CREDO NEW теоретический журнал

Поиск по сайту

Главная arrow Подшивка arrow 1997 arrow Теоретический журнал "Credo" arrow Проблемы регионального образования
Проблемы регионального образования

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(материалы круглого стола)

           В рамках Всероссийской конференции " Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды" состоялось заседание круглого стола "Проблемы образования", организованного Оренбургским Институтом усовершенствования учителей и Оренбургским региональным отделением философского общества Российской федерации.
           В его работе приняли участие Купцов В.И., д.ф.н., академик РАО; Калина И.И. начальник ГУО; Демченко Л.М., к.ф.н.; Соколова Л.Б., к.пед.н.; Багряков И.Ф., учитель; Сенькина Т.В., учитель; Сафронов И.П. , к.ф.н.; Сафронова М.Н. сотрудник ИУУ; Кузьмина Т.Ю. учитель; Иваненков С.П., к.ф.н.; Алиджанов Э.К., к. ф.-м.н.; Кузнецов В.В., к.пед.н.; Смирнова Н.В. к.ф.н.; Гордеева Н.А., учитель; Кусжанова А.Ж., д.ф.н.; Солодкая М.С., к. ф.-м.н.; Абдрашитов Р.Т., д.т.н.; Карташов Л.П., д.т.н.; Русанов А.М., д.биол.н.; Степанова Н.И., учитель; Рогова Т.Н., учитель; Литовченко Н.Г., учитель.

           Купцов В.И. Центр тяжести нашего обсуждения должен быть, конечно, в рассмотрении проблем регионального образования: тех проблем, которые вы реально здесь переживаете. Но, очевидно и то, что эти проблемы невозможно рассматривать адекватно без акцентов, которые делаются сейчас в системе образования России, и даже анализа тех вопросов, которые сейчас стоят в повестке дня мировой системы образования. Что сейчас в мире, в целом, делается?
           Ни одна страна сегодня не довольна системой образования. Везде происходит критика образования. Недовольны всеми аспектами: колоссально остро стоит проблема с содержанием образования. Методики оказываются сегодня под большим вопросом. Это одна из острых проблем ее надо обязательно обсудить. Непростая ситуация. Везде не хватает методического обеспечения.
           Во всем мире происходит колоссальная перестройка О. Тетчер, например, когда ушла с поста премьера (я думаю, что Тэтчер - это самый интересный политик за последнее время) считала самой своей большой заслугой как раз перестройку системы образования, где она начала вводить стандарты. Кстати, одна из острейших проблем стандарты образования. Это связано с содержанием образования, с качеством, как сочетать стандарты с многообразием их реализации, с учетом вообще специфики образования и т.д., то есть центральных проблем. Вы видите, многие проблемы, которые в мире обсуждаются, также и наши проблемы.
           Но одна из глубинных и самых интересных, на которую обязательно надо обратить внимание, это проблема непрерывного образования. Идеология непрерывного образования имеет свой смысл, и важно понимать этот смысл. ХХ век - век образования, и ХХ век сделал больше в образовании, чем за всю человеческую историю. Ситуация, вместе с тем, такая (в отношении смысла того, что делается в образовании). Впервые осознается совершенно новый статус образования в обществе. Непрерывное образование - это не просто образование на протяжении всей жизни, образование, которое должно начинаться еще до рождения ребенка.
           Так вот сейчас огромные средства выделяются на построение таких систем: самообразование, образование на дистанции, образование через Интернет. И это колоссальные стратегии, огромные стратегии. Промахнись мы здесь - очень опасно, отстанем колоссально. А возможность промахнуться есть. Мы же в конституции записали, что нам, оказывается, и не нужно образования большого, нам и этой 9-летки достаточно. Что сделали? Все образование надо уместить теперь в девять лет, потому что даже если один человек хочет уйти из школы, он должен получить полное образование в девятилетке. Значит, все программы надо уместить и замкнуть на девятилетке. До сих пор не поняли, что нам делать с 10 - 11 классниками. Никак не могут разобраться в этом вопросе.
           Но сегодня, к счастью, Указ президента скорректировал ситуацию, и сейчас желающие учиться в 11 классе имеют такую возможность. Но это только желающие! А раньше было обязательно, поэтому, естественно, все программы надо было пересматривать. А теперь обсуждается вопрос о введении двенадцатилетки, а не девятилетки, обязательного обучения. И это правильно, т.к. все развитые страны имеют двенадцатилетку. Но опять будут перестройки, опять огромные ресурсы. Поэтому нужна большая стратегия.
           И я хочу обратить внимание на то, что наша страна сейчас - очень слабое государство, к сожалению. Кроме того, регионы приобретают самостоятельность. Это везде так. В США на образование тратится 350 млрд. долларов. Это огромная сумма. Вы знаете, какие федеральные расходы? Федеральные расходы всего около 30 млрд., а остальное - все местные расходы. Поэтому там регион сам определяет, что ему и как делать. Конечно, я не призываю, чтобы не считаться с федеральными программами; считаться с ними нужно, учитывать их, но надо иметь большую самостоятельность. Фактически, надо иметь абсолютную самостоятельность. Нам надо учитывать, что предлагает регион, идти в ногу с ним, но не слушать навязывания. Поэтому даже связывание своих программ с программами других регионов должно быть не обязательно в том стиле, который предлагает государство. Т.е. и здесь надо думать о том, чтобы в полном объеме представлять себе реальное содержание образования, реальную политику. В полном объеме, а не отдавать определенную часть этой политики, глобальную политику, федеральным органам. Все продумывается вместе.
           Раньше мы все время ждали, что скажет центр, а почему мы не можем в регионе развить определенную программу, потенциал, который внесет вклад в федеральную систему образования, в видение федеральными органами этих вопросов? И еще один классический вопрос, центральный в области образования на сегодня. Мы потеряли идеологию образования. Была коммунистическая идеология в основе образования, были задачи, целостное мировоззрение в пределах образования. Потом потеряли идеологию патриотизма, гражданственность - все потеряли реально. И в этом хаосе продолжаем находиться: так, например, рекомендуется сегодня книга, где сказано, что в христианстве все понятно, а наука несостоятельна в понимании мира. Эта книга рекомендуется высшими инстанциями, академиями.
           Мы " плывем" во всем, и надо обязательно выдвигать свою позицию, нельзя смотреть в рот всем этим инстанциям. С ними надо сотрудничать, но по всем вопросам иметь и свою позицию. Ситуация складывается следующая: в конституции написано, что нам не нужна никакая идеология, но совсем недавно Б.Н.Ельцин, совершенно точно заявил, что нужна идеология, а где она прежде всего, нужна? Кто транслирует эту идеологию? Конечно, образование. Должно быть телевидение государственное, государственные средства массовой информации вообще, и, конечно система образования. Где заложена она вообще в реальных учебниках, материалах, учебных пособиях. И сейчас идут ее лихорадочные поиски. Кто - то осознал, что нужна, а какая она, как можно представить, что нам нужно, если мы даже контура ее не знаем? Поэтому ее лихорадочно ищут: на телевидении, по радио.
           Калина И.И. Достаточно тяжело обсуждать эти вопросы после двухдневного столкновения с отдельными результатами муниципализации образования на примере города Орска. Поэтому я, может, несколько осторожнее отношусь к идее, что в стране сейчас очень слабое государство и регионы должны быть самостоятельны. Меня это смущало всегда и смущает на сегодняшний день. Я всегда был сторонником того, что материальные, технические вопросы естественно должны решаться теми людьми, которые живут в том районе, который обслуживает данная система образования, но всегда был уверен в том, что чем ниже уровень определения политики, тем меньше шансов, что определять эту политику будут люди достаточно компетентные. Более того, я сегодня все чаще прихожу к выводу, что все, даже региональные, законы, законы РФ, к сожалению, отражают не особенности региона, а уровень тех людей, которые их разрабатывают.
           Политика должна определяться регионом, а дальше, как цепная реакция, каждая школа становится самостоятельной. Это и есть начало развала того, что называется единым государством. Я не отношусь к идее государства как чему-то обязательному, но я всегда считал, что чем больше государство, тем больше шансов, что найдутся умные люди, которые выскажут все больше и больше идей, которыми мы сможем воспользоваться. Поэтому я всегда с удовольствием читаю книги, которые пишет москвич Купцов и с огромным уважением, и я не хочу, чтобы после сегодняшнего нашего обсуждения звучало: "Хватит смотреть в рот Москве". Москва - это мы. Мы туда делегировали лучших своих представителей, надеемся лучших. И мы этим гордимся. И мы не считаем, что это мы какому-то чужому смотрим в рот. Это мы слушаем лучших своих представителей - это тоже мы. Алиджанов Э.К. По-моему, чтобы взять на себя роль лидера, регионы на сегодня недостаточно подготовлены в плане научно-методического обеспечения. Ведь идея разработки, внедрения и возможности того, чтобы просмотреть перспективу развития региона на несколько лет требует сильной интеллектуальной поддержки. И очень часто на местах ее не достаточно. Здесь надо брать столько автономии, сколько регион может взять, поднять. Если будет перебор, то, естественно, провал и отрицательные результаты.
           Смирнова Н.В. В китайском языка слово "кризис" обозначено двумя иероглифами: опасность и возможность. И та проблема, о которой я хочу рассказать, относится ко второй части, тем возможностям, которые сегодня нужно видеть и опасно упустить. Эта проблема компетентности педагогов и руководителей системы образования, на мой взгляд, причину имеет, в том числе и в отсутствии федеральной политики в образовании. Путь решения этой проблемы целиком сосредоточен в региональном пространстве.
           Я поддерживаю высказанную мысль о том, что нам надо решать проблемы, которые находятся в нашей компетенции, а не пытаться найти ответы на вопросы, которые нам недоступны. Решение этих проблем должно начаться с того, что педагогическое сообщество смотрит на себя в зеркало. Компетентность во главе всего. Что такое компетентность? На мой взгляд, это способность и готовность решать проблемы, возникающие в различных ситуациях и делать это на должном уровне. В проблемах региона я бы выделила две линии проблем. Первая проблема - это проблема реального взаимодействия уровней образования, начиная с дошкольного, школьного, дополнительного, общего начального, профессионального, вузовского, послевузовского. Послевузовское образование необходимо так же контролировать, и человек должен в течение 30-ти лет 5-6 раз подтверждать свою квалификацию.
           Солодкая М.С. Я хотела связать свою работу здесь, за круглым столом, с кругом проблем, связанных именно с управлением образования, поскольку основная наша задача, как вы помните, это регионализация. Что такое регионализация - это по сути дела деконцентрация. К ней надо относиться так, как вот здесь часто звучит: "Нам разрешили, нам разрешили". Да не разрешили нам: по-другому не могли - это объективно. Нет уже того, концентрированного ресурса у государства, нет. Поэтому не разрешили, а пока просто сказали: "Берите, мы не можем, берите вы". Но мы - то тоже не берем. Мы сидим и говорим: "Да, нам разрешили, разрешили, а что делать, а куда делать, а кто будет делать, а ресурсов - то у нас нет, мы бедные, а богатые не ходят к нам". И понимаете, это все, что связано с децентрализацией. Да, там есть круг вопросов, она подразумевает определенную обеспеченность ресурсами безусловно, искать надо. Она подразумевает определенную автономность. А что такое автономность? Да грубо говоря, это некая замкнутая жизненная цель. Т.е. на уровне образования - что у нас должно быть. У нас должна быть некая система образования, которая сама себе, ну в определенных рамках, достаточна. Никто не говорит о том, что раз закрылись в Оренбурге и никуда, не дай Бог в Москву поехать, - зачем нам это. Нет. Но в определенном смысле она самодостаточна.
           Абдрашитов Р.Т. Я как раз хотел И.И.Калине возразить, по поводу того, что регионализация есть следствие слабости государства. Не надо это воспринимать как слабость государства. Вопрос идет о том, что как правильно организовать управление, ведь никто проблемами организацией образования как наукой не занимался. Существуют вопросы и решения этих всех вопросов. Наряду с региональной образовательной концепцией должна быть общая государственная концепция, преследующая общественные цели. О целях сказать очень сложно, но основная цель - это вызвать у обучающегося желание приспособиться к самостоятельной трудовой деятельности, по-моему, уже видна.
           Русанов А.М. Проблему образования необходимо рассматривать как одну из глобальных сфер социальной политики. Год назад вышли два закона об образовании, которые дали права регионам. Первым шагом со стороны регионов должно быть формирование законодательной власти на региональном уровне. Тогда появится некий стимул и для школы, и для учителей, и для образования. Об идеологизации образования думаю: нельзя говорить, что она полностью отсутствует. Есть какие-то осколки идеологизации, на которых написаны идеи капитализма - это обогащение и тому подобное. Сейчас практически нет связи между образованием и богатством. Люди и без образования имеют возможность заработать большие деньги.
           Сафронов И.Г. Я бы хотел сразу возразить по поводу тезиса, о котором говорил В.И.Купцов, о том, что нет идеологии. Я с этим не согласен. По-моему, идеология не формируется политиками однозначно, она диктуется жизнью. Понятно, что это идеология всеобщего обогащения, идеология вседозволенности. Но ничего удивительного нет в том, если на следующем этапе будет идеология законности и порядка. Я, готовясь к этому круглому столу, просматривал литературу и наткнулся на книгу "Мысли великих мудрецов". Эта книга дает ответ на вопрос о ситуации, в которой находится наше образование. Это было сказано 26 столетий тому назад: " Когда утрачивается великий путь, то появляется человечность и долг. Возникает прозорливость ума и великое коварство. Когда шесть родичей не могут договориться, появляется сыновья почтительность. Когда смута в государстве, появляются верноподданные". Это даже не надо анализировать. Великий путь утрачен. Плохо это или хорощо - факт на лицо: он утрачен. Возвращение к каким-либо старым переживаниям, к Русской Идее в любом случае проблемы не решит. Надо просто осознать, смириться с тем, что он утрачен. И посмотреть, что можно сделать. Понять долг, понять человечность. То, что мы обсуждаем. Как это применить, как это перевести на язык той проблематики, которая нас окружает? Понятие сыновьей почтительности. Шесть родичей не могут договориться. За этим скрывается тот комок национальных проблем, в которые мы тоже вовлечены. Здесь проблема и патриотизма. Мы должны понимать, что гражданственность - это очень многое. Это то белое пятно в пространстве системы образования.
           Багряков И.Ф. Во-первых, пора бы иметь свою идеологию. Далее, хочу перейти к стандартам. Они сводятся к авторским умозаключениям, порой на любительском уровне. Региональные стандарты хорошо, но, думается, что все - таки лучше государственные, несмотря на обычность программ. Должен быть костяк, история всегда была историей, ее нечего придумывать, факты нужно брать основные. Вот сейчас мы составляем таблицу с учениками для поступления в ВУЗы, беру старые учебники: Пифагор ведь остался Пифагором... А в связи с этими стандартами даны тексты как контрольные, посмотрите, почитайте: ХIХ век - на какое содержание нас ориентируют рыночники - там есть такое: дай Бог, слава Богу мы вышли в рынок с образованием. Какой, по - вашему, помадой красили губы мещанки, учителя ХIХ в - собственно российской, французкой или вообще никакой? Это учащиеся должны знать. Какие карты знали русские купцы? Тоже все знают. Когда закрывали банки спрашивали, сколько разорилось населения. Но в послеперестроечный период нет вопросов, а сколько у нас вкладчиков были в СССР,и сколько их разорилось. И какая сумма вкладчиков была в царское время и какая сегодня. Что тут сравнивать? Надо учиться мыслить, рассуждать логично. Если говорить об образовании настоящем, я думаю, в первую очередь надо говорить об этом. Иначе это все пустое дело, иначе мы уходим в сторону, и все работаем на Мавроди. А обвиняем его одного, а надо бы обвинить в первую очередь нас. Я думаю, главная проблема в образовании для нас - это проблема воспитать избирателя. Отсюда идея как духовный стержень. Борис Николаевич, сразу, как его выбрали, выступил и заявил, что нам надо искать общую идею. Академикам, в том числе и зарубежным, подать на тарелочке президенту эту самую идею, которую сегодня ищи днем с огнем. А идея эта проста, мы к ней придем, идея - серпа и молота. Если мы ее на вооружение не возьмем, мы просто перемрем.
           Гордеева Н.А. Меня лично волнует логика в образовании. Очень часто логика в образовании отсутствует. Отсюда проблема избирателей, педагогов вообще. Мы не можем, не знаем, часто не видим "как"? Вот это основная проблема. Зачастую мы не можем мыслить логически сами и не можем научить логике своих детей.
           Сенькина Т. В. Вот мы говорим о проблемах образования, регионального образования, а я работаю в школе, и вся проблема в учениках. Хочет он получить это образование или нет. А он сейчас его не хочет получать. Почему? Действительно, виноват не Мавроди, а мы. Наша действительность так воспитывает сейчас наших учеников, что они отвечают очень просто: "Зачем мне это учить, если я могу это купить?" Вот что странно. И следующая проблема мне видится в том, что непрерывное образование когда - то у нас было, но сейчас его нет, т.к. тех знаний, которые ученик получает в школе, не достаточно для поступления в ВУЗ. И когда они берут программу для поступления в ВУЗ, они видят, что тот стандарт, который мы даем в школе, не совпадает с ВУЗовским образованием. И ученику приходится много времени затрачивать на то, чтобы подготовиться. Само поступление в ВУЗ тоже желает оставаться лучше, т.к. тестирование - это игра "Угадал - не угадал". Некоторые ребята имеют хорошую интуицию и угадывают, а потом приходят в школу и хвалятся, что не знали, но сумели правильно нажать кнопку. Главная задача заключается в том, что наше подрастающее поколение просто не заинтересовано в обучении. Но от нас это не зависит. Нет средств, чтобы заинтересовать ученика, мы ничего не можем сделать; мы можем посидеть, поговорить и все. А у кого есть средства к нам не пришли. Их это не интересует. И пока они делят собственность, об образовании нельзя говорить, т.к. этим заниматься никто не будет. Что касается регионального образования, я думаю, что каждый ребенок свою программу должен нацелить на те профессии, то образование, которое требуется данному региону.
           Кусжанова А.Ж. Я считаю, что одна из важных проблем образования - отсутствие культуры образования в целом. Изначально принимая высказывания, что образование - сфера культуры, сфера трансляции культуры, мы обнаруживаем в этой сфере деятельности чрезвычайное бескультурие, вопиющее бескультурие, которое наблюдается абсолютно на всех уровнях деятельности, формирования субъекта деятельности, и это проявляется во всех моментах этой деятельности. То есть возьмем ли мы какую - то оснащенность системы образования. Это просто караул. Причем оснащенность даже не просто в содержании образовательных программ, но целей образования. У нас очень мало задается вопросов, что такое образование, зачем оно нужно. Из - за этого у нас плывет и содержание образования, цели управленцев. У нас очень мало задаются вопросом о том, что такое образовательные технологии? Очень мало. А поскольку всякая технология предполагает науку и оснащенность, у нас совершенно уплывает ценность науки. Здесь прозвучала мысль о том, что все регионы берут все в свои руки. Я тоже все более наблюдаю эти процессы. И я прекрасно понимаю, Москва нас уже не спасет. Но с другой стороны, я разделяю опасение в том, что провинциальность не позволит реализовать в полной мере надежды на региональное решение этих проблем. Хотя здесь мне опять представляется, что этот скептицизм в большой степени продиктован позицией решения этих проблем. Хотя здесь, мне представляться, что скептицизм продиктован еще позицией "нет пророков в своем отечестве". В свое время я написала докторскую диссертацию по проблемам образования, я год назад ее защитила. Если я три года ездила к Владимиру Ивановичу в Москву, рассказывала, чем занимаюсь и спрашивала: "Владимир Иванович, вам интересно эти вопросы обсуждать?" Ему, оказывается, - интересно. Было несколько центров в Москве, которые просили меня организовать постоянно действующие семинары, приглашали выступить, настаивали на том, что надо выступить, например, в прошлом году по проблемам образования в институте Академии Наук. Шла конференция, и три крупнейших ученых, которые выступали у меня на защите диссертации, настоятельно рекомендовали мне там выступить и говорили, что это полезно, большинству ваше выступление нужно. Год я сижу в Оренбурге и абсолютно невостребованная. Ни профессионализм, ни профессиональная поддержка, о которой здесь говорили, ни компетенция - ничего. И поэтому здесь я все-таки думаю, что определенный потенциал в регионах есть. И здесь опять какие-то проблемы культуры: как искать этот потенциал, как его использовать и как организовать добрую волю на то, чтобы хотеть решать эти проблемы.
           Калина И.И. Мне показалось, что мы произносим часто учительскую фразу: "Они меня не хотят слушать". При этом острие фразы направленно на они: а не на слово я. Вот это, мне кажется, одна из основных бед, проблем образования. И пока мы будем делать акцент на слово меня, мы будем жаловаться на все: на жизнь, на общество. Хотя жалобы справедливы, но бесполезны, пока они не развернутся острием в другую сторону. Меня заинтересовала фраза, что нельзя уменьшать количество часов на математику. Я учитель математики и, к сожалению, понимаю, что даже увеличив количество часов на математику, мы все равно выхолостили математику, заменив ее чисто механическим подставление данных под какие - то формулы. Кто знает курс математики, знает, что главное - формирование способов и методов решения, которые закладывались в математике в первую очередь. Схема, анализ, построение, доказательство, исследование - и есть нормальная логика любого мыслительного процесса. Сегодня вместе с этим ушло очень многое, смысл изучаемых математических формул ушел куда-то в сторону, а осталось, подчеркиваю, чисто механическое подставление цифр в формулы. Если мы сегодня так уважаемых нами десятиклассников, которые уже даже дифференциальное исчисление изучили, спросим смысл производной, мы этого не услышим. А вот найти что - нибудь по формуле - проблем нет. Я думаю, что нам надо не возмущаться внешним миром, а смотреть на себя и думать, почему мы такие хорошие и замечательные не нравимся.
           Соколова Л.Б. Я хотела бы поддержать точку зрения Калины И.И. он сказал, что все проблемы от себя. И надо в себе искать корень зла. Я бы хотела отнестись к проблеме гуманитаризации. Жизнь поставила перед нами вопросы: кто мы такие? Что это за эпоха? Что это за время? Можно и выбрать время? Именно гуманитарные вопросы должны ответить на эти вопросы. Но я считаю, что гуманитаризация у нас погла не по тому пути. У нас предметы не получили достаточного обоснования, поскольку они не соотнесены сегодня с подлинной предметной деятельностью. Мы пошли на увеличение предметов гуманитарного цикла, довели их число до 8 предметов, ввели эстетику, этику. Но, как отмечается в литературе сегодня, они выделяются по объекту изучения до сих пор. Но следует различить предмет и функции Любое знание, доводы человека - результат познания, ясно, что он служит человеку. Эти функции присущи научному знанию. И в этом случае оно тоже человековедческое, но отличие этого знания от гуманитарного в том, что оно объясняет мир природы и его отношение к человеку. Гуманитарное же объясняет именно человека и его отношение к миру. И если это взять за исходную позицию в организации гуманитарного образования... Сегодня педагоги остались в самом трудном положении. Размыты идеалы прежние, прежние цели. Разрабатывается новая парадигма личностно - ориентировочного образования. Но все это еще далеко до осознания практикой, и поэтому, отказавшись от традиционной классической парадигмы образования, того содержания, которое было обязательным для всех сегодня, хотя и разработаны стандарты образования, но еще недостаточно усвоены, дается свобода учителю в выборе дополнительных стандартов, стимулирующего, развивающего компонента; в сегодняшней школе наблюдается такое, что каждый творит по - своему. Получилось некоторое смещение. Смещение в том, что такую воспроизводящую функцию образования используют для размывания вообще содержания образования. В этом вопросе очень много трудностей и сейчас они мало изучаются и анализируются, в практике дают отрицательный результат. Студенты, например, нам говорят: "Надо "расстрелять" всех старых учителей, чтобы нам дали свободно работать". Давать надо то, что считаете нужным в образовании, содержании образования. Получилось опять тоже самое: мы учимся на прежней ближнем зарубежье, на той литературе, которую мы им давали; все сосредоточилось в содержании образования. Остались только те поэты и писатели, на которых мы воспитывались, мы изучали. Получится та же до- рога, только в другой конец. Никакой альтернативы, никакой способности рассуждать ребенку, понимать что - то, самому выбирать - вот это и есть отсутствие.
           Демченко Л.М. Я хочу подчеркнуть, что свобода овладения духовностью, дала нам возможность найти то, что мы ищем, она позволяет нам иначе строить преподавание, реализовать то, что зависит именно от нас. Я считаю, что решение проблем зависит от нашей активности и нашего профессионализма. Т.е. мы должны по - новому осознать ту науку, которую мы преподаем, и что нам дает свобода в этой области. Я хотела бы перейти к таким конкретным проблемам, как проблема методики, тестирования, преподавания и проблемы организующей связи методики в преподавании каждой науки. Если законы разума открыты, то это не значит, что каждый человек освоил их. Та проблема, которая поставлена классической философией и культурой, образованием не решена. Это как раз и непрерывность образования, т.к. жизнь человека коротка, и овладеть собственной наукой так, как это достойно ее собственного содержания, упирается в границы человеческой жизни. Но к этому мы должны стремиться. Я считаю, что главная задача педагога, это представить науку как систему зарождения знания. Необходимо знать способ знания, и тогда освоение мышления как творчества и станет и образом жизни и способом жизни и будут приносить наслаждение творчества, и тогда оно станет непрерывным.
           Кузьмина Т.Ю. Какие бы идеи не выдвигали академики, ученые, президент, все равно рядом с учеником, всегда стоит учитель. И насколько грамотно, качественно будет сделано то, что прежде всего зависит от учителя. И поэтому острейше стоит вопрос об отношении учителя, кем себя учитель чувствует в школе. В свете последних событий последнего года: материальные трудности, невыдача заработной платы, отношение к реакции учителя на невыдачу зарплаты, - у меня такое ощущение, что нас порой считают обыкновенным, бессловесным быдлом. Пока мы не будем себя чувствовать людьми, ничего у нас получаться не будет. А я должна сказать, что желание поехать куда - то за свой счет, за недавно, наконец, выданную зарплату, во всем городе (имеется ввиду г.Ульяновск - ред.) появилось у меня одной. Я хочу все это слышать, знать, понимать и т.д. И это все потому, что у нас не позволено поднимать свою голову, повышать голос. Стандарты - вещь очень хорошая. Правильно сделала Тэтчер, что ввела "елку", на которую надо дополнительно вешать игрушки. Стандарты должны быть, должно быть единое образовательное пространство, я с этим не спорю, но дело в том, что я работаю в самой обычной школе, и контингент у нас самый обыкновенный. И если есть у меня дети, которые выходят за пределы стандарта, то есть минимум 40% тех, которых до стандарта я не доведу при всем моем усилии. У нас урок сорок минут, у меня три часа в неделю в восьмых, девятых классах и у меня ничего не получается. И если ученики захотят заниматься сверх учебного плана, у меня нет никаких условий, чтобы заниматься с ними дополнительно, у меня нет сил, т.к. дополнительная работа со слабыми учениками не оплачивается, во время урока мы не укладываемся. Поэтому вопрос стоит о том, чтобы оплачивать дополнительные уроки. Одного энтузиазма не хватает.
           Смирнова Н.В. Да, проблема компетентности учителя в регионе стоит очень остро, мы проводим мониторинги регулярные. А сейчас три момента, где идет западание этого профессионализма педагогов. I - с большим трудом учитель, сегодня, в состоянии сформулировать цели своей педагогической деятельности. Он обучает биологии для чего? С чем связано такое западание. Это очень серьезное затруднение, которое мы прослеживаем как тенденцию. II - поскольку цели не ясны, значит спроектировать результат своей деятельности, а это достижения ученика, тем более сложно. И западает знание диагностик достижений ученика. Я знаю, к чему я в итоге хочу довести ученика, я понимаю, что в итоге я должен получить в качестве результата и я не знаю, как это проверить. III - между I и II. Меняется содержание образования. Что меняется на уровне знания тем введенных? Учитель в курсе. В том числе и стандартов. Но почему происходит это изменение? С чем это связано? Учитель понимает с большим трудом. Вот этот интегративный результат отсутствия политики, стратегической на федеральном уровне и это тот момент, который дает нам нежелательное, низкое качество на региональном уровне, и это то звено, не взявшись за которое, мы не решим ни проблемы избирателя, ни проблемы гуманизированного патриота, гражданина и вообще образованного человека.
           Солодкая М.С. В связи с этим встает вопрос, связанный проблемой ответственности. Т.е. если вы проявляете определенную активность, то это подразумевает определенную ответственность. Как она согласуется, если, во - первых, активность некоторых субъектов образования на региональном, на муниципальном уровне, во-вторых, в чем она выражается. И какова ответственность вот этих активных субъектов, если они имеются. Вот эти вопросы хотелось - бы затронуть. Далее, взаимодействие основных и дополнительных форм образования, это в рамках того же, можно сказать, непрерывного образования. Сейчас у нас основное образование само по себе, дополнительно само по себе. И как там есть слабые и сильные стороны, так и тут. Но взаимодействие здесь, мне кажется, у нас все-таки недостаточное, хотя бы по тому, что сегодня у нас нет представителей именно дополнительного образования. Дальше проблемы стандарта. Безусловно - это проблема. И здесь мне бы хотелось свой такой тезис сказать, что пока стандарты есть только в одном - они касаются перечня тем, ну, по крайней мере, у высшего образования, с которыми я знакома. Перечень тем, которые в рамках конкретной дисциплины должны быть затронуты. Больше ни на что стандартов, как таковых, нет, даже если что-то и называется стандартом. Просто функции стандартов то, что имеется, они не выполняют. Еще одна проблема - проблема взаимодействия уровней образования в рамках непрерывного образования. Здесь уже частично затрагивалась рядом ораторов тема о том, что из школы трудно поступить в институт, и вот система тестирования, и вот они угадывают. Т.е. это вообще - то детали, но проблема как была, она и раньше была такой, скажем, разрыва между уровнем среднего и высшего образования. Она сейчас, кстати, другая, частично она изменилась, о ней тоже надо говорить. Здесь не все гладко, и скажем, система тестирования имеет и слабые и сильные стороны. Но, там надо говорить профессионально.
           Карташов Л.П. Сегодня наукой занимаются только энтузиасты и фанатики. Я очень рад, что этих энтузиастов в нашей области в достаточном количестве, и, я думаю, что это не последняя наша конференция по образованию. И небольшое предложение, оно вот чем объясняется, - нынешняя конференция - третья конференция по образованию в нашем Оренбуржье. Организатором первой конференции был ОГУ, вторую конференцию организовал ОГПУ, третью конференцию взял на себя обязанности организовать ИУУ. Мое пожелание: чтобы в следующей конференции участвовали ВУЗы всего Оренбуржья. К сожалению, в предыдущих конференциях не участвовали ни ОГАУ ни Медакадемия, а это старейшие наши ВУЗы. Что касается нашего сегодняшнего круглого стола, то все существующие проблемы не возможно решить за 1-2 дня, и даже за месяц. Но я представлю три важнейших, на мой взгляд аспекта. Первый аспект заключается в том, что нельзя рассматривать проблемы образования в отрыве от занятости и от труда - это все три неразрывные составляющие. Второй аспект - это воспитание. Русские философы громадное количество времени и труда уделяют воспитанию. И мне кажется, что вот те вопросы, которые сегодня стоят об идеологии, о культуре, они должны в конечном итоге выходить на воспитательные процессы. И проблеме воспитания надо уделять очень серьезное значение. И третий аспект, который тоже проходит красной нитью через все проблемы образования - это проблема, связанная с образованием детей, выходящих из неблагополучных семей. Сегодня в начальной и средней школе к группе риска относятся от 1/3 до 1/2 учащихся. Их доля растет в связи с ростом и без того, высокой рождаемости среди малоимущих слоев населения. Значительное число таких учащихся не завершает среднего образования, а окончившие среднюю школу демонстрируют низкие результаты, зачастую соответствующие уровню учащихся на 3-4 класса младше. В связи с этим, на первое место выступает существенная перестройка школы именно с этих позиций.
           Кусжанова А.Ж. Я хочу вернуться к теме, которая была обозначена как снижение культуры и общеобразовательной деятельности. Система образования должна заявить о себе и заставить посмотреть на себя с уважением. Для того, чтобы решить проблемы образования, должны быть выработаны какие-то общие критерии, которые должны закладываться в определенные нормативы, может быть даже законодательные нормативы. Далее разрабатывается система стимулов и система контроля, чтобы эти нормы соблюдались. На мой взгляд, призыв "взглянуть на себя" - отход от решения проблем приведение всей системы образования к некоему общему знаменателю. Т.е. здесь вопрос критерия, ресурсов, тех схемах действия по приведению системы образования в нормальную ситуацию. Еще один момент. Я не думаю, что логика является панацеей от всех бед, и если мы снабдим логикой все образование, то каких-то крупных изменений не произойдет. И ждать от логики чего-то сверх естественного просто недальновидно. Все, о чем мы здесь говорили, связано с недостаточностью ценностей. Либо мы говорили о том, наша идеология сегодня недостаточна. Решение проблем, с которыми сталкивается школа, есть. Но то, что многое сводится к недостаточности зарплаты, я могу оценить, как беду и вину современной школы. Далее, на мой взгляд, попытка поставить общие вопросы начинает развиваться на вопросы частные - это тоже проблема, связанная с проблемой общей культуры. Но пока не будет решена проблема приведения системы образования в социальные рамки. Эта сфера жизнедеятельности общества должна существовать наравне и даже по некоторым параметрам выше политической и экономической правовой сфер общества. Кого мы выпускаем, тот и управляет нашим государством. Что мы даем детям, то они и имеют. Это проблема культуры и педагогической деятельности, это проблема ценностей образования, это проблема управленческой деятельности в образовании. Управленческая деятельность в образовании - это, на мой взгляд, общая проблема необходимости, или скажем так, наличного, недостаточного уровня понимания системы образования не как системы "оранжереи", в которой выращивается подрастающее поколение, а как ту систему, которая существует и определяет в большой степени; эта идея Владимира Ивановича, которую я очень разделяю. Определяет в большой степени и сегодняшний день современного общества, и, безусловно, но 150% завтрашний день этого общества. И пока мы не научимся сами смотреть на эту проблему именно так, как то место, где сегодня решаются проблемы общества в целом: проблемы экономики, политики, права, проблемы чего угодно. Пока мы не сумеем взглянуть на систему именно так, комплексно, то не сможем ни заставить кого - то взглянуть на эту проблему по - другому, ни заставить общество в целом развернуться к решению наших вопросов. Вот, намой взгляд, почему я все - таки оставила бы эту позицию культуры системы образования в целом и культуры отношения к системе образования извне тоже в целом.
           Абдрашитов Р.Т. Если нам ждать, пока за нас сверху все эти проблемы решат, сколько мы зря времени потратим. Работа над системой образования очень большая и сложная и, конечно, пути и подходы к ней самые различные. Но, с другой стороны, если посмотреть, то в любой системе образования очень много полезного. Если вы хотите сказать: давайте сначала разрушим до основания, а затем..., то это будет - потрясения. Но, как человек, который имеет отношение к науке, я могу сказать, что существует три способа. Первый - это путь естественной эволюции, т.е. система образования - это развивающаяся система: каждый входит, на каждом месте сидит человек, добросовестно пашет свой огород, потом они между собой через забор общаются, а значит, идеями обмениваются, появляются какие - то новые идеи. Со временем появляется та система образования, которая нужна обществу. Я считаю, что этот путь очень сложный, и потом, в пик эволюции она имеет эту пиковую ветвь, и мы можем попасть действительно в какой - то второй путь. Это директивный, программный способ. Т.е. в Москве правительство собирает самых умных людей, пишут какую-то программу, все расписано по мелочам всем и начинают делать. Но такие методы тоже нельзя сейчас принимать, не назову такие методы верными. Но я, например, придерживаюсь в таких случаях концепции управления продукцией, которая в общем - то, развивается, но имеется какая - то выработанная общая концепция у своих начальников а не общегосударственная, региональная концепция. Но здесь надо сказать, что это задача не одного дня, должен быть такой постепенный переход. Все ценное сохранить и именно управлять вот таким путем. Т.к. образование настолько сложная система, что нет ни одного рычага, где мы можем взяться за него и сразу тронуться. Это действительно очень большая и сложная система и здесь, конечно, нужна и техническая оснащенность. Ну, например можно взять такой процесс: технология образовательного процесса. Но, она должна проектироваться. Вот, проводилась конференция, по моей инициативе, оптимального проектирования технологического образовательного процесса. Ни одного доклада, ни вводного, ни тем, касающихся активизации проектирования этого вида. Теперь вот недавно было обсуждение проблем психологии образовательного процесса - ни одного концептуального доклада не было, то есть этим вы владеете, потом пытаетесь решить сложные проблемы вот такими вот обрывками, т.е. ведем партизанские методы. И тут необходимо найти общую концепцию.
           Смирнова Н.В. Мне казалось, что в конце разговора до последнего выступления мы совмещали просто две плоскости анализа. Попытку, нащупать проблему, я уж не говорю о пути их решения, и попытку решения вот этого вечного вопроса "Кто виноват?" Мне кажется, что любое проектирование любого действия, а если мы хотим что - то улучшить в регионе, то этот проект должен начинаться с анализа реального, с диагностики реального состояния. И вот эта диагностика, конечно, должна сочетать и анализ социокультурных особенностей региона, и производственно технологические потребности, и ситуацию с трудовыми ресурсами, экономическое состояние, всю нашу систему образования, ее анализ, увязанный с анализом всех этих сфер региональной жизни. И только тогда всерьез можно говорить о реальном проектировании путей решения регионального образования на управленческом уровне, на уровне педагогического сообщества, на уровне сообществ социальных, до семьи включительно. Поэтому смотрите - я только два момента хочу подчеркнуть. Сегодня главное управление образования при участии нашего института, пытается создать систему мониторинга достижения учащихся, т.е. попытка определить качества деятельности общеобразовательного учреждения, педагога отдельного. Система образования в целом начинается с анализа достижений учащихся. Пока без выводов, без всяких само и прочих обвинений. Что мы сегодня имеем? Вот такая система сегодня создается. В этом году она очень хорошо просматривается, уже есть, что анализировать. Второй уровень, сегодня, мы опять же во взаимодействии с главным управлением, с 94 годы мы проводим, продолжаем мониторинг, обращенный к педагогическому сообществу, к педагогам и руководителям. Я не говорю о том, что мы все время даем возможность всем слушающим оценивать нас. Мы прежде всего даем возможность каждому слушателю оценить каждого из нас. И рейтинг свой мы прекрасно знаем, свои плюсы и минусы. Но мы еще, поскольку мы даем возможность оценить себя, у нас есть нравственное право, да и обязанность, продиагностировать педагога: на уровне самооценки, на уровне диагностики, входной, тестовой, экспертной диагностики, с чем он пришел; и выходной, также тестовой, экспертной, что мы видим. Так вот, сегодня три года, у нас есть результаты этого мониторинга. И это позволяет нам говорить сегодня открыто и громко, и, мне кажется, уже пора об этом громко говорить - о тенденциях. Нет, ради бога, не для того, чтобы выяснить, кто виноват эта трясина, которая засасывает. А для того, чтобы увидеть проблему, и после этого искать пути ее решения. И, мне кажется, что это самый реальный путь улучшения ситуации в региональном образовании. Причем на всех уровнях, начиная с административного и кончая работой педагогов в школе, потому что я сегодня, не знаю, как вы, с одной стороны расстраиваюсь, что у нас такой разнообразный состав участников, да? А с другой стороны очень рада. Потому что, может быть, это одна из попыток всем членам педагогического сообщества, всем субъектам образовательного процесса, как мы любим говорить, попробовать в разных плоскостях, на разных уровнях, но поговорить об одних и тех же проблемах. Беда наша заключается в том, что проблемы образования мы решаем на разных уровнях, отдельно. А вот когда мы будем собираться вместе, вот тогда эта проблема сдвинется.
           Калина И.И. Я хочу сказать, что мы, по крайней мере, в своей практике вместе с ИУУ сегодня идем по этому пути. По этому при всех выездах мы стараемся встречаться со всеми учителями, с завучами, с директорами, с председателями методических объединений. Сейчас пошли на встречи с родителями и, даже, на встречи со старшеклассниками. Но я начать хочу с того, что да, наша беда состоит в том, что мы очень мало друг о друге знаем: управленцы и ученые, управленцы и учителя. Это главная сегодня беда. Но хочу сказать и о сетовании наших ученых. Ну уж так мир устроен, что никто не идет к пророкам, всю жизнь пророки шли в народ. Мы - народ, приходите. А вы пророки. Я понимаю, что не поиск "кто виноват" заставил меня говорить о деле, а желание побудить нас задуматься над тем, что система, я подчеркиваю это слово, чтобы мне не говорили про учительницу, отдельно взятую. Отдельно взятая учительница работает так, как мы организуем ее труд, и если она умеет выбиться из этого, то это скорее исключение, чем правило. Так вот, система образования, в частности я о школьной буду говорить, в том виде, в каком существует, не очень - то интересна обществу, власти, выбранной этим обществом. Мы почему-то всегда боимся об этом говорить. Потому ее проблемы решаются сегодня в основном через забастовки и голодовки. И в итоге общество не покупает сегодня систему образования, что было бы очень хорошо, а откупается от учителей, что ужасно само по себе. Поэтому для меня сегодня очень важно, и я надеялся сегодня и надеюсь получить еще в этом сообществе вашу помощь, определить цель управления региональной системой образования. Сохранять ли систему в привычном виде, причем нам всем так нравившемся виде, я должен сказать без иронии; и продолжать растолковывать обществу, что оно глупое и не понимает своей выгоды. Или попытаться все-таки, стараясь сохранить систему образования, повернуть вектор ее развития в строну, более совпадающую с потребностями общества. Даже если эти потребности лично мне или кому- то из вас не нравятся. Второе. Я возвращаясь к идее регионального и федерального. Все равно упорно думаю, что я прав. Вот, допустим, Волга - великая река, т.к. у нее много притоков - нет вопросов, но она великая еще и потому, что воды всех этих притоков в конечном итоге текут в одну сторону, а не растворяются в местном болоте. И поэтому, я свою роль вижу не только и ни сколько в том, чтобы идеи нашли место в нашей Оренбургской области, а в том, чтобы я помог прокопать им русло в великую реку, если они этого стоят. Ну и о законодательстве регионов. Я повторял и повторяю свой тезис: у нас есть закон об образовании. Если он плохой, это наша с вами вина, нам давали время его обсуждать в свое время и т.д. Но я не верю в то, что областной закон об образовании будет лучше федерального. Если это было бы возможно, значит, мы сумели бы повлиять на то, чтобы федеральный тоже был хорош. Поэтому попытка на футбольном поле создать кусок, где правила свои, у меня всегда вызывает большие опасения. Надо влиять на общие правила. И, наверное, роль регионов не в том, чтобы создать свои правила игры, а в том, чтобы активнее сегодня влиять на общие. А когда мы говорим о том, что давайте вот создадим свои, будем жить по своим законам, мы тем самым уходим как раз от главной роли региона влиять на федеральную политику. Мы замыкаемся, а это, на мой взгляд, очень опасно.
           Солодкая М.С. - Когда мы говорили о разделении регионального и федерального, мы говорили о том хорош ли центральный закон и плох ли местный закон. Я все-таки считаю, что местный хорош настолько, насколько он учитывает местные особенности. Я думаю, что мы должны сегодня сказать, что мы здесь вот есть это сообщество. Мы должны и философы, и управление образования - чиновники, мы педагоги и т.д. все объединиться и найти совместное решение всем проблемам.
           Купцов В.И. - Я думаю, что разговор был очень интересным и очень правильно, что здесь собрались представители совершенно разных уровней образования, и учителя - это очень важно. Думаю, что вы все согласитесь, что проблемы региональные, по сути дела те же что и общие. И точно также эти же проблемы обсуждаются, уверяю вас, почти в этой же тональности, в Академии, в министерстве - все те же аспекты. Правильна была постановка вопроса: "Зачем нам нужна Волга?" Конечно, нам не нужна совокупность отдельных речушек, но эти сотни речек должны пи- тать Волгу. Без этих речек никакой Волги не бывает. И действительно важно, чтобы не болота были, а именно поток в одном направлении. Но колоссально важно знать направление. Ведь направление не складывается в устье, ведь потоки толкают реку в этом направлении. Вот посмотрите, мы с вами обсуждали вопросы и международные, и федеральные, и, в общем, совершенно правильно ставим вопрос. Мне думается, что очень важно эту линию поддержать, сделать ее традицией в регионе. Я еще раз обращаю внимание, что если бы мы знали, куда эта Волга течет, а пока плохо знаем, и вот все эти речки, пока они блуждают, и они не дают еще этого направления Волги, особенно учитывая то, что у нас огромная перестройка. Но если мы будем на сегодняшний день ориентироваться, мы сломаем систему образования, мы теряем перспективу. Нельзя так делать. Как удержаться? Проблема. Что касается гуманизации и гуманитаризации. Очень важный вопрос. Гуманизация и гуманитаризация, абсолютно уверен, - это стратегия в развитии образования. Но эту стратегию нельзя понимать так, что гуманизация и гуманитаризация предполагают увеличение времени на гуманитарные дисциплины за счет естественных. Совсем не так. Надо гуманизировать и гуманитаризировать как раз преподавание естественных наук, тогда будет гуманизация и гуманитаризация этого преподавания. Мы понимаем, что региональные пробемы должны решаться, естественно, с опорой на общее понимание того, какие процессы в образовании протекают, как они решаются в других регионах, как они решаются на федеральном уровне и во всем мире. И я думаю, что у нас здесь реально сложилось, по-моему, правильное понимание того, что здесь противопоставление бессмысленно. Какая разница, откуда человек придет? Придет он из Новосибирска или из Орска или из Москвы. Важно, чтобы он пришел и дал конкретный результат, которым мы воспользуемся. Придет программа из Вашингтона, хорошая - пожалуйста, воспользуемся ей. Нам нужно быть открытыми здесь. И с другой стороны, приходит из центра плохая программа, ее тоже не надо брать, т.к. она плохая. И надо по этому поводу высказываться, и надо самим искать пути решения всех затронутых сегодня проблем.

 
 

CREDO - копилка

на издание журнала
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку