CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Проблемы становления "Евразийской Гильдии телевизионных дизайнеров и промоутеров"

С.П.Иваненков,

доктор философских наук

А.Ж.Кусжанова,

доктор философских наук

А.В.Сальников

Проблемы становления «Евразийской Гильдии телевизионных дизайнеров и промоутеров»

Почти два года прошло с тех пор, как в 2002 году коллективными усилиями искренне заинтересованных людей в России была создана и приступила к работе новая профессиональная организация - "Евразийская Гильдия телевизионных дизайнеров и промоутеров" (Гильдия ТД и ТП). Она была создана как добровольное объединение физических и юридических лиц - дизайнеров, арт-директоров, промоутеров, телевизионных каналов, сетей и станций, студий дизайна и пост-продакшн, а также других компаний и профессионалов, работающих в области формирования облика электронных СМИ. Организационную работу по становлению Гильдии взяло на себя Правление во главе с Председателем, которым был избран Сергей Шанович, арт-директор компании «НТВ-дизайн». Эти годы показали, что создание Гильдии явилось вполне осмысленным и адекватным оформлением уже назревшей необходимости в объединении профессионалов, создании базы для профессиональных контактов, обмена опытом и профессионального роста в области телевизионного дизайна и промоушн.

Создание общероссийской профессиональной организации было призвано способствовать объединению творческих, организационных и технических ресурсов, консолидации и распространению опыта и знаний, выработке, повышению и утверждению профессионально-корпоративных норм, образцов и стандартов; налаживанию общероссийских и международных контактов через проведение конкурсов, конференций и семинаров; защите частных и общественных интересов ее участников, организации и отрасли в целом, включая проблемы трудоустройства, охраны здоровья, профессионального образования и роста; а также дружескому заинтересованному общению людей, объединенных общими взглядами, целями, родом деятельности, интересами и проблемами. Проверкой на прочность и жизнеспособность Гильдии стали Третья и Четвертая Всероссийские конференции "Облик телеканала: брэндинг, промоушн, дизайн" (29 ноября - 1декабря, 2002г. и 14-16 ноября 2003г.), а также установление связей и проведение первого совместного мероприятия со старейшей и самой мощной в мире профессиональной организацией в области телевизионного маркетинга, промоушн и дизайна - PROMAX/BDA Europe.

Сегодня Гильдия открыта для всех единомышленников, приглашая к активному участию в своей деятельности и мероприятиях в той роли, которую каждый определяет себе сам, – либо в качестве члена Гильдии, либо - участника или спонсора событий в области телевизионного брэндинга, дизайна и промоушн. Здесь возможна любая инициатива, нацеленная на максимальный учет интересов профессионалов, работающих в этой сфере.

Вместе с тем, уже Четвертая конференция «Облик телеканала» показала, что Гильдия завершила первый этап своего становления и переходит к следующему. Содержанием первого этапа был поиск своей ниши и статусного (формально-юридического) закрепления в ней. Этому соответствовали и формы работы - эпизодически собираемые мероприятия, проводимые под эгидой Гильдии, вроде упомянутых уже Всероссийских конференций. Теперь стадию организационного становления должен сменить переход на стадию разработки стратегии развития. Стало ясно, что для этого необходимо осмыслить положение организации в современной ситуации и определить вектор ее дальнейшего движения. В настоящее время идет процесс формирования творческой группы, которая возьмется за эту работу. Уже привлечена группа ученых. Кроме того, в нее могут войти дизайнеры, промоутеры, философы, социологи, методологи, юристы и др. Намечено проведение ряда исследовательских работ, ситуационный анализ рынка. Итогом работы группы должен стать документ под рабочим названием «Концепция развития Евразийской Гильдии телевизионных дизайнеров и промоутеров».

Первым шагом на этом пути стало проведение пилотажного социологического исследования по выявлению действительных приоритетов деятельности Гильдии, реально складывающихся в настоящий момент и имеющих отражение в мнении ее учредителей, членов Правления, участников. В процессе анализа предстояло выяснить достигнутый уровень развития Гильдии, определить характер ожиданий и целевых ориентиров ее участников, оценить возможности и варианты ее дальнейшего движения как организационной формы взаимодействия профессионально-корпоративного сообщества.

Проведенное исследование показало, что за 2 года своего существования Гильдия эволюционировала в сторону институционализации своей деятельности и даже преодолела на этом пути уже несколько стадий. Этот вывод вполне удовлетворительно характеризует ее движение, поскольку институционализация как замена спонтанного поведения на предсказуемое, ожидаемое, моделируемое и регулируемое, гораздо эффективнее позволяет определять, закреплять и транслировать необходимые социальные - в том числе и профессиональные - образцы, нормы, правила, статусы и роли. То есть, выполнять те задачи, для решения которых создавалась Гильдия. Если же все эти факторы привести в систему и должным образом активизировать, то они способны стать действенным средством в достижении и удовлетворении общественных и корпоративных интересов и потребностей.

Между тем, движение в этом направлении, интуитивно верно определенное Правлением в начале разворачивания деятельности Гильдии и реализованное в ее последующем становлении, на деле является процессом не простым и не быстрым. Более того, квалификация достигнутого уровня показывает, что кредит интуитивного определения дальнейших пути и целей фактически исчерпан, и теперь перед всей этой организацией в полный рост встает проблема ценностно-целевого самоопределения. Чтобы двигаться дальше, ей нужно выбрать для себя образец, эталон цели. Альтернатива здесь такова. Первый вариант - остановиться на достигнутом и, продолжая функционировать в режиме группы-организации, удовлетворяя прежде всего индивидуальные, частные интересы и потребности ее членов, вырасти до полнокровной общественной организации. Дело это нелегкое, но полезное и достойное.

Второй вариант - максимально сконцентрировать усилия на превращении Гильдии в полноценный социальный институт, который будет отстаивать не только профессиональные интересы и ценности своего сообщества, но станет реализатором и проводником общественных ценностей, как в сообществе СМИ, так и в обществе в целом. Преодолевая противоречия роста, ограниченность сугубо профессиональных интересов во имя значимых социальных целей и проектов, она сможет стать силой, творящей и утверждающей в обществе нормы и образцы, ценности и приоритеты, и благодаря этому, стать влиятельным общественным фактором, полноценным участником значимых социальных акций и процессов. Конечно, это - максимальная возможность, сверхзадача, требующая мобилизации максимального ресурса. Однако при выборе этой цели, даже если не все получится, то найденное и сделанное в процессе становления Гильдии способно стать социально-значимым результатом, который сможет послужить для других новым образцом, нормой деятельности. Это, как говорится, трудно, но почетно.

Выбор варианта здесь определяется не только конечным результатом и его возможностями в решении тех задач, под знаком которых формировалась Гильдия, но и перспективными профессионально-личностными амбициями (в хорошем смысле этого слова) ее членов. То есть, притязаниями на достаточно высокое место и значимую роль в обществе. Кстати, ни для кого не секрет, что эта роль имеет и вполне прагматичный, коммерческий аспект, учет которого, к счастью, уже не расценивается у нас в стране как криминал.

При этом еще стоит отметить, что в этом направлении Гильдия сегодня уже не стартует с нуля. Потому что известно, что процесс институционализации деятельности (или образования социального института) в обобщенном виде состоит из нескольких последовательных этапов, таких как:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил и процедур т.е. их принятие и регулярное применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в специальных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

И по оценкам специалистов, Гильдия пока проходит одновременно три первые стадии - возникновения потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; формирования общих целей; появления социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия. Вместе с тем, в ее деятельности (точнее, пока в деятельности ее Правления) уже появились признаки пунктов 4 и 5 – появление процедур, связанных с нормами и правилами, а также их принятие и регулярное применение. Свидетельством тому является соединение усилий Правления (в лице Председателя С.Е.Шановича и Генерального директора А.В.Сальникова) и научного ВТК «Credo» в процессе проведения социологического исследования и научного консультирования. Хотя справедливости ради нужно сказать, что здесь еще проделаны лишь первые шаги, и систематически процедуры пока не работают и не применяются.

Что же касается пунктов 6 и 7, предполагающих установление дифференцированной системы санкций для поддержания норм и правил и создание системы статусов и ролей для членов института, то для их полноценного внедрения и реализации Гильдии пока не хватает разбега, как временного, так и качественного, и количественного. Хотя ничто не препятствует начать работу и в этом направлении, более того, отдельные попытки уже предпринимаются в порядке фрагментарной и локальной инициативы. Но Гильдия не собирается через два года сворачивать свою деятельность, а потому как время, так и историческая перспектива в этом отношении для нее вполне благоприятны.

Но почему все же, наряду с положительной оценкой первого варианта цели – общественной организации, хочется усилить аргументацию в пользу второго варианта целевого самоопределения – социального института? Да потому что социальный институт дает более фундаментальную платформу для позиционирования себя, то есть сообщества ТД и ТП, в обществе. Поскольку представляет собой не просто устойчивую форму корпоративно-профессиональных связей, отношений и деятельности, а является такой организованной системой социальных связей и норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным требованиям общества. Этим корпорация ТД и ТП (в широком смысле, то есть, в перспективе, возможно, не только Гильдия, а целая семья родственных организаций) становится в ряд с другими, уже известными и сложившимися институтами, такими, как семья, государство и его органы (парламент, президент, правительство, суд), системы образования, здравоохранения, социального обеспечения; производственные объединения, банки, научные и культурные организации и учреждения, средства массовой коммуникации, религия и т.д.

Кроме того, институционализация позволяет четко распределять роли и организовывать деятельность участников, сплачивать членов на основе их взаимосвязи и взаимоответственности, интегрироваться путем консолидации и кооперации усилий, мобилизации ресурсов за счет максимального вклада каждым членом группы своего потенциала в достижение общих целей. Она позволяет эффективно осуществлять трансляцию социального опыта, распространять информацию, выстраивать коммуникацию и т.п. То есть, реализовывать функции, которые хорошо согласуются с теми задачами, которые поставлены перед Гильдией с момента ее создания.

Однако еще раз подчеркнем, что при формировании института главным интегрирующим фактором выступает согласованность отдельных персональных целей одних личностей с целями других личностей и целями всей группы. Интеграция на ценностно-целевом уровне - одно из важнейших условий выживания организаций и институтов.

Теперь, не вдаваясь в дальнейшие подробности и характеристики социального института, к которому, как оказалось, Гильдии есть смысл стремиться, благо начало тому уже положено двумя годами раньше, можно задать некоторые вопросы осмысленного, рефлексивного плана. И в первую очередь, это вопрос о ценностно-целевых ориентациях членов и участников Гильдии, поскольку без ценностно-целевой интеграции ее развитие на перспективу несостоятельно. Итак, насколько ценностно-целевые приоритеты и ожидания учредителей Гильдии, членов ее Правления, просто участников мероприятий или ее членов являются совпадающими или, по меньшей мере, совместимыми?

Предварительно, однако, придется заметить, что помимо своего внутреннего организационного статуса, Гильдия также в существенных моментах по своему роду деятельности относится к СМИ в широком смысле этого слова. А СМИ – это самостоятельный социальный институт, со своими ценностями, целями и функциями. Следовательно, вышесказанное о Гильдии уточняется и конкретизируется под влиянием того, что в ее деятельности относится к СМИ. Итак, с учетом этого замечания, посмотрим на выводы, полученные в ходе проведенного социологического исследования, относительно единства целей и направлений деятельности Гильдии.

Оказалось, что пока (хотя 2 года существования Гильдии – это уже значительный срок!) внутри Гильдии наблюдается типичная ситуация, характерная для начальных стадий развития любой организации, а именно – рассогласование ценностно-целевых приоритетов. Так, оказалось, что учредители считают своей главной задачей и направлением деятельности Гильдии организацию конференций. Однако несколько иначе строят свои ожидания по поводу Гильдии кандидаты в ее члены: они ставят эту позицию лишь на третье место, а на первое – методическую помощь членам Гильдии и молодым специалистам в решении задач, связанных с брэндингом, дизайном и промоушн телевизионных каналов и других электронных СМИ. Но эта задача, привлекающая новых членов в Гильдию, занимает по значимости у учредителей лишь восьмое место. Налицо несовпадение приоритетов и интересов.

Это рассогласование в целях можно понять, учитывая, что учредители в основном – это люди, уже достигшие в своей деятельности определенных успехов и потому способные содержательно пообщаться с коллегами, показать свои наработки, поделиться опытом. Кроме того, организация конференций, хотя и является большим и сложным мероприятием, затратным с организационной и ресурсной точки зрения, однако это уже совсем другой уровень корпоративной самоорганизации профессионального сообщества; это форма, позволяющая оценить свой уровень, возможности, социальный вес и способность к кооперации в профессиональном и социальном пространстве; это возможность обеспечить организации и сообществу позитивный PR и сделать им имя. Если к тому же форум удался, то удовлетворение и положительная самооценка дополняются радостью общения с людьми, близкими по духу и роду деятельности. Это делает конференции привлекательным и значимым направлением деятельности.

Кандидаты в члены Гильдии – это люди, большей частью только начинающие работать в этой сфере, и для них методическая помощь – вещь просто жизненно необходимая. Конечно, для них тоже не чужд порыв к профессиональному единению и приятному общению. Однако какие-то причины не позволяют им рассматривать конференции в качестве формы удовлетворения своей потребности в профессиональном образовании и становлении. Такими негативными факторами могут выступать, например, оргвзнос, величина которого несоизмерима с образовательным эффектом, получаемым посредством живого, но несистематического общения. Или сама форма свободного общения приходит в рассогласование с их представлениями об образовании как специальной систематической деятельности. Словом, надо специально смотреть, являются ли эти цели и формы принципиально несовместимыми друг с другом или возможны промежуточные и дополнительные формы взаимодействия, сближающие целевые позиции разных участников и позволяющие им протянуть друг другу руку сотрудничества и взаимопомощи.

Конечно, здесь надо понимать и то, что образование молодого поколения сообщества – это особая деятельность и особый труд, а создание методического пособия – специальный тип деятельности. И у «мэтров» не всегда есть время и желание этим заниматься. Однако профессиональные контакты даже в форме свободного обмена опытом или мнениями зачастую превращаются в профессиональную консультацию достаточно высокого уровня, не говоря уже о мастер-классах, которые можно проводить в рамках тех же конференций или семинаров. Все это можно делать, понимая, что повышение общего уровня собратьев по цеху повышает общий уровень конкурентоспособности этого сообщества. В такой совместной работе могут формироваться творческие коллективы, школы, мастерские. А вместе члены Гильдии могут реализовывать большие проекты, которые не под силу одиночкам или малым группам, работающим в разных творческих манерах. В любом случае, это расхождение в позициях может иметь стратегический характер и стать причиной единения или раскола в данной организации. Поэтому это направление деятельности должно быть под постоянным контролем, и необходимо последовательно искать формы повышения взаимопонимания и сближения этих позиций.

Далее, на второй позиции, по результатам социологического опроса, опять наблюдается расхождение в целях и ценностях. Но стоит заметить, что здесь оно меньше, чем по первой позиции. Итак, на втором месте у учредителей стоит «создание единого информационного пространства и обеспечение связей между членами Гильдии посредством развития единой информационной системы и прочих доступных средств». А у кандидатов в члены это место занимает «разработка и распространение учебных печатных, электронных и аудиовизуальных материалов по вопросам профессиональной деятельности членов Гильдии, в том числе переводов с иностранных языков». То есть, можно констатировать, что этот шаг обнаруживает стремление обеих групп использовать возможности Гильдии для наращивания своего профессионального ресурса, хотя этот ресурс ими видится в разных формах.

Следующее расхождение достигает максимума в позиции «создание благоприятных условий для профессиональной деятельности своих членов». У учредителей она занимает пятое место по значимости, а у кандидатов в члены - лишь семнадцатое! Разница в 12 пунктов - очень большая. Вызвана она, похоже, тем обстоятельством, что учредители территориально находятся рядом и могут в трудную минуту реально оказать помощь друг другу. В то время как кандидаты разбросаны по стране и больше зависят от своих отношений с начальством на месте. Соответственно, помощь собратьев по цеху слишком далека, чтобы стать почти эфемерной. Это – направление специального поиска.

Примерно на том же уровне находится и позиция, точнее, расхождение в оценке позиции «поддержка коллективных инициатив в интересах развития и совершенствования профессиональных навыков в области дизайна, брэндинга и промоушн электронных средств массовой информации». Тут большинство кандидатов значительно отстает от «лидеров», которые уже поняли, что в одиночку пробиться сложно, и надо кооперироваться. Но как показывает опрос, то, что созрело в Москве, еще долго будет дозревать на местах в провинции. Ускорить этот процесс интеграции позиций вокруг общих целей может как проведение совместных акций, так не меньшим потенциалом единения обладают предложения по реализации больших совместных проектов. Тогда вопросов относительно Гильдии и ее роли в объединении единомышленников, в формировании коллективов, направлений, школ и т.п. возникать не будет. Но над этим тоже еще предстоит поработать.

Вместе с тем, отрадно констатировать, что среди учредителей и потенциальных членов Гильдии все же имеются и позиции, демонстрирующие единодушие и совпадение взглядов. Так, полностью совпали позиции относительно такой цели, как «содействие развитию международного профессионального сотрудничества, установлению связей и контактов с зарубежными коллегами, обмену профессиональной информацией» и «содействие созданию единых методических основ в области брэндинга, дизайна и промоушн электронных СМИ, через другие образовательные и учебные мероприятия по повышению квалификации членов Гильдии». В этом совпадении видны контуры общей позиции, общей деятельностной платформы для формирования Гильдии как организации, играющей важную роль на российском рынке телевизионных средств и услуг. Из этого результата, как из общего корня, может произрасти основание для консолидации сообщества ТД и ТП на более высоких профессиональных уровнях. Выработка же платформы для взаимопонимания, начавшись с единства позиций, при наличии доброй воли, понимания, что все действуют в общих интересах, и стремления к профессиональной взаимопомощи и поддержке, вне всякого сомнения, позволит прийти к выработке и общих принципов деятельности, позволяющих этому сообществу добиться поставленной цели.

Главное, что работа эта уже началась. Изначально выбранное направление оказалось верным. Теперь Гильдия переходит к другому этапу своего развития, от "случайно-мероприятийного" уровня к "целенаправленному и программируемому развитию" на основе методов социального управления. Сейчас важно не утонуть в текучке, пусть даже нужных, мелких и крупных дел, направленных на поднятие социального статуса и изменения роли Гильдии в медийном сообществе и в общественном сознании российского культурного сообщества. Этому должны способствовать предпринимаемые сейчас Правлением Гильдии шаги, в том числе: знания, полученные в результате социологического исследования, активно действующий Интернет-сайт Гильдии, бюллетень, организуемые семинары и прочее. Большие надежды возлагаются на разработку полноценного управленческого проекта по переходу Гильдии в режим целенаправленной и систематической работы по достижению достойного уровня развития российского телевидения российскими специалистами.

Стремясь осмысленно и рефлексивно строить деятельность по развитию Гильдии ТД и ТП, ее руководство намерено постоянно знакомить широкую профессиональную аудиторию с этими планами, чтобы вовремя получить их поддержку или критику (сопротивление каких-либо структур или персон), и далее последовательно двигаться к поставленным целям. Эта работа по силам тем, кто заинтересован в достижении обозначенных выше целей и задач с позиций российских интересов, а также тем, кто готов объединить усилия по взаимной поддержке в конструктивном профессиональном общении.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку