CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Региональная политика в области культуры: стратегия и тактика (на примере Оренбургской области)

В.А.Любичанковский,

кандидат философских наук

Региональная политика в области культуры: стратегия и тактика (на примере Оренбургской области)

В основу исследования положим следующий постулат. В обществе нет культуры как специфического общественного явления, существующего рядом с другими явлениями. Ни среди основных сфер общественной жизни – экономической, социальной, политической, духовной, ни в других сферах – бытовой, досуга и т.д. – нет особого явления, о котором можно было бы сказать: вот оно и есть культура, и никакое другое понятие это явление не отражает.

Культуру бессмысленно искать в виде отдельной области реальности наряду с обществом и человеком. Культура разлита по всему социуму. Все явления общественной жизни могут быть рассмотрены под углом зрения культуры (1).

Необходимо также разобраться в понятиях «культура региона» и «региональная культура», и определить, под какое из них можно и нужно подвести культуру Оренбуржья. Приведем определения И.Я. Мурзиной. «Под культурой региона будем понимать географически (пространственно) закрепленную культуру, транслирующую основные ценности национальной культуры, отличающуюся только особенностями бытового уклада и характером повседневности. Региональная культура - вариант общенациональной культуры и одновременно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования. Ее отличает наличие своего набора функций, продуцирование специфической системы социальных связей и собственного типа личности, способность оказывать влияние на общенациональную культуру в целом» (2). И.Я. Мурзина подчеркивает, что за дифференциацией понятий кроится понимание, что существуют формы и механизмы, которые превращают культуру региона в региональную культуру. Исследовательница в работе (3) подчеркивает, что соотношение национальной культуры и ее регионального варианта может быть рассмотрено как связь общего и особенного. Для того, чтобы в конкретной территории сложилась своя региональная культура, «материнская» культура должна пройти несколько этапов: включение данного географического пространства в поле освоения «материнской» культуры (физическое и символическое включение в состав России), осознание «связи с местом» (определенные способы хозяйствования, организации социальной жизни), обретение региона как «смысла для себя». Характер производства и социальной жизни, осознание собственной особенности и значимости в судьбе страны, сформировавшийся этнос и нашедшие свое воплощение эстетические ценности -все это дает право называть культуру жителей конкретного региона региональной. Следующий этап связывает национальную и региональную культуру новыми по характеру связями: не представляя себя вне «большого целого», регион ощущает собственную значимость и стремится влиять на судьбу «целого».

Под материнской «культурой» И.Я. Мурзина понимает русскую культуру центрально-европейской России. Термин «региональная культура» предлагается И.Я. Мурзиной использовать для описания многообразия культур, находящихся внутри России. На наш взгляд, исследовательница правильно подчеркивает, что не всякий регион продуцирует свою региональную культуру, Так, с ее точки зрения можно говорить о региональной культуре применительно к Уралу, Сибири, югу России и т.д. Однако области центральной России не могут быть рассмотрены как феномен региональной культуры Исторически они находятся в рамках «материнской русской культуры».

Интересно представление региональной культуры в виде многозначного понятия, что делает Ю.М. Беспалова: «Она (региональная культура. – В.Л.) -- особый мир, с одной стороны, уединенный, замкнутый, зацикленный на повседневности, стремлении сохранить определенный иммунитет к нововведениям. Региональная культура порой плохо восприимчива к инновациям, чужим ценностям, тяготеет к своеобразному преломлению ценностных систем. С другой стороны, это открытая культура, стремящаяся вовне, к диалогу с другими культурами, постоянному приращению ценностного богатства. Региональная культура обращена как вовнутрь, так и во вне себя. Это культура, чувствующая одновременно и внутреннюю исключительность, и в то же время неполноценность по отношению ко всему остальному миру. Это и кладезь духовности, и основа российского бескультурья, вандализма, безнравственности, которые вызваны отходом от одной культурной среды и «невхождением» в другую» (4).

На наш взгляд, к Оренбургской области понятие «региональная культура» в полном объеме не применимо. Сегодня можно говорить о культуре Оренбургского региона, однако, она имеет тенденцию перерастания в региональную культуру. Действительно, региональная культура - это особая общность. В ее поле сосуществуют как равнозначные и равноценные элементы не только русской, но и элементы, свойственные другим этническим культурам и освоенные в ходе межэтнической коммуникации. Региональная культура -это интегратор этнически разнородных элементов. Она обеспечивает в рамках локальной территории возможность межкультурного и межэтнического взаимодействия, реализуя на практике модель поликультурного единства. В Оренбургской области, безусловно, есть и межкультурное, и межэтническое взаимодействие, однако, можно говорить о том, что поликультурное единство проходит процесс становления. Это связано с многими особенностями области, в том числе с тем, что в последнее время в ней становится все больше иммигрантов из Средней Азии.

Для анализа проблемы также необходимо знать, что представляет собой наш регион – Оренбургская область и чего мы хотим достигнуть, разрабатывая стратегию и тактику региональной политики в области культуры. Осознанный анализ любой проблемы связан также и с тем, что субъект исследования четко формулирует нормы и установки, с позиции которых он проводит анализ. Они для исследователя выступают как система запретов и разрешений. Здесь возможны две ситуации. Система запретов и разрешений формулируется четко, и исследователь последовательно работает в их рамках. В этом случае анализ полученных результатов, даваемых рекомендаций упирается в оценку самих запретов и разрешений. Вторая ситуация связана с тем, что у автора нет четких регулятивов исследования. В таких ситуациях нередки логические перескоки, неосознанные переходы с одних ценностных ориентиров на другие. Первый подход, на наш взгляд, более перспективен. Его мы и попытаемся реализовать в данной работе.

Начнем анализ с краткой характеристики Оренбургской области.

Из литературы видно, что различаются исторические, географические, социокультурные, политологические и геополитические понятия «регион» (5). Не вдаваясь в дискуссию, будем исходить из понятия региона как субъекта Российской Федерации. Оренбургская область является самодостаточным социальным организмом, находящимся в единстве со средой, обладающей физико-географическими, культурно-цивилизационными, эколого-экономическими, этнически- историческими, политико-административными и правовыми свойствами; она неотъемлемый элемент функционирования Российской Федерации. Другими словами, Оренбургская область это экономическое, культурное, ментальное и политико-административное пространство, то есть регион. Оренбургский регион привязан к определенной географической и социальной среде.

Лесостепные и степные пространства области с глубокой древности были освоены и обжиты человеком. Здесь формировались и веками существовали, сменяя друг друга, хозяйственные уклады и самобытные культуры различных народов. В XVI веке на территории стали создаваться казачьи городки и населенные пункты русских первопоселенцев.

На территории современной Оренбургской области принято выделять три внутриобластных экономических района (6):

1.      Западный (Бузулукско-Бугурусланский). Плодородные почвы и достаточное увлажнение позволяют развивать устойчивое сельское хозяйство. Почти все месторождения нефти области сосредоточены в этом районе. Есть крупные запасы асфальтитов, горных сланцев. Уровень урбанизации низкий. В городах проживает лишь 37% населения. Здесь помимо русских компактно проживают татары, мордва, чуваши. Высокая доля башкир и казахов.

2.      Центральный (Оренбургский). Это ядро области. Здесь расположено Оренбургское нефте-газоконденсатное месторождение. В Тюльганский район заходит южное крыло Южно-Уральского буроугольного бассейна. В районе широко распространены отложения каменной соли высокого качества. Индивидуальные особенности района определяются наличием на его территории областного центра, в котором проживает более половины всего населения района. Большинство населения русские. На севере и в Оренбурге живут татары и башкиры, на юге - украинцы и казахи, в Оренбурге евреи. Агроклиматические ресурсы Центрального Оренбуржья по качеству несколько уступают ресурсам Западного, однако сельскохозяйственное производство района отличается более высокой, по сравнению с другими районами, интенсивностью производства. Это связано с более выгодным положением Центрального Оренбуржья по отношению к транспортным путям и крупнейшему городу области - Оренбургу.

3.      Восточный (Орский). Здесь имеются месторождения железной руды, медные руды, силикатный никель и кобальт, Киембаевское месторождение хризотиел-асбеста, большое разнообразие минерального строительного сырья. Бедные почвы, недостаточное увлажнение, периодические засухи делают район зоной рискованного земледелия. Для Восточного Оренбуржья характерен высокий уровень урбанизации. В городах и поселках городского типа проживает 74% населения. Здесь расположены 6 из 12 городов области. Значительная часть нынешнего населения прибыло сюда из других районов страны в связи с крупным промышленным строительством и освоением целинных земель в 50-е-60-е гг. XX века. В результате здесь сложилась весьма пестрое по национальному составу население, но большинство русские. Проживает много казахов. Так, в Ясненском районе их более половины всего населения. Много башкир и украинцев. Здесь вырос типичный уральский промышленный комплекс с преобладанием отраслей тяжелой промышленности.

Из этой краткой характеристики Оренбургского региона вытекают два принципиальных вывода:

-         Оренбургский регион представляет собой связку трех внутриобластных экономических районов, существенно отличающихся друг от друга;

-         в сельской местности разные этносы проживают компактно. В городах многонациональность не сопровождается территориальной локализацией разных этносов.

Региональный подход к анализу разных проблем таит в себе две противоположности: он может работать на укрепление единства страны, но может работать и на ее расчленение. На наш взгляд, недопустимо, чтобы результаты анализа стали смысловым или информационным оружием. Другими словами, недопустимо, чтобы в социум была внесена абсолютно ложная идея, формирующая такие изменения, которые вместо развития Российской Федерации как целого приводило к разрушению этой целостности. Нельзя также, чтобы результаты анализа искажали исторический процесс, так как, опираясь на вырожденную информационную базу, нельзя найти оптимального алгоритма развития.

Мы будем исходить при анализе региональной политики в области культуры в Оренбургской области из следующей установки: Российская Федерация многонациональная и многоконфессиональная страна. В то же время исторически сложилось так, что русский народ является опорой российской государственности. «Под крышей России многие народы создали свою письменность, интеллигенцию, высокое искусство, государственность со значительно меньшими издержками, чем они могли это сделать вне России» (7). Здесь необходимо учитывать следующее: историческая роль русского этноса может и не оставаться все время одной и той же. Необходимо выяснить и скрупулезно описать его объединяющую роль в современных условиях. Хотя об этом и не принято говорить вслух, но необходимо иметь в виду, что окрепнувшие определенные этносы в определенное время могут посчитать, что они созрели для полной самостоятельности, могут существовать вне Российской Федерации. Такими примерами полна история народов СССР после его распада. Нельзя забывать и о том, что один этнос может вытеснять другой из его исторической территории.

Многонациональность и многоконфессиональность Российской Федерации означает, что культурные различия существуют и внутри нее. В такой ситуации необходимо исходить из того, что все культуры имеют право на существование. Расцвет всех культур усиливает интеллектуальный потенциал России. Диалог культур в нашей стране неизбежен. Он был и остается важным фактором выработки новых ценностей и новых стратегий цивилизационного развития. Поэтому региональная политика в области культуры должна быть направлена на формирование у людей региона понимания и уважения между нациями, культурами, религиями, на понимание не только прав, но и обязанностей, возложенных на индивидов, социальные группы и национальности в отношении друг друга. Необходимо формировать здоровые начало межкультурной коммуникации.

Эта установка должна являться доминантой региональной политики в области культуры. Тем более, что у нас мало еще в обществе, в том числе и среди студентов, людей, которые не страдают национальной и религиозной ограниченностью. Нельзя не видеть, что в нашем обществе сегодня наблюдается разнонаправленность ценностных ориентации, притяжение-отталкивание между отдельными социальными и этническими группами.

На наш взгляд, областная администрация Оренбургской области, органы местного самоуправления проводят огромную работу в плане развития культуры нашего региона, учитывая его многонациональность и многоконфессионалъность. Так, средства массовой информации сообщают о том, что в области существует несколько десятков национально-культурных центров и обществ, что они созданы для реализации права на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов Оренбургского региона. Это очень важно, так как сегодня в нашем регионе проживает более 80 национальностей и народностей. Администрацией Оренбургского региона принимаются меры к созданию необходимых условий по развитию национальных языков: увеличивается сеть национальных классов, групп, школ, ведется работа по подготовке кадров для национальных классов и школ, В области работают библиотеки по обслуживанию духовных запросов татарского, башкирского и других этносов, работает государственный татарский драматический театр, около 30 национальных самодеятельных театров, постоянно проводятся фестивали национальных культур. В регионе стали регулярно выходить радио- и телепередачи на языках народов области. На телестудии создана редакция по межнациональным проблемам. В регионе открываются православные храмы, мусульманские мечети, различные религиозные общества. В администрации области функционирует отдел по национальной политике. Основа социального механизма национальной политики согласие, сотрудничество, сохранение единства Российской Федерации. И его заслуга в том, что в регионе не наблюдаются конфликтные ситуации, которые повлекли бы за собой разрушение вековых уз дружбы, согласия и взаимной поддержки этносов, проживающих на территории Оренбургской области.

Огромную работу по развитию культуры в нашем регионе проводят театры, музеи, областная филармония, библиотеки, учебные заведения, средства массовой информации. Тем не менее, есть и много проблем. В их решении необходимо исходить из того, что культурный фактор, в том числе научное знание, обеспечивает всесторонне развитие социума региона. Работники образования и культуры выступают не только носителями культурных и научных традиций, но и творцами идеалов программ общения и поведения. Производство и потребление духовных ценностей всегда является единой системой. В этом плане нам кажется, что необходимо обратить внимание на следующее.

1.   В паспортах граждан Российской Федерации нет графы «национальность». В нашей же области растет число национально-культурных центров. Делается и многое другое, чтобы подчеркнуть, что ты принадлежишь к какой-то нации или народности. Отсутствует глубокий анализ того, чем на самом деле занимаются и должны заниматься национально-культурные центры. Отсутствуют допустимые в рамках закона формы контроля за их работой. Бесконтрольность, вседозволенность всегда приводят к нежелаемым результатам. А здесь речь идет о межнациональных отношениях в регионе, тем более, что число русских в области уменьшается, увеличивается мусульманское население, особенно число выходцев из Средней Азии.

2.      Необходимо внедрение в жизнь мероприятий, которые способствовали бы выработке у людей нашего региона чувства того, что данный человек принадлежит не только к какой-то национальности, но и то, что он оренбуржец. У каждого гражданина нашей области должно быть чувство гордости за то, что он оренбуржец, причем он одновременно должен себя ощущать частью целого - России. Это главное, что мы должны формировать у людей. Сформируем это, будем спокойны, что человек не покинет свою Родину, что у него не поднимется рука против единой России. Для этого, на каш взгляд, необходимо: а)развивать культурно-познавательный туризм по области, особенно вовлекая в него молодежь; необходима организация туристических поездок во все достопримечательные места области, рассказы о них на телевидении, радио, в газетах; б)школьные и вузовские курсы необходимо строить одновременно и на краеведческой, и на родиноведческой основе (только так можно воспитать человека и гражданина, которому будет равно «сладок и приятен» и дым родного очага, и «дым Отечества»); такому человеку будет небезразлична судьба родного края и будущее России, он будет заинтересован в их преобразовании и сам примет в нем активное участие; в)необходимо более вдумчиво относится к формулировкам вопросов различного рода анкет. Например, в анкетах часто звучит вопрос, какой язык человек считает родным. Как на него должен отвечать человек, который думает и пишет и на русском языке, и на татарском? Он вынужден противопоставлять эти два языка. Разве не может быть у человека два родных языка? Этот вопрос всегда надо ставить во множественном числе. Можно привести еще много других примеров того, когда совершенно необоснованно противопоставляется принадлежность человека к России и к какой-то одной из ее наций, конфессий. Все это означает, что во всех сферах культурной деятельности местная специфика должна учитываться только в ее нераздельной слитности с общероссийским началом.

3.   Необходимо обратить серьезное внимание на развитие элитарной культуры в регионе и доведение ее лучших образцов до самых отдаленных уголков нашего региона. Именно элитарная культура, лучшие ее образцы будут способствовать сплочению всех народов нашего региона, представителей разных конфессий.

4.   Так как для жителей Оренбурга характерно варварское отношение к государственной собственности, неуважение к собственности других граждан, очень развито различие «мое - не мое», присуща низкая бытовая и коммуникационная культура, то необходима система мероприятий, направленных на искоренение этих негативов.

5.   Необходима жесткая борьба за чистоту русского языка. Недопустимо, когда человек из глубинки Оренбургской области, особенно молодой, плохо говорит по-русски.

6.   Научные исследования в области истории культуры Оренбуржья должны иметь два явно выраженных акцента: а)на рассмотрение проблем межкультурной коммуникации; б)на толерантное отношение к представителям иной, нежели твоя собственная, системе верований. Необходим анализ конкретных форм существования национальных культур в Оренбуржье, неоднородности русской культуры, соотношения национальной культуры и ее регионального варианта. Необходимы также исследование регионального менталитета (политического, социально-экономического, духовного), анализ источников формирования и особенностей творческой деятельности оренбургской интеллигенции, ее общественно-политической активности. Необходим анализ социальных мифов, которые существуют в актуальном сознании жителей региона. Принципиальное значение имеет анализ ценностей, которые связывают личность с местом ее жизни.

7.   Области нужны оперный театр, симфонический оркестр, зоопарк, стационарный цирк. Но еще более нужны добротные клубы, библиотеки, Интернет в каждом селе, дороги, которые позволяли бы добираться до самых отдаленных мест области в любую погоду. Нужно, чтобы все улицы во всех городах и селах были асфальтированы, хорошо освещены. Необходима чистота и порядок на улицах городов, поселков и сел региона. В области должны быть такие места отдыха, которые привлекали бы не только оренбуржцев, по и гостей из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Строя региональную политику в области культуры, необходимо учитывать, что культурный потенциал региона всегда больше открыт для контактов с другими регионами и центром, чем экономический потенциал.



Литература

1. Культурология: теория и история культуры: Курс лекций. – Ч.1. – Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 1994. – С.14.

2. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: Бытие и самосознание: Автореферат на соискание ученой степени доктора культурологии. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2003. – С.8.

3. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: Поиск качественных границ и языка описания. – Екатеринбург, 2003.

4. Беспалова Ю.М. Региональная культура в социокультурном пространстве России //Словцовские чтения/99: Тезисы докладов, сообщений научно-практической конференции /Под ред. Н.В. Яблонского. – Тюмень, 1999. – С.237.

5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

6. География Оренбургской области /А.А. Чибилев и др. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

7. Миронов Б. «Кому на Руси жить хорошо?» //Родина. – 2003. - №7. – С.16.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку