидировать и в вопросе информирования детей-студентов. 46.4% указали, что источником информации о СТО явились родители. 23.8% указали друзей, 15.2% указали преподавателей. Результаты нашего исследования лишний раз подтверждают результаты различных социологических исследований, выявляющих в качестве важнейшего института первичной социализации молодежи семью.

У молодежи, как ни у какой другой категории населения, высок показатель, отражающий отсутствие осознания закономерной связи между выполненной работой и полученными за нее деньгами. Среди претендентов в студенческий отряд он оказался сравнительно невысок и составил 37%. Зная, что им придется заниматься неквалифицированным трудом, 17% кандидатов в СТО желают получать заработную плату в месяц до 7.5 тыс. рублей, 15% - до 10 тыс. руб., 3% - до 12.5 тыс. руб., 2% - более 12.5 тыс. руб. Тем не менее, адекватно (близко к реальному уровню) определили уровень своей заработной платы 63% кандидатов, указав 5 тыс. руб. в месяц.

Спецификой молодежи, по сравнению со старшими возрастными группами, заключается в большем предпочтении друзей как ценности и денег одновременно. Это противоречивое стремление, хотя сама молодежь этого не осознает и противоречия здесь не видит. Видимо потому, что возрастание денег как ценности не носит фатального и тотального характера, несмотря на грандиозную пропагандистскую накачку ценностей обогащения, которую осуществляют СМИ и реклама в последние 10-15 лет. Деньги воспринимаются скорее как средство достижения других целей, нежели как самоценность, так как желание заработать деньги вполне нормально уживается с ценностями эмоционального (соприкоснутся со студенческими традициями, «за туманом и за запахом тайги») и патриотического плана (помочь благосостоянию России). Это говорит о том, что национальный менталитет не так легко изменить за относительно короткий период времени. Наглядно взаимосвязь и пересечение всех вышеперечисленных тенденций демонстрируют данные таблицы №1:

Таблица № 1

Для чего хотите поехать в отряд? 1 место(%) 2 место(%) 3 место(%) 4 место(%) 5 место(%) 6 место(%) 7 место(%) 8 место(%) 9 место(%)
Заработать денег 60 17 9 4 3 4 1 1 1
Найти новых друзей 13 12 19 15 9 5 3 5 1
Отдохнуть 9 15 16 10 11 6 7 5 9
Уехать из города 11 15 9 16 12 7 6 6 5
Соприкоснуться со студенческими традициями 5 5 10 11 17 16 13 8 3
За туманом и за запахом тайги 5 8 9 4 11 12 10 15 13
Получить новую специальность 4 13 9 13 8 11 13 11 3
Помочь благосостоянию России 3 3 2 7 11 12 13 22 11
Возможность карьерного роста 3 3 5 7 6 15 12 30 1

Что же касается нашего тезиса о том, что деньги не являются самоцелью и самодостаточной ценностью, то подтверждение ему мы находим в следующих полученных данных. На вопрос «На что вы потратите заработанные деньги?» 21% указали «на обучение», 8% - «на приобретение одежды», 7% - «на приобретение компьютера», 7% - «на жизнь, на еду», 5% - «на семью, на родителей», 10% - «на себя», 4% - «на отдых», 3% - «на машину». Около 1% хотят потратить заработанные деньги на ремонт квартиры, на приобретение бытовой техники, на приобретение книг. При этом 12 % респондентов не имеют определенных планов на деньги и на момент заполнения анкеты еще не решили, а 20% имеют конкретно – частные планы использования денег.

Таким образом, проведенное исследование и полученные данные позволяют нам утверждать, что молодежь, как особая социальная группа и в новых общественных реалиях сохраняет свои существенные характеристики. В процессе социализации современной молодежи «старая», проверенная ни одним поколением россиян форма – студенческие трудовые отряды продолжает играть важную роль в ее развитии. И надо сделать несколько целенаправленных усилий для того, чтобы эта социально-ориентированная традиция посильного участия в жизни страны и общества продолжала жить и развиваться на благо нашего общества и его молодежи, формируя у нее ответственное отношение к своим словам, делам, к жизненной позиции в целом.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку