Три года жизни журнала: итоги и перспективы,С.П.Иваненков |
С.П.Иваненков,доктор философских наукТри года жизни журнала: итоги и перспективыAequo animoУважаемые читатели, коллеги, друзья! Три года для истории и культуры - это, прямо скажем, небольшой срок, но для нас всех, работающих над каждым очередным номером, каждый номер как ребенок, которого вначале надо долго и упорно пестовать и лишь потом радоваться первым успехам своего любимого детища: сделал первый шаг, сказал первое слово и т.д. Этот номер журнала "Credo new" уже тринадцатый, а значит наши усилия и попытки взрастить нечто полезное на интеллектуальной ниве города Санкт-Петербурга и в России в целом не пустые хлопоты, а нужное для мыслящих людей занятие, реальная возможность для многих из нас быть услышанным и понятым в трудное для страны и культуры время. Удивительно, но когда обращаешь взгляд не только в будущее, но и в прошлое нашей страны и культуры обнаруживаешь до боли знакомые черты и характеристики нашего многострадального общества. Да не сочтут меня наши читатели человеком, которому нечего сказать по поводу нашего времени и ситуации, но иногда очень полезно показать, что мы не только пишем книжки и статьи, но и кое-что читаем. А из прочитанного извлекаем отшлифованные временем крупицы знания о нас, о стране, о нашей культуре и истории: "Наблюдая последние настроения нашей умственной жизни, нельзя не заметить, что вновь ожили и вошли в наш мыслительный обиход некоторые старые слова-лозунги, а следовательно, и вновь предстали общественному сознанию связанные с этими словами-лозунгами старые проблемы. Быть может, слова эти мы слышим порой в еще небывалых сочетаниях; быть может, эти проблемы рассматриваются в иной, чем в минувшие годы постановке: как бы то ни было, разве не архаизмом казались еще так недавно вопросы об отношении нашей европейской культуры к народной стихии, об отчуждении интеллигенции от народа, об обращении к народу за Богом или служении народу как некоему богу?"(1) Проницательный читатель, конечно же, узнал начальные строки из работы Вяч. Иванова "О русской идее", написанной в начале ХХ века. А звучит более чем актуально, особенно, если продолжить мысль автора: "Размышляя глубже, мы невольно придем к заключению, что какая-то огромная правда всегда виделась в зыблемых временем и мглою временных недоразумений контурах этих наших старых проблем и, как бы ни изменились в настоящую пору их очертания, не уйти нам от этой их правды. И кажется, что как встарь, так и ныне, становясь лицом к лицу, на каждом повороте наших исторических путей, с нашими исконными и как бы принципиально русскими вопросами о личности и обществе, о культуре и стихии, об интеллигенции и народе, мы решаем последовательно единый вопрос - о нашем национальном самоопределении, в муках рождаем окончательную форму нашей всенародной души, русскую идею".(2) Может прозвучит нескромно, но наш журнал уделял все эти годы и уделяет сегодня внимание вышеуказанным проблемам немало места, при этом мы всегда стремились помнить и сохранить и нашу позицию как самостоятельного журнала, так и совместить ее с плюрализмом точек зрения наших авторов на волнующие всех нас проблемы и вопросы.. Предыдущие годы мы издавали журнал, опираясь на собственные силы и глубокое убеждение в том, что наша деятельность носит осмысленный и конструктивный характер. Это было сложное время. А когда для русской культуры были иные времена? Оглянемся опять назад в нашу историю, через тридцать лет после взгляда на наши проблемы в1909 году, другой известный русский мыслитель Г.П.Федотов в работе "Письма о русской культуре"так обрисовал ситуацию : "Первой предпосылкой культуры является сам человек. Мы жадно вглядываемся в черты нового человека, созданного революцией, потому что именно он будет творцом русской культуры. Вглядываемся - и не узнаем его. Первое впечатление - необычайная резкость происшедшей перемены. Кажется, что перед нами совершенно новая нация. Спрашиваешь себя с волнением и даже мукой: полно, да русский ли это человек? Перебираешь одну за другой черты, которые мы привыкли связывать с русской душевностью, и не находишь их в новом человеке. И вместе с тем сколько новых качеств, которые мы привыкли видеть в чужих, далеких национальных типах. Что осталось от "Святой" и от "вольной" Руси, но также и от Обломова, от "мальчика без штанов" и от всех положительных и отрицательных воплощений русского национального лица? Мы привыкли думать, что русский человек добр. Во всяком случае, что он умеет жалеть. В русской мучительной, кенотической (кенозис - самоограничение, прим. Ред.) жалости мы видели основное различие нашего христианского типа от западной моральной установки. Кажется, жалость теперь совершенно вырвана из русской жизни и из русского сердца. Поколение, воспитанное революцией, с энергией и даже яростью борется за жизнь, вгрызается зубами не только в гранит науки, но и в горло своего конкурента-товарища. Дружным хором ругательств провожают в тюрьму. А то и в могилу поскользнувшихся, павших, готовы отправить на смерть товарища, чтобы занять его место. Жалость для них бранное слово, христианский пережиток. "Злость" - ценное качество, которое стараются в себе развивать:". (3). Думаю, достаточно исторических экскурсов и аналогий для того, чтобы понять одну простую мысль - культура развивается всегда вопреки тем исторически-конкретным условиям и ситуациям макро экономики, макро политики или процессам глобализации, как сейчас модно стало говорить, готовых унифицировать, подмять, сломать человека, личность и саму культуру. Что мы можем как журнал, как философы, как ученые всему этому противопоставить, на что надеяться? Не удержусь и приведу еще маленькую выдержку из этой же работы Г.П.Федотова: "Знаем, что кое-что сохранилось, что недаром пишет Пришвин, кто-то должен сочувственно читать его. Но не знаем, достаточно ли это сохранившееся, чтобы по-прежнему питать большую русскую литературу:". (4). На протяжении всего периода существования журнала мы, исходя из своих ценностно-мировоззренческих установок и профессиональных предпочтений, искали пути и способы осмысления процессов, происходящих в нашем обществе, в разных сферах его жизни. Мы стремились привлечь внимание нашей аудитории к таким проблемам, которые пока как находятся, так и не находятся в центре общественного внимания, но вызывают оправданный интерес у определенных групп профессионального сообщества. Насколько удачными были попытки, предпринятые во всех направлениях, - судить нашим читателям, настоящим и будущим. Насколько нам удалось найти сочувственное понимание и прочтение раздумий наших авторов, мы можем судить лишь по косвенным признакам, например, по количеству читателей журнала за год существования его в Интернете, где учет и контроль механически бесстрастный - на сегодняшний день это около сорока тысяч читателей. Но ведь не анекдоты же мы на страницах журнала рассказываем, а значит, есть еще та часть думающей прослойки в стране, для которой наши поиски истины небезразличны! Наша попытка отразить понимание нашего общества во всей его исторической противоречивости принимается читательской аудиторией. Прошедший 2004 год - это был год напряженной работы для российских философов, для философского сообщества Санкт-Петербурга. Подготовительная работа к Четвертому Российскому философскому конгрессу внесла коррективы во все наши профессиональные коммуникации, замыслы и планы, создала дополнительные стимулы для профессионального роста, придала новую динамику философской мысли в нашей стране. Это мы ощущаем у себя в журнале, и по количеству, и по качеству присылаемых материалов, и по их географии. Причем - это очень важно - не только в области философии, но также истории, политологии, социологии, педагогики, социальной психологии, экономической теории, юриспруденции. Мы и впредь приложим все усилия к тому, чтобы наш журнал оставался местом интересных, содержательных встреч и плодотворных дискуссий. Наш журнал опирается в своей деятельности на людей инициативных и поддерживающих инициативы. Созданное нами отделение философского общества на базе Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии успешно развивается, и если в 2002 год мы входили с численностью 18 человек, то в конце года нас было уже более 80, а на начало 2005 года более 150 человек. И это не просто формальный рост численности. За этими цифрами стоит реальная работа как умудренных опытом и знаниями профессионалов, так и молодежи, готовой вместе размышлять над актуальными проблемами современной эпохи. Так, одинаково заинтересованно и глубоко на заседаниях семинара РФО в последнее время обсуждались доклады кандидата исторических наук Л.А. Соломеиной "Проблема истории в русской религиозной философии", студента 4 курса факультета "Философии человека" РГПУ им. А.И. Герцена Макаровского Д.А., выступившего с докладом "Проблемы мифологического сознания: социологический аспект" и др. Всем нашим участникам заседаний теоретического семинара и докладчикам огромное спасибо за оптимизм и желание совместно найти "дорогу к храму". Для нас принципиально важно, что именно в совместной работе разных поколений ученых, философов, представителей искусства мы видим дальнейшую перспективу развития философии и общей культуры в России и в Санкт-Петербурге. Работа эта будет продолжена и в 2005 - юбилейном году. Этот год - год Великой Победы нашего народа над коричневой чумой, победы культуры и разума над мракобесием XX века. Все эти годы нас активно поддерживали различные административные и частные структуры, отдельные люди - мы выражаем им искреннюю благодарность. Особую благодарность хотелось бы выразить руководству Санкт-Петербургского филиала РТА за постоянную, всестороннюю помощь. Большую волонтерскую, общественную работу выполняли активные члены нашего общества - студенты разных вузов города - Иваненкова А., Макаровский Д., Назаров Р., Петрова О., Раимов О., Сабирова Г. и другие. Особая благодарность за разработку и постоянную поддержку нашего сайта Щвецу С. Всем им наша глубокая благодарность и надежда на то, что эта работа приносит им радость и пользу, а ряды таких друзей журнала и членов общества будут расти и дальше. Надеемся, что и в этом году у нас хватит сил и возможностей для того, чтобы предоставлять на суд наших уважаемых читателей новые идеи как "старых" так и "новых" авторов. Приумножится круг людей, желающих общими усилиями поддержать нашу работу на ниве философии и просвещения. Завершая свое краткое послание к читателям, приведу свободный перевод эпиграфа, помещенного в начале статьи: "Со спокойствием духа", невозмутимо мы продолжим свой путь.
Литература 1. Вяч. Иванова "О русской идее". В кн.: Русская идея М.: Республика, 1992 г., с.227 2. Там же, с. 228 3. Г.П.Федотов "Письма о русской культуре".В кн.: Русская идея М.: Республика, 1992 г., с381-382 4. Там же, с.395
Январь-февраль 2005г, |