ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
Совместное обсуждение образования философами и педагогами - состоялось!
В рамках проводимой Оренбургским государственным педагогическим университетом конференции "Образование в Оренбуржье. История и современность" 14 марта 1997 г. состоялось заседание совместной секции философского и педагогического обществ. В ней участвовало 25 человек. Среди них Ю.Н.Мячин, зав.кафедрой философии ОПГУ, д. ф. н., А.Ж.Кусжанова, зав.кафедрой философии гуманитарных и социально-экономических специальностей ОГУ, д.ф. н., И.Г.Габдулгафарова, доц. каф. философии, канд. фил. наук, Л.Б.Соколова, доц.каф.педагогики ОПГУ, к.п.н, о.Г.Рукштелло, директор московского филиала Колледжа католической теологии им. св. Фомы Аквинского, С.А.Коркешко, преподаватель каф. философии ОГМА, Л.В.Егорова, замдиректора по учебной работе инженерно-педагогического колледжа N 3, А.И.Ященко, директор Акбулакской сельской школы N 1, члена Ассоциированных школ "Юнеско", М.А.Борисова, преподаватель частной школы "Экополис", директора городских школ, заместители директоров школ по воспитательной работе, преподаватели педагогического колледжа N 1, учителя, студенты 31 и 33 групп факультета иностранных языков ОПГУ.
На секции обсуждались вопросы философии образования.
Л.Б.СОКОЛОВА во вступительном слове отметила, что многие ученые, критически оценивая положение дел с обучением и воспитанием, возлагают особые надежды на разработку философии образования, которая смогла бы выявить и обосновать новую парадигму развития школ, способных формировать гуманных людей - создателей цивилизации ХХ1 в.
Философия с начала своего возникновения стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. Философия образования составляла компонент системного мышления "великих философов" (вспомним Платона, Аристотеля, Монтеня, Я.А.Коменского, Й.Песталоцци и др.) и развертывалась как приложение фундаментальных основоположений их концепций к образованию как одной из областей социокультурной действительности. Немецкая философия Х1Х в. в лице И.Канта, Г.Гегеля, Й.Гербарта, А.Дистервега выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного, и университетского образования. И в ХХ в. крупнейшие мыслители размышляли о проблемах образования, выдвигали проекты новых образовательных институтов: В.Дильтей, Д.Дьюи, М.Бубер, К.Ясперс...
В России термин "философия воспитания и образования" появился в к.19 в. Одним из первых его употребил В.В.Розанов. В 1899 г. он писал: "Мы имеем дидактику и ряд дидактик, мы имеем педагогику вообще как теорию некоего ремесла ли, искусства ли... Но мы не имеем и не имели того, что можно назвать философией воспитания и образования, т.е. обсуждение самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории".
Хотя проблемы образования занимали важное место в философских концепциях, но выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в ХХ в. В начале 40-х годов в Колумбийском университете (США) создается общество, цели которого - исследование философских проблем образования.
Всплеск интереса в нашей стране к философии образования обозначился в самые первые годы перестройки и достиг апогея к началу 90-х гг., когда в массовом общественном, в том числе, педагогическом сознании произошла тотальная переоценка, причем в соответствии с отечественным менталитетом - с переменой знака минус на плюс и без всякого критического осмысления чужого опыта.
Следует полагать, необходимость возникает в случаях, когда нельзя пройти привычными и апробированными путями. Они не срабатывают, желаемого не происходит, хотя все вроде бы делается по ранее установленным правилам. Как ни совершенствуй отдельные технические приемы - прохода нет. Остается одно - проложить новый путь, прорвать ограничения старых правил. В философии образования аккумулируются ведущие идеи прорыва, расположенные по трем магистральным осям: понимание мира, общества и человека(Н.Г.Алексеев). Ни педагогическая наука в целом, ни какая-либо отдельно взятая ее часть не равны философии образования (В.В.Краевский).
Секция "Философия образования", думается, не ограничится одним днем работы. Требуют обсуждения предельные основания образования и педагогики: место и смысл образования в культурном универсуме жизни, понимание человека и идеала образованности, смысл и особенность педагогической деятельности и т.п. И здесь широкое поле для совместной деятельности философов и педагогов.
А.Ж.КУСЖАНОВА Представила образование как социальный феномен, рассмотрела его социальные проявления и социальную сущность. Всякое общество, по оценке автора, в целях самовоспроизводства, самосохранения и саморазвития обращается к образованию. Современная множественность проявления ликов образования порождает множество точек зрения на его задачи, функции, методы и формы их реализации. Эти различия обусловливают споры о содержании образования, его ценностях, возможностях его оценки и использования и, как следствие, к требованиям к подготовке педагога, осуществляющего образовательный процесс. По сути большинство разногласий в определении педагогической культуры связано с тем или иным представлением природы и сущности образования.
Наша позиция определяется стремлением последовательно выдержать философский взгляд на образование как на сферу необходимой социально-исторической практики человечества. Образование при этом в одном из главных своих аспектов выступает такой социальной необходимостью и ценностью, отказ или недооценка которой делает невозможным дальнейшее сохранение, воспроизводство и развитие социальности. Прогресс общества и возрастание социального значения образования взаимно обусловливают друг друга.
Основой понятия образования является понятие образованности как некой качественной определенности, реализуемой в свойствах индивидуального или социально-группового субъекта. Сущность образованности заключается в приобщенности субъекта к культуре. А степень освоения субъектом социально-исторического опыта человечества является показателем уровня его социализованности.
При всем многообразии социальных функций образования утверждается, что его стержнем является воспроизводство и трансляция в жизнедеятельности новых поколений особо устойчивых конструктов культуры - традиций и опыта. Т.е. обществом исторически возложена на него миссия обеспечения "исторической наследственности". В этом случае оно представляет для общества механизм формирования, трансляции и наследования "социального генофонда".
Как таковой механизм образование имеет две сущностных функции. Во-первых, оно воспроизводит "социальный тип", т.е. вос создает и обеспечивает сохранение общества (конкретного локального сообщества) как определенного целого в его качественном своеобразии и конкретно-социальной самобытности. Это наследственная, или социально-воспроизводственная, функция. Она призвана сохранить данное общество и воспроизводить его в представителях новых поколений. Благодаря наследственной функции осуществляется адаптация молодежи в жизни в данном сообществе.
Во-вторых, образование формирует способность к изменениям, развитию, инновациям и обеспечивает ее социальным ресурсом. Это развивающая, или адаптивно-изменчивая функция. Она обеспечивает приспособляемость индивида и общества к новым условиям, лежит в основе их созидающей активности. Благодаря этой функции развивается общественно-историческая практика, изменяются сообщества и человечество в целом. Без нее был бы невозможен социальный прогресс.
Эти две функции образования при их реализации находятся во взаимосвязи и редко доходят до конфликта. Акценты, которые при осуществлении образования обусловливают приоритет первой или второй из этих функций, являются факторами, исторически и конкретно-социально изменчивыми. Но разбалансирование соотношения между двумя функциями образования чревато катастрофическими социальными последствиями. Отрыв функции воспроизводства общества от функции развития индивидов способен лишить образование его роли механизма сохранения и воспроизводства социума. Образование при этом способно превратиться в свой антипод, несущий опасность уничтожения или угасания данного общества. Эта опасность не только потенциально возможна. Тенденция смещения образовательных процессов в сторону чрезмерного педалирования функции развития без необходимой гармонизации ее с функцией социального воспроизводства нередко наблюдается в современном образовании.
И.Г.ГАБДУЛГАФАРОВА. Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида мыслят не "управляемым", а творцом самого себя, своих обстоятельств. Гуманистическое воспитание, которое предстоит утвердить в школе, призвано выступить преемником лучшего из культурного наследия, при этом важно отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека-средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности.
В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: личностный подход в воспитании( признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как субъекту собственного развития; опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса).
С.А.КОРКЕШКО. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только через чувства могут стать собственными ценностями и нормами развивающегося индивида. Эмоциональная скудость существующей системы воспитания и гипертрофия рационального делают воспитание неэффективным.
Природосообразность воспитания предполагает определение возможного для данного возраста и пола ребенка уровня развития субъективных личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться; опору на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного возраста; преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности; построение возрастно-психологической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов.
Было отмечено, что однозначность толкования и восприятия понятий - важнейшее условие развития и использования научного знания. Может быть, нигде эта проблема не стоит так остро, как в педагогике. Но даже основные педагогические категории понимаются по-разному. Следует помнить, прежде чем рассуждать о каком-либо предмете, необходимо точно определить термины, которыми предстоит пользоваться. Неадекватное употребление понятий "гуманизация образования", "ориентация на общечеловеческие ценности" ведут к необоснованности, самоочевидности выводов и рекомендаций и тем самым лишают педагогическую практику теоретической базы.
А.И.ЯЩЕНКО. Сегодня мы провозглашаем учет национального своеобразия в воспитании, опору в воспитании на национальные традиции народа, его культуру. Однако при этом нельзя препятствовать выходу учащихся в широкий многонациональный и культурный мир,, в котором предстоит жить молодым поколениям. Автор представил на обсуждение программу интерсоциального воспитания (Н.Таланчук) сельской школы, в которой обучаются дети одиннадцати национальностей.
Ю.Н.МЯЧИН подчеркнул, что формирование личности - непрерывный и сложный процесс, в котором действует множество факторов, как стихийных, так и специально создаваемых, как природных, так и социальных. Целостность человека как организма, личности, индивидуальности не допускает искусственного расчленения процесса его формирования на отдельные составляющие. Необходимо глубокое понимание сущности каждой из основных характеристик человека, вариаций их проявления и сопряжения их друг с другом, если мы пытаемся постичь специфику этой целостности.
Подлинная перестройка системы воспитания требует пересмотра целей, принципов, ориентиров, идей, лежащих в основе воспитания, отказа от тех из них, которые являются плодами тоталитаризма, пренебрежения личностью подрастающего человека, идеологического униформизма и догматизма. Необходима новая парадигма воспитания, выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к личности каждого учащегося, заботой о развитии всех его сущностных сил. И здесь философия должна определить основания, по которым должна идти работа.
Члены секции обменялись мнениями по проблеме определения базового категориального аппарата педагогики.
Отец Гжегож РУКШТЕЛЛО. Никогда не ищите задачу в одном, а совершенствование - в другом. Это правило существует с древности.Современная практика обучения строится так, что все без исключения предметы перестали быть средством возвышения человеческой души. Это есть разъединение задачи и совершенствования, разрыв обучения и воспитания.
В чем, на наш взгляд, теоретическая несуразность происходящего? Возможно, умственные перегрузки, убивающие свободу духовных движений человека, ухудшающие его здоровье, духовно-нравственное падение, культурно-историческая забывчивость - все это следствие "прогресса", плата за комфортность существования? Или, напротив, "технизация" всей жизни и отдельного человека свидетельствуют о настоятельной необходимости пробуждения в человеке внутренней силы, обеспечивающей его духовный рост?
Тем отраднее отметить, что во всем мире ищут сегодня способы повышения гуманитарной культуры подрастающих поколений, сроднения их с человечеством, возрождения духовных сил людей. К сожалению, не для всех людей ясно, что люди с сердцем, наполненном любовью к истине, внесут разумную ясность во все дела жизни, что лишь духовность плодотворна, что не может быть даже хозяйственных успехов, если люди духовно мертвы.
Мы сегодня вместе обсуждаем принципиальные вопросы педагогики, и это, на наш взгляд, является свидетельством того, что и светское образование, подключившись к поису путей воспитания духовности, будет способствовать решению общечеловеческих задач.
Далее о.Г.Рукштелло ответил на вопросы о целях и задачах Колледжа католической теологии , о содержании образования, методах обучения, правилах приема в колледж и т.д.
Участники секции выразили удовлетворение по поводу создания в г. Оренбурге регионального отделения Российского философского общества, высоко оценили факт выхода первого номера теоретического журнала "CREDO", подчеркнули необходимость консолидации ученых педагогов и философов в деле реформирования образования.
Все поддержали предложение включить для философского анализа на страницах журнала следующие проблемы: идеология и школа; образование как составная часть социального механизма выживания человечества; роль образования в преодолении рецидивов силовой культуры насилия, подавления и унижения личности; религия и наука в современном образовании; индоктринация в образовании, ее допустимость и границы; соотношение естественнонаучного и гуманитарного знания в современном обществе как основание для разработки учебного плана школы.
Л.Б.Соколова,
кандидат педагогических наук
|