В.В.Билик,
кандидат биологических наук
М.В.Иванова,
кандидат исторических наук
Т.Н.Федорова,
кандидат исторических наук
Российский вуз в условиях рынка: использование системы менеджмента качества в таможенном образовании.
В современном мире вместе с ростом влияния человеческого капитала увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества общества.
Вуз как субъект деятельности полимодален и может выступать как субъект различных отношений: рыночных, социально-экономических, образовательных, педагогических и целого ряда других. В период формирования нового социально-экономического уклада в стране приоритет получает его статус субъекта рыночных отношений.
Речь идет в первую очередь о коммерсализации деятельности вуза, как в научно-образовательной, так и в других вспомогательных сферах. В процессе становления вуза как субъекта рыночных отношений, когда происходит одновременное реформирование экономики и образования, возникает множество проблем. С нашей точки зрения к ним относятся:
- жесткая линейно-функциональная структура управления вуза и недостаточный объем академических свобод для принятия самостоятельных решений в конкурентной рыночной среде;
- отсутствие текущих и перспективных оценок регионального, национального и межгосударственного рынка интеллектуального труда, соответствующие состоянию и направлениям развития экономики, а также сформировавшимся и формулирующимся потребностям общества;
- нереализация практики получения на конкурсной основе государственного, регионального и отраслевого заказа, а также долгосрочных договоров с предприятиями и организациями на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов;
- отсутствие биржи интеллектуального труда, а также доступная населению, государственным, отраслевым и региональным службам управления трудовыми ресурсами, предприятиям и организациям информация о номенклатуре, качестве и стоимости образовательных услуг;
- недостаточность развития в педагогической практике личностно-ориентированного высшего профессионального образования, многовариантности высшего образования по срокам, набору дисциплин, квалификации, объему знаний и академической мобильности студентов;
- неразвитость как на межгосударственном, так и на региональном и вузовском уровнях системы платных образовательных услуг для студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья;
- отсутствие активной политики влияния государства, регионов и вузов на складывающийся рынок интеллектуального труда и образовательных услуг;
- отсутствие федеральной и региональной системы контроля качества высшего профессионального образования;
- необеспечение законодательного и организационного стимулирования платежеспособного спроса на высшее профессиональное образование предприятий и организаций, отраслей промышленности и экономики, субъектов Федерации и муниципальных структур через налоговые льготы;
- отсутствие развитой государственной, региональной, отраслевой и т.д. системы кредитования, субсидий, займов на получение образования;
- необеспечение перехода от финансирования из государственного бюджета образовательных учреждений к новой составляющей финансирования, исходя из образовательных потребностей граждан, что не позволяет реализовывать открытую конкурентность как внутри государственных, так и между государственными и негосударственными структурами высшего образования;
- практическое отсутствие категорирования вузов по результатам аттестации, что не позволяет включить конкурсные и конкурентные механизмы на получение вузами субсидий из государственного бюджета и обеспечить повышение качества и эффективности их деятельности;
- отсутствие механизмов и технологий аттестации профессиональных образовательных программ и кафедр вуза, их категорирования, что позволило бы студентам выбирать свою образовательную траекторию по схеме включенного обучения на конкурсной основе;
- слабая профессиональная подготовка управленческих кадров высшей школы к работе в рыночных условиях;
- отсутствие государственных, региональных и вузовских управленческих структур, обеспечивающих коммуникацию системы высшего образования и каждого вуза с рынком образовательных услуг и рынком интеллектуального труда.
Исходя из этих проблем, возникших в новых рыночных условиях, целью перестройки деятельности вуза, его финансово-экономической основы и системы управления становится его адаптация к складывающемуся социально-экономическому укладу страны, рационализация системы высшего образования и приведение её в соответствие с рыночными механизмами, достижение равновесия спроса и предложения, повышения качества образовательных услуг с учетом запросов и потребностей.
Становление вуза как субъекта рыночных отношений не исчерпывается одномоментным актом принятия соответствующего решения, это длительный, многоаспектный и системно-организованный процесс, который предполагает существенную перестройку всех сфер деятельности университета, изменение социально-экономических и профессиональных (педагогических) отношений в коллективе вуза, а также формирования новых взаимоотношений вуза и властных структур. Для успешной научно-образовательной деятельности вуза в условиях рыночной экономики необходимы кооперация, партнерство и взаимодействие вуза с правительством, промышленностью, обществом в целом, другими образовательными структурами, успешная деятельность в конкурентной среде рынка образовательных услуг и рынка интеллектуального труда при сохранении вузом своего академического характера, «моральной и интеллектуальной независимости от любой политической власти и экономической силы» (Великая хартия европейских университетов, 1988 г.).
Обеспечить успех в конкурентной борьбе на рынке качественных образовательных услуг в соответствии с критериями закона «Об образовании» и требованиями рынка может только создание и освоение эффективной системы управления образовательными учреждениями. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, наиболее эффективные системы управления организациями, признаваемые «менеджментом ХХI века», в настоящее время создаются на основе требований МС ИСО серии 9000 «Управление качеством продукции и услуг» и принципов TQM (всеобщего управления качеством).
Система управления образовательным учреждением на основе МС ИСО серии 9000 строится в соответствии с общими требованиями этих стандартов исходя из задач, поставленных перед образовательным учреждением. В целом - это совокупность организационной структуры, ресурсов, нормативной и технологической (процедурной) документации.
Инициаторами создания системы управления образовательным учреждением в целом и его подразделениями должны стать руководители образовательных учреждений в соответствии с возложенными на них обязанностями.
В соответствии с задачами образовательной политики руководители образовательных учреждений должны определить политику подведомственных учреждений в области качества результатов деятельности, структурное построение образовательного учреждения, обязанности и ответственность руководителей подразделений по достижению поставленных целей и осуществить вовлечение всего персонала образовательного учреждения в процессы обеспечения качества результатов деятельности. Это обеспечивается созданием Руководства по системе управления образовательным учреждением и документированностью всех этапов и процессов, обеспечивающих достижение поставленных целей по каждому объекту управления. Составной частью системы управления образовательным учреждением должны стать периодическая внутренняя проверка системы управления на ее соответствие требованиям МС ИСО серии 9000 и постоянная учеба персонала образовательного учреждения на рабочих местах.
При создании системы управления образовательным учреждением на основе МС ИСО серии 9000 обеспечивается, с одной стороны, качество образовательного учреждения как организации и, с другой стороны, качество результатов ее деятельности. Это предполагает создание соответствующей нравственно-психологической атмосферы, корректных отношений с внешней средой и обеспечение необходимого уровня качества педагогического персонала, учебных программ и средств обучения абитуриентов, слушателей всех форм обучения, адъюнктов (например, в рамках системы таможенного образования) и инфраструктуры образовательного учреждения (материально-технической, социально-бытовой, информационной).
Опыт создания таких систем управления имеется в ряде российских вузов - Московском институте стали и сплавов (МИСиС), Московском технологическом университете "СТАНКИН", Московском экономико-статистическом институте, Томском политехническом университете, Ивановском энергетическом институте, Новосибирском техническом университете и др. При этом МИСиС стал первым вузом России - лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области качества.
Фактом, подтверждающим освоение образовательным учреждением системы управления, гарантирующей качество подготовки слушателей, является ее сертификация в независимом органе по сертификации систем качества. Руководители образовательных учреждений должны стремиться к сертификации систем управления образовательными учреждениями в авторитетных органах по сертификации, специализирующихся на сертификации систем управления вузами. Одним из таких органов по сертификации является "National Quality Assurance" (NQA - Национальное общество по обеспечению качества, Великобритания), одним из провайдеров услуг которого в России является Сибирский сертификационный центр Томского политехнического университета.
Министерство образования России ставит перед вузами страны задачу повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках образовательных услуг. Приказом от 22 марта 2000 года № 839 оно объявило конкурс "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", который в соответствии с решением коллегии Министерства образования России от 12 сентября 2000 года стал ежегодным. Вопросы обеспечения качества образования нашли отражение также в приказе Министерства от 11 февраля 2002 года № 393 "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
Тенденции глобализации мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, интеграции России в мировое хозяйство, предстоящее вступление страны во Всемирную торговую организацию и региональные экономические союзы, переход на новую законодательную базу (принятие новых кодексов - налогового, уголовного, таможенного и других) требуют изменения отношения и к подготовке таможенных специалистов.
Кроме внешних факторов и сложившаяся ситуация в сфере экономики, таможенного дела и рынка образовательных услуг внутри страны вызывает необходимость в ближайшие годы осуществить целенаправленную модернизацию системы подготовки специалистов для таможенной службы России. Это становится особенно актуальным в связи с приданием Российской таможенной академии статуса международного учебного центра Всемирной таможенной организации и необходимостью завоевания соответствующего этому уровню авторитета на рынке международных образовательных услуг.
Пассивная позиция Российской таможенной академии и ее филиалов на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг позволит занять эту нишу фирмам и учебным заведениям, не имеющим отношения к таможенной системе и не гарантирующих качество этих услуг.
Глобальной стратегической целью, как Российской таможенной академии, так и ее филиалов, провозглашенной в Комплексной программе развития на период 2003-20010 гг., является интеграция в мировое научно-образовательное сообщество.
В нынешних условиях крайне важно находиться в непрерывном взаимодействии с внешней средой - обмениваться информацией, изучать потребности, получать финансирование, привлекать ресурсы, развивать сотрудничество, приобретать опыт, поставлять продукцию, оказывать услуги, активно развивать науку. Это взаимодействие должно происходить все более активно, интенсивно и эффективно для сохранения и укрепления позиций как академии в целом, так и Санкт-Петербургского ее филиала, в частности, во внешней среде.
Таким образом, задача повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках образовательных услуг поставлена, определены инструменты ее решения. Вопрос лишь в том, с чего начать?
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» и интеграции высшей школы России в международное образовательное пространство и рекомендациями XII Всероссийского совещания «Проблемы качества образования» о формировании систем управления качеством образования в вузе перед системой высшего профессионального таможенного образования встала задача международного признания качества российского таможенного образования. С целью ее решения таможенная академия и филиалы обратились к сертификационной системе менеджмента качества, которая позволяет управлять, обеспечивать и гарантировать качество создаваемой продукции и услуг.
Функциональное назначение образования в системе таможенных органов России состоит в том, чтобы не просто подготовить экономиста, юриста или организатора таможенного дела, а сформировать активного гражданина, выполняющего на своем рабочем месте ответственную государственную функцию. Гражданина, чье место и роль в социальном организме определяется в первую очередь не определенным набором приемов, действий и технологий, а особой ценностно-деятельностной, позиционной ориентацией специалиста, положенной во главу угла этой профессии. Этот краеугольный принцип заключается в профессиональной установке на защиту государственных интересов.
Главное, что, в первую очередь, должна сформировать система образования в таможенных органах – это привить понимание того, что работа по исполнению должностных обязанностей это только часть, или конкретная форма осуществления профессионального долга.
Он заключается в защите Отечества особыми мирными, конструктивными средствами, используя интеллектуальные и информационные технологии, которые в современном мире только и позволяют противодействовать угрозам экономической безопасности России.
Безусловно, и это одна из главных составляющих развития такого образования, оно должно развиваться в рамках концепции национальной безопасности России.
В этом, с нашей точки зрения, состоит специфика таможенного образования, которую следует учитывать, приступая к изучению и тем более внедрению международной системы менеджмента качества.
Характер мирового рынка товаров и услуг таков, что производитель вынужден строить свою деятельность, ориентируясь на требования потребителей (иначе товар, услуга не будут проданы) и на требование своих сотрудников (иначе товар, услуга не будут произведены).
К сожалению, зачастую, «правила игры» на мировом рынке нам чужды и непонятны. С трудом привыкаем к мысли, что студент может быть не только продуктом, материалом, но и потребителем. Вместе с тем, образование как вид социального производства может не только предлагать услуги, но и исполнять заказы. И в первую очередь, государственный заказ на кадры особой квалификации (кадры по обеспечению функционирования самого государства), то есть, на подготовку государственных служащих. В этом смысле РТА, в части бюджетного набора и обучения, не только производит услуги, но и выполняет государственный заказ.
Все эти обстоятельства диктуют необходимость взвешенного подхода к темпам и срокам внедрения системы менеджмента качества в таможенном образовании.
В Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии проблема модернизации образования на концепциях Всеобщего качества или тотального менеджмента качества(TQM) была оценена как актуальная, выгодность решения которой очевидна. Руководство Филиала рассматривает систему менеджмента качества как социотехническую проблему, с решением которой возможно улучшить как технические параметры, так и отношения между сотрудниками. Начальник Филиала говорит о том, что людям, как правило, приходится выбирать между эффективностью или справедливостью, с концепцией Всеобщего качества появляется надежда прийти к эффективности, построенной на справедливости.
Руководство отчетливо осознает, что новые рыночные условия диктуют необходимость постоянно совершенствовать методы управления и улучшать качество. Концептуальной стала идея о том, что человека (особенно это касается таможенного учреждения) можно заставить качественно работать, в конце концов, его качественный труд можно купить, но невозможно добиться высококачественного труда только путем принуждения или материального стимулирования. Улучшение качества – процесс постоянный и непрерывный, он требует постоянной самомотивации работника. «Лошадь можно силой привести к водопою, но ее нельзя заставить напиться. Она должна захотеть это сделать…». Такова аксиома системы менеджмента качества.
С точки зрения нашего руководства наилучший путь к эффективной самомотивации – коллективный труд, работа в команде. Люди хотят быть полезны, хотят признания и уважения коллег, мечтают о творческом труде. Это может быть реализовано лишь в условиях корпоративной культуры, основанной на гуманистических началах. В этом смысле руководство понимает свою задачу необходимости разработки эффективной системы мотивации (материальное стимулирование) и создания таких моральных ценностей, отношения в коллективе, атмосферы и среды, которые побуждают к самомотивации качественного труда, его непрерывного улучшения. Очевидно, что это дело не одного года. Это программа максимум. Программа минимум – требование стандарта ИСО 9001-2000, ориентирование на внедрение системы менеджмента качества (СМК) в таможенное образование.
Как мы понимаем, с технической точки зрения СМК предполагает наличие организационной структуры, полностью ориентированной на процессы. Это означает прозрачность всех видов деятельности, документированное распределение ответственности и полномочий, взаимодействие всех структурных подразделений. Такой подход, с нашей точки зрения, не позволяет создавать под конкретного человека определенную оргструктуру. Разрушается основа существования одного из самых распространенных негативных проявлений российского бюрократизма – «тройного стандарта» (думаем одно, говорим другое, делаем третье).
Ориентация на процессы, на внешнего и внутреннего клиента – это базовые принципы Всеобщего качества, это основа, на которой строятся современные системы менеджмента качества. Выгодно нам или невыгодно идти в этом направлении – в конечном итоге решать нам самим.
С целью реализации задач образовательной политики ГТК России в свете основных тенденций мирового развития Филиал поэтапно проводит научно-исследовательскую работу по теме «Менеджмент качества в системе профессиональной подготовки таможенных кадров». Эта работа, заказчиком которой является Российская таможенная академия, связана с деятельностью Ростовского филиала РТА, работающего по проблеме «Разработка методического и информационно-технического инструментария мониторинга качества профессионального таможенного образования».
В рамках НИРа была поставлена задача изучения системы менеджмента качества и возможности ее использования в высшем профессиональном таможенном образовании. Одним из направлений исследования стало определение понятия качества и менеджмента качества, методологических основ СМК, изучение основных принципов всеобщего управления качеством (TQM), подходов и моделей менеджмента качества, принципов менеджмента качества по ISO 9000-2000, исследование особенностей менеджмента качества в образовательных учреждениях России и зарубежом.
Научно-исследовательским отделом Филиала изучен непосредственный опыт внедрения системы менеджмента качества в образование такими университетами как Томский политехнический и Санкт-Петербургский электротехнический («ЛЭТИ»). С этой целью сотрудники побывали в Томском политехническом университете, на различных факультетах (например, химическом, гуманитарном) и на факультете менеджмента «ЛЭТИ».
На основе изучения внедрения системы менеджмента качества в различных вузах страны, а также иностранный опыт, были сделаны некоторые выводы.
Изменения в политической, экономической и социальной структуре России, не могли не коснуться системы высшего образования. Во второй половине 2000 года Правительством Российской Федерации опубликован ряд документов, определяющих направления реформирования системы высшего образования. Речь идет о Стратегии развития (модернизация образования), и Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Предлагаемые реформы в области образования должны совершить переход системы высшего образования к рыночным отношениям и сформировать вуз, как субъект рыночных отношений, ориентированный на единственного потребителя – гражданина. Именно для этого вводятся Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), единые тестовые испытания выпускников школ, налоговые льготы на частные инвестиции в образование и предоставление права предприятиям и организациям включать затраты на подготовку кадров в затраты на производство. Необходимость проведения преобразований связана в первую очередь с более эффективным использованием имеющихся государственных ресурсов и одновременным повышением качества образования. В Национальной доктрине качество образования стоит на первом месте при формулировании ожидаемых результатов реализации доктрины. В Стратегии развития «обновление содержания образования, повышение его качества» являются одним из главных принципов модернизации образования.
Для субъектов рыночной экономики качество производимых товаров и услуг в сочетании с экономическими характеристиками производства является важнейшим фактором конкурентоспособности. В этой связи огромное значение приобретает само определение качества образовательных услуг. С позиций административно командной экономики качество есть «соответствие товара или услуги установленным стандартам и нормам». Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность высших учебных заведений были приняты ранее начавшихся в 2000 году активных рыночных реформ в высшем образовании. Федеральный закон №125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон Российской Федерации №3266 – 1 «Об образовании» приняты соответственно в 1996 и 1992 году. В этих законах качество рассматривалось с позиции административно командной экономики, оно было практически гарантировано введением государственных стандартов, систем лицензирования, аккредитации и аттестации вузов. Прогрессивные для своего времени законы, защищавшие вузы от недобросовестных конкурентов и гарантирующие некий «средний» уровень образования, любому успешно окончившему вуз, в настоящее время являются лишь фундаментом для построения системы действительно качественного, с позиции рыночной экономики, образования. Наиболее признанным определением качества в условиях рыночной экономики является определение, данное в международных стандартах серии ISO 9000, «качество есть степень удовлетворения требований и ожиданий клиента». Основной задачей любого производителя в рыночной экономике является определение этих «требований и ожиданий» или их активное формирование с помощью рекламы. Для большинства относительно простых в производстве и потреблении товаров и услуг это определение сводится к разумному компромиссу между ценой и соответствием нормам и стандартам (т.е. качеством с позиции административно командной экономики). Для сложных товаров и услуг, а образовательные услуги являются уникальными по сложности вследствие своей продолжительности, количества участников процесса и отдаленности оценки результата, определение требований и ожиданий клиентов является неформализованным процессом.
Высшее образование настолько сложная услуга, что реальные ее результаты можно оценить даже не через 4 - 5 лет, когда выпускники получат или не получат желаемую работу, а через 20 - 25 лет, когда успехи выпускников станут реальностью, будут оценены и подтверждены обществом. Когда речь идет о внутреннем российском образовательном рынке то многие вузы имеют устойчивые позиции, заслуженную репутацию и целую систему оценки своей деятельности и представления результатов клиентам. Но на международном образовательном рынке известны не более 5 - 7 российских вузов, все остальные не известны. Какую стратегию избрать, как вести свою рекламную компанию, как убедить клиента в достаточном, а чаще просто очень высоком качестве своих образовательных услуг? Естественно, ждать 20 - 25 лет нет никакой возможности, да и случайно привлеченные клиенты, соблазнившиеся в первую очередь на «демпинговую» цену не только обучения, но и жизни в России, славы вузу не принесут, с одной стороны, из за своего не лучшего предыдущего образования (лучшие выбирают вузы по их значимости), с другой, известно - сколько заплатил, столько и получишь, поэтому отношение таких студентов к учебе соответственное, а научить нежелающего учиться чрезвычайно трудно. Выход? Во-первых, разумная и взвешенная ценовая политика, во-вторых, использование развитого института международной аккредитации и сертификации. Дело это непростое и недешевое, но альтернативы ему нет. И, наконец, в-третьих, - выставки, пресса, представительства, филиалы и кооперация.
Отношение к международной аккредитации довольно сложное, одни специалисты заявляют, что это чисто субъективный процесс и нет объективных критериев оценки не только университетов, но даже отдельных образовательных программ. Другие, наоборот, доказывают практическую и теоретическую обоснованность применяемых методик и оценок сравнения. И те, и другие правы. Зачем всемирно известному университету измерять на сколько его программы соответствуют «некоторым усредненным» требованиям? Его выпускники и профессора доказали на практике свое право занимать ведущие позиции в бизнесе, науке, образовании. Но что делать другим, тем, кто только начинает свой путь или по определенным причинам не был известен? Можно поступать так, как поступают многие товаропроизводители, посредством массовой рекламы постоянно напоминать потенциальным клиентам о своем существовании, но, большинству вузов это просто не по карману. Российские вузы не первые кто столкнулся с такой проблемой, через это проходили многие американские университеты в начале 60-х годов, когда стало ясно, что международное образование, это огромный рынок. Через это проходили британские университеты, когда в 70-х годах М. Тэтчер проводила реформу образования в Великобритании и, наконец, сегодня мы наблюдаем, как активно Австралия «отвоевывает» часть международного образовательного рынка. При этом и в Великобритании, и в США, а сейчас и в Австралии созданы независимые аккредитующие организации, способствующие оценке качества образовательных услуг. Их создание - естественная реакция рынка на желание потенциальных пользователей иметь объективную информацию. Такие организации доказали свое право на существование, к ним прислушиваются, их оценки востребованы, а они в свою очередь тщательно следят за сохранением своей репутации, поскольку репутация это их товар, другого товара у них нет. Поэтому признание такими организациями предлагаемых вузом образовательных программ соответствующими «общепринятым», узнаваемыми и «применимыми» является сегодня необходимым шагом при выходе на образовательный рынок.
Другой вопрос состоит в том, какие организации выбрать и как получить признание соответствия. Чтобы это понять, нужно ориентироваться на клиента, на то, что нужно ему? Здесь мы опять выходим на необходимость преобразовать образовательные программы в соответствии с требованиями клиентов, только эти требования сформулированы не самими клиентами, а аккредитующими организациями. Собственно говоря, чем точнее аккредитующая организация сформулировала требования клиентов и превратила их в свои критерии, тем выше ее вес на рынке и в этом отношении можно рассматривать ее, как маркетинговый компас.
Следует учитывать также, что аккредитацию может проходить не только профессиональная продукция, в нашем случае образовательные программы, но и сами производители этой продукции. Во многих странах, в частности, в странах Европейского Союза, большое внимание уделяется соответствию системы управления организации требованиям, сформулированным и закрепленным в международных стандартах. Сегодня мало какой европеец обратится в туристическую фирму, у которой нет сертификата на соответствие ISO 9000, будет жить в несертифицированной гостинице, пользоваться услугами и товарами произведенными мало известными производителями и не имеющими сертификата системы управления качеством, это становится частью общей культуры общества и именно поэтому многие немецкие, французские и британские университеты ведут работу по сертификации своих систем управления качеством. Российским вузам нельзя отставать в этом, иначе нам опять придется всех догонять.
Имидж вуза формируется его работой со студентами, особенно если речь идет о выходе на международный рынок. Мало просто набрать иностранных студентов, нужно обеспечить им соответствующий сервис, помочь в прохождении формальных процедур, обеспечить защиту прав и здоровья (конвенции о правах участников образовательного процесса и обеспечении академической мобильности). Но и с окончанием обучения заботы вуза о них не заканчиваются, нужно не просто выдать диплом, а позаботиться о том, чтобы этот диплом был легализован, прошел процедуру признания.
На сегодняшний день любой вуз, ставящий целью построение системы менеджмента качества, сталкивается с рядом проблем. Наиболее типичные из них:
- неприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления;
- отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления университетов;
- отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;
- недостаточная связь с практикой связи с предприятиями промышленности и как результат ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня.
Построение системы менеджмента качества с учетом мнения всех групп потребителей и постоянное улучшение этой системы наиболее целесообразно осуществлять на базе сочетания и последовательного использования международных стандартов ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000, а также методах самооценки в организациях, построенных на базе EFQM модели.
На начальной стадии проведения работ в указанном направлении необходимо провести всестороннюю самооценку собственной структуры управления, используемых методов управления и основных процессов, влияющих на эффективность деятельности образовательного учреждения. К проведению самооценки могут быть по возможности привлечены студенты и сотрудники всех факультетов и служб по различным направлениям деятельности. Самооценка должна проводиться на основе простейших опросных форм, содержащих вопросы и варианты ответов, структурированные по основным критериям модели EFQM или модели Минобразования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества». Основной целью проведения самооценки является получение всесторонней информации о деятельности Филиала с целью выработки плана мероприятий по созданию системы менеджмента качества, а также выявление потенциала для улучшения и проведения первоочередных корректирующих действий на основе установления критериев качества образовательных услуг для всех типов образовательных учреждений ГТК России.
|