CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная
Об экзистенциональной основе учения Иисуса Христа,Л.Н.Латыпов

Л.Н. Латыпов,

кандидат филологических наук

Об экзистенциональной основе учения Иисуса Христа

Экзистенциональный анализ учения Иисуса Христа выявляет один из основополагающих элементов христианского учения - субъективный способ достижения человеком состояния полного счастья посредством практики абсолютной Любви.

Под термином "экзистенциональный анализ" нами понимается критический анализ учения Христа с точки зрения его непосредственного обращения к внутреннему миру индивидуального человека. В этой связи, как в любом исследовании экзистенциональных аспектов религиозно-философских проблем, прежде всего, возникает вопрос о корреляции жизни человека, а точнее, его внутреннего мира - с Богом.

Трансформация сознания человека посредством предлагаемой Христом "техники" освоения и практики абсолютной Любви, одновременно приводящей ко всё более глубокому постижению Бога, а в результате к достижению состояния блаженства совершенного человеческого Счастья, и есть, на наш взгляд, основа учения Иисуса Христа. Абсолютное Счастье, согласно Христу, возможно только в свободном достижении абсолютной Любви, что представляет собой одновременный процесс постижения Бога.

Если согласиться с тем, что главное стремление в жизни каждого отдельного человека - есть достижение ощущения максимального удовлетворения и полного счастья, то экзистенциональный характер основы учения Христа представляется очевидным. "Как онтология, так и содержание человеческого бытия является предметом экзистенционализма" (1).

Поиск в человеческом бытии главного элемента, напрямую определяющего характер этого бытия, как вечного стремления к счастью, неизбежно приводит к анализу "индивидуальной субъективности человека". Исследование "индивидуальной субъективности человека" является отправной точкой экзистенционального философского анализа (2).

Именно на субъективность индивидуального человека, по нашему мнению, было изначально ориентировано учение Христа. Но не на субъективность, как отличительную личностную вариативность каждого человека, как опыт жизненных реакций на восприятие предметов и явлений внешнего мира, а человеческую субъективность априорно универсальную, принципиально отличающую Человека от остального мира живой природы.

Не был ли проведён Христом экзистенционального рода анализ всех качеств человеческой натуры? Качеств, непосредственно влияющих на modus vivendi человека, делающих человека несчастными или счастливыми в жизни. Не является ли способность человека любить, тем качеством, которое было выбрано Христом из всей парадигмы качеств человеческой натуры (в диапазоне способностей от актов Добра до Зла), как единственное качество человеческой индивидуальности, являющееся уникальным только для человека, возвышающего его над животным миром, и универсальным для всего рода человеческого?

Представляется, что Христос, опираясь на априорную способность каждого человека любить, краеугольным камнем своего учения сделал способность человека к достижению любви качественно иной - Любви абсолютной.

Не любовь мирская, причинно-следственная, обусловленная причинностью "люблю - потому что", детерминированная отношениями и взаимоотношениями внутри причинно-следственной цепи явления жизни, приводит к Счастью. Счастье подобной любви, как и всё основывающееся на причинности, полагающееся на вечно меняющийся характер человеческих отношений (которые напрямую зависят от изменений состояний ума и души участников отношений), - не носит стабильного характера. Подобная любовь изменчива и трудно контролируемая, вечно приходящая и уходящая, убывающая и восходящая. Соответственно и ощущение счастья (любви) - нестабильно, ибо коррелируется с результатами причино-следственных связей "любовных отношений", тесно связанных с внешним миром человеческой жизни.

С целью достижения состояния стабильного и абсолютного Счастья учение Христа предлагает постижение высшей формы любви, способной качественно изменить сознание человека - Любви "беспредметной".

Любовь "предметная" (причинно-следственная) лишь приносит транзитные состояния радости, удовлетворения и счастья. Ибо всё, что основывается на причинно-следственных отношениях обязательно изменчиво по причине самого диалектического характера этих связей.

Только Любовь "беспредметная" (вне причинно-следственных отношений) способна вырвать человека из бесконечной цепи причинно-следственных обусловленностей жизни, на высшую ступень человеческой эволюции - Счастья, не обусловленного явлениями и предметами внешнего мира.

Вот в чём, на наш взгляд, суть учения Христа.

Когда Христа спросили, в чем главная заповедь в жизни, а значит главное условие для осуществления счастливой жизни, Христос ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею" (3).

Бог же - трансцендентен. Нематериален. Он вне причинно-следственных связей. Следовательно, и Любовь к Богу есть любовь "беспредметная", не обусловленная причинностью "люблю - потому что".

Разве собственное местоимение "твой" (а не "ваш"), неоднократно произнесённое Христом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею", - не означает, что Любовь к Богу должна осуществляться индивидуально в субъективном мире каждого отдельного человека?

Разве Христос не указывает ясно, какими "органами" субъктивной индивидуальности человеческой надобно Любить Бога? "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею".

Как удивительно эти слова Христа совпадают с предшествующими древнеиндийскими ведическими учениями, подчеркивающими единство Души, Разума, Тела, и Эмоций, как их внешнего проявления!

Разве не об этом сказал Христос, предварив свою главную заповедь словами: "Господь Бог наш есть Господь единый" (4)?

И вся заповедь в едином контексте звучит так: "Господь Бог наш есть Господь единый; И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь!"

Единого Бога можно любить только в единстве всего себя.

В Любви Божественной индивидуального человека соединяются в одну точку, и раскрываются в совершенной своей полноте две ипостаси Божественные: вездесущность Бога ("Я есмь Сущий" (5)) и Бог внутри каждого человека ("Царствие Божье внутри вас есть" (6)).

Учения же Христа есть послание к людям о пути достижения Счастья ("благодати"): "И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; Закон же дан через Моисея, а благодать же и истина через Иисуса Христа" (7).

В своем учении Христос и показывает, каким образом трансформировать в себе любовь релятивную, обусловленную человеческими отношениями и предметами внешнего мира, в Любовь вне поля отношений, не обусловленную ничем и никем. Преодоление в себе силы законов причинно-следственного характера, принципами, стоящими вне причинно-следственной сетки координат - вот о чём учит Христос!

В этом, думается, и кроется путь к разгадке тайны на первый взгляд абсурдных утверждений "благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас", "ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку", "любите врагов ваших и благотворите" (8).

Этими словами Христос не призывает людей к пассивной реакции в ответ на насилие над собой, не к отказу от сопротивления злу силой, не к актам альтруизма, а пытается вызвать в сознании человека критические "пороговые" ситуации, когда в результате неимоверного усилия индивидуальной воли по обузданию своей естественной природной реакцией, усилия по трансформации этой реакции в нечто в превосходной степени высшее, происходит качественный переход-скачок сознания за порог "естества", в пространство отсутствия причинно-следственных отношений. Прорыв в мораль совершенно иного плана - без обусловленностей мира внешнего.

"Мораль Евангелия… граничит с парадоксом,… противоречием. Но парадокс разрушается, противоречие исчезает, если принять во внимание намерение этих правил, состоящее в том, чтобы вызвать некоторое состояние души" (9).

Человек должен полюбить Бога. Полюбить в Бога "всем сердцем, всей душею, и всем разумением, и всею крепостию" - полностью и абсолютно! Но как достичь этого? Полюбить Бога можно только индивидуально! Не общественно, не соборно. Для этого, указывает Христос, надо очистить себя от пут обусловленности. Ибо Бог не обусловлен ничем и никем. Следовательно, полюбить Бога можно только необусловлено. Бог - вне пространства взаимоотношений. Из этого вытекает, что сознание человека не должно быть обусловлено причинно-следственными принципами жизни, и в частности, принципом "люблю - потому что". Именно естественно природную обусловленность нужно было, по мысли Христа, убрать из человека.

Путем неукоснительной практики в жизни принципов "ударившему тебя по щеке подставь и другую", "отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку", "любите врагов ваших и благотворите", "благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас".

Тем самым, Христос учил, как посредством предлагаемой "методики" работы над собой (над своим сознанием) довести себя до состояния полного очищения от животного рефлекса обусловленности. А чем сильнее искушение власти естества, тем сложнее сопротивляться, но тем чище становится, когда выстоишь и победишь в себе "животное"! Тогда становишься свободен от природы "зверя", которого так много в человеке! Не об этом ли и в Ветхом завете сказано было: "Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности и сердце моё" (10). Через победу над искушением - достигается абсолютная трансформация ("расплавление") внутреннего мира!

Следует отметить, что трансформация индивидуального сознания "от обратного", "от абсурда", в учении Христа имеет поразительную аналогию с техникой "коан" - мгновенного, качественного очищения и изменения сознания в Дзен Буддизме.

Не случайны слова Христа "Если пребудите в слове моём, то…познаете истину, и истина сделает вас свободными"(11). Свободными от обусловенности состояния души человеческой факторами внешней жизни, от самого себе с рефлексами животного мира. Ибо только пространство Божье, есть полное отсутствие условленности причинно-следственных отношений, есть абсолютная Истина.

Любовь истинная есть полное слияние и единение с предметом любви. Абсолютная Любовь - есть Любовь к Богу - есть единение с Богом.

Кардинальная трансформация сознания индивидуального человека через путь к абсолютной Любви, не обусловленной предметным миром, - есть основа учения Иисуса Христа.


1 Nicola Abbagnano, "Existentialism", The New Encyclopedia Britannica, Encyclopedia Britannica Inc., 1995, vol. 25, p. 614.

2 Jean-Paul Sartre, "Existentialism", in "Main Currents of Western Thought", edt. by Franklin Le Van Baumer, Alfred A. Knopf, New York, 1964, p. 624.

3 Евангелие от Марка, 12 : 30.

4 Евангелие от Марка, 12 : 29.

5 Ветхий завет. Исход, 3 : 14.

6 Евангелие от Луки, 17 : 21.

7 Евангелие от Иоанна, 1 : 16,17.

8 Евангелие от Луки, 6 : 27-29, 35.

9 Анри Бергсон, "Два источника морали и религии", Москва, Канон, 1994г., стр. 62.

10 Ветхий завет, Псалмы, 25 : 2.

11 Евангелие от Иоанна, 8 : 31, 32.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку