CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1997 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Критика и библиография
Критика и библиография

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ 

Философия и методология науки. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под редакцией В.И.Купцова. Москва., Аспект Пресс, 1996, 551с.

           Философия и методология науки - сегодня, наверное, самые бурно и динамично развивающиеся области философского знания. Трудно назвать известного отечественного философа, который в последнее время или несколько ранее не уделил бы своего внимания этим проблемам. И это совершенно понятно, так как любой оригинальный мыслитель в самостоятельном исследовании так или иначе должен разобраться - и не только для себя - с фундаментальными гносеологическими проблемами.
           Имена В.И.Купцова, А.В.Кезина, М.А.Розова, Б.Г.Юдина, впрочем, как и других соавторов рецензируемой книги, широко известны философской общественности и связаны с углубленной разработкой современных актуальных проблем философии и методологии науки. Даже нет надобности перечислять здесь ни работы этих авторов, ни исследуемые ими проблемы. Но отметим, что в "большой науке" очень часто бывает так, что действительно крупные ученые, успешно решающие сложнейшие профессиональные проблемы, тем не менее, при попытке изложить в доступной и популярной форме достижения в своей отрасли знания, оказываются в очень неловкой ситуации. Поскольку сделать это так, чтобы при этом не пострадали ни глубина, ни ширина рассматриваемых проблем, весьма не просто. Не случайно во все времена авторам удачных учебных пособий, в том числе и по философии, меньшие братья по цеху отдавали дань уважения еще со времен студенческой скамьи. И это уважение с годами вовсе не уменьшалось, и даже увеличивалось. Для этого надо не просто хорошо или даже великолепно знать свой предмет, а важно это знание переплавить в умение доходчиво донести все это до ума и сердца подрастающей научной молодежи.
           В этой связи вспоминается один из последних учебников по философии -"Введение в философию" под редакцией И.Т.Фролова. Это, пожалуй, самая первая удачная попытка времен перестройки совместить высокий научный статус авторов с умело выстроенным дидактическим преподнесением материала. Хотя в том учебнике и не все равноценно, но речь сейчас идет не о нем. Этот пример приведен в связи с тем, что, как известно, для подготовки новых учебных пособий требуется немало времени, и думается, что ныне лимит его исчерпан. Но это новое время для нового поколения учебных пособий наступило с выходом в свет рецензируемой нами книги.
           Книга имеет четкую логическую структуру, включает в себя четыре раздела, которые, в свою очередь, разбиты на главы и параграфы. Это касается формальной стороны, но очень часто неудачно выбранная форма затрудняет восприятие содержания самой книги. В данном случае такого затруднения не возникает еще и потому, что в каждом параграфе очень строго и четко выделены главные смыслообразующие фрагменты - тезисы, выводы, положения и т.д. Что не менее важно с дидактической точки зрения. Нельзя не обратить внимания на то, что при чтении книги практически не возникает никаких посторонних помех, кроме необходимости перевернуть следующую страницу. Чтобы проследить увлекательный путь эволюции той или иной идеи, понятия или научного факта.
           Когда автору есть что сказать по существу проблемы, то ему не надо для этого занимать десятки страниц учебного пособия. Достаточно посмотреть содержание этого учебника, чтобы убедиться и поразиться тому факту, что самые сложные проблемы в нем изложены на 3 - 5, максимум (как исключение) - 10 страницах. И есть основание полагать, что это совершенно не случайно. По всему, это умышленно заданный стандарт, в котором угадывается главный научно-методический замысел научного редактора В.И.Купцова - сделать интересным и увлекательным повествованием изложение даже самых трудных для понимания философских и методологических проблем. И в данном случае он последователен в его реализации, что уже не раз было воплощено им в научно-методической литературе и предыдущих учебных пособиях, которые не залеживаются на полках магазинов. Эта учебно-методическая литература уже широко используется в стенах средних учебных заведений, а теперь пришел черед высших.
           По насыщенности самой последней информацией по расматриваемым проблемам данное пособие можно сравнить разве только с энциклопедией. Но оно выгодно отличается от последней тем, что, закрыв энциклопедию, впоследствии очень трудно вспомнить мудреные понятия и слова, использованные авторами энциклопедических статей. Здесь этого нет. Можно в любой момент закрыть учебник и по смыслу почти полностью воспроизвести прочитанный материал. Вот где возникает не только ощущение, но и понимание того, что же является для науки существенным, а что второстепенным. Это не только наше впечатление, но уже и мнение студентов и аспирантов, которым посчастливилось "достать" эту книгу.
           В наше время тираж в 1000 экземпляров выглядит внушительным. Однако в данном случае тираж в 8000 представляется каплей воды в пустыне. Нет ни малейших сомнений в том, что данное издание будет востребовано не одним поколением студентов и аспирантов, оно найдет своих читателей и через пять, и через десять лет. Необходимо добиваться его нового издания с гораздо большим тиражом, если мы хотим чтобы молодые ученые владели методологическим инструментарием науки по последнему слову науки и культуры.
           Иными словами, это учебное пособие должно стать определенным образцом, нормой для целого поколения учебников по различным отраслям философского знания. Это сделает возможным существенное повышение эффективности использования лекционного и семинарского времени, облегчит самостоятельную работу студентов. И все это, вместе взятое, скажется в конечном итоге на качестве специалиста с высшим образованием, который сегодня, как никогда раннее, реально должен быть на уровне "мировых стандартов".
           

Иваненков С.П.,
Кусжанова А.Ж