Ю.Н. Мячин,
доктор философских наук
В ЗАЩИТУ РАЦИОНАЛИЗМА
Рационализмом называют течение в философии, которое признает разумность бытия, возможность его рационального познания и преобразования общества на разумных началах. Вместе с тем рационализм не отрицает неразумное в человеческой жизни, не отрицает значения эмоций, высоких чувств или подсознательных стремлений.Рационалисты убеждены в главенствующей роли разума в жизни.Вместе с тем не следует идеализировать разум,он не равен сам себе,он развивается,совершенствуется. Не надо также отрицать иррациональные моменты бытия. Жизнь убеждает, что неразумное в ней не только существует, но и может иметь довлеющее значение.
Рационализм возник еще в древние времена, его черты мы можем найти у Демокрита,Сократа, Аристотеля, Фомы Аквинского, Николая Кузанского. Он присущ взглядам Декарта, Гольбаха, Канта, Гегеля и других философов. Правда, в этом рационализме есть оттенки и весьма существенные. Например, преувеличение роли разума. По Канту, разум определяет всеобщность,необходимость законов природы. В известной мере это относится и к обществу. Просветители 18 века считали, что необходимо и возможно разумное социальное устройство. Они хотели построить царство разума, забывая при этом ограниченность разума каждой эпохи и наличие в нем иллюэиий и ошибок. Казалось, что может быть разумнее лозунгов: свобода, равенство и братство. Осуществились ли эти лозунги в 19 веке? Если да, то почему Фурье, Ницше и позже экзистенциалисты резко критикуют буржуазное общество. Ницше подрывает веру в разум, а экзистенциолисты утверждают, что мы живем в мире абсурда, что разум бессилен, что инстинкты сильнее. Первая и вторая мировые войны показали, как много неразумного в нашей жизни. Однако разумное победило. Война как неразумная политика была осуждена. Была создана ООН. Однако в конце 20 века рационализм был вновь подвергнут критике. Его не только обвиняли в бессилии, но даже видили в нем источник бед.
Действительно, локальные войны (Корея, Вьетнам, Афганистан) продолжались.
Наука как высшая форма рациональности была подвергнута обвинению в том, что она принесла людям новые беды, изобретя новые виды оружия, в том числе химическое и биологическое, не говоря уже о термоядерном. Политики при этом оказались в стороне.
Жизнь не стала спокойнее. Продолжать социальные неурядицы, столкновения на межплеменной и религиозной почве. Возросла угроза голода, болезней. Надвинулись глобальные проблемы, в особенности экологическая проблема природных ресурсов и другие.
Еще в начале 20 века неокантианцы утверждали, что социальные науки невозможны - они носят лишь описательный характер. Экзистенциалисты декларировали непознаваемость человека. Распространился антисциентизм, а сегодня возрождается иррационализм. Вера в разум вновь серьезно пошатнулась.
Если обратимся к России, то здесь увидим много неразумного. Научный коммунизм дискредитирован как его противниками, так и сторонниками. Идея демократии и свободного рынка тоже дискредитирована. Экономическая наука в лице сонма докторов и академиков села в лужу. Политика находится в состоянии кризиса. С трану охватил и духовный кризис.
Виноват ли в этом наш разу или наше неразумие? Скорее второе. Жажда власти и жажда потребительства оказалась сильнее разума. Совершенно ясно, что защищает определенную форму собственности и распределения и определенный способ "промывания мозгов". Между тем власть должна служить интересам всего общества, и если это плохо получается, то надо исправлятьошибки или передатьруль другим.
Избегать крайностей и соблюдать меру философы учили еще в древние времена. Именно крайности в политике и в экономике, экстремизм являются источниками многих бед. Крайний рационализм надо ограничивать прагматизмом, крайний прагматизм - теоритизмом. Опасны и крайний национализм и крайний интернационализм "общечеловеков". Человечество движется к единству трудно, через противоречия, и разумные компромиссы призваны предотвращать серьезные осложнения. Разум, а неамбиции, должен участвовать в решении проблем. Наука, а не вера в новых пророков поможет человеку справиться с трудностями. Экологические, продовольственные, политические, медицинскиеи другие проблемы могут быть решены на основе разума, на основе науки. Другого средства у людей нет.
При этом следует заметить, что разум развивается и наука идет вперед. Развитие наук, особенно социальных является настоящей необходимостью. Кроме того, нельзя сказатьо том, что иррациональные моменты, которые трудно предвидеть и учитывать, в обществе есть. Но их не надо абсолютизировать. О глобальных угрозах, связанных с индустриальной цивилизацией, философы и ученые говорят давно. Онипредвидели негативные моменты научно-технического прогресса. Однако не разум, а жажда прибыли и жажда власти зачастую оказываются сильнее. Или план любой ценой. Человечество уже задумалось над последствиями стихийного прогресса. Но конкуренция по - прежнему требует опередить соперника. И тоже любой ценой. Промышленно - технический шпионаж приобрел невиданные размеры. Идет массовая скупка "мозгов".
Что мешает нам образумиться? Прежде всего, потребительство, пренебрежение к духовным ценностям, неуважение к человеческому достоинству. Вместо культа человекаразумного и прекрасного растет культ вещей. Что необходимо? Соверщенствование общества и развитие личности. Это двуединичная задача. Без личности нет общества и без общества нет личности. Необходимо гармоничное развитие материальной и духовной стон жизни. Причем доминантом должна быть духовная сторона. Теоритизм, этизми эстетизм являются главными формами духовности.
Духовность выше рационализма, но и эстетическое и нравственное в бытии имеет теоритическую сторону. На обыденном уровне духовность включает и мысли, и эмоции, и принципы, и вкусы, и традиции, и настроения, и сознательное и бессознательнное. В самом человеке есть иррациональные моменты, но сводить его инстинктам и архетипам не следует. Разум все же доминирует в человеке. Правда, это относится к родовому человеку, индивид же дает богатый разброс фактов духовности, вплотьдо минимальной роли разума и увлечения мистикой. К тому же психологов беспокоит рост количества "аноми". В стрессовых ситуациях человек склонен вести себя безрассудно. Психика не выдерживает трудностей бытия.
Жизнь становится более беспокойной и напряженной, и наряду с психологическими и медицинскими средствами снятие стрессов необходимо принимать и другие меры, повышать безопастность человеческого существования. В вузах не случайно читают курс валеологии. Молодежные организации начинают эксперементировать над методами выживания. В решении современных социальных проблем призвана сыграть важную роль вузовская наука. Надо поднимать ее уровень, укреплять ее связь с жизнью. Наша экономика, политика, наш быт, наша духовность требует теоритических новаций и практических предложений. Кроме перемен в экономике, политике, идеалогии нам нужны перемены в организации социальной жизни, в частности социально - структурные реформы. Российское общество аморфно, растет количество маргинальных групп, новая социальная структура только начинает складываться и, кажется, не лучшим образом. Эту проблему тоже следует решать. Ноделать это следует без поспешности, без шоковых методов, с широким обсуждением предлагаемых мер. Реформы должны быть достаточно обоснованными, аргументированными. Их неудача вновь можетдать пищу иррационализму. Не абсолютизация иррационального, не увлечение мистикой, а культ разума нужен обществу. Вместе с тем необходимо культивировать этизм и эстетизм.Не только истина, но также добро и красота важны в жизни. Искусство как важная часть культуры, в особенности народное, а не элитарное искусство, затрагивает самые глубокие струны души. Увлечение западным модерном и постмодерном ничего не прибавляет в человеческом сердце. Современная масскультура деградирует, отличаясь культом секса и насилия, дешевой развлекательностью. Разумно ли забывать корни отечественной культуры? Наплыву " культурных суррогатов" надо противопоставить нетлеющие сокровища нашей духовности.
В структуре духовности, где основой является разум, воля и чувства, первое место занимает разум, и мы ценим не слепую, а разумную волю, не изменные, а высокие чувства. Человек отдаляется от животного тем далее, чем больше развиты разум и чувства, его самосознание. Даже в удовлетворении его естественных потребностей важна социальная оранжировка.
Наши исторические неудачи мы сваливаем на разум, видимв них свидетельство бессилия разума, тогда как истинные причины неудач следует искать в нашей неразумности. Стать более разумными существами - актуальнейшая задача, требующая участия каждой личности, использования всех наших талантов. Коллективный разум, коллективные способности нужны потому, что число проблем и их острота значительно возросли. Необходимо широкое обсуждение наших проблем. При этом важны не только культура мышления, но и полнота, и качество информации.
Как известно, каждый доволен своим умом и не доволен другими. Недостаток самокритичности играет существенную роль не только в решении теоритических проблем, но и политических. Разумная политика - это то, что дается труднее всего, но это, может быть, важне всего. Разум нужен во всех сферах нашего бытия.
В заключении хочется обратить еще внимание на некоторые философские тонкости. Философы издавна различают рассудок, как уровень развития сознания, когда различаются противоположности, фиксируется противоречия, которые считаются неразрешимыми.
Разум определяется более высоким уровнем сознания, когда устанавливается единство и взаимопереход противоположностей и признается разрешимость противоречий. У Гегеля средством их разрешения является развитие духа, его успехи в самосознании. Разум здесь полагается диалектическим.
Такое различение рассудка и разума соответствует действительности, отражает этапы развития сознания. Но нельзя чрезмерно противопоставлять рассудок и разум, как это делает В.В. Семенов из Пущино (В.В. Семенов "Причины кризиса разумной деятельности человека. Концепия диалектического разума и мрак марксистского диамата. - Пущино, 1996). Он обьясняет рассудочность человека генами неандертальца, а разум связывает с генами кроманьонца. Для решения проблем он предлагает проводить отбор, установить контроль над агрессивными и жадными людьми, ввести законы, ограничивающие свободу рассудка, установить власть разумных людей и т.д.(С. 92-94). Удивляешься, чего здесь больше наивности, философской путаницы, новой евгеники или ... той же рассудочности, которую Семенов критикует. Есть в книге и другие ошибки. Уже на уровне рассудка люди способны разрешать противоречия нахождением компромиссов. Поднятие человека на уровне хомо сэпиенз облегчит поиски путей разрешения кризисов. Для этого необходимо хорошее образование и воспитание, духовное развитие людей и улучшение условий их жизни. Конечно же, это невозможно без совершенствования общества. Надо искать пути такого совершенствования, чтобы сделать общество более человечным. Для России сегодня это особенно важно.
|