CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2004 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Образование как развитие,Г.И.Ванюрихин
Образование как развитие,Г.И.Ванюрихин

Г.И.Ванюрихин,

доктор технических наук

Образование как развитие

1.Проблема качества образования на современном этапе.

Проблема качества образования приобретает в последнее время особую остроту. Происходит (или уже произошла) своеобразная метаморфоза содержания проблемы качества товаров и труда в проблему качества жизни, человека, культуры и образования[1].Итогом указанного преобразования является социальный кругооборот качества по цепочке: “ человек- труд- (продукция, технология, управление) - (образование, наука, культура, общественный интеллект),- жизнь- человек”. Смещение стратегии и приоритетов экономического развития в сторону человека, общественного интеллекта и, следовательно, в сторону образования привело к тому, что политика качества образования становится ядром политики качества вообще.

На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году было провозглашено, что проблема устойчивого развития человечества может быть решена путем перехода к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта. Проблема экологии, не решаемая рынком,- это один из глобальных вызовов времени. К другим вызовам можно отнести: глобализацию экономики, грозящую закабалить слабых; деформацию социальной среды, порождающую новую общность людей как массу без традиций, личностей, этнических корней и социополитического иммунитета по отношению к экстремизму, фашизму и терроризму; деформацию человека в сторону прагматизма, духовной ущербности и потребительства; угрожающий рост природных, техногенных и социальных рисков.

Образование обязано отвечать на эти вызовы, а его качество должно быть адекватно сути указанных проблем и, более того: оно должно предупреждать проблемы, содействовать прогрессу и вести общество к лучшей, более качественной, жизни. В этом смысл опережающего образования.

Если говорить о связи образования с проблемами России, то очень точно назвал одну из своих статей известный социолог профессор А.А. Овсянников: “Образование новой России через образование в России”

Особенностью образования, в отличие от обыкновенных услуг, является то, что его качество нельзя в полной мере измерить и оценить непосредственно в ходе самого процесса. Сила приобретенных знаний проявляется в практической деятельности и требует времени. Еще Д.И. Менделеев писал: “…высшие качества определяются не столько простым знанием прежней мудрости в данной специальности, сколько личным участием в дальнейшей разработке предметов наук, искусств и знаний”[2]. В этом главная проблема обеспечения качества образования.

Проблема состоит и в том, что темпы развития технологии и самой социально-экономической жизни стали соизмеримыми с темпом передачи знаний, и, если придерживаться традиционной (нетворческой) методики обучения, то неизбежно отставание от жизни. В этих условиях требуется менять подходы к выбору содержания и методики (технологии) обучения, используя достижения научно-технической революции и учитывая процессы глобализации жизнедеятельности в мире.

2. Методологический аспект проблемы образования.

По-видимому не надо убеждать специалистов в том, что методика и технология образования должны соответствовать методологии научного познания любого явления (объекта, процесса): от чувственно-конкретного к абстрактному и затем к конкретному в мышлении. Применительно к учебному процессу это означает: изучение профессии или специальности должно начинаться с чувственно-конкретного представления о ней, затем сопровождаться углубленным теоретическим постижением с естественным делением на дисциплины (абстрагирование, анализ) и заканчиваться - синтезом дисциплин и разрозненных знаний в более или менее цельный образ профессии-с помощью комплексных занятий, практик, итоговой самостоятельной работы и ее публичной защиты..

К числу “вечных” проблем высшего образования относится проблема сочетания фундаментальной и практической подготовки специалистов в период обучения в вузе. Д.И. Менделеев отмечал: “ В этом сочетании конкретного, или действительного, с абстрактным, или отвлеченным, и должно видеть настоящий смысл высших учебных заведений”[1].

Указанная проблема имеет также методический аспект: абстрактное обучение само по себе не вызывает внутренней мотивации, без которой нет прочности “уложения” знаний, а практическая направленность подготовки, естественно порождая мотивацию, без опоры на фундамент не дает глубины обобщения изучаемого опыта.

Для разрешения отмеченного основного методического противоречия нами предложен (и частично реализован) новый график учебного процесса, состоящий в чередовании практических и теоретических разделов дисциплин (вопросов) [2].В предлагаемом графике жесткая схема: блок теории (Т)- блок практики (П) заменяется многозвенной цепью: П1-Т1-П2-Т2-П3-Т3,и т.д., где Пi- подблоки практики, Тi- подблоки теории, причем в каждом звене “Пi - Тi” реализуется (в доступной мере) известная последовательность научного познания: чувственно - конкретное в восприятии: абстрактное в мышлении; конкретное в мышлении.

Современные информационные технологии позволяют реализовать новые графики и технологии обучения, обеспечивающие последовательное сочетание теории и практики, постепенное (но более прочное) наращивание знаний и умений, в том числе- умений решать задачи с неполными данными и противоречивыми требованиями.

Другая проблема, хотя и связанная с первой, состоит в обеспечении “долговременности” знаний в условиях повышенного темпа социально-экономических и технологических изменений в мире и в России. Кроме того, рынок, особенно в условиях нарастающей глобализации экономических связей, предъявляет новые требования к специалисту: умение адаптироваться к существующей жизни и активно творить (создавать) новую жизнь.

3.Методические проблемы опережающего образования.

Если раньше наша школа (в среднем) целенаправленно отчуждала человека от созидательной (достойной свободного гражданина) жизни, от самого себя (своего творческого “Я”) в угоду сохранения тоталитарного режима, то в настоящее время изменяющиеся условия жизни понуждают и одновременно дают нам шанс (возможно временный) “включить” нашу школу в режим прогресса. От активности школы зависит и дальнейший ход так называемых реформ: или они пойдут в интересах большинства или в угоду олигархии. Школа обязана выполнить заказ жизни и экономики, особенно при подготовке специалистов нового типа, обладающих, по выражению проф. Э.М. Короткова [3], активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, конструктивностью инженера, логикой юриста и пытливостью исследователя. Задача состоит в том, чтобы “воспитать новый тип инженера, в сущности новый тип человека, который бы не чувствовал себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации…” (А.Маслоу -[4])

Этой задаче должен быть подчинен прежде всего выбор содержания обучения. Растущий процесс углубления и дифференциации знаний привел к их неоправданному дроблению - и в рамках специальности, и в рамках направлений. Например, только по направлению “Менеджмент”, которым занимается автор, официально зарегистрировано десятки магистерских образовательных программы: менеджмент - производственный, финансовый, инвестиционный, стратегический, инновационный, персонала, и т.д. Такое же положение и с другими направлениями и специальностями. Если мы стремимся расширить подготовку, то рискуем “размазать” обучение и получить поверхностного специалиста; а если сузить, специализировать обучение, то выпускник может не найти своего места на рынке труда. С учетом интенсивного технического и технологического прогресса этот риск возрастает.

Близко к указанной проблеме стоит необходимость диалектического сочетания фундаментальности подготовки и его практической направленности. “В этом соединении абстрактно-бесконечного с конкретною действительностью весь смысл высших учебных заведений”- писал уже упоминавшийся выше наш великий ученый и патриот[2].

Решение перечисленных проблем обучения нам видится в двух направлениях: 1) в интеграции знаний и 2) в переводе акцента с обучения (знаниям, навыкам) на развитие творческих способностей и формирование метазнаний.

Анализ содержания отдельных дисциплин, обеспечивающих подготовку, в частности по направлению “Менеджмент”, позволяет выделить то общее, что их объединяет. Общим является научный подход к управлению ресурсами: сырьевыми и технологическими (производственный менеджмент), финансовыми (финансовый и инвестиционный менеджмент), человеческими (персонал-менеджмент), интеллектуальными (инновационный и креативный менеджмент), временными (тайм-менеджмент), информационными (информационные технологии, информационный менеджмент), и т.п.

Общую задачу управления для всех перечисленных специальностей (и не только их) можно сформулировать как перевод системы, объекта или процесса из одного состояния в другое. При этом требуется (независимо от специфики дела) :1) изучить объект или процесс и составить его рабочую модель, 2) обосновать требования в виде некоторого обобщенного показателя (критерия) качества 3) наметить альтернативы управленческих решений , 4) выбрать (синтезировать) оптимальное решение- оптимальную стратегию (наилучшую- с точки зрения принятого критерия и с учетом ограничений как на общие, так и на управленческие ресурсы). К указанным задачам может быть добавлена задача оценки грубости, то есть оценки работоспособности оптимальных стратегий при отклонении реальной модели от расчетной. Каждая из перечисленных задач изучена в достаточно общем плане, имеются типовые процедуры с использованием машинных программ, - и нет необходимости их повторять в каждой дисциплине .Отметим, однако, что и выбор рабочей модели, и синтез оптимальных решений уже предполагают использование возможностей информационно-компьютерных технологий.

Второй путь в разрешении проблемы опережающей подготовки специалиста связан с переходом от знаний к метазнаниям и развитию творческих способностей. Как известно, учебный план или программа призваны сформировать не только знания и умения, а профессионально значимые и общие (личностные) качества, соответствующие квалификационной характеристике выпускаемого специалиста. Содержание предметов и учебных задач должно способствовать указанной цели. Более того, если мы говорим о творческих способностях, то использование в учебном процессе реальных или учебных проблем, сознательное выделение противоречий, составляющих основу проблем, становится необходимым.

Например, при обосновании структуры и методов внутрифирменного управления нами выделялись следующие противоречия[5]: централизация и децентрализация управления; монолитность (цельность) фирмы и свобода ее подразделений; исполнительность и творчество в деятельности; риск и осторожность в принятии решений; научный подход и искусство в подготовке решений; плановость деятельности и неполная определенность (случайность) внешних и внутренних условий; устойчивость (стабильность) систем (процессов) и их изменчивость (адаптивность, управляемость)

Для иллюстрации дадим анализ некоторых из указанных противоречий. Стабильность свидетельствует о гармонии отношений внутри и вне фирмы, однако она не гарантирует успеха при резком изменении условий функционирования. Проблема состоит в том, что свойство изменчивости требует таких механизмов, которые не адекватны стабильной структуре. В то же время без обеспечения некоторого уровня стабильности или устойчивости нельзя достигнуть нужной изменчивости. Известно, что в технике противоречие между устойчивостью и изменяемостью разрешается путем компромисса или перестройки системы (в зависимости от условий или приоритетных требований), при этом сама структура становится динамической- в координатах пространства и времени. Примером этого принципа служит изменяемая стреловидность крыла самолета: при взлете и посадке стреловидность небольшая - это сокращает время разгона и посадки; в полете стреловидность увеличивают- это позволяет увеличить скорость самолета. Известно, что руководители и менеджеры крупных фирм (К. Мацусита, Ли Якокка) умело и оперативно перестраивали структуру системы управления в зависимости от ситуации: возлагая ответственность на высшее руководство- и обеспечивая стабильность, или опуская ее вниз - и, таким образом, повышая восприимчивость к нововведениям и обеспечивая изменчивость. Правильное решение указанной проблемы во многом зависит от способности менеджера переключаться, от его диапазона видения и способности “к импровизации”.

Стабильность и управляемость тесно связаны с открытостью организации, которая, в свою очередь, определяется уровнем его зрелости. “Ворота” во внешнюю среду должны открываться по мере созревания организации, а вход должен быть таким, чтобы внешнее влияние не разрушало целостности структуры- подобно тому, как психологическая защита (“психологические ворота”), зависящая от внутреннего потенциала человека, спасает его от информационной перегрузки или агрессии. Сейчас очевидно, что мы поспешили, открывая границы для импорта, не позаботившись о конкурентоспособности своего производства. Образно говоря, мы разбили скорлупу яйца, не дав зародышу развиться в полной мере Аналогичную ошибку можно совершить, если броситься в “волны глобализации и ВТО”, не укрепив свои “экономические корабли”, не создав инновационного задела для маневра при изменении внешних условий.

Проблема сочетания целостности организации и свободы подразделений обостряется в условиях нестабильности и неопределенности, в условиях кризиса. В ряде работ показано, что предоставление цехам и отделам некоторой экономической свободы повышает живучесть организации, сохраняя целостность. Вся тонкость состоит в определении степени этой свободы и сохранении возможности управления ею. Образно связь между центром и периферией в такой организации можно представить в виде веревочек, которые натянуты настолько, чтобы давать свободу движениям на конце, но без возможности оборвать их. В уже упоминавшейся фирме “Мацусита” отделения (филиалы), на основе трансфертного ценообразования, имеют право делать закупки комплектующих изделий извне (по выгодным для отделения ценам) и оставлять себе 40% прибыли. В то же время отделениям нельзя иметь собственные банковские счета, и даже указанные 40% хранятся в главном правлении, где они дают процент для филиалов. Последние имеют право брать кредит только в своем банке, но излишние наличные средства могут помещать в любой городской банк Аналогично решается проблема свободы подразделений и в других ведущих корпорациях мира.

Проблема сочетания науки и искусства при принятии решений связана как с неполнотой информации о процессах, так и с особой ролью человеческого фактора, который не поддается точному описанию (и хорошо делает!) Так возникает необходимость компенсации недостаточного априорного знания (о “поведении” производственно - экономических систем) за счет механизмов самоформирования модели процессов, самоорганизации, обучения и самообучения системы в целом. Под самоорганизацией обычно понимается свойство системы обретать пространственную, временную или функциональную структуру без специфического воздействия извне.

Самоорганизации в менеджменте способствует внедрение принципов реинжиниринга в организацию производственно-экономической деятельности, при котором функциональный подход заменяется процессуальным, а управляемым объектом становится бизнес-процесс. Основу новой (реконструированной) системы составляет процесс как специфически упорядоченная совокупность работ, заданий во времени и пространстве, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов. В реинжиниринге используются самые современные информационные технологии для достижения совершенно новых деловых целей. Можно говорить об определенной аналогии между реинжинирингом и построением автоматизированной системы на основе обычной -функциональной. Внедрение самоорганизации и реинжиниринга позволит более эффективно решать проблемы антикризисного и (в перспективе!) бескризисного управления.

4. Информационные технологии в обучении.

Рассмотрение противоречивых требований менеджмента, помимо формирования профессиональных знаний, позволяет выявить некоторый новый (во всяком случае -для обучаемых) алгоритм поиска решений- не на пути компромисса, а на пути придания системе новых степеней свободы: во времени (динамизм) и в пространстве ( структурная оперативная перестройка или самоорганизация). Этот алгоритм можно называть метазнанием. Реализация такого алгоритма (особенно при быстром изменении условий) требует переложения управленческих и части интеллектуальных функций от человека (оператора) к технике и технологии (в том числе -информационной).

Современные информационные технологии, включая интернет - технологию, не только расширяют “географические” возможности обучения, но и позволяют решать более сложные задачи обучения: 1)оперативное включение в учебный процесс самой современной информации по предмету с ее обобщением по выбранному критерию); 2) индивидуализация обучения за счет педагогически ориентированной психодиагностики личности слушателей и адаптации обучающей среды к ним; 3) обучение принятию решений с помощью оптимизационных вычислительных процедур и программных средств экспертных систем; 4).организация обучения в виде диалога человека и электронной программы; 5)формирование интуиции за счет придания изучаемым процессам любой скорости, а объектам -любой конфигурации

Наш опыт переподготовки кадров с учетом изложенных выше подходов показывает: внедрение информационных технологий в сочетании с дистанционными коммуникациями неизбежно приводит к пересмотру содержания обучения и его методического обеспечения - вместо пособий для изучения фактически нужны пособия для обучения с развернутой системой методической помощи, эффективного контроля и самоконтроля знаний.

5.Глобализация и образование.

Глобализация и информатизация процессов жизнедеятельности обществ и организаций чреваты и другими последствиями, которые надо учитывать преподавателям гуманитарных, социально-экономических и политических дисциплин. Информация и информационные технологии становятся главным ресурсом не только научно-технического развития, но и социально-экономического прогресса [6]

Бурное развитие технологий привело к созданию своебразной технологической пирамиды.[7] На нижнем уровне находятся однородные “биржевые” товары, реальный контроль на рынке таких товаров принадлежит покупателям, которые сами определяют свой выбор. На более высоком уровне стоят “сложнотехнические” товары; с помощью умело поставленной рекламы здесь фактически осуществляется корректировка человеческого сознания покупателей, и “ рынок покупателя” превращается в “рынок продавца”. Это особенно характерно для высшего класса технологий- метатехнологий, которые несут на себе печать неотчуждаемого интеллекта и исключают возможность глобальной конкуренции с их разработчиком. Примерами таких метатехнологий являются: последняя версия Редактора Windows; сетевой компьютер с распределенной памятью; организационные технологии, ориентированные на культуру и систему ценностей страны разработчика; технологии формирования массового сознания. Творческий интеллект, воплощенный в метатехнологиях, становится главным показателем и источником рыночной силы, а сами эти технологии постепенно занимают место универсального эквивалента, вытесняя деньги.

Ниже мы упомянули о рыночном хозяйственном механизме, который неминуемо поощряет покупателя с раздутыми (даже экзотическими) потребностями, которые удовлетворяются за счет природы, в ущерб экологии. Развитые технологии формирования массового сознания поощряют этот эгоизм.

И возникает вопрос: “Какая же сила может “повернуть” психологию в сторону духовных потребностей и помочь человеку “самоактуализироваться” без разрушения природы?” Творческий системный подход “подсказывает”: это та же сила, которая понуждает человека покупать ненужное: метатехнологии, манипулирующие массовым сознанием Если эти технологии находятся в руках демократического государства или общества, озабоченного проблемой устойчивого развития, то можно выстроить следующую стратегию: мощь информационных технологий направляется на формирование высоких потребностей, развитие творческого начала, которые, в свою очередь, способствуют рождению новых метатехнологий, не подверженных влиянию примитивного рыночного механизма, убивающего природу.

Роль образования, формирующего (с помощью мета - и интернет -технологий) творческую высоконравственную личность, является определяющей.

6. Проблема контроля качества образования

Качество образования - это: А) качество ценностей, целей и норм, Б) качество обеспечивающих условий, В)качество планового и учебно-воспитательного процесса, Г )качество промежуточного и конечного результата подготовки студентов(выпускников).

В настоящее время контролю (или мониторингу) качества образования уделяется много внимания, при этом используются Международный стандарт качества продукции ГОСТР-ИСО-9001 и методы всеобщего управления качеством -TQM (Total quality management)[8]. Однако, как мы отметили в Р.1, качество образования (обучения и воспитания) выявляется в практической деятельности, и нельзя тешить себя надеждой на точное его измерение в вузе или школе.

Раннее приобщение к практике студентов, насыщение учебной программы жизненными и производственными ситуациями необходимо и полезно, так как усиливает мотивацию, включает бессознательные механизмы творчества. Использование специально подобранных задач для контроля знаний и умений предпочтительнее традиционных экзаменационных вопросов. “Не готовить к производственной жизни, а поместить жизнь в школе” - в этом лозунге заложен большой педагогический смысл.

Новые педагогически ориентированные средства психодиагностики обучаемых, которые автор использует более 10 лет, позволяют индивидуализировать процесс восхождения к новым знаниям и новому качеству мышления. Подбор “учебного меню” (в том числе из различных областей знания) для развития способностей конкретного студента необходимы, если речь идет о повышении качества личности в целом.

В идеале систему мониторинга качества образования мы представляем в виде автоматизированной системы, которая, помимо качеств ценностей, условий и процессов (группы А, Б, В - смотри выше), отслеживает рост каждого студента по утвержденному набору профессионально важных и личностных качеств (группа Г)

В заключение отметим, что основной контроль качества подготовки специалистов остается за рынком труда.



 

Литература:

1 Субетто А.И., и др. Политика качества образования и проблема квалиметрического мониторинга в сфере образования. - М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов,1999.-198с.

 

2 Менделеев Д.И. Заветные мысли: Полное издание (впервые после 1905г).-М.:Мысль,1995.-413с

 

3 Коротков Э.М.. Концепция менеджмент-образования в России. ГУУ. Вестник ун-та, №1. Серия “Развитие образования в области менеджмента”.- М.,2000.

 

4 Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики.-С.-Пб, Изд. группа “Евразия”,1997.-430с.

 

5 Ванюрихин.Г.И. Креативный менеджмент. Менеджмент в России и за рубежом, №2,2001.- М.:”Финпресс”,2001.С122-143.

 

6 Новая парадигма развития России. / Под ред. В.А.Коптюга, В.М.Матросова, В.К. Левашова. Изд. 2-е .-М.: Изд-во “Academia”,2000.-460с.

 

7 Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. (Под ред. М.Г.Делягина). - М., ИНФРА-М., 2000.-344с

 

8 Т.А.Салимова.Теория и практика управления качеством.-Саранск,2001.-172с

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку