CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 2005 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Критика и библиография,Е.А.Гусева
Критика и библиография,Е.А.Гусева

Критика и библиография

Рецензия на книгу В.А.Карпунина "Воля к бытию" (СПБ, 2004. Алетейя)

Эта посмертно изданная книга написана в жанре, редчайшем для философской литературы - жанре исповеди. Автор переплавил свою собственную жизнь, трудный и мучительный поиск самого себя в философское эссе (как он сам называет свое произведение).

С первых же страниц В.Карпунин четко и ясно обозначает позицию своей книги как некое внушение читателю своего принципиального экзистенциального выбора - пути к Богу, "уговаривание" слушателей и читателей, аппелирующее не столько к логике, сколько к онтологическим глубинам души…." (с.48). Но, вопреки этому утверждению, автор - философ и логик, путь своих размышлений обосновывает как реабилитацию онтологического аргумента доказательства бытия Бога.

Книга В.А.Карпунина написана очень ярко и образно. Единство замысла книги, логика рассуждений автора заставляет читателя следить за развитием сюжета. Интеллектуальный накал книги чрезвычайно высок, а мысли автора служат пищей для ума, пробуждают его.

Тот, кто не потерял вкуса к хорошему литературному языку, несомненно, попадет под обаяние рассуждений автора, его стиля. Стоит отметить также тонкий юмор, иронию и самоиронию автора, что очень украшает книгу и делает ее чтение не только полезным, но и приятным.

Культурный кругозор автора поразителен. Он демонстрирует блестящее знание и понимание не только философской, научной и художественной литературы, но и реалий современной культуры, а также свидетельств обыденного сознания, которые не столь часто становятся предметом философского дискурса. Создается впечатление, что В.Карпунин берет себе в союзники (и в оппоненты) всех или почти всех выдающихся творцов прошлого и настоящего.

Так, например в разделе 1.5 "Действительно ли наука "доказала" что душа не существует?" В.Карпунин, уверенный в существовании души, привлекает для убеждения читателя размышления психологов (А.Р.Лурия, Ф.Блума, А.Лейзерсона), биолога (Л.И.Корочкина), писателей (Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина), религиозного философа (В.Тростникова), а также приводит свой довод теоретического, как он сам его называет, характера. Философски интерпретируя теорему К.Геделя, он делает вывод о "невозможности построения искусственного кибернетического устройства, более или менее успешно моделирующего творческую деятельность нашего разума" (с.90), из чего с неизбежностью следует вывод о существовании души.

Большой интерес представляет анализ В.Карпуниным философских концепций, получивших достаточное освещение в учебниках по истории философии, монографиях и т.п. Анализируя хорошо известные историко-философские направления, автор, безусловно, использует аргументы известных философов в своих целях. Но в тоже время ему удается выявить в них совсем не очевидные смыслы и значения. Таковы, например, разделы: "И.Кант и онтологический аргумент", "Идеология "русского космизма", "Логический скелет" теодицеи Лейбница", изложение концепции Р.Коллингвуда и др.

Данное эссе можно причислить не только к философским событиям, но и высоко оценить его с литературной точки зрения. В нем есть интрига, при этом личное, даже интимное развитие сюжета пересекается с философскими рассуждениями.

В заключении автор говорит о том, что ни рациональное понимание себя, ни тем более высказывание словами истины о себе невозможно, так как "наша память творит мифы о нашем прошлом" (с.282) . Но в тоже время он утверждает, что "в каком-то смысле исповедь все-таки возможна" (с.284). Если понимание бессильно, то чужая и своя жизнь может быть прочувствована. Может быть страницы его книги, посвященные возможности истинного самоотчета - самые сильные и эмоциональные.

Конечно, ответы автора на вечные и "проклятые вопросы" могут вызвать несогласие с ними. Но очевидно, что размышления В.Карпунина вплотную подводят читателя к некоторым узловым проблемам духовной жизни человечества, побуждают к поиску собственного пути.

В заключении хотелось бы сделать небольшое личное отступление. Я хорошо знала автора в его студенческие годы, во время учебы в аспирантуре. Мы оба с небольшой разницей во времени защитили дипломы по кафедре логики. Нашими учителями были такие выдающиеся ученые как И.Н.Бродский, О.Ф.Серебрянников, Я.А.Слинин. И в дальнейшей жизни наши личные и профессиональные пути часто пересекались.

Оглядываясь назад, вспоминая наши разговоры, я с определенной долей уверенности могу утверждать, что идеи Валерия Андреевича в основном были сходны с идеями людей его образования, его культуры. Его мысли, как тогда мне казалось, находились в русле рационализма и сциентизма. Я не помню (хотя допускаю, что, может быть, память подводит меня), чтобы религиозные темы были значимыми сюжетами его рассуждений. Поэтому меня так поразила эта книга, ибо путь самопознания автора привел его к признанию ряда отнюдь не очевидных истин, в общем, не обусловленных видимыми для читателя внешними обстоятельствами жизни.

В своей книге Валерий Андреевич неоднократно говорит о том, что воззрения человека являются функцией его личностной структуры. Возможно, эта мысль и является разгадкой его судьбы. Ведь он был не только замечательным философом (хотя сам это отвергает), но и прекрасным художником (две репродукции представлены на обложке книги). Его картины - в большинстве своем городские пейзажи - космичны и экзистенциальны. Метафизический ужас бытия в них уравновешивается гармонией Космоса.

И мне кажется, что как художник он еще в молодости "предвидел" тот мировоззренческий переворот, который переживет впоследствии.

Е.А.Гусева

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку